НОРМИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СУДОВЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
Ю. П. Королевский КГТУ (Калининград)
Эффективность работы судна в значительной степени зависит от надежности
судовых технических средств, технико-экономической обоснованности таких
нормативов, как нормы предельно-допустимых в эксплуатации износов и зазоров
в узлах изнашиваемых деталей, ремонтных размеров последних, допускаемых
при выпуске из ремонта размеров изношенных деталей, длительности межремонтных
периодов. Перечисленные нормативы являются базой для оценки технического
состояния механизмов, а также инструментом его объективного регулирования.
Нормы предельно-допустимых в эксплуатации износов деталей и зазоров в
узлах (обозначим их индексом Ипред.э., Sпред.э.) должны предотвращать
наступление прогрессирующей интенсивности износа и ухудшения параметров
рабочего процесс. Обоснование этих норм требует проведения сложных экспериментов
в лабораторных условиях и на стендах заводов-изготовителей. По этой причине
во многих случаях последние обеспечивают потребителей такими нормативами
по ограниченной номенклатуре деталей и, как правило, с определенной страховкой
во избежание рекламаций. Но такая практика приводит к недоиспользованию
имеющегося ресурса деталей, преждевременному их ремонту или замене.
Анализ рекомендаций из различных опубликованных источников относительно
назначения норм Ипред.э., Sпред.э. в зависимости от некоторых эксплуатационно-технических
характеристик механизмов показывает, что рассчитанные величины отличаются
в два и более раз. Это свидетельствует об отсутствии надежных зависимостей
величин предельного технического состояния от геометрических размеров
деталей, условий их работы, параметров рабочего процесса.
Вместе с тем опыт института "Гипрорыбфлот" (г. С.-Петербург)
показывает, что такие зависимости могут быть созданы. Разработанные здесь
методические основы деталей судовых дизелей, одобренные главным управлением
Регистра, на протяжении нескольких десятилетий авторитетно подтверждают
на практике их унифицированность, эффективность и возможность решения
данной проблемы путем целенаправленных исследований.
Следующими по практической значимости являются нормы послеремонтных размеров
(износов) деталей и зазоров в узлах трения, при которых гарантируется
надежная работа принятого в эксплуатацию из ремонта механизма в течение
планируемого последующего межремонтного периода. Обозначим эти нормы индексами
Ид.р.(Sд.р.) = Ипред.э.- Ид.(Иs) * tm.р.,
Где: Ид - действительная скорость износа детали или увеличения зазора
в узле (Иs) в мм/час;
tм.р. - период последующей эксплуатации механизма после ремонта до следующего
очередного ремонта соответствующей категории.
При расчете Ид.р.(Sд.р.) надлежит учитывать конструктивные особенности
судовых технических средств одной марки, особенности их эксплуатации.
Данное утверждение поясним примером из проведенных специальных исследований,
в частности, по цилиндровым втулкам главных двигателей марки SNVD36 на
средних рыболовных траулерах, оснащенных винтом фиксированного шага. Были
определены следующие величины действительных скоростей износа втулок по
диаметру, в мм/тыс.ч.:
- 0,081 - охлаждение двигателя непосредственно забортной водой, промысел
дрифтерными сетями;
- 0,026 - охлаждение двигателя пресной водой по двухконтурной схеме,
промысел дрифтерными сетями;
- 0,04 - охлаждение двигателя забортной водой, промысел донным тралом;
- 0,05 - охлаждение двигателя забортной водой, промысел комбинированный
— дрифтерными сетями и тралом попеременно.
Совершенно очевидно, для каждого из вариантов нормы Ид.р. для цилиндровых
втулок должны быть различными. Эти нормы также будут сугубо индивидуальны
в зависимости от остаточных ресурсов деталей (tост.), рассчитываемых по
формуле
Tост = Ипред.э. - Ифакт/Ид. (тыс.ч.)
Где: Ифакт - фактическая величина износа детали, выявленная в процессе
дефектации.
По совокупности значений tост основных деталей будет установлена рациональная
величина межремонтного периода.
Таким образом, унифицированные нормы Ид.р, Sд.р. могут быть для одинаковых
условий эксплуатации, конструктивных решений. Такими нормами могут руководствоваться
судоремонтные предприятия при согласии судовладельца. В противном случае
судовладелец при заключении с судоремонтным предприятием договора на ремонт
судна должен быть заинтересован представить судоремонтному предприятию
индивидуальные нормы Ид.р., Sд.р., по которым требуется выполнить ремонт.
Данный принцип на практике не используется по ряду причин. Следовательно,
техническое состояние судовых технических средств не регулируется оптимальным
образом.
Величины ремонтных размеров деталей, потребность в сменно-запасных деталях
для нужд эксплуатации и ремонта также зависят от обоснованности вышеуказанных
норм.
Проблема оптимизации нормирования технического состояния судовых технических
средств является постоянно актуальной, прежде всего, для эксплуатирующих
флот организаций, потому, что они, прежде всего, являются потребителями
этих разработок, создающих гарантии безопасности мореплавания и получения
экономического эффекта, существенно превосходящего сравнительно небольшие
затраты на них.
|