О ПРОБЛЕМАХ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ЭКОНОМИКУ
Владимир Корельский, заместитель начальника Департамента международного
сотрудничества Правительства Российской Федерации, доктор экономических
наук, профессор
3-4 июня 1999 г. в Москве под эгидой Международного союза экономистов
состоялась Всероссийская научно-промышленная конференция "Подъем
промышленного производства в России, развитие межрегионального научно-промышленного
сотрудничества, создание новых рабочих мест в российских регионах".
Основной упор на ней был сделан на поддержку реального сектора экономики,
содействие отечественному производителю. С этой целью обозначилась линия
на снижение налогового бремени, развитие практики применения бюджета развития.
Говоря о подъеме промышленного производства следует прежде всего обсудить
ситуацию с инвестициями. Здесь Россия находится далеко не на первых ролях.
Иностранные инвесторы занимают в отношении России выжидательную позицию,
которая обусловлена неблагоприятным инвестиционным климатом и невысоким
инвестиционным рейтингом страны, ее высоким уровнем инвестиционных рисков.
И как следствие - сегодня объемы прямых иностранных инвестиций, привлекаемые
в Россию, составляют порядка 1% от общемировых, в том числе инвестиции
в реальный сектор экономики - менее 0,5%.
Несколько слов о лидерах по объемам накопленных иностранных инвестиций
по странам, отраслям и регионам. Картина, которая сформировалась в начале
90-х годов, мало меняется. Наши основные торговые партнеры лидируют и
по вложениям инвестиций. Следует отметить высокую долю инвесторов, имеющих
происхождение из Республики Кипр. Очевидно, что это оффшорные компании,
под видом которых в Россию приходят капиталы из других стран, и вполне
вероятно, что это и "беглые" российские капиталы. Проведем небольшой
анализ.
В общем объеме накопленных иностранных инвестиций лидируют инвесторы
из Германии (35,3%), США (15,1%), Франции (9,43%), Кипра (9,15%), Италии
(8,4%).
В общем объеме накопленных по прямым иностранным инвестициям лидируют
инвесторы из США (27,3%), Кипра (24,8%), Великобритании (7,5%), Германии
(7,5%), Нидерландов (4,9%).
Наиболее привлекательными отраслями для зарубежных капиталовложений остаются:
топливная (добыча и переработка нефти и угля), отрасли пищевой промышленности,
включая рыболовство и производство табачных изделий, отрасли связи, и
также торговля. Таким образом, иностранный капитал вкладывается в эксплуатацию
самых эффективных природных ресурсов (нефть, Газпром пока держит позиции
и привлекает только портфельные инвестиции), а также в отрасли с быстрым
оборотом капитала и относительно емким и стабильным рынком (продовольствие).
Иностранные инвестиции идут в регионы с высоким уровнем развития. Следует
сказать, что преобладание Москвы как лидера - это от части статистический
феномен, т.е. здесь зарегистрированы головные компании, а сами инвестиции
вкладываются в конкретные предприятия по всей России. Статистика выпуска
продукции предприятий с иностранными инвестициями, которая отражает фактическое
распределение капитала и производства, дает более реальную картину: доля
Москвы составляет порядка 25-30%.
В проводимой российским правительством по литике привлечения иностранного
капитала упор делается на прямые инвестиции, а не на краткосрочные
спекулятивные вложения, дестабилизирующие финансово-экономическую систему
государства. Слаборегулируемые спекулятивные капиталы в условиях спада
или стагнации достаточно быстро могут среагировать на ухудшение конъюнктуры
и устремиться обратно из страны.
Однако, что такое прямые инвестиции?
Здесь, как говорится, двух мнений быть не может. Сегодня под прямыми инвестициями
экономисты подразумевают отношения, связанные с иностранными инвестициями,
регулируемые Законом РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР".
Под иностранной прямой инвестицией понимается приобретение иностранным
инвестором акций предприятий или доли уставного (складочного) капитала
с правом на участие в управлении коммерческой организацией и контроле
за ее предпринимательской деятельностью, а также не посредственное участие
в создании, реконструкции, расширении и других формах развития предприятий.
