Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

ОТКУДА НА БАЛТИКЕ МАЗУТНЫЕ ПЯТНА
геоэкологический мониторинг загрязнений морского побережья Калининградской области
В.В.Орленок
, Калининградский государственный университет

Прибрежные районы океанов и морей являются зонами наиболее интенсивного обмена веществом и энергией. В сочетании с возрастающей антропогенной нагрузкой это делает их наиболее чувствительными к различным видам загрязнений. Все это справедливо и для 150 км морского побережья Калининградской области, омываемого водами Балтийского моря и двух заливов: Куршского (1,6 тыс.км2) и Вислинского (0,5 тыс. км2).

В течение последних четырех лет факультет географии и геоэкологии КГУ выполняет комплекс геоэкологических наблюдений состояния природной среды вдоль всего российского прибалтийского побережья (рис.1) с целью определения масштабов распространения и интенсивности загрязнения береговой зоны нефтепродуктами и выявления их источников.
Морское побережье Калининградской области относится к выровненному песчаному типу [1]. Благодаря широкому мелководью, волны на таких берегах интенсивно деформируются, в результате чего происходит образование различных потоков и течений. Они и являются основными факторами, обуславливающими направленность нефтемазутного загрязнения.
В 2003 г. с 19 мая по 1 августа морское побережье обследовалось неоднократно. Мы взяли 300 проб с нефтепродуктами, в том числе половину из них - на пляжах Вислинской косы. Кроме этого фиксировались следы нефтепродуктов на валунах (в основном на мысах или выступах берега), на променаде и железобетонных опоясках и т.п., то есть там, где пробы невозможно отобрать. Учитывая это, количество точек обследования возрастает до 500.

Первое плановое обследование выполнено 19.05.-2.06.03 г. Оно охватило северное побережье Самбийского полуострова и Куршскую косу. Участок загрязнения нефтепродуктами (в дальнейшем - НП) прилегал к району устья р. Забава, пос. Сокольники, где на погонный метр пляжа приходилось в среднем 0,01-0,015 кг в зоне заплеска волны шириной 0,5-1 м (рис.2).

На Куршской косе нефтепродукты вынесло на пляж у пос.Морское и к югу от него - 0,04-0,015 кг/пог.м, на 46-47-й км косы – 0,03 кг/пог.м пляжа. Эта картина отмечалась еще до того, как у Борнхольма затонул сухогруз “Фу Шанхай”. Значит, источник этого загрязнения был иным, о чем свидетельствует повышенное содержание нефтепродуктов в морской воде (рис.2).

29-30 июня был зарегистрирован первый крупный выброс НП на морском пляже в пределах Калининградской области. Результаты обследования 26.06-8.07.03 показали, что на западном побережье Самбийского полуострова участок слабого и умеренного загрязнения отмечался от Балтийска до Приморска (0,004-0,04 кг/пог.м ПМС - песчано-мазутной смеси), следы загрязнения - в бухте Покровской и в пос.Янтарном, а на участке от пос.Бакалино до м.Таран загрязнение НП составило 0,01-0,16 кг/пог.м. Пляжи северного побережья от м.Таран до Куршской косы на протяжении 39,5 км также были загрязнены с концентрацией ПМС до 0,3 кг/пог.м. (наивысшая - в центре Пионерской бухты у берегозащитных конструкций). Всего от пос.Приморье до Зеленоградска на пляжах оказалось около тонны песчано-мазутной смеси.

Таким образом, на северном побережье Самбийского полуострова пляжи были загрязнены слабо и умеренно, за исключением участка м. Таран - пос. Приморье и Пионерской бухты, где отмечалось их очень сильное загрязнение.

Куршская коса обследовалась на протяжении 43,3 км от Зеленоградска до 46-го километра, в том числе по участкам получилась следующая картина:

  • г. Зеленоградск - турбаза “Дюны” - на 14,9 км. общая масса ПМС составила 1340 кг (или 0,09 кг/пог.м);
  • от т/б “Дюны” до 22 км обследовано 7,3 км. Общая масса ПМС - 1130 кг, (от 0,15 до 0,3 кг/пог.м);
  • 22-й км косы - Рыбачий — участок в 7,6 км: ПМС - 914 кг (0,12 кг/пог.м);
  • Рыбачий - Морское - на 10,1 км. ПМС - 1070 кг (0,11 кг/пог.м);
  • от Морского до границы с Литвой - 3,4 км. Общая масса ПМС 435 кг (0,12 кг/пог.м).

