АППАРАТУРА И ПРИБОРЫ МОРСКОЙ ЭЛЕКТРОНИКИ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Ю.В. ОРЛОВ, главный конструктор ОМЭ ЭКБ ОАО МариНПО (Калининград)
В отделе морской электроники (ОМЭ) экспериментально-конструкторского
бюро (ЭКБ) морского научно-производственного объединения промрыболовства
(МариНПО) создается следующая аппаратура и приборы нового поколения для
тралового лова, который в настоящее время является почти единственным
видом промышленного рыболовства:
- - аппаратура приборной аттестации траловых систем;
- - приборы для промышленного рыболовства (траловые зонды и приборы
контроля наполнения);
- - приборы, используемые в поисковых и исследовательских целях, в т.ч.
подводное телевидение.
Основная цель создания аппаратуры - повышение эффективности лова, т.е.
получение наибольшего результата наиболее экономным способом.
Главная задача, вытекающая из этой цели, - обеспечение наибольшего результата
в единицу времени - не может быть решена промысловыми, поисковыми и научно-исследовательскими
судами без специальной аппаратуры.
АППАРАТУРА ПРИБОРНОЙ АТТЕСТАЦИИ ТРАЛОВЫХ СИСТЕМ
Аппаратура нового поколения обусловит увеличение эффективности траловых
орудий лова за счет совершенствования тактики и техники лова путем сокращения
энергозатрат, непроизводительных потерь времени в процессе отдачи и выборки
трала, повышения прицельности траления в вертикальной плоскости, а также
уменьшения выхода рыбы из трала во время выборки.
В процессе разработки будут решены следующие задачи:
- Создание системы приборной аттестации тралов и их оснастки, позволЯющей
объективно сравнивать параметры и характеристики тралов, траловых досок
и совокупности ваер-доски-трал с документальным отображением на цветном
мониторе и принтере результатов в виде таблиц и графиков, отметкой района,
даты и времени испытаний.
- Создание технологической траловой системы, позволЯющей осуществлЯть
ручной и полуавтоматический режимы этапов тралениЯ.
- Разработка и изготовление отдельных комплексов и систем, входящих
в комплекс измерительный траловый (“КИТ”), которые могут использоваться
самостоятельно на промысле или в исследовательских целях.
- Уменьшение массо-габаритных характеристик и потреблениЯ энергии от
автономных источников тока и бортовой сети за счет применениЯ в электронных
схемах современной элементной базы.
Комплекс измерительный траловый “КИТ” состоит из совокупности совместно
действующих технических средств и их частей, расположенных на трале, досках
и борту судна, каждая из которых предназначена для самостоятельного выполнения
установленного задания:
- Система определения параметров трала — СОПТ, основой которой является
многопараметровый траловый зонд (МТЗ).
- Система контроля параметров ваеров (длина, усилия, скорость ДУС).
Основой системы является комплекс определения длины стальных канатов
(КОД).
- Система контроля пространственно-временного положения траловых досок.
Основой системы является досковая аппаратура глубины и расстояния между
досками (ДАГиР).
Этот комплекс (КИТ) предназначен для контроля пространственно-временного
положения трала и досок относительно друг-друга, а также поверхности и
дна моря в процессе отдачи-выборки и траления.
Комплекс (или отдельные составные части комплекса) может использоваться
как в целях промышленного рыболовства при отработке тактики и техники
лова, так и при сравнительных испытаниях тралов и их частей.
Комплекс служит для получения информации о следующих параметрах ваеров,
трала и досок:
Параметры ваеров (каждого ваера и стяжного троса):
- - длина вытравленной части;
- - усилия в подвесках ваерных блоков или натяжения ваеров;
- - скорость отдачи-выборки.
Параметры трала и информация из зоны трала:
- - глубина хода верхней подборы (по гидростатическому давлению);
- - вертикальное раскрытие;
- - расстояние между крыльями;
- - отстояние трала от грунта;
- - нахождение рыбы в устье трала*, под тралом и над ним;
- - прохождение рыбы в трале;
- - наполнение кутка трала;
- - температуры воды в зоне трала.
Параметры досок:
- - расстояние между досками;
- - глубина левой доски;
- - глубина правой доски;
- - взаимное положение трала и досок в вертикальной плоскости.
Комплекс может применяться на судах рыболовного флота крупного, среднего
и малого тоннажа во всех районах промысла (кроме районов с колотым льдом)
при волнении моря до 6 баллов и скорости траления до 5 узлов.
