ВСТУПЛЕНИЕ ПОЛЬШИИ ЛИТВЫ в Европейское Сообщество
Артур Усанов, заместитель директора фонда "Янтарь"
В 1998 г. начались официальные переговоры между Европейской Комиссией
и польским правительством об условиях вступлении нашего ближайшего соседа
в Европейский Союз (ЕС). Вступление в ЕС является также одной из главнейших
политических и экономических целей руководства Литвы, и поэтому можно
ожидать начала подобных переговоров о вступлении в ЕС Литвы уже через
пару лет. Таким образом, через несколько лет может сложиться весьма неординарная
ситуация, когда Калининградская область будет являться российским анклавом,
окруженным государствами-членами ЕС. Вполне понятно, что подобная ситуация
создает как дополнительные возможности, так и новые проблемы для экономики
региона. Поэтому хотелось бы обратить внимание политиков, чиновников и
деловых людей на экономические проблемы, возникающие для Калининградской
области в связи с расширением ЕС, а также предложить некоторые шаги, реализация
которых, на мой взгляд, могла бы способствовать быстрейшей ее экономики
к предстоящим изменениям в соседних государствах.
Важность экономических взаимоотношений с Польшей и Литвой для Калининградской
области практически ни у кого не вызывает сомнений. Они находятся в числе
первых трех внешнеэкономических партнеров (наряду с Германией) области
практически по любым показателям: объемам экспортно-импортных операций,
числу зарегистрированных предприятий с иностранными инвестициями и даже
по объему вкладываемых в экономику региона инвестиций, если не учитывать
в расчетах иностранные инвестиции из оффшорных зон, под маской которых
часто скрываются российские деньги. В то же время значение этих связей
гораздо более существенно для Калининградской области, чем для Литвы и
тем более для Польши. Для обоих стран рынок Калининградской области представляет
весьма небольшую величину в общем объеме внешнеторговой деятельности.
Так для Литвы доля экспорта в Калининградскую область составляет не более
5% от общего объема экспорта (и 20% от экспорта в Россию). Для Польши
эта величина значительно меньше. Для Калининграда импорт из Польши составил
в 1997 г. всего 16 %.
Называются различные сроки вступления Польши в ЕС. Эксперты-оптимисты
(в основном польские) называют 2002-2003 гг., более мрачно смотрящие на
вещи западно-европейцы говорят о 2005-2007 гг. Очевидно, что вступление
Литвы в ЕС займет еще более длительное время. Однако политиков и предпринимателей
Калининградской области кажущаяся отдаленность данных событий не должна
вводить в заблуждение. Для того, чтобы вступить в ЕС, от данных государств
потребуется проведение серьезных и многочисленных изменений в экономической
политике, законодательстве, таможенном регулировании и т.п. Предпринятые
польской стороной в январе 1998 г. односторонние меры по изменению правил
пересечения границы не явились неожиданностью для тех, кто знаком с происходящими
в последние годы в Польше изменениями.
Если говорить более конкретно, то в конспективном виде можно указать следующие
шаги, которые будут предприняты в ближайшее время правительствами Польши
и Литвы в целях реализации требований ЕС, и которые будут иметь существенное
влияние на ход экономических процессов в области:
- · Приведение таможенных тарифов в соответствие с нормами ЕС. В настоящее
время таможенный тариф в ЕС в целом ниже, чем в Польше и Литве.
- · Расширение и развитие приграничной инфраструктуры на границах Польши
и Литвы с Калининградской областью.
- · Постепенное ужесточение правил пересечения границы (направленных
на пресечение нелегальной иммиграции, контрабанды и т.п.) с последующей
перспективой вступления в единое шенгенское пространство.
- · Внедрение новых более строгих стандартов качества, защиты потребителей
и окружающей среды, удовлетворяющих требованием ЕС.
- · Повышение уровня менеджмента на польских и литовских предприятиях,
лучший доступ к рынку капитала и, соответственно, повышение конкурентоспособности
польских и литовских предприятий.
- · Существенные инвестиции в инфраструктуру приграничных с Калининградской
областью территорий Польши и Литвы за счет средств структурных фондов
ЕС и правительственных источников.
- · Постепенное повышение уровня заработной платы на польских и литовских
предприятиях.
