ДАЙДЖЕСТ
КАЛИНИНГРАДСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ВЕСТРЫБФЛОТ" ГОТОВИТСЯ К ПРОИЗВОДСТВУ
НОВОГО ПРОДУКТА
ЗАО "ВЕСТРЫБФЛОТ", одно из ведущих в Калининграде рыбопромышленных
предприятий, специализирующееся на ловле пелагических рыб в северо-восточной
зоне Атлантики, приступает в сотрудничестве с АтлантНИРО к осуществлению
проекта по производству фарша из северной путассу. Полуфабрикат впоследствии
будет использоваться в производстве рыбных и крабовых палочек для продажи
на российском рынке.
Цель проекта - получение большей стоимости за экономически малоэффективные
виды рыб. "ВЕСТРЫБФЛОТ" без затруднений продает на внутреннем
рынке примерно 40 000 т рыбопродукции из сельди, скумбрии, северной путассу
и лососевых рыб в год.
Примерно 80% улова продается в России, а остаток почти полностью уходит
в Беларусь. Пробная продажа начата также в Украину.
ПОЛЬСКИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ ДО СИХ ПОР ПРЕДПОЧИТАЕТ СЕЛЬДЬ
Согласно последнему статистическому опросу, проведенному институтом Морского
рыболовства в Гдыне, польские потребители отдают приоритетное предпочтение
сельди (68% респондентов), затем треске и скумбрии, за которыми следуют
карп, минтай, килька и камбаловые.
На вопрос, какой вид рыбы является наиболее ценным в питательном отношении,
25% опрошенных ответили - треска, 20% - сельдь, 17% - карп, 11% - лосось,
10% - радужная форель и 6% - скумбрия.
Результаты исследования подтверждают достойный удивления факт, что лосось
не считается более ценным видом, чем треска, сельдь или карп. Вероятнее
всего, это объясняется высоким уровнем цен на лосося на польском рынке,
а также ярко выраженным предпочтением белой рыбы, менее жирной, чем лосось
или угорь.
"WORLD FISH REPORT"
"БАЛТЭКСПО '98" В ПОЛЬШЕ
1 сентября девятая морская выставка "BALTEXPO '98" в польском
городе Гданьске открыла новый сезон международных выставок в Европе. Она
превзошла все предыдущие и по масштабам, и по количеству участников. 8
павильонов разместились на площади почти 20 тыс. кв. м. Более 430 участников
из 21 страны привезли на выставку все лучшее, над чем работали тысячи
ученых и специалистов-практиков. 4 государства - Дания, Финляндия, Германия
и Норвегия организовали на ней свои национальные павильоны. Россиян в
этой представительной компании не было.
Традиционно на выставке были представлены такие направления морской отрасли,
как судостроение, оборудование для судоверфей, двигатели и пропульсивные
системы, электрооборудование и электроника, судовое механическое оборудование
и т. д. Во всем многообразии показали себя польские судостроение и судоремонт.
Среди участников были также ведущие классификационные общества и международные
морские издания, порты, судоходные и агентирующие компании, а также многие
другие, представляющие практически все сферы морского бизнеса.
"СУДОХОДСТВО" 11/98
РОССИЯ МОГЛА БЫ УДВОИТЬ ПРОИЗВОДСТВО РЫБЫ
По сообщению агенства Интерфакс, производство рыбы в России достигнет
в 1998 г. 4,7-6 млн. т, но в официальных кругах существует мнение, что
страна могла бы удвоить производство до 9-10 млн. т, если бы полностью
использовала выделенные ей международные квоты.
Российские же капитаны используют из них всего лишь около 25-30%. Ожидается,
что суммарный улов в иностранных и международных водах составит 1,3 млн.
т при существующей суммарной квоте в 5-6 млн. т. Рыболовецким компаниям
в первую очередь не хватает денег для финансирования крупных экспедиций.
