СТАНЕТ ЛИ КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ ЧАСТЬЮ "СЕВЕРНОГО ИЗМЕРЕНИЯ" ЕВРОПЫ? 3/99 Информационно-аналитический журнал "Морская индустрия"  *** Maritime industry
 

Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
СТАНЕТ ЛИ КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ ЧАСТЬЮ "СЕВЕРНОГО ИЗМЕРЕНИЯ" ЕВРОПЫ?
Александр СОНГАЛЬ,заместитель начальника организационно-аналитического управления Областной думы

Основной задачей авторы этой инициативы считают привлечение внимания ЕС к "северной политике", которая, по их мнению, должна включать сотрудничество в регионе Балтийского моря, в регионе Баренцева моря, а также в других евроарктических регионах, сотрудничество в рамках Северного Совета, двусторонние связи и связи с соседними регионами. В ходе разработки концепции предполагается продемонстрировать долгосрочные преимущества работы с северными регионами Европы, включая огромные энергетические ресурсы Северо-Запада России. Традиционные вопросы безопасности затрагиваться не будут.

В качестве конкретной меры Финляндия выступила с предложением о пересмотре документов ЕС, имеющих отношение к Северу.

Предложение о разработке концепции СИ было подготовлено Финляндией к саммиту Европейского Совета в Люксембурге в декабре 1997 г. В результате настойчивых усилий финской стороны в заключительный документ саммита внесено следующее поручение Еврокомиссии: "Европейский Совет принимает к сведению предложение Финляндии относительно Северного измерения в деятельности ЕС и поручает комиссии представить промежуточный доклад по этому вопросу на будущей встрече Европейского Совета в 1998 г.". Доклад был представлен в декабре 1998 г. на саммите в Вене.

В числе основных принципов и идей, заложенных финнами в основу подготовки плана действий, могут быть названы следующие:

  • > СИ - часть внешней политики ЕС и регионального сотрудничества в северных регионах;
  • > географически СИ охватывает прибрежные регионы Балтийского моря, Норвегию и Северо-Запад России;
  • > политика СИ призвана высветить преимущества развития северных регионов и значение сотрудничества между ними для всего ЕС;
  • > регионы России, прилегающие к Евросоюзу, будут иметь более важное значение для политики ЕС в свете его долгосрочных интересов, в получении доступа к природным ресурсам, в развитии инфраструктуры и противодействия различным угрозам;
  • > в ходе расширения ЕС его "балтийская политика" постепенно превращается во внутреннюю, а контактная зона с Россией будет расширяться;
  • > пересмотр документов и программ ЕС, имеющих отношение к СИ, должен осуществляться, по мнению Финляндии, на основе вышеизложенных подходов.

Исходя из этих приоритетов, разработчики программы определили основные направления сотрудничества:

  • зависимость ЕС от внешних источников энергии придает стратегическую важность сотрудничеству в сфере разработки природных ресурсов Северо-Запада России;
  • главное значение будет иметь создание широкой сети газопроводов;
  • еще одним приоритетом является развитие распределительной сети электроэнергии в регионе Балтийского моря;
  • развитие транспортной сети и включение в общеевропейскую сеть;
  • обеспечение ядерной безопасности;
  • развитие торгово-экономического сотрудничества, стремление к устранению торговых барьеров, улучшению условий пересечения границ и транспортировки;
  • сотрудничество правоохранительных органов;
  • сотрудничество в сфере образования и научных исследований.

Финляндия, как заявляют официальные представители этой страны, не стремится к созданию новой институциональной структуры в рамках ЕС. Речь идет, по их словам, о стремлении к улучшению координации и полному использованию имеющихся инструментов. Предполагается, что СИ станет неотъемлемой частью отношений ЕС с Россией и ассоциированными странами. Ставится задача добиться совместимости политики ЕС с деятельностью таких организаций как Союз государств Балтийского моря (СГБМ), Северный Совет министров, Совет Баренцева/Евроарктического региона, Арктический совет, Хелком. При этом особенно важно добиться координации в деятельности различных источников финансирования.

