ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МОРСКОГО
СПЕЦИАЛИСТА И КРИТЕРИИ ЕЕ ОЦЕНКИ
Евгений Алексеевич Варнавских, кандидат технических наук, доцент
Воспитание морского офицера - сложный и многоаспектный процесс целенаправленной
подготовки человека к специфичной профессиональной деятельности. В число
профессионально важных качеств морского специалиста входят способность
своевременно и правильно принимать решения и действовать в сложных условиях.
В настоящее время профессиональные действия большинства флотских специалистов
напрямую связаны с эксплуатацией техники. Для этого им необходимо инженерное
образование, так как на практике приходится решать технические задачи
соответствующего уровня. Морская практика требует от специалиста активного
проявления знаний, умений и навыков при решении практических задач. Причем
это проявление сугубо индивидуально. Оно определяется как объектом профессионального
воздействия, так и субъектом этого воздействия - морским специалистом.
Это отражает противоречие современных образовательных систем между массовым
характером передачи знаний в процессе обучения и воспитания морского профессионала
и необходимостью индивидуального применения полученных знаний в непредвиденных
обстоятельствах.
От того, насколько успешно разрешает морской офицер технические противоречия
в процессе нештатной эксплуатации объектов морской техники, зависит успех
решения непростых задач морского бизнеса. Естественно, только усилием
воли их морскому специалисту не разрешить. Этому офицера нужно учить,
и ему необходимо самому постоянно учиться. Наблюдения показывают, что
эффективным дидактическим средством для этого является техническое творчество,
направленное на решение прежде всего нестандартных инженерных задач. Техническое
творчество является проявлением творческой активности в инженерной деятельности
специалиста. Курсантов и студентов в морском вузе необходимо обучать техническому
творчеству! Это уже почти педагогическая парадигма. Не зная техники, в
современных условиях профессионально исполнять должностные обязанности
по эксплуатации морских объектов невозможно.
Профессиональная деятельность морского офицера специфична; она несет
и элементы творчества - свойственной человеку целенаправленной деятельности,
отмеченной неординарностью, оригинальностью, нешаблонностью мышления,
чувствования, действий. Причем творчества специфического, по меткому определению
известного летчика-испытателя М.Л. Галлая, - во время так называемой "нештатной
ситуации" (Галлай М.Л. Прогресс видимый и невидимый. Изобретатель
и рационализатор, 1994, N№ 9, с. 26-28). В этот момент от офицера
требуется, чтобы "он проявил разумную инициативу, справился с неожиданностью,
принял в условиях неполной информации нестандартное, зачастую непредусмотренное
инструкциями решение - и твердой рукой претворил его в жизнь".
В деятельности офицера постоянно приходится совмещать две тенденции
- строгой детерминированности в профессиональной деятельности и способности
к творческой импровизации. Совмещать их трудно, но необходимо. Это предполагает
развитие во время обучения в морском вузе у курсанта или студента творческой
активности - совокупности свойств личности, обеспечивающей включенность
будущего офицера в процесс создания нового. Этот процесс предполагает
внутрисистемный и межсистемный перенос знаний и умений в новые ситуации,
изменение способа действий в ходе решения учебных и боевых задач. Только
такой подход обеспечивает продуктивную деятельность офицера. Причем творческая
активность направлена на получение новых существенных свойств, признаков,
качеств, привычных процедур и процессов, конечного продукта практического
и умственного труда, а также своих собственных возможностей во всех проявлениях
интеллектуальной, эмоциональной и предметно преобразуемой жизни.
Но как в педагогической практике в условиях морского вуза оценивать
динамику развития творческой активности курсанта или студента при решении
профессиональных задач, как оценивать в данном процессе работу педагога?
