ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ
ТРЕБОВАНИЙ МЕЖДУНАРОДНОГО КОДЕКСА ПО УПРАВЛЕНИЮ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ
СУДОВ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЕМ ЗАГРЯЗНЕНИЯ (МКУБ)
Юлий Задорожный, Калининград
Давая рекомендации по внедрению МКУБ администрациями, международное сообщество
требует системного подхода к управлению от лиц, ответственных за управление
судами компании. Попробуем разобраться, что под этим подразумевается,
поскольку национальная нормативная и методическая база не раскрывает этого
с необходимой глубиной. Следствием является неадекватная интерпретация
текста МКУБ интеллектуальными субъектами. По этой причине сотрудники Компаний,
в большинстве своем, оказались не в состоянии идентифицировать Компанию,
как систему, выделить в ней подсистемы и построить связи между ними и
регламентируемой МКУБ(ом) Системой управления безопасностью.
Системный анализ являет собой нормативную методологию решения крупных
проблем, основанную на концепции систем. Он предназначен для решения того
класса проблем, которые находятся вне короткого диапазона рутинной деятельности.
Основное содержание системного анализа — в его концептуальном, т.е. понятийном,
аппарате, в его идеях, подходе и установках.
Идеи системного анализа позволяют отделить форму организации, обязанную
своим существованием истории, от содержания, которое остается одним и
тем же при любых методах. Овладение системной методологией дает отдельному
лицу понимание того, что "должно быть", ясное ощущение необходимости коллективной
работы и потребность совершенствования организации, а также четкое понимание
того, как это сделать и своего места и роли в этой работе. Люди, обладающие
"системными" представлениями, получают возможность договориться относительно
изменения организации при использовании новых методов.
Дисциплина мышления коллектива людей, диктуемая достаточно мощным и
ясным концептуальным аппаратом, возможно, является более важным фактором,
чем применение математического аппарата, позволяющего производить те или
иные расчеты, или использование отдельной модели. В таком интеллектуально
дисциплинированном коллективе то, что обычно, так или иначе, понимается,
но не выполняется, становится обязательным требованием, нормой профессионального
поведения. Дисциплина поведения лиц и коллективов, устанавливаемая руководством
на базе дисциплины мышления, позволяет им закреплять в процедурах принципы
методологии. Она позволяет весьма эффективно выявить и устранить предвзятость,
некомпетентность, недобросовестность и неаккуратность. Вместе с тем, появляется
возможность выяснить причины разногласий, так как все элементы процесса
решения, включая принимаемые спорящими сторонами предположения, становятся
демонстрируемыми.
Объем статьи не позволяет привести сам понятийный аппарат, поэтому перейдем
сразу к результатам интерпретации текста МКУБ и сопутствующих ему документов
с использованием этого аппарата.
Предполагаются три уровня решения проблемы: наднациональный, национальный
и судоходной компании, причем ответственность за результат решения возложена
на судоходные компании.
Решение проблемы безопасности, на уровне международного сообщества,
представляет из себя деятельность по улучшению характеристик (в данном
случае безопасности) системы международного судоходства. Этапы решения:
- · обнаружение проблемы в результате процесса идентификации симптомов
проблемы — аварий морских судов. Результатом процесса идентификации
симптомов стало описание условия, цели и возможностей в терминах системных
объектов, свойств и связей, т.е. в терминах структур и входящих в них
элементов. Условие определено в виде основных причин приводящих к аварийности
— несовершенство свойств человеческого ресурса, вовлекаемого в процесс
эксплуатации флота в виде персонала компаний, и отсутствие со стороны
компаний целенаправленной деятельности по улучшению свойств этого ресурса.
Проблема классифицирована как качественная (слабоструктурированная),
т.е. такая, которая не является численной и связана с детальным перечислением
будущих или плохо определенных ресурсов и их свойств или характеристик.
