НЕ НАВРЕДИ
О строительстве компанией "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть"
морской платформы на месторождении "Кравцовское" (Д-6),
расположенном в двух десятках километров от калининградского берега, в
последние годы написано и сказано много и разно. Не раз скрещивались копья
оппонентов в дискуссиях об экологической угрозе Балтике и побережью в
процессе разработки нефтяной залежи. Большую озабоченность в этой связи
высказывали соседи из Литвы, но куда более рьяно против Д-6 выступали
калининградские "экозащитники".
Ноябрьский визит премьер-министра Литвы А. Бразаускаса в Москву
и обсуждение им этой темы с руководителями государства и компании "ЛУКОЙЛ"
поставил жирную черту под недружественными выпадами из-за Немана. Он заявил:
"Озабоченности Литвы в связи с российским проектом по добыче нефти
на Балтийском шельфе сняты". По его словам, сообщает ИТАР-ТАСС
- "Литва не имеет права давить на Россию, поскольку речь идет
о российской территории".
Столь кардинальному решению содействовали и выводы предварительно поработавшей
в "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефти" литовской группы специалистов
во главе с заместителем министра по делам окружающей среды Р. Сакалаускасом.
Она была специально создана для анализа технологического уровня проекта
и особенно его экологической безопасности. Литовской стороне были предоставлены
все документы, материалы, чертежи, даны исчерпывающие комментарии. На
этой основе готовилась докладная записка для премьера А. Бразаускаса,
с которой он и отправился в Москву.
В общем, по разработке месторождения Д-6 с Литвой практически
все вопросы решили. И трудно не согласиться с аргументами российской стороны.
К примеру, морской нефтедобывающий комплекс застрахован на 120 млн. долл.
А по оценкам литовских же специалистов, сумма вероятного ущерба при разливе
нефти может быть в пределах 50 млн. долл. На обеспечение экологической
безопасности проекта потрачены огромные суммы, в монтаже и оборудовании
платформы приняли участие компании с мировым именем, проект полностью
соответствует всем принятым в этой отрасли стандартам.
Конечно, нельзя исключить форс-мажорных обстоятельств. Потенциальная
опасность всегда есть, никто и нигде в мире не даст стопроцентной гарантии
того, что аварии не произойдет - на АЭС, на нефтеперерабатывающем заводе,
либо на нефтепромысле. Например, сегодня просто не существует технологий
устранения разливов нефтепродуктов при волне больше 2,5 м высотой. Представим
сильный шторм с волной в 6-7 м (максимум для Балтики). Обычно в этих случаях
идет сопровождение пятна, и ликвидация начинается уже при более благоприятных
условиях. Тут главное - предотвратить вероятность таких эксцессов. Потому
на подобных производствах и применяются самые современные техника и технологии.
И платформа "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефти" - в ряду таких
проектов. Это конструкция двойной прочности, выдержит шквалы с волной
до 11 м.
Однако нормальная аргументация адекватно воспринимается только нормальными
здравомыслящими людьми. "В Калининграде есть группа так называемых
экозащитников, которые абсолютно не владеют ситуацией, не являются и никогда
не были экологами, но целенаправленно делали все, чтобы очернить наш проект
Д-6 и получить от этого какие-то дивиденды, - отметил на одной из
пресс-конференций генеральный директор ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть"
Юрий Каджоян. - В регионе масса действительно серьезных экологических
проблем, которые требуют безотлагательного решения, вот чем надо бы заниматься.
Но эти люди, видимо, отрабатывают чей-то заказ, поэтому целенаправленно
пытаются дискредитировать морской нефтепромысел на Кравцовском месторождении.
Когда летом произошел выброс нефтепродуктов на пляжи нашей области, мы
принимали участие в их сборе. Обвинения в том, что мы подпольно добываем
нефть на еще не построенной платформе Д-6, распространенные с подачи этих
"экозащитников" - полный абсурд. Но мы все равно сделали анализ
этих выбросов, и наши данные подтвердила датская фирма, которая тоже сделала
свою проверку: это не нефть, а низкосортный мазут".
