ВАРИАНТ РАЗВИТИЯ ПОРТА — МОДЕРНИЗАЦИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАНАЛА И РАСШИРЕНИЕ
СУЩЕСТВУЮЩЕГО КОНТЕЙНЕРНОГО/РО/РО ТЕРМИНАЛА В ПОРТАХ Согласно варианту 1 развитие порта до 2025 г. будет происходить на основе существующих мощностей с учетом прогнозируемого увеличения грузооборота (см. «Расширенное описание вариантов развития порта», часть 1). Таким образом, основная задача заключается в создании специализированных мощностей для обслуживания контейнерных/ро-ро перевозок. Существующие мощности для обработки контейнерных/ро-ро грузов не отвечают современным требованиям по времени обработки, складским мощностям и обеспечению информационными системами. Чтобы исключить нехватку мощностей, рекомендуется поэтапное строительство специализированного терминала для контейнерных/ро-ро грузов с причалами и технологическим оборудованием, предназначенным для обработки как контейнеров ро-ро, так и грузов ро-ро в порту. Исследовались следующие основные направления развития порта:
Реконструкция контейнерного/ро-ро терминала Необходимый объем инвестиций составляет 29 млн. Евро. Соответствующая разбивка представлена ниже в таблице 1-1. Морской подход к порту Если рассматривать размеры судов в будущем, консультанты считают, что:
Будущие изменения судозаходов невозможно предсказать точно, поэтому рассматривались три возможных сценария: от существующего на сегодня размера судов до возможного их увеличения в будущем, связанного с углублением канала. Если объем перевозок будет расти в соответствии с прогнозом, а размеры судов и среднее количество груза на заход останется на сегодняшнем уровне, то:
В проекте рассматривался ожидаемый в будущем объем перевозок через канал и эффективные по затратам мероприятия, необходимые для обслуживания этого объема. Важность представляют не только технические аспекты данной проблемы, но также и влияние таких мероприятий на общую стоимость морской перевозки, включая подход к порту. Ниже приводится список мероприятий, которые снизят транспортные расходы. Не все из них находятся непосредственно под контролем порта:
Результаты разных сочетаний мероприятий по улучшению исследовались по различным сценариям изменений в размерах судов и количестве груза на один заход в порт. Сюда входят:
Увеличение размеров судов и количества груза на заход при имеющейся глубине канала ведет к изменению стоимости транспортировки. Общие затраты на транспортировку прогнозируемого объема грузов будут зависеть от расположения мест их происхождения/назначения, которые сейчас неизвестны. Поэтому иллюстрацией к результатам сценариев служит сравнение теоретических затрат, то есть затрат на перевозку в рейсе туда и обратно, исключая расходы на перевалку груза. За основу взяты расходы в рейсе туда и обратно протяженностью 2000 км (расстояние является предполагаемым, но в то же время и характерным) с использованием соответствующих коэффициентов загрузки при перевозках навалочных и контейнерных грузов. Результаты сравнения представлены на рисунке 1-1. Они показывают, что значительной экономии расходов на перевозку можно добиться или при более эффективном использовании канала имеющейся глубины, или при его углублении. Издержки вследствие потерь времени на проход каналом в перспективе, сценарии судового потока и мероприятия по модернизации канала показаны на рисунке 1-2. Результаты анализов показывают, что:
Усовершенствование инфраструктуры канала Углубление канала до 10 м для одностороннего движения является выгодным и экономически обоснованным, но нежизнеспособным в финансовом отношении. Данный проект будет стимулировать более эффективную перевозку наливных и навалочных грузов при использовании судов с большей грузоподъемностью и меньшим количеством судозаходов и снизит вероятность заторов в канале. Результаты его реализации сказались бы немедленно, а экономическая оценка показывает его экономическую целесообразность уже в 2005 г. Данные предложения направлены на улучшение морского подхода к порту для всех судов в целом, а не только для судов-контейнеровозов. Контейнерные перевозки наравне с другими выиграют от снижения заторов и простоев в результате осуществления этих мероприятий. Автодорожные и железнодорожные подъезды В 1988 г. через железнодорожную сеть маневровых парков и сортировочных станций прошло 24 млн. т грузов, а прогнозируемый объем железнодорожных перевозок на 2025 г. составляет 9,3 млн. т, поэтому здесь имеются большие резервные мощности. Требуется лишь проведение реконструкции и ремонта путей и сортировочных станций. Предполагается, что эти проекты будут финансироваться из бюджетных средств. Оценка финансовых и экономических выгод Финансовая