Российско-иностранный ТЕХНОПОЛИС как основа развития морехозяйственного
комплекса Калининграда
В.В. Ивченко, профессор, руководитель Балтийского центра стратегических
исследований и инноваций Калининградского государственного университета,
проректор
Морской хозяйственный комплекс занимает по своему удельному значению
ведущее место в промышленности Калининградской области. Его развитие при
активном взаимодействии с Петербургским портово-промышленным комплексом
открывает реальные перспективы быстрого подъема экономики всего эксклавного
региона России уже в ближайшие годы. Предприятия, входящие в этот комплекс,
относятся к наукоемким и капиталоемким производствам, которые для обеспечения
эффективности и конкурентоспособности своей работы нуждаются в современном
и интенсивном научно-техническом и инновационном обслуживании.
В Калининградской области за последние десятилетия сложился современный
многоотраслевой хозяйственный комплекс, во многом ориентированный на обеспечение
морехозяйственной деятельности страны и выпуск наукоемкой продукции и
услуг. Этому в значительной степени содействовал достаточно мощный для
такого небольшого региона России научно-технический потенциал, включивший
несколько десятков академических, отраслевых и заводских научно-технических
организаций. В системе развития производительных сил данного региона и
в целом ряде сфер научно-технической деятельности и России он занимал
ведущее место.
Глубокий экономический кризис переходного периода, поразивший в 1991-1997
гг. страну, непосредственно коснулся научно-технического потенциала Калининградской
области, привел к его резкому спаду и вплотную подвел к опасной черте
необратимого разрушения. Все это усугубилось новым, эксклавным положением
области по отношению к остальной части страны. Многие уникальные по характеру
своей деятельности научные организации, занимающиеся исследованиями и
разработками в таких областях, как изучение ресурсов Мирового океана и
глубоководные исследования, разработки в области электротранспорта и создания
микродвигателей, создание плазменных реактивных двигателей для космических
аппаратов, проектирование техники океанического рыболовства и переработки
рыбы, создание новых технологических процессов постройки и ремонта судов,
изучение запасов рыб Атлантического океана и многого другого, попали в
исключительно тяжелое положение. Их потенциал стал быстро сокращаться,
стали уходить в другие сферы деятельности одаренные ученые и конструктора.
Изменение научно-технического потенциала области за 1991-1997 гг. наглядно
видно из таблицы.
Поиск путей сохранения и развития НТП Калининградской области как основы
подъема качества и конкурентоспособности промышленности региона в новых
условиях, осуществленный в своих исследованиях творческой группой специалистов
Калининградского государственного университета, Балтийской государственной
академии рыбопромыслового флота и Калининградского государственного технического
университета под руководством автора, привел к идее создания в регионе
новых организационных форм инновационной деятельности. Такими основными
направлениями являются перевод на принципы инновационной деятельности:
диверсификация и коммерциализация работы научных организаций, более четкая
ориентация на рынок потребителей научно-технической продукции, установление
тесных связей с зарубежными научными центрами и технопарками. На первое
место выступает создание "российско-иностранного технополиса".
Каковы же цели, задачи и формы организации технополиса?
Под общим термином "российско-иностранный технополис" понимается
ассоциация научно-технических организаций, научно-промышленных парков,
инновационных и бизнес-центров, а также других предприятий инновационного
характера, организованных соответствующим образом.
Главной целью создания "технополиса" в Калининграде является
сохранение, эффективное использование и развитие преимущественно на коммерческой
основе научно-технического потенциала региона на принципах инновационного
подхода к созданию и доведению до потребителей научно-технической продукции.
Организационное формирование "технополиса" должно строиться
в тесной увязке со всей системой льгот Особой экономической зоны и в будущем
может иметь крупное федеральное значение для России. Анализ показывает,
что основными задачами этой ассоциации с учетом зарубежного опыта должны
являться:
- создание инфраструктуры и условий, обеспечивающих эффективную работу
организаций всех форм собственности, входящих в ассоциацию (включая
услуги консалтинговые, научно-информационные, юридические, патентные,
образовательные и др.);
- координация научно-инновационной деятельности в Калининградской области
на принципах ассоциации всех форм собственности;
- формирование регионального рынка научно-технической продукции с учетом
приоритетов и интересов социально-экономического развития хозяйства
области и некоторых отраслей хозяйства Российской Федерации;
- выполнение важной функции бизнес-инкубаторов
- создания малых и средних инновационных предприятий, что должно стать
одной из главных задач "технополиса", осуществляемой в тесной
увязке с другими членами ассоциации;
- привлечение в научно-техническую сферу региона иностранных инвестиций
и опыта иностранных научных центров (научных парков, технопарков и пр.).
Очевидно, что данный перечень не исчерпывает всего многообразия задач,
которые предстоит решать в рамках "технополиса". Следует лишь
подчеркнуть, что главным его направлением деятельности должен быть морехозяйственный
комплекс Калининградской области, который является наиболее перспективным
и располагающим некоторыми возможностями для финансирования инновационных
разработок для своих нужд. Предполагается, что члены ассоциации смогут
осуществлять какие-то инновационные разработки по заказам западных научных
фондов или корпораций.
В организационном плане, учитывая отечественный и зарубежный опыт, "технополис"
принципиально может строиться по следующей схеме: наблюдательный совет;
небольшой аппарат управления; фонд научно-технического развития (или другой
инновационный фонд), находящийся под контролем наблюдательного совета;
члены ассоциации (научно-технические, инновационные, промышленные, финансовые,
иностранные и др. организации). При этом необходимо отметить, что создание
российско-иностранного технополиса (евротехнополиса) представляется исключительно
сложным делом, обусловленным требованием глубокого понимания и высокого
уровня организации проведения мероприятия, а также необходимостью изыскания
соответствующих объемов "стартового" финансирования на первом
этапе организации.
Во многом решение данной проблемы, актуальной для будущего экономики
области, зависит от поддержки (в том числе и финансовой) этого мероприятия
со стороны муниципальных и областных органов власти и разработки четкой
целевой программы создания "технополиса".
|