В состав комплекса измерительного тралового “КИТ” 1.000.120 входят три
системы. Состав каждой системы по полной схеме, приведенной ниже, определяется,
исходя из возможности работы аппаратуры в полуавтоматическом режиме, для
надежной работы в котором необходим избыток информации.
Расположение траловой, досковой и бортовой частей “КИТ” приведено на
рис.1.
В систему определения параметров трала СОПТ входят следующие конструктивные
части:
А. Подводная часть:
- - многопараметровый траловый зонд (МТЗ), 2.000.004;
- - передатчик информации с кутка о наполнении (ПИК) 2.000.006;
- - траловая аппаратура расстояний (ТАР), 2.070.002, служащая для контроля
расстояния между крыльями трала.
ТАР состоит из блока-запросчика (ТАР-3), 2.016.001, устанавливаемого
на одном крыле трала и соединяемого кабелем с МТЗИ автономного блока,
устанавливаемого на противоположном крыле приемо-ответчика (ТАР-ПО) 2.016.003;
- дополнительный зонд (типа ТУЗ) 2.000.005, который устанавливается на
расстоянии до 20 м от верхней подборы трала и кабелем соединяется с МТЗ.
Зонд служит для оценки по записям эхоинформации основного (МТЗ) и дополнительного
(ТУЗ) зонда прохождения рыбы в трале.
Б. Бортовая часть.
- - блок интерфейсный - сопряжения (БИС), 2.222.082.
- - регистрирующе-отображающее устройство (РОУ), 2.390.091.
Система контроля параметров ваеров (длина, усилия, скорость) ДУС состоит
из двух комплексов:
- - комплекс определения длины стальных канатов и скорости отдачи-выборки
ваеров (КОД) 2.520.004 в составе 2-х датчиков оборотов (правый, левый)
и блока информационного;
- - аппаратура контроля усилий в подвесках ваерных блоков (или натяжения
ваеров) в составе 2-х датчиков усилий, 2-х блоков сопряжения и фильтров,
индикаторного устройства. Натяжение ваеров контролируется при включении
в состав аппаратуры датчиков определения изгиба ваеров на ваерных блоках.
Система контроля пространственно-временного положения траловых досок.
Основой системы является досковая аппаратура глубины и расстояния между
досками (ДАГиР) 2.513.025, которая может выпускаться в одном из двух вариантов
по желанию заказчика:
- - автономная аппаратура “ДАГиР”, в которой в процессе отдачи, траления
и выборки результаты измерений глубины каждой доски и расстояния между
досками записываются в электронную память. На борту судна эта информация
выводится и отображается на цветном мониторе ПК, или
- - телеметрическая аппаратура “ДАГиР-Т”, позволяющая получать информацию
о глубине каждой доски и расстоянии между досками непосредственно в
процессе траления с отображением информации на цветном мониторе в 2-х
проекциях:
- - вид с птичьего полета;
- - вид сбоку в вертикальной плоскости взаимного положения трала и досок
по глубине погружения.
В обоих вариантах на одной из досок устанавливается блок-запросчик (БЗ),
а на другой приемо-ответчик (ПО). В телеметрическом варианте на доске
с БЗ на ее верхней кромке устанавливается дополнительно антенна передающая
(АП), соединяемая кабелем с блоком-запросчиком,
Ось АП ориентирована в сторону середины верхней подборы трала, где для
приема сигналов с досок и передачи их на борт судна устанавливается ретранслятор
(Рет). РЕТ соединяется с МТЗ отрезком коаксиального кабеля типа КОБД,
“Рыбацкий” или КГ1.
Траловые доски являются важной составляющей рыболовной системы “ваер-доски-трал”,
параметры которой во многих случаях определяют успех промысловой работы
отдельного судна.
Например, при прицельном траловом пелагическом лове на положение трала
в пространстве будут влиять как дрейф судна и подводные течения, так и
длина каждого ваера, положение одной доски относительно другой и центра
верхней подборы трала, т.е. положение трала в пространстве.
ПРИНЦИП РАБОТЫ КОМПЛЕКСА
Информация с досок на верхнюю подбору трала передается по гидроакустической
линии радиоимпульсами на несущей частоте 75 кГц, а с трала на борт судна
по кабелю штатной судовой лебедки тралового зонда.
Глубина трала и каждой из досок определяется с помощью линейного полупроводникового
тензометрического датчика гидростатического давления типа ДД 2.5 или Д16
с верхним пределом соответственно 25 и 160 кГс/см2 (2,5 и 16 МПа).