Цель состоит в создании возможности (которой ранее не существовало)
управления процессами обеспечения безопасности в международном судоходстве
путем нормативного привнесения в структуру каждой компании стандартного
элемента в виде системы управления безопасностью (СУБ);
- · оценка актуальности проблемы, как заслуживающей безотлагательного
решения;
- · ограничение проблемы задачами охраны жизни людей, их имущества
и среды обитания;
- · определение цели в виде привнесения международного стандарта
по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения
(Приложение к Резолюции ИМО А.741(18) от 4.11.1993 г., преамбула);
- · назначение принуждающих связей в виде придания этому стандарту
статуса императивной нормы международного права (IX глава конвенции
СОЛАС) и придание национальной администрации, статуса государства порта,
ответственным за контроль соблюдения этого стандарта в отношении судов
под чужим флагом (циркулярное письмо MSC/Circ.890/MEPC/Circ.354 от 11.12.1998
г. "Временное руководство по контролю судов государством порта в отношении
МКУБ")
- · формулирование критериев соответствия этому стандарту для судов
частных компаний (циркулярное письмо MSC/Circ.890/ MEPC/Circ.354 от
11.12.1998 г. "Временное руководство по контролю судов государством
порта в отношении МКУБ").
Решение проблемы безопасности на национальном уровне предполагает деятельность,
минимум которой регламентирован стандартом безопасности (МКУБом). Этапы
решения (стандартизированные):
- · обнаружение проблемы — произведено на наднациональном уровне;
- · оценка актуальности — произведена на наднациональном уровне;
- · ограничение проблемы — максимально допустимое ограничение произведено
на наднациональном уровне, но было бы весьма полезным конкретизировать
ограничение следующим образом: охрана жизни людей, их имущества и среды
обитания осуществляется, исходя из понимания судна как источника повышенной
опасности, плавучего объекта переменной массы и опасного производства;
- · определение цели — минимально допустимая цель сформулирована
на наднациональном уровне (Приложение к Резолюции ИМО А.471(18) п.1.2.1);
- · назначение принуждающих связей — администрация определена ответственной
за освидетельствование, в национальных рамках, как государство флага,
компаний на предмет соответствия требованиям стандарта безопасности
(Приложение к Резолюции ИМО А.471(18) п.п. 13.2, 13.4), текущий надзор
за надлежащей работой системы управления безопасностью (Приложение к
Резолюции ИМО А.471(18) п. 13.5) и текущий надзор за судами по линии
МКУБ, как государство порта (циркулярное письмо MSC/Circ.890/ MEPC/Circ.354
от 11.12.1998 г. "Временное руководство по контролю судов государством
порта в отношении МКУБ");
- · формирование критериев соответствия и надлежащей работы — администрациям
рекомендовано ограничиться выработкой критериев соответствия в форме
предписанных решений системы управления безопасностью, ориентированных
на выполнение специфичных целей (Приложение к Резолюции ИМО А.788(19)
от 23.11.1995 г. пп. 2.1.3, 2.1.4), критерий надлежащей работы системы
управления безопасностью построен по принципу дополнения и состоит из
двух дифференцированных подкритериев: "Несоответствие" и "Существенное
несоответствие", которые могут быть применимы только в отношении объективных
доказательств, основанных на наблюдении, произведенном в процессе аудиторской
проверки (Приложение к Резолюции ИМО А.788(19) от 23.11.1995 г. п.п.
1.1.10, 1.1.11,).
Объем статьи не позволяет рассмотреть решение проблемы безопасности
на уровне компании с сохранением структуры, использованной для наднационального
и национального уровней, поэтому ограничимся рассмотрением ключевых положений.
Поскольку наша национальная администрация не последовала рекомендации
международного сообщества и не выработала критериев соответствия МКУБ
для компаний в форме предписанных решений системы управления безопасностью,
т.е. не дала ее нормативного описания в общем виде, а ограничилась повторением
общих требований к системе из МКУБа, то попробуем ответить на вопрос,
что представляет собой СУБ с точки зрения системного анализа.
СУБ в общем виде — это подсистема обратной связи, которая генерирует
процесс управления компанией. Управление с помощью обратной связи — средство,
при применении которого существующее состояние выхода преобразуется в
желаемое состояние выхода. В подсистеме обратной связи функционально и
операционно объединены модели выхода, проверки соответствия и модели воздействия.
Эти модели порождают воздействие, заполняющее промежуток между желаемой
и существующей системами, и, тем самым, сохраняющее или улучшающее действие
системы в предписанных пределах. Обратная связь полагает более или менее
формальное применение результатов действия и политики с целью регулирования
хода дел.