В настоящее время финансовые средства для развития северных регионов поступают не только из бюджета ЕС, но и из международных институтов, донорства на двусторонней основе, национальных бюджетов. Роль программ ТАСИС и ФАРЕ предлагается сохранить и расширить с учетом СИ.

Итак, в промежуточном докладе Еврокомисси в декабре 1988 г. по сути дела приняты основополагающие принципы этой концепции, предложенной финнами. Дополнительно выделен еще ряд аспектов:

  1. Угроза окружающей среде в связи с промышленным и ядерным загрязнением.
  2. Угроза роста социального и экономического неравенства между государствами-членами ЕС и их соседями.
  3. Недоразвитость инфраструктуры, экономики и законодательства ряда государств региона.
  4. Угрозы, возникающие в связи с нелегальным оборотом наркотиков, нелегальной миграцией, контрабандой ядерных материалов, отмывкой денег и т.д.

Реализация конкретных программ в рамках Северного измерения призвана содействовать смягчению негативных последствий в связи с перечисленными угрозами. Для этого в частности предполагается:

  • Подготовить техническое обоснование программы использования энергетических ресурсов (особенно газа) на Северо-Западе России.
  • Уделить особое внимание проблемам, связанным с ядерной безопасностью и переработкой ядерного топлива и отходов в этом регионе.
  • Рассмотреть программы технической помощи для приграничных регионов в рамках приграничного сотрудничества.

Предусмотрены следующие направления реализации программ технического содействия для приграничных регионов, в частности для Калининградской области:

  1. Содействие развитию сотрудничества таможенных органов.
  2. Подготовка будущих административных работников.
  3. Сотрудничество в борьбе с организованной преступностью.

Таким образом, в отношении Калининградской области делается акцент на негативные факторы, воспринимаемые фин нами, а вслед за ними и ЕС как угрозы, которым необходимо противодействовать. При этом упор делается именно на административные методы, а не на взаимовыгодное экономическое сотрудничество.

Такое впечатление усиливается в связи с жесткой позицией финнов по вопросу о либерализации режима взаимных поездок в регионе Балтийского моря. Так на заседании Комитета старших должностных лиц (КСДЛ) СГБМ в Калининграде 17-18 фев ра ля 1999 г. представитель Финляндии Рене Ниберг однозначно заявил о невозможности каких бы то ни было исключений в режиме поездок для жителей Калининградской области в связи с предстоящим присоединением соседей по Балтике к режиму Шенгена.

В конце ноября 1998 г. Финский комитет по европейской безопасности провел семинар в Хельсинки по проблемам Калининградской области. Лейтмотивом выступлений большинства участников семинара была тема Калининградской области как проблемного региона, который требует специальных подходов в связи с нарастанием исходящих оттуда угроз. Как отметил председатель упомянутого комитета К. Кильюннен в редакционной статье "Обзора ОБСЕ" (N?4,1998 г.), подводя итоги состоявшейся дискуссии: ":многое в проблемах, которые стоят перед Калининградской областью, а также возникают в связи с неопределенными отношениями области с соседями, входит в круг вопросов, вызывающих озабоченность ОБСЕ". Участники семинара отмечали, что Калининград может превратиться в "хаотический рассадник насилия". Подчеркивалось укрепление в области "серой" экономики и контрабанды нефти, табака, янтаря, легковых автомобилей и оружия. Выражалось беспокойство в связи с тем, что принуждение стало элементом политической борьбы в области. Вместе с тем многие выступающие подчеркивали важность выработки особого режима сотрудничества региона с ЕС, расширения и укрепления приграничных связей.

