ГРУЗОПОТОКАМ - ЗЕЛЕНУЮ УЛИЦУ
Транспортный комплекс Калининградской области в 2003 году
Транспортный комплекс - одна из приоритетных сфер развития экономического
потенциала Калининградской области, важнейший источник финансовых поступлений
в бюджеты всех уровней. От его эффективного функционирования и развития
зависят стабилизация и подъем экономики, обеспечение целостности, национальной
безопасности и обороноспособности страны, улучшение условий и уровня жизни
населения.
Начиная с 2001 г. в области идет стабильный рост объемов перевозок грузов
железнодорожным и автомобильным транспортом и их переработки портовым
комплексом.
Водный транспорт
По экспертным оценкам каждая тонна груза, прошедшая через порт, дает организациям,
связанным с его перемещением, до 12 долл. доходов. Рост грузооборота позволил
портовикам получить дополнительные доходы и создать условия для интенсивного
развития портовых мощностей.
За 2001-2003 годы созданы новые мощности по перегрузке нефти и нефтепродуктов
на терминале “Лукойл-Калининградморнефть”. До конца 2005 г. с учетом расширения
и углубления морского канала до 10,5 м проектные возможности терминала
возрастут до 6,0 млн. т. в год. До 2 млн. т в год увеличены технические
возможности ФГУП ”Калининградская портовая нефтебаза”. В техническое
перевооружение ОАО ”Морской торговый порт” инвестировало более
7,5 млн. долл. США. В ремонт, реконструкцию и развитие государственного
имущества портов, создание систем безопасности судоходства Морской
администрацией порта Калининград за 2002-2003 гг. вложено более 700,0
млн. руб.
В декабре 2002 г. в 3-м бассейне г.Балтийска введена в эксплуатацию первая
очередь грузопассажирского автопаромного терминала. С 2003 г. начата регулярная
работа на терминале по приему грузопассажирских паромов "Транслюбека"
и "ТрансФинляндия" на линии «Санкт-Петербург - Балтийск
- порты Германии».
На 2004-2005 гг. запланировано дальнейшее развитие бассейна N№ 3 со строительством
паромного терминала для линии «Балтийск - порты Польши» и терминала для
генеральных грузов. Начато строительство железнодорожного паромного терминала
в бассейне N№ 4. На эти цели в федеральном бюджете 2004 г. предусмотрено
выделение 310 млн. руб. При этом в пункте Восточный (г. Балтийск) предполагается
развитие глубоководного порта.
В целях повышения эффективности работы портового комплекса области планируется:
- - строительство портовых терминалов в 3 и 4 бассейнах г. Балтийска;
- - реконструкция Калининградского морского канала с целью обработки
в порту Калининград судов длиной до 180 м (25-30 тыс. т грузоподъемностью)
и восстановление конструкций входных молов морского канала;
- - принятие конкурентоспособных железнодорожных тарифов для перевозки
российских внешнеторговых грузов через порт Калининград по российским
и транзитным (Белорусской и Литовской) железным дорогам;
- - реконструкция и модернизация станции «Калининград-Сортировочной»
с целью обеспечения бесперебойной подачи/уборки вагонов на припортовые
станции и портовые терминалы с учетом роста их грузооборота;
- - финансирование из бюджета Союзного государства строительства перегрузочного
терминала в пункте Восточный для перевалки белорусских грузов;
- - создание единой Морской администрации порта Калининград с подчинением
ее Минтрансу России;
- - передача в ведение Минтранса России всех причалов, гидротехнических
сооружений и другого имущества, не подлежащего приватизации, используемого
в целях торгового мореплавания (грузовые операции, пассажирские перевозки
и т.п.).
Железнодорожный транспорт
Особенностью железнодорожного транспорта в области является наличие железнодорожных
путей как российской, так и европейской колеи и пограничных перегрузочных
комплексов, позволяющих доставлять грузы из стран Европы непосредственно
до калининградских предприятий и отправлять далее в Россию.
Для обеспечения возрастающего грузопотока на калининградском направлении
на российско-литовской границе в 2002 г. начато строительство пограничной
железнодорожной станции Чернышевское (освоено 37 млн. руб.). Ее пропускная
способность на перспективу до 2015 года предусмотрена в объеме 13,8 млн.
