МОРСКОЙ БИЗНЕС ДОЛЖЕН БЫТЬ ЗАСТРАХОВАН
Остановить лов в самый разгар промысла, да еще из-за ерундовой поломки
- удовольствие не из приятных. Соседи берут полные тралы, а ты с завистью
смотришь на них, чертыхаешься и почти физически чувствуешь, как твой рыбацкий
заработок вместе с удачей текут сквозь пальцы за борт.
С таким примерно настроем дрейфовала в прошлом году средь холодного Баренцева
моря команда РТМС “Куликово поле”. Двигатель замолк - вышел из
строя механизм подачи воздуха. Заменить его на месте - не проблема. Было
бы чем. А так пришлось заказывать буксир, возвращаться на берег, тратиться
на ремонт. Потеря времени, уловов - сплошные убытки. Слегка успокаивало
одно - судно было застраховано. В том числе и от таких вот технических
неприятностей. И страховая компания свои обязательства выполнила - возместила
понесенный ущерб в размере 70 тысяч долларов.
Такой поучительной историей предварил беседу с нашим корреспондентом
начальник отдела морского страхования Калининградского филиала ЗАО “НИКойл-Страхование”
Евгений ЛЮБОГОЩИНСКИЙ.
- Всего в портфеле нашей компании порядка 150 договоров по страхованию
судов, включая и несколько десятков, заключенных калининградским филиалом,
который ежегодно выплачивает по разным случаям 20-30 тысяч долларов страхового
возмещения. Бывают и крупные выплаты в ситуациях, аналогичных вышеприведенной.
Тут все зависит от того, как наш клиент соразмеряет свои возможности с
вероятным риском.
В рыночных условиях судовладелец сам решает, как организовать бизнес,
обеспечить сохранность имущества, сам определяет варианты минимизации
неизбежных в предпринимательстве рисков. Особенно это актуально для бизнеса,
связанного с морским транспортом, с рыбным промыслом. Как показывает практика,
наиболее типичны в этой отрасли убытки от повреждения судовых механизмов,
оборудования, корпуса, полной гибели судна. Последствия этих рисков -
неминуемые финансовые потери, способные проделать изрядную дыру в бюджете
судоходной или рыбопромышленной компании, а то и ведущие к ее банкротству.
По статистике, ущербы от чрезвычайных ситуаций приводят к банкротству
46% предприятий в течении первого года, и еще 23% в течении последующих
2-3 лет со дня их основания. В связи с этим без надёжной системы преодоления
такого рода потерь даже финансово устойчивому предприятию весьма трудно,
а подчас и просто невозможно строить планы по его дальнейшему развитию.
Сегодня существует два механизма создания такой системы. Первый - формирование
предприятием собственного резервного фонда (однако для своевременного
и полного покрытия возможного ущерба такой фонд потребует изъятия из оборота
значительных сумм денег). Второй - страхование. Экономическая его сущность
заключается в создании страхового фонда и солидарное возмещение ущерба
практически от любых рисков. Это позволяет страховщикам устанавливать
цену страхования в десятки и сотни раз меньше тех затрат, которые понес
бы судовладелец, формируя самостоятельно резервный фонд.
- Как же уменьшить профессиональные риски?
- Для этого в ведущих российских страховых компаниях (в том числе и в
ЗАО “НИКойл-Страхование”) разработаны комплексные целевые программы:
«Судно и морские риски», “Экипаж судна”, “Морской груз”, “Моя яхта”,
“Порт”, “Пароходство”, “Стапель”, “Лоцман”. Уже по названию видна
их специфика и направленность. Эти программы предусматривают страховую
защиту морских рисков, материальных и финансовых ресурсов предприятия,
а также социальные гарантии сотрудников.
Рассмотрим более подробно их содержание:
“Судно и морские риски” включает в себя страхование корпуса, машин
и механизмов судна (H&M) - КАСКО) на разных условиях - от повреждения
до гибели судна, включая расходы по спасанию.
Может быть застрахована гражданская ответственность судовладельца перед
членами экипажа, перед третьими лицами, не являющимися их членами; за
причинение вреда имуществу третьих лиц в результате столкновения с другим
судном; за повреждения плавучих и неподвижных объектов; за загрязнение
моря нефтепродуктами и еще по ряду позиций.