Несмотря на то, что идея привлечь внимание к проблемам российского Севера в рамках сотрудничества с ЕС заслуживает самого серьезного внимания, нельзя не видеть, что на сегодняшний день СИ имеет вид предельно широкой концепции, активно используемой финнами для того, чтобы в качестве "экспертов по России" с наибольшей для себя пользой переориентировать программы ЕС прежде всего в направлении разработки нефтегазовых месторождений, освоении природных ресурсов российского Северо-Запада и т.д.

Калининградская область традиционно не входит в сферу деловой, культурной и иной активности Финляндии, а по некоторым направлениям (развитие портового хозяйства) находится с ней в отношениях прямой конкуренции.

Так, в течение 1997-1998 гг. в Калининграде и Хельсинки состоялись переговоры между дирекцией ЗАО "Росбалтпорт" (В. Андреев) и Финской национальной администрацией дорог (И. Эртимо) по вопросу подготовки ТЭО строительства контейнерного терминала в порту Восточный (г. Балтийск). Финская сторона не скрывала, что ее заинтересованность в развитии Калининградского портового комплекса продиктова на в первую очередь озабоченностью возможными экологическими последствиями строительства порта в Приморске. По мнению финнов, Балтийск представляет собой более безопасную по сравнению с Финским заливом альтернативу для строительства портового терминала для перевалки нефтепродуктов.

Несмотря на заверения финской стороны о том, что вопрос о выделении 3 млн. финских марок на подготовку ТЭО практически решен всеми заинтересованными министерствами (иностранных дел, окружающей среды и транспорта), деньги так и не поступили. Они объясняют эту ситуацию августовским финансовым кризисом в России, однако вряд ли это можно считать убедительным, поскольку речь шла о субсидии правительства Финляндии. Все это наводит на мысль о несерьезности деловых намерений финских партнеров. Не исключено, что речь шла об экономическом зондаже с целью оценки возможностей российских конкурентов.

В настоящее время Управлением государственной регистрации на территории Калининградской области зарегистрировано 4 предприятия с финскими инвестициями:

  1. "Диамар Инжиниринг" - уставной капитал 173,3 руб., практически не действует.
  2. "Балтфин Мэритайм Эйдженсис" - уставной капитал 42 тыс. руб. Основной заявленный вид деятельности - оптовая торговля. Заметной активностью предприятие не отличается.
  3. "Телемедиа" - уставной капитал 200 руб. Основные сфера деятельности - полиграфическая промышленность, торговля и информационно-вычислительной обслуживание. Предприятие реально работает.
  4. "Секометалл" - уставной капитал 2 млн. 100 тыс. руб. Предприятие достаточно активно работает в сфере вторичной обработки черных металлов и производства вторичных цветных металлов.

Таким образом, доля финских инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций в экономику Калининградской области весьма незначительна. Торговый оборот области с Финляндией также приближается к нулевой отметке.

В связи с вышеизложенным, на наш взгляд, концепция СИ нуждается в конкретизации с учетом как интересов России в целом, так и каждого из регионов. Что касается КО, то для региона наиболее важной остается задача обеспечения благоприятных внешних условий для развития Калининградской области и минимизации негативных последствий для населения региона в результате планируемого расширения ЕС. Очевидно, эта задача должна решаться в большей степени по линии отношений "Москва-Брюссель" и в меньшей степени - в треугольнике "Москва - Хельсинки - Брюссель".

И все же не хотелось бы заканчивать на пессимистической ноте. Безусловной заслугой разработчиков концепции можно считать привлечение внимания к быстро меняющейся ситуации в северной части Европы, к необходимости выстраивать новые отношения между ЕС и Россией. В конечном итоге об успехе "Северного измерения" можно будет судить лишь по конкретным проектам, которые удастся собрать под этой броской (весьма удачной!) вывеской. Разумной стратегией для калининградских властей, очевидно, было бы тщательное отслеживание ситуации вокруг СИ, а также выдвижение конкретных предложений, исходя из региональных потребностей и перспектив.

 

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
Rambler's Top100
Kaliningrad Banners Exchange Network.
Hosted by uCoz