Балтийский городской округ - Приглашение к сотрудничеству
В.Н. Кошелев, заместитель главы Балтийского городского округа по внешним
связям
Калининградская область, являющаяся эксклавом Российской Федерации, играет
важную роль в экономической и социальной жизни России. Она располагает
незамерзающими водными акваториями, имеет большой потенциал для развития
системы морских портов, богатые природные и трудовые ресурсы. Это может
превратить регион в современный импортно-экспортный комплекс, курортно-рекреационную
зону РФ с прекрасно развитой туристической инфраструктурой мирового класса.
Статус области как особой экономической зоны с условиями, обеспечивающими
выгодные возможности для осуществления внешнеэкономических операций, способствует
более ускоренному развитию экономики области в новых условиях хозяйствования.
Вступление в силу Закона Калининградской области о локальных экономических
зонах дает новый импульс в её развитии.
Важную роль в развитии Калининградской области играет Балтийский городской
округ с центром в г. Балтийске. В довоенное время он назывался морским
городом Пиллау и принадлежал Восточной Пруссии Германии.
Территория с выгодным географическим положением на продолжении многих
столетий находилась в сфере экономических интересов многих стран, о чем
может свидетельствовать её богатейшая история. В разное время она принадлежала
многим странам. Так, например: в Х в. эта исконно прусская земля переходит
к Дании, затем в XII в. её захватывает Тевтонский Орден. В 1626-1636 г.
здесь властвует Швеция, затем снова Германия. Во время Семилетней войны
(1758 - 1762 гг.) ею управляла Россия. Постройка Русской дамбы положила
начало в развитии порта в городе. Затем территория вновь стала германской.
В 1812 г. ею овладевают французы. После изгнания их русскими войсками
в 1813 г. она опять становится немецкой. Последнюю точку в этой борьбе
поставила вторая мировая война. На основании решения Ялтинской и Потсдамской
конференции территория переходит под юрисдикцию России. В течение долгих
лет военной конфронтации она была закрыта для мирового сообщества и использовалась
как военно-морская база СССР. Переход России в 1992 г. на новые условия
экономического хозяйствования и развитие демократических преобразований
позволили начать формирование рыночной инфраструктуры гражданского назначения.
Администрацией округа был взят курс на интеграцию экономики округа в систему
мирового хозяйства.
Городской округ имеет богатейшие природные ресурсы. Его территория около
10 тыс. га., в том числе государственный лесной фонд - 3 тыс. га. Протяженность
пляжей по Балтийскому морю - более сорока км, длина причальных линий -
11 км. Он располагает высокоинтеллектуальными трудовыми ресурсами. Общая
численность населения составляет 30,6 тыс. человек. Территория округа
омывается с одной стороны водами Гданьского залива Балтийского моря, с
другой - Калининградским заливом и Приморской бухтой, вследствие чего
в округе имеются значительные рыбные запасы.
Город Балтийск исторически складывался как портовый узел в юго-восточной
части Балтики. В послевоенное время ведущей функцией города являлось обеспечение
военно-морской базы Балтийского флота России, в связи с чем сложилась
соответствующая инженерно-техническая инфраструктура. Балтийск практически
не имел развитой инфраструктуры гражданских институтов экономики, вследствие
чего его бюджет был дотационным более чем на 73%. Обеспечение продуктами
питания, товарами первой необходимости, промышленными товарами и строительными
материалами осуществлялось военной торговлей и частично потребительской
кооперацией. К 1991 г. они перестали удовлетворять потребности населения,
появилась талонная система распределения товаров. В настоящее время поставка
товаров производится предприятиями малого и среднего бизнеса со стороны
материка, а не со стороны моря, что является экономическим абсурдом. Кстати,
эти товары в Калининград поступают из портовых городов Польши и Литвы,
минуя Балтийск. Город, находясь на передовых рубежах страны, с выходом
к морю является практически тупиком в центре Европы.