Следует оговориться, что речь идет не о необходимости повальной оценки
курсантов. Творчество — процесс камерный, индивидуальный. Увы, но желание
решать творческие инженерные задачи высказывают лишь до 30% курсантов
и студентов выпускного курса. Таковы, например, результаты опросов, регулярно
проводимых в Балтийском военно-морском институте. Фактически же занимаются
научной работой и техническим творчеством и того меньше. Причем это устойчивая
тенденция. По данным Московского государственного авиационного института
(технический университет) численность студентов, занимающихся ныне научно-исследовательской
деятельностью, заметно снизилась и стабильно не превышает в институте
8-10% от числа студентов. Нетрудно осознать, что это означает ухудшение
качества подготовки специалистов, сокращение базы воспроизводства научных
и научно-педагогических кадров в учебных заведениях и научно-исследовательских
учреждениях. Морской офицер - "изделие штучное". Именно с таких
позиций необходимо подходить педагогу к его воспитанию, сообразуясь с
принципом "делай как я"! Молодые дарования приходится искать,
с ними необходимо много и внимательно работать. В частности, необходимо
трезво оценивать и уровень творческой активности в инженерной деятельности.
Но как это делать?
Мы в рамках данной работы рассматриваем лишь оценку развития творческой
активности в инженерной деятельности - процессе решения технических задач
соответствующего уровня с относительной новизной инженерного решения,
принимаемого специалистом. Но это должно быть единственно правильное решение.
Профессиональное обучение и воспитание ставит вопрос: как оценивать
творческую активность в инженерной деятельности курсанта и выпускника
вуза? Процесс создания нового технического решения, соответствующего изобретательскому
уровню, камерный. Неважно, как его будут именовать. Важен результат: создание
нового технического объекта, нового технического решения. Это создается
субъектом технического творчества: одним человеком. Важно вовремя заметить
и оценить развитие у курсанта задатков к этому!
Полагаем, что творческая активность в инженерной деятельности курсанта
или студента морского вуза может быть оценена с использованием общеизвестных
следующих четырех критериев творческой активности, используемых в педагогике:
чувство новизны, критичность мышления, способность к преобразованию структуры
объекта инженерной деятельности, направленность на техническое творчество.
Эти критерии конкретизируются на практике по отношению к педагогическим
условиям, направленным на формирование творческой активности в инженерной
деятельности при изучении естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных
дисциплин в учебном процессе вуза.
Доминирующим при разработке критерия развития творческой активности
курсанта в инженерной деятельности является чувство новизны. Это обстоятельство
необходимо использовать в педагогической практике. Чувство новизны объединяет
такие элементы творческой активности как знания, необходимые для осмысления
физических и технологических процессов, восприятие, внимание, память,
воображение. Данный критерий отражается в следующих эмпирических показателях:
- - способность к прогнозированию изменений в технике;
- - творческое воображение;
- - способность моделировать нестандартные технические ситуации;
- - способность обнаруживать новые связи в объектах техники и технических
системах.
Критичность мышления специалиста как критерий раскрывается и характеризуется
следующим набором показателей:
- - независимость суждений о характеристиках средств морского вооружения
и иной техники и о процессах, явлениях, протекающих в них;
- - способность пользоваться объективными критериями;
- - умение находить причины своих ошибок и неудач в оценке явлений
и процессов во время профессиональной деятельности;
- - самооценка своей инженерной деятельности;
- - способность формулировать свои оценочные суждения.
Способность преобразовывать структуру объекта инженерной деятельности
вбирает в себя знания предметной области инженерной деятельности и знания
способов деятельности (включая эвристические методы), опыт творческого
познания, опыт творческого общения, восприятие, внимание, память, воображение,
мышление. Этот критерий характеризуют такие показатели:
- - умение анализировать, сравнивать, выделять главное и второстепенное
в инженерной деятельности;
- - умение описывать и давать определения, объяснять, доказывать,
обосновывать свои взгляды на явления и процессы в морской технике;
- - умение систематизировать и классифицировать;
- - способность генерировать идеи, выдвигать гипотезы, видеть противоречия
в технических объектах и системах;
- - осуществлять перенос знаний и умений.