Напряжение постоянного тока с диагонали моста, питающегося стабилизированным
постоянным напряжением, усиливается и подается на АЦП, затем преобразуется
с помощью ВИМ модулятора во временной интервал, пропорциональный глубине
погружения, т.е.
t = kH
- где t мс - временной интервал между импульсами,
- Н,м - глубина погружения доски, трала,
- К мс/м - коэффициент масштаба преобразования.
Расстояние между досками Дg, а также расстояние между “крыльями” трала
определяется по принципу “запрос-ответ”, который основан на конечной скорости
“С” распространения ультразвука по кратчайшему расстоянию, что дает возможность
измерять время t.
Ультразвуковой сигнал, излучаемый антенной блока “запросчика”, установленного
на одной доске в сторону приемо-ответчика, установленного на другой, пройдя
расстояние Дg улавливается, усиливается и излучает ответный сигнал, который,
пройдя в обратном направлении расстояние Дg, принимается устройством первой
доски:
tзад = 2 Дg / С
где С = 1 500 м/с - скорость звука в воде.
Информацию о наличии рыбы в устье трала и других отражающих объектов,
определяющих вертикальное раскрытие, расстояние до грунта и т.д., получают
методом эхолокации по времени прохождения зондирующего импульса до цели
и обратно.
ПРИМЕЧАНИЕ. Этим же методом эхолокации может определЯтьсЯ расстоЯние
между досками по отраженному сигналу от противоположной доски.
Сигналы о наполнении трала рыбой, передаваемые передатчиком информации
с кутка (ПИК) на частоте зондирующего импульса зонда тралового (50 кГц),
установленного на верхней подборе, воспринимаются боковым лепестком диаграммы
встроенного пьезо-керамического вибратора.
Информация о наполнении отображается в виде вертикальных полос на цветном
дисплее или самописце штатного судового эхолота, временной интервал следования
которых соответствует степени наполнения.
Температура воды в зоне трале измеряется встроенным в корпус МТЗ промышленно
выпускаемым интегральным датчиком ТМР 03, который имеет цифровой выход
измеряемого параметра.
Принцип работы комплекса КОД заключается в преобразовании числа оборотов
шкива блока подвесного ваерного в длину проходяшего через шкив ваера (каната).
Счет числа оборотов шкива осуществляется с помощью датчика, состоящего
из блока герконов и магнитных головок; блок герконов устанавливается на
щеке блока подвесного ваерного, а магнитные головки (1-4 шт.) — на шкиве.
Преобразование числа оборотов шкива в длину ваера осуществляется в блоке
информационном по следующему алгоритму:
L = K (N * B) /1000
где L - длина ваера, м;
K = C / B - коэффициент преобразования, мм;
N - число оборотов шкива;
В - количество головок магнитных;
С - длина окружности шкива блока ваерного по ручью, мм.
Скорость отдачи-выборки ваеров определяется путем обработки информации
о длине, получаемой в единицу времени с помощью преобразователя скорости
блока информационного.
Усилие в подвеске ваерного блока определяется с помощью встроенного в
блок датчика усилий, на выходе которого аналоговый сигнал пропорционален
величине нагрузки, прикладываемой к ваерному блоку (ВБ) со стороны ваера.
Натяжение ваера при известном усилии в подвеске ВБ и измеренном угле
изгиба ваера на шкиве ВБ с помощью угломерного датчика определяется по
алгоритму
T = R / 2 * Sin U/2
где Т - натяжение ваера;
R - усилие в подвеске ВБ;
U - угол изгиба ваера.
Угол изгиба ваера может измеряться в динамическом режиме с помощью угломерного
датчика, устанавливаемого на ВБ и передающего аналоговый сигнал, пропорциональный
углу изгиба в блок индикации, или определяться с помощью ручного угломерного
инструмента (малки) и устанавливаться в статическом режиме на блоке индикации
специальным регулятором с точностью установки не менее 1 град.
В реальных условиях процесс измерения усилий в подвеске ВБ или натяжения
ваеров происходит, как правило, при наличии качки судна (бортовая, килевая).
Для подавления колебаний информационного сигнала, вызванных изменением
нагрузки в подвеске ВБ, и угла изгиба ваера вследствие качки судна, обязательным
узлом блока индикации является фильтр с постоянной времени до 45-60 С
по уровню 0,9.
|