КАКИМИ ДОРОГАМИ ВЪЕДЕМ В ЕВРОПУ
О модернизации и развитии транспортной инфраструктуры Литвы - дорог, портов,
терминалов в целях приведения их в соответствие с требованиями Евросоюза
и о стоимости этих работ корреспонденту "Кяляса" (раздел литовской
газеты "Республика") рассказывает вице-министр сообщения
А. Щакалис.
Цели
В сентябре 1995 г. на объединенном заседании Транспортного совета Еврокомитета
и министров транспорта ассоциированных государств было рекомендовано провести
оценку потребностей транспортной инфраструктуры стран-кандидатов в Евросоюз
для подключения в единую общеевропейскую систему.
Цель процесса оценки потребностей транспортной инфраструктуры (TINA)
- на основе транспортной сети стран-кандидатов определить будущую трансевропейскую
сеть в расширенном Европейском Союзе. В целях выполнения и контроля над
программой Европейская комиссия образовала группу высокопоставленных должностных
лиц от всех стран Евросоюза и 11-ти стран-кандидатов - Болгарии, Чехии,
Эстонии, Венгрии, Латвии, Литвы, Польши Румынии, Словакии, Словении и
Кипра.
Группа TINA начала свою работу в трех географических регионах - Балтийского
моря, Центральной Европы и Юго-Восточной Европы. В настоящее время этими
подгруппами руководят соответственно Германия, Австрия и Греция.
Группа также должна провести оценку общих потребностей транспортной инфраструктуры
в одиннадцати странах, создать общую мультимодальную транспортную сеть,
охватывающую различные виды транспорта и соединить эту часть Европейской
сети с уже существующей транспортной системой ЕС. Таким образом, должна
быть создана транспортная инфраструктура, обеспечивающая перевозки и услуги
на протяжении всего расширенного Союза, а также удовлетворяющая транспортным
потребностям в торговле со странами, которые не будут членами Евросоюза.
Сеть в странах-кандидатах после их присоединения станет частью трансевропейской
транспортной сети расширенного Евросоюза.
TINA в своей работе опирается на следующие положения:
- сеть должна соответствовать критериям, изложенным в тезисах Евросоюза
о развитии трансевропейской транспортной сети;
- технические стандарты будущей инфраструктуры должны соответствовать
мощностям отдельных компонентов сети и ожидаемой интенсивности движения;
- сеть будет сформирована к 2015 г.;
- расходы по созданию сети должны определяться согласно реалистичным
прогнозам и в соответствии с финансовыми ресурсами таким образом, чтобы
средние расходы до 2015 г. не превышали 1,5% валового внутреннего продукта.
Сеть TINA сформирована на базе основной сети, которую предложила Еврокомиссиия.
Она охватывает важнейшие коридоры 10-ти мультимодальных государств TINA,
утвержденные в ходе lll Всеевропейской транспортной конференцией и основную
сеть (транспортные коридоры на территории стран-кандидатов), на завершение
которой потребуются расходы в 3/4 от этой суммы.
Предложенную TINA основную сеть составляют приоритетные мультимодальные
транспортные коридоры l и lX, охватывающие 893 км дорог, 1184 км ж/д путей,
а также транспортные узлы - Клайпедский морской порт, Вильнюсский и Каунасский
аэропорты. Дополнительные компоненты сети включают в себя 715 км дорог,
168 км ж/д путей и аэропорт г. Паланги. Общая протяженность дорог TINA
в Литве - 1608 км, ж/д путей - 1316 км.
В секретариат TINA были представлены детальные описания транспортных
коридоров и транспортных узлов Литвы, сделан прогнозный анализ пропускной
способности коридоров и портовых мощностей до 2015 г. Определены приоритетные
проекты по модернизации, восстановлению и строительству транспортной инфраструктуры.
Общая стоимость этих проектов (долж ны быть реализованы до 2015 г.) по
предварительным оценкам достигает 2,328 млрд. экю (более чем 10,5 млрд.
лит), из них: на программу модернизации ж/д структуры - 948 экю (42,6%),
на модернизацию автомобильных дорог - 607 млн экю (26,1%), на расширение
инфраструктуры Клайпедского порта - 588 млн экю (25,3%), на реконструкцию
и модернизацию аэропортов - 141 млн экю (6,0%).
За счет предлагаемых инвестиционных вложений планируется увеличить скорость
движения поездов на отрезке Виль нюс-Клайпеда до 160 км/час, обустроить
ж/д и автомобильные пограничные переходы, модернизировать сигнализационные
телекоммуникационные системы на основных ж/д линиях, проложить новый участок
ж/дороги европейской колеи с центром управления в Каунасе, предусмотрев
возможность транспортировки грузов по ж/д на большие расстояния.