Управление с помощью обратной связи — адаптивный процесс решения проблемы
и обучения. Общие элементы управления с помощью обратной связи, выраженные
в терминах процесса решения проблемы: перестройка объектов, свойств и
связей существующей системы; преобразование выхода системы во вход для
целей регулирования модели выхода и критериев действия системы; воздействие
на идущий процесс с целью сохранения или улучшения действия системы; обучение
и познание, которые априори позволяют различить существующее и желаемое
состояние.
Модель выхода является представлением ожидаемого исхода (применительно
к принятому решению, определяющему процесс) и является ограничением процесса
обратной связи. Модель проверки соответствия представлена алгоритмом операции
проверки соответствия. Модель воздействия определяет принимаемую форму
воздействия. Форма воздействия описывается в терминах содержания воздействия,
формы сообщения, определяющего содержание воздействия и скорости доставки
сообщения.
Таким образом, СУБ является сосредоточением описаний основных характеристик
компании и представляет оптимальную, с точки зрения эффективности, интегральную
точку контроля.
Политика представляет собой описание принуждающих связей и критериев
действия системы. Ограничением системы обратной связи выступает комбинация
целей и принуждающих связей. Ограничения устанавливаются потребителем
выхода СУБ, в нашем случае — это государства флага. Политика формируется
компанией. Присутствие в политике и ограничении общего для них элемента,
принуждающих связей, обеспечивает соответствие критериев действия системы
назначенным целям.
Цель — исход, подлежащий достижению. Цель состоит в том, чтобы сохранить
или улучшить характеристики системы (компании). Определение цели может
быть дано в терминах требования к системе (что и имеет место в нашем случае)
или в терминах желаемого состояния. Семантический смысл предложений, описывающих
цели, предписанные МКУБом, позволяет сделать вывод, что международное
сообщество предписывает решение проблемы безопасности как решение, определяющее
процесс, а не исход. Этот подход, в отличие от решения, определяющего
исход, полагает описание проблемы, как внутренне сложной, разделенной
на свои составляющие, последовательно соединенные части. Такое разделение
проблемы на осмысленные части обеспечивает формальную перестройку ее структуры,
что и позволяет найти решение. Решение, определяющее процесс, позволяет
решать важные проблемы по этапам и устанавливать промежуточные исходы
и альтернативы.
Принуждающие связи — условия, которые осмысленно ограничивают цель,
делают ее измеримой и описывают, как она должна быть достигнута. Они определяют
границу системы обратной связи в контексте ограничения проблемы.
В самом общем виде принуждающая связь в отношении специфических целей
и конкретного типа судна будет выглядеть следующим образом: компания,
участвуя в обеспечении безопасности на море, предотвращении несчастных
случаев или гибели людей и избежании вреда окружающей среде, в частности,
морской среде и имуществу, принимает на себя обязанности по выполнению
всех обязательных норм и правил, а также принятию во внимание таких-то
рекомендованных кодексов, руководств и стандартов в отношении таких-то
ключевых операций на своих судах, отнесенных к такому-то типу путем: установления
процедур выполнения таких операций такими-то должностными лицами компании,
осуществляющими управление, выполнение и проверку работы, касающейся безопасности
и предотвращения загрязнения; определения ответственности, полномочий
и взаимоотношений этих лиц; организации такой-то подготовки этих лиц и
такого-то их ознакомления с процедурами, полномочиями и ответственностью;
создания таких-то необходимых условий для осуществления ими своих функций;
назначения таких-то стимулов для мотивации их надлежащей деятельности;
осуществления систематического непосредственного и косвенного контроля
выполнения установленных процедур этими должностными лицами.
Критерии действия системы определяют, каким образом ограниченная принуждающей
связью цель может быть измерена. Критерии выводятся из ограничения проблемы,
и дают возможность судить о решении.
В самом общем виде критерии действия системы в отношении специфических
целей и конкретного типа судна будут выглядеть следующим образом: компания
считает, что специфические цели достигнуты, если в отношении всех выявленных
отклонений от установленных процедур выполнения таких-то ключевых операций
на своих судах отнесенных к такому-то типу такими-то должностными лицами
персона компании, осуществляющими управление, выполнение и проверку работы,
касающейся безопасности и предотвращения загрязнения, предприняты своевременные
упреждающие и корректирующие воздействия в отношении этих должностных
лиц в рамках определенной для них ответственности и назначенных стимулов,
а случаи аварий, травм, гибели людей и загрязнения морской среды отсутствуют.