Можно, конечно, и не обращать внимания на вопли платных "протестантов".
Но тема охраны окружающей среды в нашем регионе имеет особое звучание.
Калининградских нефтяников в силу специфики их профессии она заботит даже
больше, чем кого-либо другого. И чтобы оградить себя от огульных безосновательных
обвинений в том, что любое пятно на поверхности моря в этом районе связано
с деятельностью "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефти", компания
заключила договор на спутниковое слежение за всеми разливами нефтепродуктов,
происходящих на Балтике. Действовать он начнет с лета 2004 г. Спутник
сможет засечь любое пятно, где бы оно ни возникло - в районе Клайпеды,
Вентспилса, Д-6, Бутинге, Гданьска, Балтийска и т.д. - и отслеживать его
движение. Космический контролер - самый непредвзятый, не подверженный
политической или экономической конъюнктуре, - даст объективную картину
происходящего.
А чтобы сомнений не осталось даже у самых недоверчивых, "кравцовской"
нефти решено выдать "паспорт". В Канаде есть лаборатория, где
могут абсолютно точно определить место добычи нефти по ее характеристикам.
Как индивидуальны отпечатки пальцев человека, так и "почерк"
нефти, ее химические свойства с каждого месторождения вполне персонифицированы.
К началу добычных работ такой идентификационный паспорт будет получен...
К собственно нефтепромыслу запланировано приступить весной 2004 г. Пусконаладочные
работы с участием зарубежных представителей поставщиков оборудования идут
по графику. С сухопутной частью трубопровода Куликово-Романово-Ижевское
все в порядке, но по морской части есть некоторое отставание — штормовая
погода внесла коррективы.
Сейчас на суше добывается 600-630 тыс. т нефти в год. С пуском Д-6
этот объем предполагается удвоить. Разведанные запасы "Кравцовского"
- порядка 10 млн. т. И это нефть самой лучшей марки -"Брент",
на международных рынках за нее дают наивысшую цену. Перспективы здесь
очень серьезные. В том числе и поэтому все подготовительные работы ведутся
с особой тщательностью.
Однако, вернемся к экологическому аспекту нашего проекта.
В ходе общения с литовской делегацией калининградские нефтяники договорились
о новой встрече - уже на действующей платформе после сдачи ее госкомиссии.
Пришли также к общему мнению о необходимости заключить межправительственное
соглашение о ликвидации возможных аварий. И речь шла не только о Д-6,
но и о других объектах севернее и западнее Калининграда, являющихся потенциальными
загрязнителями. У каждого из них имеются свои планы ликвидации аварий,
но к общей пользе их стоило бы согласовать.
Необходимо составить план совместных действий в случае аварии в любой
точке на юге Балтики. Например, калининградцы (или, наоборот, литовцы)
готовы бросить свои силы на ликвидацию мазутного пятна в чьих-то территориальных
водах, однако как это сделать, не нарушив государственную границу? Надо
заранее все согласовать. Существует множество и других формальностей,
которые должны решаться на межправительственном уровне. Видимо, настало
время создать совместную группу для проработки такой деятельности. Договорились
также о совместном мониторинге за работой потенциально опасных для природы
производств. Калининград открыт для всех соседей. И литовцы, в свою очередь,
обещали показать свои терминалы в портах, куда, кстати, заходят и однокорпусные
танкеры. А вот на лукойловский терминал в Ижевском заходят только двухкорпусные
танкеры. По специальному положению заход однокорпусных туда запрещен.
Это уже общепринятая практика во всех портах, считающихся современными
и соответствующих принятым мировым сообществом экологическим нормам.
Так что принцип "Не навреди" исповедуют не только врачи.
Не навредить здоровью природы, используя ее богатства - это непреложный
постулат в повседневной работе калининградских нефтяников.
|