“Экипаж судна”. Судовладельцу на выбор предлагаются следующие
варианты страхования членов экипажа судна: страхование ответственности
судовладельца, связанной с его обязанностью возместить вред, причиненный
жизни и здоровью членов экипажа судна. В случае травмы, болезни или смерти
моряка подлежат возмещению расходы судовладельца, связанные с: оплатой
лечения, репатриацией и заменой членов экипажа; погребением и денежными
компенсациями родственникам; возмещением суммы заработка, утраченного
пострадавшим лицом; отклонением судна от предусмотренного маршрута для
доставки пострадавшего в ближайший порт; другими расходами, предусмотренными
действующим законодательством.
Кстати, Кодекс торгового мореплавания статьей 60 впрямую обязывает всех
без исключения судовладельцев страховать зарплату и другие причитающиеся
членам экипажа суммы, включая и расходы на репатриацию, а также их жизнь
и здоровье при исполнении трудовых обязанностей. А Госкомрыболовства своим
решением даже утвердил сумму страхового покрытия - не ниже 12 тыс. долларов
на каждого члена экипажа судов промыслового флота при страховании их жизни
и здоровья. И дал указание не выпускать из портов суда без оформленной
страховки. Но это требование комитета далеко не всегда выполняется...
- Что, взносы слишком высокие, или у судовладельца денег нет?
- С деньгами, конечно, всегда напряженно, но на здоровье, а то и на жизни
моряка грех экономить. Тем более, что страховые взносы в общей сумме,
затрачиваемой на подготовку судна к рейсу, просто смехотворны. Тариф -
всего 0,25% от тех самых 12 тысяч долларов, это примерно 30 долларов на
человека. Но эти расходы многие судовладельцы почему-то считают чрезмерными.
Далее - “Морской груз”. Договор страхования может быть заключен
на условиях:
- - “С ответственностью за все риски”: к страховым случаям относятся
убытки от повреждения и /или утраты застрахованного груза, наступившие
в результате любых событий;
- - “С ответственностью за согласованные риски”: к страховым случаям
относятся убытки от повреждения и/или утраты застрахованного груза в
результате событий , перечисленных в договоре страхования. Ими могут
быть: пожар, взрыв, транспортная авария, хищение груза или самого транспортного
средства, стихийные бедствия, а также другие события.
Следующий вид - “Моя яхта”. Объектом страхования являются яхты,
катера, а также другие моторные и несамоходные средства малого тоннажа.
Страхуются корпуса, механизмы и оборудование средств водного транспорта
от пожара, взрыва, посадки на мель, соприкосновения с каким-либо предметом,
воздействия опасных природных явлений, любых других случайностей и опасностей,
связанных с судоходством; от противоправных действий физических лиц; от
утраты средств водного транспорта, по факту которой возбуждено уголовное
дело.
“Порт”, “Пароходство”, “Стапель”, “Лоцман” - отдельные программы,
но они, как правило, пересекаются. Состоят из трех блоков:
- Страхование морских рисков.
- Страхование материальных и финансовых ресурсов.
- Социальные гарантии для сотрудников.
Каждая из них имеет свои специфические позиции, адаптированные к потребностям
клиентов и сочетаемые в любой комбинации. Они имеют высокую степень надежности
по защите имущественных интересов судовладельцев и предприятий, связанных
с морским бизнесом.
- А какой-то пример можно привести?
- Конечно. Наш филиал застраховал причальные сооружения в Морском торговом
порту. И вот не так давно литовское судно при швартовке штевнем снесло
швартовую тумбу и повредило причал. Ущерб составил 130 тыс. руб. Мы совместно
с Администрацией порта Калининград очень быстро и к взаимному согласию
“разрулили” ситуацию, клиент в течение суток получил возмещение.
Надежность и стабильность компаний предлагающих эти программы обеспечиваются
не только финансовой мощью и квалификацией персонала, но и эффективной
системой перестрахования рисков в крупнейших российских и зарубежных перестраховочных
обществах. Страховые компании видят свою миссию в том, чтобы предоставить
надежную страховую защиту населению и предприятиям, тем самым обеспечивая
их финансовую стабильность и бесперебойную работу.
|