оценка компонента «портовые мощности» Для проверки характера изменений ФВНП был выполнен ряд анализов чувствительности. Результаты анализов кратко подытожены в таблице 1-5 ниже. Увеличение затрат на 15% приводит к снижению ФВНП всего лишь до 26,21% (ЧПС: 8,11 млн. Евро), тогда как снижение суммарных доходов на 15% уменьшает ФВНП до 19,25% (ЧПС: 5,01 млн. Евро). Получается, что финансовая прибыль не имеет большой зависимости от предполагаемого уровня возможных доходов. Даже при увеличении затрат на 15% и 15%-ном снижении уровня доходов ФВНП остается выше возможной стоимости капитала (13,1%) (ЧПС: 2,17 млн. Евро). Распределение трех этапов инвестирования капитала по срокам соответствует базовому сценарию роста объемов перевозок. Первый этап предусмотрен на 2005 г., а сроки последующих этапов могут корректироваться в соответствии с фактическим ростом перевозок. Проверка в отношении возможных задержек в сроках реализации не проводилась, поскольку в дальнейшем существует достаточно возможностей для изменения графика инвестиций в зависимости от обстоятельств. Финансовая оценка мероприятий по улучшению морского подхода С целью оценки чувствительности ФВНП был сделан ряд анализов, сводный результат которых представлен ниже в таблице 1-6. Увеличение затрат на 10% приводит к сокращению ФВНП до 14,5% (ЧПС: 0,77 млн. Евро), в то время как 10%-ное сокращение доходов приводит к сокращению ФВНП до 12,77% (ЧПС: 0,47 млн. Евро). Из этих результатов становится ясно, что финансовая прибыль от проекта в значительной мере зависит от предположений в отношении потенциальных доходов. Реализация 1 этапа предусматривается в 2005 г., хотя возможен и более ранний срок; сроки реализации последующих этапов могут быть скорректированны в зависимости от фактического роста объемов грузооборота. Углубление канала до 10 м для одностороннего движения Экономическая оценка мероприятий по усовершенствованию морского подхода В соответствии с базовым сценарием экономическая внутренняя норма прибыли (ЭВНП) для этого проектного элемента составляет 14,27% (чистая приведенная стоимость (ЧПС): 3,09 млн. Евро). Оценка устойчива и основана на сдержанных предпосылках в отношении реализации затрат и объема сэкономленных средств. С целью оценки зависимости ЭВНП был выполнен ряд анализов чувствительности. Их сводный результат представлен в таблице 1-7. Увеличение затрат на 10% приводит к снижению ЭВНП до 12,7% (ЧПС: 2,17 млн. Евро), тогда как снижение экономических выгод на 10% приводит к уменьшению ЭВНП до 12,5% (ЧПС: 1,85 млн. Евро). При одновременном увеличении затрат и снижении экономических выгод на 10%, ЭВНП находится чуть выше потенциальной стоимости капитала (12%), а ЧПС остается положительной на уровне 0,96 млн. Евро. Таким образом, экономическая целесообразность проекта в определенной степени зависит от предпосылок, сделанных в отношении потенциальных экономических выгод (сокращение простоев). Дноуглубление канала до 10 м для одностороннего движения Данный проект мог бы дать благоприятные результаты в ближайшем будущем, и экономическая оценка показывает его экономическую целесообразность при реализации в 2005 г. Для проверки характера изменений ЭВНП был выполнен ряд анализов чувствительности. Результаты этих анализов кратко представлены в таблице 1-8. Увеличение затрат на десять процентов снижает ЭВНП до 13,0% (ЧПС: 14,8 млн. Евро), тогда как уменьшение экономических выгод на 10% снижает ЭВНП почти до 12,9% (ЧПС: 12,8 млн. Евро). Таким образом, финансовая прибыль для проекта не имеет большой зависимости от предположений, сделанных в отношении потенциальных выгод. Даже при самом неблагоприятном развитии событий, то есть 10%-ном увеличении затрат и 10%-ном снижении экономических выгод, ЧПС остается в значительной степени положительной. Выводы Мероприятия по развитию касаются не только мощностей для перевалки грузов, но и инфраструктуры морского канала, и включают в себя:
В то время как дноуглубление канала необходимо для прохождения крупных
судов, перевозящих навалочные и массовые штучные грузы, обустройство станций
расхождения судов призвано сократить время ожидания судов при входе в
канал, сократив тем самым затраты судна в рейсе. Инвестиции в мощности по перевалке грузов должны осуществляться частными компаниями-операторами (МТП или совместным предприятием, и т.д.); маловероятно, что финансированием мероприятий по улучшению инфраструктуры канала (углубление) также будут заниматься компании-операторы, судоходные компании и т.д. Поэтому предлагаемые мероприятия по развитию инфраструктуры должны финансироваться государством или консорциумом компаний государственного и частного секторов.
|
|
|
|
|