Они также нуждаются в океанских траулерах и плавзаводах-траулерах.
ПОЛЬША СТРЕМИТСЯ ИЗМЕНИТЬ УСЛОВИЯ ДОСТУПА В РОССИЙСКИЕ ВОДЫ
Предложение Польши изменить условия, согласно которым польские океанские
рыболовецкие суда производят платежи за уловы в российских водах, было
обсуждено на встрече, прошедшей в Москве в октябре 1998 г. Три польские
компании, заинтересованные в промысле минтая в российских водах, обратились
с просьбой считать основанием для платежа количество рыбы, выгруженной
на берег, а не квоту, указанную в соглашении.
Польские суда, ведущие промысел в российской прибрежной 200-мильной зоне,
сегодня обязаны платить 200 долл. США за квота-тонну минтая. Заинтересованные
компании в состоянии платить только половину этой суммы, а остальное доплачивается
за счет государственных субсидий. Однако в 1999 г. польское правительство
планирует выделить всего 5 млн. злотых для финансирования доступа в российские
воды вместо 18 млн., необходимых рыбной промышленности.
"AGRA EUROPE"
ЕС РАЗРЕШАЕТ ЭКСПОРТ РЫБЫ ЕЩЕ ДВУМ "ТРЕТЬИМ СТРАНАМ''
Комиссия ЕС внесла очередную поправку в список стран, которым разрешено
экспортировать рыбопродукты в ЕС, включив в него Мексику и Эстонию.
Проверки, проведенные Комиссией, подтвердили, что стандарты качества
переработки рыбы и безопасности рыбопродуктов этих стран соответствуют
стандартам, действующим в ЕС. Эстония и Мексика были включены в Список
N 1 стран, имеющих разрешение, на экспорт продукции в течение неограниченного
периода времени.
"EAST FISH" 5-6 /98
ТОННАЖ И ВОЗРАСТ МИРОВОГО ФЛОТА
Согласно "World Fleet Statistics", ежегодному изданию Регистра
Ллойда, тоннаж мирового флота в 1998 г. составляет 522, 2 млн. БРТ при
численности 85494 судна. Это на 14, 3 млн. БРТ больше по сравнению с предыдущим
годом.
Средний возраст мирового флота в этом году остался неизменным - 19 лет,
при этом наименьший - у контейнерных судов - 10 лет. Пассажирские суда
имеют самый старый средний показатель - 30 лет. Средний возраст танкеров
- 18 лет.
"WORLD FLEET STATISTICS"
РОССИИ НУЖЕН НОВЫЙ ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ РЫБНОЙ ОТРАСЛЬЮ
Профессор Александр Фридман (университет Род-Айленд, США) высказывает
свою точку зрения о ее состоянии в России
Прошло уже 14 лет с начала перестройки, однако работники этой отрасли
России в отчаянии от того, что проблемы как управления ресурсами, инвестирования,
маркетинга, так и социальные все еще остаются нерешенными благодаря тому,
что политика правительства строится не в интересах рыбной промышленности,
а на попытках восстановить командно-административную экономику и защитить
интересы тех, кто находится на вершине власти. А это в свою очередь ведет
к нарушению баланса между экономическими интересами рыбной отрасли и потребителем,
так как правительственные чиновники большее внимание уделяют политическим
реалиям. Квоты вылова могут быть установлены, напримет, слишком низкими,
чтобы завоевать благосклонность тех, кто находится на вершине пирамиды,
а политики порой принимают такие решения, которые позволяют им поддерживать
свой статус, но наносят невосполнимый ущерб состоянию рыбных ресурсов.
Поэтому для сохранения рыбной отрасли России необходим специальный правительственный
орган управления, который не только координировал бы все связанные с ней
вопросы, но и обладал бы законодательной инициативой, а также регулировал
иностранный промысел в своей национальной зоне и устанавливал бы квоты
исходя из интересов дела, а не сиюминутной выгоды. Он должен содействовать
также большему продвижению российской продукции на зарубежные рынки, предварительно
обеспечив ее соответствие гигиеническим требованиям и нормам ЕС наряду
с оказанием материально-технической помощи для развития рыбной промышленности.