Конечно, сегодня здесь не все так просто. Длительная задержка с принятием
основополагающих федеральных законов по инвестиционной сфере по-прежнему
негативно влияет на доверие к России со стороны потенциальных западных
кредиторов и инвесторов.
В 1999 г. вновь негативно повлияли на объемы привлечения иностранных
инвестиций затянувшиеся переговоры с МВФ по предоставлению кредита России,
нерешенность финансовых вопросов с Лондонским и Парижским клубами, падение
цен на энергоносители на мировом рынке, Балканский кризис.
Сейчас в России готовятся и принимаются важные законодательные акты,
призванные обеспечить благоприятный инвестиционный климат. Около 5 лет
ведется работа над новым законом об иностранных инвестициях, предусматривающим
расширение правового поля для предоставления иностранным инвесторам национального
режима, над законом "О свободных экономических зонах" и законом
"О концессионных договорах". В начале 1999 г. удалось принять
важнейший закон о соглашениях по разделу продукции и связанные с ним поправки
в другие законодательные акты. Продумываются меры по расширению возможностей
для привлечения на российский рынок иностранных банков и разрабатываются
правовые основы их деятельности.
Основные задачи по привлечению в российскую экономику иностранных инвестиций
определены 29 мая 1999 г. мерами Правительства Российской Федерации и
Центрального банка РФ по стабилизации социально-экономического положения
в стране. Они направлены на восстановление доверия зарубежных инвесторов
к России, улучшение ее имиджа на мировых рынках капитала, создание в стране
благоприятного инвестиционного климата.
В этой сфере приняты и действуют ряд законов: "Об инвестиционной
деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капиталовложений"
(введен в действие 25 февраля 1999 г. N? 39-ФЗ), "О лизинге"
(введен в действие 29 октября 1998 г. N? 164-ФЗ), "О бюджете
развития Российской Федерации" (введен в действие 26 ноября 1998
г. N? 181-ФЗ).
Продвинулась работа по принятию других законопроектов по вопросам международного
инвестиционного сотрудничества. Госдума 23 апреля приняла Федеральный
закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" с
учетом замечаний Президента РФ. Однако Совет Федерации отклонил его в
основном по причине предоставления гарантии стабильности от неблагоприятного
изменения законодательства только иностранным инвесторам. Такая гарантия
должна распространяться на всех инвесторов. Предстоит работа по подготовке
соответствующих поправок в правовые акты, особенно важно проработать эффективный
механизм реализации такой гарантии.
В Федеральном законе "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"
подтверждается национальный режим и стабильные условия для иностранных
инвесторов и устанавливается, что изъятия из национального режима могут
вводиться только федеральными законами.
Иностранным инвесторам могут быть предоставлены таможенные и налоговые
льготы, в частности при условии, что вложения капитала превышают сумму
500 млн. руб. или осуществляются в приоритетные отрасли производства или
виды деятельности.
Сохраняются льготы по уплате ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную
стоимость при ввозе инвесторами товаров, являющихся вкладом в уставной
капитал и представляющих элементы основных производственных фондов.
В условиях низкой инвестиционной активности, высокой стоимости внутреннего
банковского кредита, отсутствия значительных собственных средств у предприятий
для закупки оборудования на модернизацию и реконструкцию существующих
производств или строительство флота осуществить это очень трудно, так
как необходимо предоставление гарантий Правительства Российской Федерации
иностранному кредитору на 85% объема заемных средств, вкладываемых в финансирование
проекта.
При этом предоставление гарантий правительства должно осуществляться
в отношении кредиторов на конкурсной, срочной и платной основе с обеспечением
возвратности, гарантиями российских коммерческих банков, поручительствами
органов государственной власти субъектов. При этом обязательно оценивается,
не приведут ли новые кредиты к образованию первичного дефицита федерального
бюджета и увеличению его расходов на соответствующие годы.