В прикорневой части Куршской косы отмечалось слабое загрязнение пляжа НП, а затем вплоть до границы с Литвой - умеренное. Исключение составляет средняя часть Куршской косы, где пляжи были сильно и очень сильно загрязнены.

Второй выброс НП произошел 13 июля 2003 г. Обследования проведены 17-18.07.03 г. Загрязнение НП отмечалось на всем протяжении берега от российско-польской до российско-литовской границы (рис. 3). Общая масса ПМС составила более 13 т (табл.1). На западном побережье Самбии - 1 590 кг, на северном - 1 634 кг, на Куршской косе - 6 000 кг (очень сильное загрязнение отмечалось в средней ее части и на границе с Литвой), на Вислинской - 3 977 кг. (сильное и очень сильное загрязнение).

Загрязнения грунтов дна отмечались в трансграничной зоне Вислинской косы и в средней части Куршской косы и совпадают с районами загрязнения морских вод, но являются незначительными по уровню, за исключением района м.Гвардейский, где, скорее всего, продолжает проявляться негативное воздействие на природную среду затонувшего судна “Анна Ф” (рис.2).

Прибрежные районы Балтийского моря, где были отмечены повышенные концентрации НП в поверхностных водах и грунтах дна, в большей степени примыкают к участкам берега, где наблюдались выбросы смолообразных или мазутных нефтепродуктов на пляж, начиная с 09.05.03 г. (рис.2,4).

На основе данных обследования морского побережья Калининградской области с 19 мая по 18 июня 2003 г. были составлены картосхемы загрязнений пляжей нефтепродуктами и получены их количественные оценки (табл.1).

Выбросы на берег, как правило, представляют собой так называемые нефтяные шламы – смесь нефтепродукта и песка - песчано-мазутной смеси. Чтобы определить количество поступившего в береговую зону нефтепродукта, первоначально необходимо определить его содержание в отобранных на пляже пробах. Мы сделали это в гидрохимической лаборатории на факультете географии и геоэкологии КГУ, воспользовавшись научно обоснованной и отработанной методологией. Установлено, что среднее содержание нефтепродуктов в пробах песчано-мазутной смеси составляет от 5,2 до 23,5% (табл.1).

Таким образом, суммарные выбросы нефтепродуктов 29-30 июня 2003 г. составили 7 590 кг песчано-мазутной смеси, что составляет 610 кг «чистого» мазута (табл.1). Еще большее количество выбросов нефтепродуктов пришлось на 13 июля, а 17 июля было загрязнено нефтепродуктами все морское побережье Калининградской области. Общее количество выброшенной песчано-мазутной смеси в этот период составило 13 201 кг, содержание выхода “чистых” нефтепродуктов - 1 600 кг, т.е. примерно в 3-4 раза превзошли норму в 350 кг, начиная с которой принимается решение о введении режима “чрезвычайной ситуации”.

Нефтяное загрязнение моря может происходить небольшими количествами нефтепродуктов в течение длительного времени или же как аварийное загрязнение большими количествами НП в короткий промежуток времени. Расхождения в оценках загрязнения относятся не к аварийным источникам, которые довольно четко фиксируются, а к источникам неаварийного сброса. Но именно аварийные разливы наносят наибольший экологический ущерб и приводят к загрязнению обширных прибрежных территорий [2]. Летом 2003 г. в результате катастрофы китайского сухогруза “Фу Шанхай” возле о. Борнхольм огромные мазутные пятна дважды накрыли западное и северное морское побережье Калининградской области: 29-30 июня и 13-17 июля. Затем они достигли побережья Литвы и Латвии. Польские берега при западных направлениях ветров оказались в “тени” возможных дрейфовых течений с тем же направлением и поэтому почти не пострадали. Небольшие выбросы мазута были обнаружены профессором А.Ш.Хабидовым в июле в Польше в приграничной с Россией части Вислинской косы. Наиболее сильно пострадало западное побережье Самбии, на которое пришелся лобовой удар мазутного пятна при его нагоне западными ветрами.