т. К 2005 г. ожидается увеличение портовых мощностей на 7,0 млн. т к объемам
2003 г. Строительство станции на предусмотренный проектом объем грузов
может привести к сложностям в обеспечении беспрепятственной доставки грузов
в Калининградскую область. Для недопущения данной ситуации ОАО «РЖД»
необходимо принять меры по ускорению пропуска поездов через границу.
Развитие портовых мощностей в Балтийске невозможно без развития железнодорожной
составляющей, а именно строительства припортовой станции и реконструкции
железной дороги «Калининград-Балтийск». В настоящее время к бассейну N№
3 подведен железнодорожный путь, ведутся работы по проектированию новой
железнодорожной припортовой станции и нового подхода к бассейну N№ 4 (минуя
центр города).
На уровне Правительства Российской Федерации, ФЭК России, МПС России,
ОАО «РЖД», Минтранса России и других министерств и ведомств решались вопросы,
связанные с величиной железнодорожных тарифов при перевозке грузов на
калининградском направлении.
Вступивший в действие с 28 августа 2003 г. Прейскурант N№ 10-01 «Тарифы
на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными
дорогами» не в полной мере учитывает особенности положения Калининградской
области, что повлекло за собой увеличение тарифов до 70% на грузовые перевозки,
осуществляемые на короткие расстояния (менее 1000 км по российским железным
дорогам). Только по строительству 1-ого энергоблока ТЭЦ-2 в связи с ростом
затрат на доставку материалов и оборудования дополнительно потребуется
выделить из федерального бюджета около 13 млн. руб.
С 1 мая 2004 г., после вступления Литвы в Европейский Союз, могут измениться
правила перевозок в случае использования литовской стороной норм и правил
Европейской конвенции COTIF и оформления перевозочных документов по правилам
конвенции CIM.
Особенностями данных правил является:
- Перевозка грузов производится под таможенным контролем при обязательном
предоставлении финансовых гарантий доставки товара до получателя (то
есть аналог существующей системы МДП на автомобильном транспорте).
- Упрощение процедур оформления транзита товаров при пересечении границы
возможно только при условии, что перевозка осуществляется с обязательной
ссылкой на конвенцию COTIF.
- Учитывая, что Литва, как член ЕС, может потребовать финансовых гарантий
перед таможенными органами в момент пересечения грузом границы Литвы,
то потребуется заблаговременное переоформление перевозочных документов,
оформление финансовой гарантии перевозчика перед таможенными органами,
и данные операции придется выполнять на белорусских пограничных железнодорожных
станциях.
Может сложиться ситуация, которая приведет не только к повышению стоимости
перевозок, но и к значительным задержкам поездов на белорусских станциях
в связи с переоформлением документов, что приведет к резкому снижению
конкурентоспособности калининградского направления и снижению грузопотоков.
Единственно возможный пока вариант решения проблемы - сохранение существующих
норм и правил СМГС при грузовых железнодорожных перевозках, что возможно
в рамках Евросоюза если рассматривать СМГС как взаимные договоренности
отдельных стран.
Автомобильный транспорт
Грузовые перевозки
Соседство со странами ЕС и необходимость транзитного проезда через территории
Литвы и Польши, ставит перед автомобильными перевозчиками задачу соответствия
подвижного состава нормам и правилам ЕС.
Эксплуатация автотранспортных средств вне территории области, не отвечающих
техническим и экологическим стандартам Евросоюза, будет проблематична,
практически невозможна.
За счет освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе в Российскую
Федерацию седельных тягачей, отвечающих требованиям международных экологических
норм и предназначенных для осуществления международных автомобильных перевозок,
обновлен парк автопоездов. Если на декабрь 2002 г. из 2219 автопоездов,
осуществляющих международные автомобильные перевозки в регионе, экологическим
требованиям соответствовало только 19%, то на конец 2003 г. европейским
стандартам соответствует более 50% автомобильного парка. Остальная часть
парка должна быть обновлена.
Для поддержки международных автомобильных перевозчиков, устойчивой и
эффективной работы автотранспортных предприятий Калининградской области
рассматриваются вопросы по снижению ставки «транспортного налога».
|