Направленность на техническое творчество включает в себя мотивы творческого
познания, мотивы творческого труда и мотивы творческого общения. Данный
критерий характеризуют следующие основные показатели:
- - интерес к техническому творчеству (любознательность);
- - наблюдательность;
- - стремление к творчеству ( созидание нового);
- - чувство долга;
- - стремление к лидерству;
- - стремление к получению высокой оценки.
Выделенные критерии отражают главные направления личностно-деятельностного
подхода к процессу развития творческой активности в инженерной деятельности
специалиста. Каждый критерий характеризуется своим набором уникальных
эмпирических показателей. Это позволяет разрабатывать необходимые в педагогической
практике диагностические средства и производить соответствующие замеры.
Несмотря на обобщенный характер, они целостно отражают специфику воспитания
специалиста в вузе. Их использование преподавателями и научными сотрудниками
позволяет им более эффективно взаимодействовать в учебно-воспитательном
процессе с курсантами. Предлагаемые критерии учитывают одну из самых ярких
способностей человека: непрерывное стремление к познанию.
Качества, необходимые для творческой инженерной деятельности, человеку
не даются от природы, а приобретаются им в результате воспитания и образования.
Категория деятельности специалиста представляет собой процесс, посредством
которого реализуется то или иное отношение профессионала к окружающему
миру, к другим людям, к задачам, которые перед ним стоят. Деятельность
— это практика, результат обучения в вузе. По тому, как действует курсант,
можно судить о результативности процесса обучения. Обучать деятельности!
Процесс обучения и воспитания носит прагматический характер. Его результаты
проявляются на практике. Практическая деятельность специалиста - конечный
результат этого процесса.
Отметим, что личностно-деятельностный подход к реализации педагогических
систем отражен в действующих в Российской Федерации Государственных стандартах
высшего профессионального образования направлений подготовки дипломированных
специалистов. Например, направления 652900 - "Кораблестроение и океанотехника",
653000 - "Системы объектов морской инфраструктуры". Данный подход
отражен в требованиях подготовленности выпускника к конкретным видам профессиональной
деятельности: проектно-конструкторской (для направления 652900 добавляется
также конструкторско-технологическая); организационно-управленческой;
научно-исследовательской; производственно-технологической; эксплуатационному
и техническому обслуживанию (для направления 652900 - технико-эксплуатационное).
Педагогическая практика показывает, что использование соответствующих
измерительных шкал для относительной оценки динамики изменения критериев
и их показателей позволяет воспитателю и преподавателю оценить как подготовленность
будущего морского офицера, так и собственную работу. Причем как в рамках
повседневной педагогической деятельности, так и в рамках нестандартной
ее формы, например, студенческого (курсантского) научного общества, научного
кружка, временного творческого коллектива и т.п.
Процесс подготовки специалистов, способных эксплуатировать морскую технику
нового поколения, предъявляет ряд требований и к преподавательскому составу.
Реалии таковы, что на деле значительное число преподавателей уже весьма
далеко от творческой инженерной и изобретательской работы, слабо ее представляет.
Качественный состав преподавателей является порой непреодолимым препятствием
в технической подготовке морских специалистов! Говорить о недостаточности
развития мотивации у курсанта (студента) к созданию нового в условиях
вуза пока не приходится. Курсанты оперативно реагируют на просьбу помочь
в решении тех или иных технических задач. Причем, иногда приходится удивляться
оригинальности предлагаемых ими решений! Как важно поддержать эти устремления!
Мы очень много говорим о гуманизации, гуманитаризации, информатизации,
компьютеризации и прочем в современном высшем образовании, но уже забываем
напрочь о формировании инженерной культуры специалиста. Увы, ее отсутствие
дает весьма осязаемое проявление на практике.
Критериальная оценка творческой активности курсантов позволяет педагогу
индивидуально целенаправленно работать с курсантом, отмечая его достижения
и недостатки в ходе профессионального становления как будущего флотского
офицера. Предлагаемые критерии творческой активности в инженерной деятельности
могут быть использованы не только при оценке профессиональной подготовленности
курсантов-выпускников. Они же могут быть использованы при оценке деятельности
и преподавательского состава и научных работников морских учебных заведений.
|