- · Выделение существенных средств со стороны ЕС на поддержку польского
и литовского продовольственного экспорта
Каковы же могут быть последствия указанных выше изменений и других шагов
Польши и Литвы по вступлению в ЕС для Калининградской области? Основной
проблемой для ее экономики является потенциальная опасность экономической
изоляции. Ужесточение правил пересечения границы и введение в соседних
государствах новых стандартов качества продукции существенно затруднят
выход на рынок этих стран с любой продукцией, кроме сырья. Более того,
более строгий пограничный и таможенный контроли нанесут серьезный удар
по "челночному" бизнесу, который является существенной частью
экономики области. Проблемы, возникшие у многих челноков и бизнесменов
в январе 1998 г. при первом ужесточении правил пересечения границы польской
стороной, являются хорошим примером, чем могут обернуться подобные изменения.
В то же время оторванность области от России и возможный рост издержек
в связи с транзитом товаров через территории Литвы и Польши (в том числе
из-за принятия более строгих экологических норм) могут сделать нерентабельным
организацию производства в области с целью выхода на рынок России.
Во-вторых, практически все проходящие изменения будут содействовать дальнейшему
развитию экспорта польских и литовских товаров (особенно продовольственных)
в область. Это, естественно, будет усиливать конкурентное давление на
местные предприятия. В частности известно, что ЕС готов оплатить поставки
литовского продовольствия в область в качестве гуманитарной помощи. Если
в данный момент многие калининградские предприятия получили временную
передышку в связи с девальвацией рубля, то в долгосрочном плане поддержание
конкурентоспособности местных предприятий связано с повышением качества
управления на этих предприятиях и обновлением технологий. Одним из основных
путей решения этих проблем является приток иностранных инвестиций. Положительные
результаты данного процесса хорошо видны на примере тех же Польши и Литвы.
Однако на пути привлечения иностранных инвестиций в область помимо внутренних
встают проблемы, возникающие в связи с процессом вступления Польши и Литвы
в ЕС. Интеграция в ЕС и связанные с этим макроэкономическая стабильность,
принятие законодательных норм ЕС, развитие инфраструктуры будут способствовать
повышению инвестиционной привлекательности этих стран. Уже в настоящее
время эти государства значительно переигрывают Калининград в плане привлечения
иностранных инвестиций, и в дальнейшем подобный отрыв будет только нарастать.
Несмотря на наличие действующего федерального закона "Об Особой экономической
зоне в Калининградской области", ее инвестиционный рейтинг по данным
журнала "Эксперт" в течение последних двух лет неуклонно снижается.
Пожалуй единственным шансом для Калининградской области привлечь существенные
инвестиции остается возможность выступить в качестве стартовой площадки
для иностранных фирм, намеревающихся работать на российском рынке, используя
при этом все возможности, предоставляемые законом об ОЭЗ.
Положительные моменты для области от вступления Польши и Литвы в ЕС,
на мой взгляд, связаны с хорошо налаженными контактами между калининградскими
предпринимателями и их коллегами в Польше и Литве и самим фактом соседства
со странами, которые станут частью рынка ЕС. Развитие указанных контактов
в процессе их интеграции в ЕС может дать существенный толчок экономике
области в плане переноса новых технологий, методов управления, создания
совместных производств на территории области в связи с ростом издержек
в самой Польше и Литве.
В целом можно отметить, что грядущее вступление Польши и Литвы в ЕС может
создать существенные проблемы для Калининградской области. Для разрешения
возникающих проблем потребуется реализация целого комплекса мер. Предлагаемые
меры можно разбить на две основные группы. Первая группа направлена на
сведение к минимуму препятствий на пути развития экономической кооперации
между Калининградской областью с одной стороны, и странами ЕС, Польшей
и Литвой с другой стороны. Вторая группа нацелена на повышение конкурентоспособности
местной экономики.
К первой группе можно отнести следующие предложения:
· Создание российско-европейской зоны свободной торговли (свободной
экономической зоны). Данная идея была выдвинута директором Фонда "Янтарь"
А. Игнатьевым в 1997 г. Суть предложения состоит в подписании договора
между РФ и ЕС, по которому товары, произведенные в Калининградской области
могли бы беспошлинно продаваться на рынках стран-членов ЕС. В настоящее
время нельзя ожидать того, что значительная часть калининградских товаропроизводителей
готова воспользоваться предполагаемой льготой. Однако создание подобной
зоны могло бы привлечь крупные российские предприятия, экспортирующих
свою продукцию в ЕС с целью организации определенных стадий технологического
процесса в регионе.
