Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

НЕ НАВРЕДИ

О строительстве компанией "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть" морской платформы на месторождении "Кравцовское" (Д-6), расположенном в двух десятках километров от калининградского берега, в последние годы написано и сказано много и разно. Не раз скрещивались копья оппонентов в дискуссиях об экологической угрозе Балтике и побережью в процессе разработки нефтяной залежи. Большую озабоченность в этой связи высказывали соседи из Литвы, но куда более рьяно против Д-6 выступали калининградские "экозащитники".

Ноябрьский визит премьер-министра Литвы А. Бразаускаса в Москву и обсуждение им этой темы с руководителями государства и компании "ЛУКОЙЛ" поставил жирную черту под недружественными выпадами из-за Немана. Он заявил: "Озабоченности Литвы в связи с российским проектом по добыче нефти на Балтийском шельфе сняты". По его словам, сообщает ИТАР-ТАСС - "Литва не имеет права давить на Россию, поскольку речь идет о российской территории".
Столь кардинальному решению содействовали и выводы предварительно поработавшей в "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефти" литовской группы специалистов во главе с заместителем министра по делам окружающей среды Р. Сакалаускасом. Она была специально создана для анализа технологического уровня проекта и особенно его экологической безопасности. Литовской стороне были предоставлены все документы, материалы, чертежи, даны исчерпывающие комментарии. На этой основе готовилась докладная записка для премьера А. Бразаускаса, с которой он и отправился в Москву.

В общем, по разработке месторождения Д-6 с Литвой практически все вопросы решили. И трудно не согласиться с аргументами российской стороны. К примеру, морской нефтедобывающий комплекс застрахован на 120 млн. долл. А по оценкам литовских же специалистов, сумма вероятного ущерба при разливе нефти может быть в пределах 50 млн. долл. На обеспечение экологической безопасности проекта потрачены огромные суммы, в монтаже и оборудовании платформы приняли участие компании с мировым именем, проект полностью соответствует всем принятым в этой отрасли стандартам.

Конечно, нельзя исключить форс-мажорных обстоятельств. Потенциальная опасность всегда есть, никто и нигде в мире не даст стопроцентной гарантии того, что аварии не произойдет - на АЭС, на нефтеперерабатывающем заводе, либо на нефтепромысле. Например, сегодня просто не существует технологий устранения разливов нефтепродуктов при волне больше 2,5 м высотой. Представим сильный шторм с волной в 6-7 м (максимум для Балтики). Обычно в этих случаях идет сопровождение пятна, и ликвидация начинается уже при более благоприятных условиях. Тут главное - предотвратить вероятность таких эксцессов. Потому на подобных производствах и применяются самые современные техника и технологии. И платформа "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефти" - в ряду таких проектов. Это конструкция двойной прочности, выдержит шквалы с волной до 11 м.

Однако нормальная аргументация адекватно воспринимается только нормальными здравомыслящими людьми. "В Калининграде есть группа так называемых экозащитников, которые абсолютно не владеют ситуацией, не являются и никогда не были экологами, но целенаправленно делали все, чтобы очернить наш проект Д-6 и получить от этого какие-то дивиденды, - отметил на одной из пресс-конференций генеральный директор ООО "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть" Юрий Каджоян. - В регионе масса действительно серьезных экологических проблем, которые требуют безотлагательного решения, вот чем надо бы заниматься. Но эти люди, видимо, отрабатывают чей-то заказ, поэтому целенаправленно пытаются дискредитировать морской нефтепромысел на Кравцовском месторождении. Когда летом произошел выброс нефтепродуктов на пляжи нашей области, мы принимали участие в их сборе. Обвинения в том, что мы подпольно добываем нефть на еще не построенной платформе Д-6, распространенные с подачи этих "экозащитников" - полный абсурд. Но мы все равно сделали анализ этих выбросов, и наши данные подтвердила датская фирма, которая тоже сделала свою проверку: это не нефть, а низкосортный мазут".

Можно, конечно, и не обращать внимания на вопли платных "протестантов". Но тема охраны окружающей среды в нашем регионе имеет особое звучание. Калининградских нефтяников в силу специфики их профессии она заботит даже больше, чем кого-либо другого. И чтобы оградить себя от огульных безосновательных обвинений в том, что любое пятно на поверхности моря в этом районе связано с деятельностью "ЛУКОЙЛ-Калининградморнефти", компания заключила договор на спутниковое слежение за всеми разливами нефтепродуктов, происходящих на Балтике. Действовать он начнет с лета 2004 г. Спутник сможет засечь любое пятно, где бы оно ни возникло - в районе Клайпеды, Вентспилса, Д-6, Бутинге, Гданьска, Балтийска и т.д. - и отслеживать его движение. Космический контролер - самый непредвзятый, не подверженный политической или экономической конъюнктуре, - даст объективную картину происходящего.

А чтобы сомнений не осталось даже у самых недоверчивых, "кравцовской" нефти решено выдать "паспорт". В Канаде есть лаборатория, где могут абсолютно точно определить место добычи нефти по ее характеристикам. Как индивидуальны отпечатки пальцев человека, так и "почерк" нефти, ее химические свойства с каждого месторождения вполне персонифицированы. К началу добычных работ такой идентификационный паспорт будет получен...

К собственно нефтепромыслу запланировано приступить весной 2004 г. Пусконаладочные работы с участием зарубежных представителей поставщиков оборудования идут по графику. С сухопутной частью трубопровода Куликово-Романово-Ижевское все в порядке, но по морской части есть некоторое отставание — штормовая погода внесла коррективы.

Сейчас на суше добывается 600-630 тыс. т нефти в год. С пуском Д-6 этот объем предполагается удвоить. Разведанные запасы "Кравцовского" - порядка 10 млн. т. И это нефть самой лучшей марки -"Брент", на международных рынках за нее дают наивысшую цену. Перспективы здесь очень серьезные. В том числе и поэтому все подготовительные работы ведутся с особой тщательностью.

Однако, вернемся к экологическому аспекту нашего проекта.

В ходе общения с литовской делегацией калининградские нефтяники договорились о новой встрече - уже на действующей платформе после сдачи ее госкомиссии. Пришли также к общему мнению о необходимости заключить межправительственное соглашение о ликвидации возможных аварий. И речь шла не только о Д-6, но и о других объектах севернее и западнее Калининграда, являющихся потенциальными загрязнителями. У каждого из них имеются свои планы ликвидации аварий, но к общей пользе их стоило бы согласовать.

Необходимо составить план совместных действий в случае аварии в любой точке на юге Балтики. Например, калининградцы (или, наоборот, литовцы) готовы бросить свои силы на ликвидацию мазутного пятна в чьих-то территориальных водах, однако как это сделать, не нарушив государственную границу? Надо заранее все согласовать. Существует множество и других формальностей, которые должны решаться на межправительственном уровне. Видимо, настало время создать совместную группу для проработки такой деятельности. Договорились также о совместном мониторинге за работой потенциально опасных для природы производств. Калининград открыт для всех соседей. И литовцы, в свою очередь, обещали показать свои терминалы в портах, куда, кстати, заходят и однокорпусные танкеры. А вот на лукойловский терминал в Ижевском заходят только двухкорпусные танкеры. По специальному положению заход однокорпусных туда запрещен. Это уже общепринятая практика во всех портах, считающихся современными и соответствующих принятым мировым сообществом экологическим нормам.

Так что принцип "Не навреди" исповедуют не только врачи. Не навредить здоровью природы, используя ее богатства - это непреложный постулат в повседневной работе калининградских нефтяников.

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
Rambler's Top100
Hosted by uCoz