По данному вопросу подписан Указ Президента Российской Федерации от 1
апреля 1999 г. N? 397. В связи с этим необходимо повысить внимание к проработке
показателей экономической эффективности проектов в разрабатываемых технико-экономических
обоснованиях. Проект Программы государственных внешних заимствований Российской
Федерации на 1999 г. предусматривает использование иностранных связанных
кредитов в объеме 2,26 млрд. долл. США под гарантии Правительства РФ.
Таким образом, в этих условиях программные действия, направленные на
увеличение объемов привлечения прямых иностранных инвестиций, должны развиваться
по двум основным направлениям:
- > во-первых, на уровне международных договоров - продолжение работы
по подготовке и подписанию соглашений по поощрению и взаимной защите
капиталовложений и соглашений об избежании двойного налогообложения;
- > во-вторых, на развитие российской законодательной базы, которая
оказывает существенное влияние на привлечение прямых иностранных инвестиций.
Однако это в свою очередь в значительной степени зависит от окончательного
принятия закона "О свободных экономических зонах".
Несмотря на сложности с принятием закона о СЭЗ за прошедшие несколько
лет, как видится нам, проведена работа по практической реализации идеи
создания свободных экономических зон в России, в том числе апробации основного
элемента СЭЗ - таможенного режима свободной таможенной зоны.
В первую очередь заслуживают внимания СЭЗ "Находка" в Приморском
крае и Особая экономическая зона в Калининградской области.
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 1996 г. N? 345 "О
некоторых мерах по стимулированию инвестиционной деятельности в свободной
экономической зоне "Находка" ведется работа по созданию российско-корейского
индустриального комплекса, который формируется как зона экспортного производства.
Российское правительство своим постановлением от 19 сентября 1997 г. N?
1191 одобрило проект Соглашения с пра ви тельством Республики Корея о
создании российско-корейского индустриального комплекса в СЭЗ "Находка".
В связи с принятием в 1996 г. Федерального закона "Об Особой экономической
зоне в Калининградской области" экономика области функционирует в
режиме свободной таможенной зоны. В результате увеличилось число предприятий
с иностранными инвестициями и объем накопленных иностранных инвестиций.
Произошел рост производства в традиционный для области рыбной промышленности,
расширились масштабы переработки грузов в морских портах.
Много вопросов сняло постановление Правительства Российской Федерации
N? 830 от 24 июня 1998 г. "Об установлении на 1998-2000 годы количественных
ограничений на отдельные виды товаров, ввозимых из других стран в таможенном
режиме свободной таможенной зоны в Калининградской области". Суть
этого документа состоит в том, что к товарам, ввозимым на территорию Калининградской
области сверх количеств, указанных в данном постановлении, льготный таможенный
режим не применяется. Указанные количественные ограничения продаются на
аукционах, а доходы от продажи квот поступают в федеральный бюджет. В
соответствии со ст. 50 Федерального закона "О федеральном бюджете
на 1999 г." эти доходы направлены на финансирование проектов Федеральной
целевой программы развития Особой экономической зоны в Калининградской
области на 1998-2005 гг. Эти меры позволили уже увеличить поступление
таможенных и налоговых платежей как в областной, так и федеральный бюджеты,
часть из которых позволит обеспечить защиту местных производителей, увеличить
занятость населения.
Опыт функционирования режима свободной таможенной зоны в Калининградской
области предлагают использовать на своей территории и другие субъекты
Российской Федерации. В частности, Государственная дума в апреле 1999
г. приняла Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Магаданской
области". Использование режима свободной таможенной зоны, по мнению
администрации Магаданской области, позволит поддержать местных товаропроизводителей,
усилить привлекательность области для иностранных инвесторов, увеличить
добычу золота и уменьшить его поступление в криминальный оборот, приблизить
уровень жизни населения региона к среднероссийскому.
Продолжается большая работа по подготовке проекта Федерального закона
"Об Особой экономической зоне на территории Курильских островов Сахалинской
области", который позволит открыть возможности для инвестиций в рыболовство
и повысить привлекательность работы в рыбном хозяйстве России не только
на самих островах, но и материке.
|