· Либерализация порядка происхождения товаров из Особой экономической
зоны. Здесь необходима максимальная либерализация данного порядка
в рамках, допускаемых законом об ОЭЗ. В противном случае, как показывает
опыт почти трех лет, прошедших с момента принятия закона, тяжело надеяться
на привлечение мало-мальски серьезных инвестиций в условиях конкуренции
со стороны польских, литовских и белорусских свободных экономических зон.
· Разрешение безвизового посещения Калининградской области туристами
и бизнесменами, прибывающими на короткое время. Данное положение имеется
в Федеральной программе развития ОЭЗ, однако до сих пор не реализовано.
Положительное решение данного вопроса могло бы способствовать притоку
иностранных туристов и бизнесменов в область, в т.ч. дать возможность
организации безналоговых шоп-туров для иностранных туристов в область.
Выдвигаемая рядом экспертов о создании в Калининградской области полностью
безвизовой зоны в настоящий момент вряд ли реализуемо в политическом плане.
· Упрощение таможенных процедур (возможно, на основе норм ЕС).
· Расширение в Калининграде сети консульств стран-членов ЕС. Оформление
шенгенских виз непосредственно в Калининграде могло бы существенно снизить
время и затраты, связанные с их получением, что в свою очередь дало бы
толчок развитию контактов со странами ЕС.
Меры, направленные на повышение конкурентоспособности калининградских
предприятий, могут самыми различными. Здесь следовало бы остановиться
только на тех, которые непосредственно связаны с развитием отношений с
ЕС.
· Введение взимания импортного НДС на все ввозимые в область товары.
Данный шаг потребует изменения закона об ОЭЗ в отношении взимания НДС
и приведет к увеличению цен на импортируемые товары, однако он необходим
с целью выравнивания налоговых условий для местных товаров, произведенных
в области, и импортируемых товаров. В случае принятия данного шага отпадет
необходимость введения квот на импортируемые товары, что послужит стабилизации
условий деятельности в ОЭЗ.
· Распространение принципов финансирования программы Phare на Калининградскую
область (предложение С. Дюара - ирландского эксперта, работающего
в Калининграде). Как известно, ЕС оказывает техническое содействие странам
СНГ и Монголии по так называемой программе Tacis. Для стран Центральной
и Восточной Европы (Польши, Венгрии, Чехии, Словакии, государств Балтии)
существует аналогичная программа Phare. Различие между этими двумя программами
прежде всего заключается в объеме выделяемых каждой стране финансовых
ресурсов из расчета на душу населения (в программе Phare он значительно
выше, чем в программе Tacis), а также в возможности использования части
выделяемых ЕС средств не только на оплату экспертов, но и на инвестиции,
прежде всего для малого бизнеса и на инфраструктурные проекты. Принятие
такого решения позволило бы содействовать существенному повышению инвестиционной
привлекательности области и дать толчок развитию малого бизнеса. В частности
оно способствовало бы реализации следующих проектов технического содействия,
которые могли бы быть полезны для развития экономики области:
- · обучение менеджеров предприятий в сферах антикризисного управления,
обеспечения качества, английского языка, маркетинга;
- · создание центров сертификации продукции в соответствии с требованиями
международных стандартов (ISO 9000) и стандартов ЕС.
В заключение хотелось бы надеяться, что расширение ЕС создаст определенные
возможности для значительной модернизации и повышения уровня развития
экономики региона. Однако для того, чтобы выгоды Калининградской области
от расширения ЕС стали реальностью, потребуется серьезная работа как от
администрации области, правительства РФ, так и от самих предпринимателей,
которые должны понимать и учитывать в своих планах как возможности создаваемые
данным процессом, так и его негативные стороны.
Данная статья подготовлена по результатам работы по
проекту Bistro BIS/98/010/010, выполненного фондом "Янтарь"
и финской консультационной компанией "Wiseteam Oy".
|