С 10-24 октября 2003 г. проведено повторное обследование берегов: пляжи Калининградского побережья на всем протяжении были чистыми. Отдельные мазутные пятна сохранились на валунах (м. Таран, пос. Филино - пос. Приморье, м. Гвардейский, г. Зеленоградск), на променаде в Балтийске, Светлогорске, пос. Лесном, на Куршской косе.

Что касается предположений о возможном истечении мазута, с затонувших в 1941-45 гг. судов, лежащих на глубине 20-110 м вдоль всего побережья Восточной Балтики, то они весьма маловероятны. Основной источник мазутных загрязнений летом 2003 г. установлен - это “Фу Шанхай”.

До 2001 г. одним из источников загрязнения являлся греческий сухогруз “Анна Ф”, который затонул в 300 м от берега у м. Гвардейский в 1977 г. В результате обследования в июле 2003 г. остатков этого судна установлено, что верхние конструкции палубы срезало, судно развалилось на 2 части, танки оказались выровнены с поверхностью дна и сильные шторма 2002 г. завалили их песком. Хотя в 2000-2001 гг. из некоторых танков мазут в воду просачивался и попадал на пляжи в районе г.Зеленоградска. В июле 2003 г. содержание НП в грунтах дна на участке от м. Гвардейского до р. Забава было повышенное до 1,5-2,2 мг/кг.

Наши исследования выявили следующую закономерность: после 1995 г. загрязнение НП отмечалось на западном побережье Калининградской области при штормовых западных ветрах, на Куршской косе - при штормовых ветрах северных румбов. С 1945 по 1994 гг. таких загрязнений практически не наблюдалось. Первый мощный выброс НП на западное побережье произошел в 1996 г. после штормов с запада. С тех пор аналогичные загрязнения наблюдались в 1996, 2000, 2001, 2003 гг.

В экономической зоне Польши ведется морская добыча нефти. Морская буровая скважина расположена в 70 км от берега на глубине 80 м. Особенность этой буровой в том, что нефть с нее бункеруется на танкер по гибким шлангам. Затем нефтеналивное судно доставляет груз на танкерную стоянку N№ 5, и здесь происходит его разбункеровка. При попадании нефти в море загрязнение через 5-6 часов может достичь западного побережья Калининградской области. Также потенциально вероятным источником загрязнения с запада может быть нефтяной терминал Гданьского нефтеперерабатывающего завода и танкерная стоянка N№ 5. В ноябре 2000 г. было отмечено поступление нефтяного пятна со стороны Польши. Оно двигалось со стороны Гданьского залива и достигло побережья Калининградской области за 4-5 часов. Однако обилие источников загрязнения создает определенные трудности в выявлении конкретного виновника.

Результаты геоэкологического мониторинга, проведенного в 2000-2003 гг., свидетельствуют о значительном загрязнении нефтепродуктами морских пляжей Калининградского побережья, в то время как загрязнение углеводородами морских вод и донных осадков незначительно. Юго-восточное побережье Балтийского моря от берегов Польши до вершины Финского залива является одним из “ключевых” районов Европейской экологической сети.

Проведенное нами исследование загрязнения прибрежных зон нефтепродуктами показало, что требуется кооперация усилий на международном уровне с целью выявления и незамедлительной ликвидации загрязнений. Необходимо организовать постоянную экологическую инспекцию на море и близ нефтеоперационных объектов Польши, Литвы, а с вводом нефтепромысла Д-6 - и в России. Также необходимо проведение постоянного круглогодичного экологического мониторинга Калининградского морского побережья с созданием специальной службы воздушного патрулирования и спутниковых наблюдений акваторий.

Список используемых источников:
Болдырев В.Л., Рябкова О.И. Динамика береговых процессов на Калининградском побережье Балтийского моря. // Изв.РГО, т.133 N№5, 2001. – с. 41-48
Влияние разлива мазута на экосистему Балтийского моря. / Под ред. О.С. Пустельникова и М.П.Нестеровой. Вильнюс, 1984. – 150с.
Отчет по теме НИР N№ 730/1799 “Геоэкологический мониторинг береговой зоны Балтийского моря в пределах Калининградской области”. - Рук.темы В.В. Орленок, Калининград, 2002 - 135 с.
Болдырев В.Л., Рябкова О.И. Динамика береговых процессов на Калининградском побережье Балтийского моря. // Изв.РГО, т.133 N№5, 2001. – с. 41-48

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
Rambler's Top100
Hosted by uCoz