1992 г. стал поворотным в истории его развития. Управление перешло к
вновь созданной администрации города. В связи с расширением территории
присоединением г. Приморска и части земель Зеленоградского района и г.
Светлого ей был присвоен статус администрации Балтийского городского округа.
Работа муниципалитета направлена на создание экономических, правовых и
организационных условий для формирования гражданской рыночной инфраструктуры
округа, обеспечения жизнедеятельности города и придания ему современного
вида.
В связи с ухудшением экономической ситуации в странах бывшего СССР и
миграционными процессами, сокращением вооруженных сил и выводом в округ
части войск из Германии, Польши и республик Балтии, многие жители БГО
оказались в сложной жизненной ситуации. С целью решения проблемы занятости
населения округа создается благоприятная обстановка для свободного выбора
вида предпринимательской деятельности и занятия ею. На сегодняшний день
в городе зарегистрировано около 400 предприятий различных организационно-правовых
форм, 8 из них – совместные предприятия с иностранными учредителями. Около
1800 человек занимаются предпринимательской деятельностью без образования
юридического лица. Активно идет процесс заполнения свободных ниш в предпринимательской
деятельности, чему способствует важное географическое положение Балтийского
городского округа. К нему проявляют все больший интерес как российские,
так и зарубежные бизнесмены. Несмотря на то, что городской округ пока
еще является территорией с регламентированным посещением для иностранных
граждан и закрыт контрольно-пропускным пунктом, возможность для въезда
деловых людей мира и организованных групп туристов гарантировано обеспечена.
Одним из основных направлений экономической реформы является развитие
предпринимательства и поддержка малого и среднего бизнеса. Ставятся задачи
формирования широкого слоя предпринимателей, создания новых рабочих мест,
насыщения потребительского рынка товарами и услугами, развития конкуренции.
Эта проблема становится наиболее актуальной в период реформирования вооруженных
сил РФ и предполагаемого в связи с этим сокращения численности кадрового
состава.
Важную роль в становлении рыночной экономики города играет развитие инфраструктуры
морского порта в г. Балтийске. Его строительство обусловлено постановлением
Правительства РФ от 12 августа 1992г. N 573 “О социально-экономическом
развитии Калининградской области”, Постановлением Правительства РФ от
17 ноября 1994 г. N 1273 “Об установлении пункта пропуска через государственную
границу Российской Федерации в городе Балтийске (пункт Восточный) Калининградской
области для международного морского грузового и пассажирского сообщения”.
Близость причальных линий к открытому морю позволяет планировать строительство
мультимодального порта для приема судов с осадкой до 10 м со стороны Приморской
бухты, грузооборотом 3-4 млн. т в год. Первоочередной задачей является
прием пассажирских круизных судов в районе 1-4-го причалов и развитие
грузо-пассажирского терминала в районе бассейна N№ 3. До 1991 г. направление
грузо-пассажирских потоков только со Скандинавского полуострова и обратно,
вследствие закрытости Калининградской области, проходило, минуя её. Подписание
договора о побратимских отношениях со шведским городом Карлскруна позволяет
надеяться на открытие паромной переправы в направлении Карлскруна-Балтийск.
Это позволит развить туризм, создав на побережье округа курортно-рекреационную
зону. Все это потребует развития городской инфраструктуры, работающей
в услови-ях рынка, т.е. сети гостиниц, кафе и ресторанов, магазинов, различных
производств, обустроенной курортно-рекреационной зоны и т.п. В настоящее
время в этом направлении завершается разработка юридически закрепленного
окончательного проекта застройки старой части горо-да, ранее называвшейся
“Малый Амстердам”. Работа финансируется из источников Европейского сообщества
по программе TACIS - ВISTRO. Одновременно ведется поиск заинтересованных
строительных организаций, инвесторов со стороны отечественных и зарубежных
предприятий.