С другой стороны, контрольные функции правительства можно было бы уменьшить,
предоставив больше самостоятельности предприятиям отрасли. Здесь хорошей
моделью могла бы стать независимая норвежская организация "Norges
Fiskarlag", представляющая интересы рыбаков и судовладельцев во взаимоотношениях
с правительством. Обязательный контроль существовал в России на протяжении
десятилетий на примере Главрыбвода в составе Минрыбхоза. Однако он был
пронизан коррупцией, особенно в плане того, что его чиновники помогали
в основном тем, кто хотел иметь огромные прибыли на нелегальном экспорте
рыбы за рубеж без уплаты налогов. Некоторые изменения в этом году уже
произошли, когда в составе ФПС было создано управление по защите биоресурсов,
силами которого уже проведены две успешных операции: по задержанию 13
северокорейских траулеров за незаконный промысел в Беринговом море, в
результате которой их правительство уплатило штраф; по задержанию китайского
рыболовного судна в районе Камчатского полуострова.
Как и во всем мире, российские рыбаки всегда рады не только получать
помощь от правительства, но и критиковать его. Они признают его право
на управление ресурсами, но уходят от дачи достоверной информации, что
приводит к неправильным управленческим решениям. Другим предметом критики
является то, что вместо введения системы владения квотами среди рыбаков,
чиновники предпочли ввести закон о плате за использование биоресурсов,
приведший к повышению уровня налогообложения отрасли. Не на пользу идет
также промедление в вопросе размещения контрактов на строительство новых
судов на отечественных или зарубежных верфях. В 1997 г. в стране их имелось
2000 единиц с судовыми установками более 300 л.с. и тысячи менее мощных,
значительная часть которых с большой степенью износа, с наличием тенденции
к уменьшению количества больших рыболовных судов и увеличению средних
и малых. Департамент по рыболовству считает, что флот в настоящее время
слишком мал, памятуя о былых временах и мечтая о судах под российским
флагом во всех районах Мирового океана. Положительным здесь является то,
что его увеличение могло бы привести к разработке части неиспользованных
ресурсов пелагических рыб, и несколько снизило бы продовольственную проблему.
Нетрудно предвидеть в ближайшие годы усилия в использовании неисчислимых
морских ресурсов малых пелагических рыб, особенно в южном полушарии, включая
кальмаров, других цефалоподов, криля и мезопелагических видов. В наличии
тенденция к потреблению человечеством малых пелагических видов с последующей
заменой их на мезопелагические в качестве сырьевого материала для рыбной
муки. Россия располагает опытными кадрами и флотом, чтобы решить эту задачу.
Однако для этого ей нужны инвестиции, ибо она сама не справится с этим
без международной помощи. Те, кто считает, что флот слишком велик, видят
в этом причину нехватки квот для всех и возможность неизбежного краха
тех, кто получил рыболовецкие суда по лизингу, из-за невозможности расплатиться
со своими кредиторами. Доказательством этому служит нынешний провал попытки
отрасли пополнить свой состав. Ежегодный улов снизился до 5 при потенциале
около 9 млн. т, включая 4 в российской экономической зоне, более 2,5 в
иностранных, свыше 2 в международных водах и 0,5 во внутренних.
Состояние рыбных ресурсов хорошее, репутация ученых отрасли пока еще
высока, что позволило им за последнее время открыть новые рыбные запасы.
Может быть еще не слишком поздно России использовать эти преимущества.
"WORLD FISHING", 7/98
В ЕВРОПУ ПО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛЕЕ
1 февраля 1997 г. Литва официально стала ассоциированным членом Европейского
Сообщества. Не совершая политических шагов, она планирует интегрировать
в его структуры экономически. В этом контексте не исключение и литовский
железнодорожный транспорт. Министерство сообщения уделяет большое внимание
развитию транзитных перевозок.
