Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
Российско-иностранный ТЕХНОПОЛИС как основа развития морехозяйственного комплекса Калининграда
В.В. Ивченко, профессор, руководитель Балтийского центра стратегических исследований и инноваций Калининградского государственного университета, проректор

Морской хозяйственный комплекс занимает по своему удельному значению ведущее место в промышленности Калининградской области. Его развитие при активном взаимодействии с Петербургским портово-промышленным комплексом открывает реальные перспективы быстрого подъема экономики всего эксклавного региона России уже в ближайшие годы. Предприятия, входящие в этот комплекс, относятся к наукоемким и капиталоемким производствам, которые для обеспечения эффективности и конкурентоспособности своей работы нуждаются в современном и интенсивном научно-техническом и инновационном обслуживании.

В Калининградской области за последние десятилетия сложился современный многоотраслевой хозяйственный комплекс, во многом ориентированный на обеспечение морехозяйственной деятельности страны и выпуск наукоемкой продукции и услуг. Этому в значительной степени содействовал достаточно мощный для такого небольшого региона России научно-технический потенциал, включивший несколько десятков академических, отраслевых и заводских научно-технических организаций. В системе развития производительных сил данного региона и в целом ряде сфер научно-технической деятельности и России он занимал ведущее место.

Глубокий экономический кризис переходного периода, поразивший в 1991-1997 гг. страну, непосредственно коснулся научно-технического потенциала Калининградской области, привел к его резкому спаду и вплотную подвел к опасной черте необратимого разрушения. Все это усугубилось новым, эксклавным положением области по отношению к остальной части страны. Многие уникальные по характеру своей деятельности научные организации, занимающиеся исследованиями и разработками в таких областях, как изучение ресурсов Мирового океана и глубоководные исследования, разработки в области электротранспорта и создания микродвигателей, создание плазменных реактивных двигателей для космических аппаратов, проектирование техники океанического рыболовства и переработки рыбы, создание новых технологических процессов постройки и ремонта судов, изучение запасов рыб Атлантического океана и многого другого, попали в исключительно тяжелое положение. Их потенциал стал быстро сокращаться, стали уходить в другие сферы деятельности одаренные ученые и конструктора. Изменение научно-технического потенциала области за 1991-1997 гг. наглядно видно из таблицы.

Поиск путей сохранения и развития НТП Калининградской области как основы подъема качества и конкурентоспособности промышленности региона в новых условиях, осуществленный в своих исследованиях творческой группой специалистов Калининградского государственного университета, Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота и Калининградского государственного технического университета под руководством автора, привел к идее создания в регионе новых организационных форм инновационной деятельности. Такими основными направлениями являются перевод на принципы инновационной деятельности: диверсификация и коммерциализация работы научных организаций, более четкая ориентация на рынок потребителей научно-технической продукции, установление тесных связей с зарубежными научными центрами и технопарками. На первое место выступает создание "российско-иностранного технополиса". Каковы же цели, задачи и формы организации технополиса?

Под общим термином "российско-иностранный технополис" понимается ассоциация научно-технических организаций, научно-промышленных парков, инновационных и бизнес-центров, а также других предприятий инновационного характера, организованных соответствующим образом.

Главной целью создания "технополиса" в Калининграде является сохранение, эффективное использование и развитие преимущественно на коммерческой основе научно-технического потенциала региона на принципах инновационного подхода к созданию и доведению до потребителей научно-технической продукции. Организационное формирование "технополиса" должно строиться в тесной увязке со всей системой льгот Особой экономической зоны и в будущем может иметь крупное федеральное значение для России. Анализ показывает, что основными задачами этой ассоциации с учетом зарубежного опыта должны являться:

  • создание инфраструктуры и условий, обеспечивающих эффективную работу организаций всех форм собственности, входящих в ассоциацию (включая услуги консалтинговые, научно-информационные, юридические, патентные, образовательные и др.);
  • координация научно-инновационной деятельности в Калининградской области на принципах ассоциации всех форм собственности;
  • формирование регионального рынка научно-технической продукции с учетом приоритетов и интересов социально-экономического развития хозяйства области и некоторых отраслей хозяйства Российской Федерации;
  • выполнение важной функции бизнес-инкубаторов
  • создания малых и средних инновационных предприятий, что должно стать одной из главных задач "технополиса", осуществляемой в тесной увязке с другими членами ассоциации;
  • привлечение в научно-техническую сферу региона иностранных инвестиций и опыта иностранных научных центров (научных парков, технопарков и пр.).

Очевидно, что данный перечень не исчерпывает всего многообразия задач, которые предстоит решать в рамках "технополиса". Следует лишь подчеркнуть, что главным его направлением деятельности должен быть морехозяйственный комплекс Калининградской области, который является наиболее перспективным и располагающим некоторыми возможностями для финансирования инновационных разработок для своих нужд. Предполагается, что члены ассоциации смогут осуществлять какие-то инновационные разработки по заказам западных научных фондов или корпораций.

В организационном плане, учитывая отечественный и зарубежный опыт, "технополис" принципиально может строиться по следующей схеме: наблюдательный совет; небольшой аппарат управления; фонд научно-технического развития (или другой инновационный фонд), находящийся под контролем наблюдательного совета; члены ассоциации (научно-технические, инновационные, промышленные, финансовые, иностранные и др. организации). При этом необходимо отметить, что создание российско-иностранного технополиса (евротехнополиса) представляется исключительно сложным делом, обусловленным требованием глубокого понимания и высокого уровня организации проведения мероприятия, а также необходимостью изыскания соответствующих объемов "стартового" финансирования на первом этапе организации.

Во многом решение данной проблемы, актуальной для будущего экономики области, зависит от поддержки (в том числе и финансовой) этого мероприятия со стороны муниципальных и областных органов власти и разработки четкой целевой программы создания "технополиса".

 

 
предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

Kaliningrad Banners Exchange Network.

Hosted by uCoz