В округе активно развиваются международные и внешнеэкономические связи,
постоянно растет имидж города в мировом сообществе. Балтийск является
членом Союза Балтийских городов (UBC), международного объединения “Устойчивое
развитие городов”. В рамках деятельности города в Союзе решается вопрос
использования Калининградского (Вислинского) залива для гражданского судоходства
с выходом судов типа “река - море” из Балтики в морские и водно-речные
системы Европы и обратно, что позволяет включиться Балтийску в транспортную
систему Балтийско-Европейского региона. Он окажет влияние на развитие
прибрежных зон (региональная политика, транспорт, рыбное хозяйство, окружающая
среда, сельское хозяйство, энергетику, промышленность и туризм).
Решение проблемы устойчивого социально-экономического развития города
в современных условиях немыслимо без широко развитой системы партнерских
связей: внутрирегиональных, межрегиональных, международных. Они становятся
мощным нематериальным фактором социально-экономического развития. Мировая
практика доказывает, что города и регионы с развитыми партнерскими взаимоотношениями
имеют более высокие показатели роста и более устойчивы в кризисных ситуациях.
С целью содействия развитию эффективных партнерских связей города, изучения
позитивного европейского опыта работы в условиях рыночной экономики в
округе в 1993 г. был взят курс на развитие международных отношений с соседними
странами Балтийского моря.
Были заключены побратимские соглашения с г. Крыница Морска (Польша),
г. Карлскруна (Швеция), налажены добрососедские отношения с г. Эккернферде
(Германия), г. Эльблонг (Польша). Имеется необходимость в развитии побратимских
отношений с городами Клайпеда и Неринга (Литва).
Символическим фактом нашего времени является то, что по истечении 700
лет военного противостояния стран Балтийского моря в бывшей столице Тевтонского
ордена г. Мальборке состоялась историческая конференция представителей
северо-западных городов Польши, южных провинций Швеции, городов Калининграда
и Балтийска России, Литвы и Латвии, на которой было принято решение о
необходимости создания Еврорегиона “Балтика”. Это позволит Балтийскому
городскому округу ускорить социально-экономическое развитие и его интеграцию
в мировое экономическое пространство, что крайне важно для трансграничного
сотрудничества стран-соседей.
Балтийский городской округ приглашает российских и иностранных инвесторов
к сотрудничеству в деле разработки перспективных программ развития ключевого
города Калининградской области и воплощения их в жизнь, согласно сложившейся
мировой практике международной экономической интеграции и кооперации,
в следующих направлениях:
- - проектирование и строительство новых городских кварталов, реконструкция
старой части города с созданием района с рыночной инфраструктурой, отражающей
историю развития территории, т.е. создание в ней Российской, Немецкой,
Шведской, Датской, Французской улиц с предприятиями соответствующих
государств и архитектурными решениями. Это будет уникальный район;
- - реконструкция и строительство гражданского порта, отдельных портовых
терминалов и причалов;
- - развитие курортно-рекреационной зоны;
- - создание телекоммуникационных систем;
- - развертывание таможенных и консигнационных складов;
- - развитие транспортно-экспедиционных комплексов;
- - развитие экспортно-ориентированных и импортно-замещающих производств;
- - подготовка и проведение кадрового обеспечения регионального социально-экономического
развития;
- - создание международного многоцелевого учебно-рекреационного центра
на Балтийской косе по подготовке государственных и муниципальных служащих,
предпринимателей России для работы в условиях рыночной экономики;
- - создание яхт-клуба, входящего в сеть Марин на Балтике и развитие
яхтинга;
- - решение экологических проблем города;
- - создание малых предприятий по вылову рыбы, рыбопереработке, по выпуску
кирпича и строительных материалов, сувенирной продукции, товаров, необходимых
для занятия туризмом и отдыха, сети торговых предприятий, индустрии
отдыха;
- - возрождение аэродрома и гидроаэродрома и многое другое.
|