В национальной программе развития транспорта до 2010 г. сформулирована
стратегия интеграции в Европу через модернизацию транспортного сектора,
который должен быть приближен к европейским стандартам. Одним из ее элементов
является развитие железнодорожной линии с европейской колеей. В конце
мая 1997 г. правительство приняло политическое решение о предоставлении
государственного приоритета проекту прокладки такой железной дороги от
польско-литовской границы до Каунаса.
В проекте, предложенном немецким консорциумом, включающим в себя компании
"Kpupp GFT'', "Fa Klos" и "Высшая школа Эрфурта",
предлагается строить земельное полотно сразу для двух путей. Его общая
стоимость составит примерно 700 млн. литов. Финансирование предусмотрено
несколькими путями. Но это - технические детали, и все сходятся на главном:
такая линия нужна. Литовцы в Европу хотят ездить по-европейски.
"ТРАНЗИТ" (Эстония)
НОВЫЙ МОРСКОЙ МУЗЕЙ
После вывода из состава ВМС первого французского атомного подводного ракетоносца
"Редутабль" с межконтинентальными баллистическими ракетами на
борту развернулась кампания для сохранения его в истории для будущих поколений
соотечественников. Принято решение после переоборудования в сухом доке
в корабль-музей открыть его для доступа многочисленных посетителей. Он
станет единственным в своем роде и первым в мире музеем, основой которого
является атомная субмарина. Несмотря на значительную сумму предстоящих
затрат по его оборудованию, городов, желающих разместить музей, во Франции
нашлось предостаточно, среди которых наиболее вероятными кандидатами были
Брест и Шербур. Однако предпочтение все же было отдано Шербуру, главным
образом благодаря тому, что именно он является родиной первого французского
атомного подводного ракетоносца с баллистическими ракетами на борту. В
ходе своей эксплуатации "Редутабль" провел в походах в общей
сложности около 11 лет, прошел расстояние, равное многократным походам
вокруг земного шара или 3,3 раза от Земли до Луны. Подводный корабль трижды
модернизировался, на нем проходили свою службу 20 командиров.
После переоборудования и выполнения всех необходимых работ "Редутабль"
встанет в сухой док и будет вмонтирован в комплекс зданий старого морского
вокзала Шербура в качестве музея морской техники.
"COLS BLEUS" (Франция)
КОНСУЛЬТАЦИИ ПО СFP ПРОДОЛЖАЮТСЯ
Европейская комиссия провела серию встреч с представителями рыбной отрасли
стран, являющихся ее членами, и другими заинтересованными организациями
по вопросу создания Всеобщей рыбопромысловой полиции (CFP). Вторая фаза
консультаций, начатая еще в марте, продлится в других европейских центрах
до июня 1999 г. и будет посвящена проблемам повышения эффективности CFP.
В ходе первой фазы анкеты-опросники были предложены более 350 заинтересованным
респондентам всех стран-членов ЕС, ответы на которые получены пока от
172, в том числе с изрядной долей критики. Обсуждение вопроса и третья
фаза консультаций о создании СFP продлятся до 2002 г.
"SEA FOOD", 12/98
ГИСТАМИН "ЭЛИЗА"
Фирма "Иммунотех" (Марсель, Франция) приступила к реализации
нового продукта, изготовленного по инновационной технологии - гистамина
"ЭЛИЗА", который является единственным в своем роде сертифицированным
индикатором для определения уровня гистамина в рыбных продуктах.
Благодаря своей высокой чувствительности в пределах (1-500 ppm / 0.1
mg % - 50 mg %), один его комплект позволяет с высокой эффективностью
в течение часа проводить анализы и получать результаты по 96 тестам.
"ИММУНОТЕХ" (Франция)
|