В автодорожной сфере предлагается завершить реконструкцию "ВИА-БАЛ
ТИ КИ", восстановить и укрепить дорожное покрытие на трассах Вильнюс-Клайпеда,
Вильнюс-Паневежис-Шяуляй-Клайпеда, построить окружную дорогу вокруг Вильнюса,
реконструировать дорогу Шяуляй-Таураге с окружными участками вокруг этих
городов, а также реконструировать и ввести новые объекты и строения инфраструктуры
(мосты, виадуки, разноуровневые перекрестки).
В Клайпедском порту будет реконструирован вход в гавань, углублена акватория
основных терминалов порта (до 14-16 м), установлены контейнеры, терминалы
для сыпучих грузов, реконструирован терминал типа РО-РО, а также предусмотрено
развитие северной части порта (глубина прибрежной части до 18 м). Мощности
Клайпедского порта таким образом увеличатся до 35 млн т в год. Предполагается
увеличить метеорологический минимум Каунасского и Палангского аэропортов,
улучшить инфраструктуру обслуживания пассажиров и модернизировать системы
управления полетами в Вильнюсском аэропорту.
Претворение в жизнь данной программы TINA позволит приблизить транспортную
инфраструктуру Литвы к техническим стандартам Евросоюза и постепенно подключиться
к густой трансевропейской транспортной сети, учитывая и возросшие транспортные
потребности Союза. Необходимо отметить, что пакет литовских предложений
вместе с предложениями других стран Балтии, Чехии, Болгарии и Словении
относят к разряду таких, на реализацию которых потребуется меньше расходов.
Проведенная на сегодня работа показала, что для приближения к техническому
уровню транспортной инфраструктуры стран ЕС необходимо в корне изменить
политику финансирования. Уже в 1999-2001 гг. в инвестиционной программе
государства следовало бы предусмотреть финансирование проектов развития
инфраструктуры TINA.
Возможности дополнительного финансирования
В "Повестке дня 2000" Еврокомиссия объявила о выделении помощи
странам Центральной и Восточной Европы, стремящимся в ЕС, ежегодно 3 млрд.
экю, из них 1 млрд экю - в Фонд структурной помощи Согласия (ISPA), который
предоставляет финансовую помощь для реализации проектов в области экологии
и развития трансевропейской транспортной сети. Для нуждающихся в помощи
стран такая поддержка структурных фондов - большой дополнительный источник
финансовых средств.
Средствами этого структурного фонда можно будет воспользоваться с 2000
г. Уровень планируемой помощи будет достигать 75 % всей потребности, однако
для получения этих денег необходимо наличие финансирования самим государством.
Поэтому соответствующая подготовка позволит лучше решать вопросы финансирования
не только за счет средств фонда, но и воспользоваться помощью других международных
финансовых организаций.
Эта помощь поровну распределяется на мероприятия экологического характера
и развития транспортной инфраструктуры. Финансироваться будут только такие
мероприятия, затраты на которые составляют не менее 5 млн экю. Помощь
странам-кандидатам Центральной и Восточной Европы будет оказываться в
зависимости от площади страны, числа жителей и внутреннего валового продукта.
Также будут учитываться и потребности самих стран.
Установлены и приоритеты - это железные дороги, автомагистрали, порты
и аэропорты. Министерство сообщения Литвы, основываясь на планах развития
сети транспортной инфраструктуры TINA в Литве совместно с секретариатом
TINA в Вене подготовило список проектов по улучшению транспортной инфраструктуры,
которые в первую очередь могли бы быть обеспечены финансированием из фонда
ISPA. На данном этапе в список включены 24 мероприятия (улучшение и реконструкция
сети), которые охватывают все транспортные секторы, и особый акцент сделан
на реализацию проектов по ж/д, автомагистралям и морским портам.
Для дальнейшего этапа работы выделен краткий перечень проектов в зависимости
от их готовности. Этот список был представлен европейским делегациям,
координатору ISPA, а также ответственным сотрудникам Европейского инвестиционного
банка.
Министерство сообщения Литвы будет придерживаться в отношении ISPA подобной
структуры управления секторами по реализации проектов как и в случае подготовки
программы TINA. Вопросы стратегии развития транспортной инфраструктуры
буду координировать я и Департамент транспортной политики и международных
отношений министерства. Входящие в этот департамент отдел стратегии транспортных
инвестиций (4 человека) и Дирекция транспортных инвестиций (6 человек)
будут отвечать за оценку проектов, общую координацию при их подготовке
и мониторинг в ходе реализации. В подготовке проектов не посредственно
будут принимать участие отдельные подразделения транспортных секторов
центральных администраций по инвестиционным программам. Исследовательский
институт дорожного хозяйства - основная инфраструктура Министерства сообщения
в плане консультаций по подготовке проектов (включая экономический анализ,
а также оценку воздействия на экологическую обстановку) - и будет готовить
эти проекты.
Перевел Ю. Хлебников
|