В общем виде функциональная схема обратной связи представлена на рис.
1.
Решение проблемы достигается в процессе итерации циклов управления,
где под управлением понимается средство в виде обратной связи для обработки
входа и выхода с целью измерения степени использования ресурсов.
Структура процесса компании понимается как совокупность связей между
тремя подпроцессами: основным процессом (эксплуатация судов), обратной
связью (управление безопасностью) и ограничением (системным процессом,
который возбуждается потребителем /международным сообществом и администрацией
в части безопасного процесса эксплуатации судов и защиты от загрязнения/,
ограничение системы, принимаемое в результате процесса ограничения и представляющее
собой комбинацию целей и принуждающих связей, отражается моделью выхода)
выхода компании.
Основой деятельности компании по безопасной эксплуатации судов и предотвращению
загрязнения является сознательно выполняемая функция (т.е. исполняемая
с намерением, а не случайно), она возбуждает систему (компанию в целом
и судно с экипажем в частности), которая в свою очередь начинает действовать.
Эта сила складывается из действий людей и процедурных операций, заложенных
в конструкцию системы. МКУБ выделяет одну категорию таких лиц — это должностные
лица компании, осуществляющие управление, выполнение и проверку работы,
касающейся безопасности и предотвращения загрязнения.
Основой деятельности компании по управлению безопасностью и предотвращению
загрязнения является сознательно выполняемая функция, она возбуждает систему
(СУБ), которая в свою очередь начинает действовать. Эта сила складывается
из действий людей и процедурных операций, заложенных в конструкцию системы.
МКУБ выделяет три категории таких лиц:
- • руководство компании, которое обязано производить проверку, обзор
и оценку деятельности СУБ, определять корректирующие действия, связанные
с выявленными отклонениями;
- • назначенные лица, которые обязаны осуществлять контроль соблюдения
норм безопасности и предотвращения загрязнения, связанных с эксплуатацией
каждого судна, производить накопление данных об отклонениях от таких
норм, определять корректирующие действия, связанные с этими отклонениями
и докладывать руководству компании о случаях несоблюдения требований,
несчастных случаях и опасных ситуациях;
- • капитаны судов, которые обязаны реализовывать политику компании
в области безопасности и защиты окружающей среды, побуждать экипаж к
соблюдению этой политики, проверять выполнение предъявленных требований,
осуществлять корректирующие действия путем издания приказов и инструкций,
докладывать компании о случаях несоблюдения требований, несчастных случаях
и опасных ситуациях, оценивать СУБ и сообщать компании о выявленных
недостатках.
Такое требование полагает создание трех уровней работы СУБ компании:
- · уровень руководства компании в отношении назначенных лиц;
- · уровень назначенного лица в отношении капитанов судов;
- · уровень капитана судна в отношении судна с экипажем.
Исходя из этого, целесообразным будет назначить соответствующую иерархию
СУБ компании в части формирования и идентификации ее подсистем:
СУБ компании (процессор — руководство на самом высоком уровне);
Подсистема СУБ (процессор — назначенное лицо);
Подсистема СУБ (процессор — капитан судна);
Подсистема СУБ (процессор интегрированный — судно с экипажем).
Где судно с экипажем - интегрированная человеко-машинная подсистема
с высокой степенью интенсивности. Интегрированный процесс — процесс, в
котором объекты подсистемы теряют свой независимый характер. Интеграция
судовых процессов обусловлена судовыми расписаниями, проектом судна, нормами
и правилами.
Такая функциональная иерархия, построенная по линейному принципу, отнесенному
к функции обеспечения безопасности, с учетом применения апробированных
норм управляемости позволит сконцентрировать всю проблематику безопасности
только в назначенных местах и с максимальной эффективностью ее разрешать
(рис. 2).
С учетом вышеизложенного и применительно к специфическим целям СУБ можно
определить как подсистему обратной связи компании, функционально нацеленную
на обеспечение выполнения норм и рекомендаций по безопасному выполнению
ключевых судовых операций определенным кругом персонала компании.
Отсутствие необходимой общественной практики применения системного анализа
в его естественно-языковой интерпретации и, как следствие, неразвитость
русскоязычной версии понятийного аппарата, создаст для судоходных компаний
большие трудности при реализации идей и норм, содержащихся в МКУБе, если
не будет организована конструктивная методическая помощь со стороны Администрации.
|