УДЛИНЕНИЕ МЕЖРЕМОНТНОГО ПЕРИОДА И СОКРАЩЕНИЕ ТРУДОЕМКОСТИ РЕМОНТА
СУДОВ
А.В. Чалий, КГТУ (Калининград)
Насущной проблемой нынешнего тысячелетия является возрождение промыслового
флота. Имеющиеся на сегодняшний день суда, в большинстве случаев, имеют
предельный или близкий к нему возраст и значительный физический износ,
что обуславливает значительные затраты на поддержание, а тем более, восстановление
их исправного и работоспособного состояния.
Возрождение промыслового флота предусматривает проектирование и строительство
новых судов с более высокими мореходными качествами и технико-экономическими
показателями с применением всех имеющихся достижений науки и техники в
области судостроения, машиностроения, энергетики, а также новых технологий
постройки и ремонта и новых материалов, включая полимерные. Примером этому
может служить рулевое устройство БМРТ типа "Маяковский", в конструкцию
которого были внесены изменения из области технологий, материалов и опыта
эксплуатации, которые позволили повысить его надежность и технологичность
конструкции.
Введение в строй новых судов должно быть обеспечено технической документацией
по их эксплуатации и ремонту, целью которой является как можно более полное
использование их производственного потенциала, что возможно при удлинении
межремонтного периода и сокращении трудоемкости и продолжительности ремонта.
Для удлинения межремонтного периода эксплуатации судов промыслового флота
необходимо использовать полученные результаты исследований и новые разработки.
Это - применение при постройке судов новых марок судостроительной стали,
обладающей повышенной коррозионной стойкостью, прочностью и другими положительными
свойствами (повышение срока службы), защита подводной части корпуса от
коррозии и обрастания саморегулирующимися антикоррозионными покрытиями
(отказ от частых докований судов для очистки корпуса), использование методов
и средств технического диагностирования корпуса, двигателей, электродвигателей,
механизмов, устройств и трубопроводов (проведение технических обслуживаний
и ремонтов "по потребности"), установка на судне изделий судового
машиностроения, имеющих более высокий уровень безотказности, долговечности
и ремонтопригодности.
Примером может служить эксплуатация судов по динамической системе технического
обслуживания и ремонта (ДС ТОР), включающей комплексное использование
методов и средств диагностирования технического состояния судна и судовых
технических средств и разработанной в КГТУ.
Результаты исследований дефектов рулевых устройств БМРТ и РТМ позволили
установить, что срок работоспособности этих устройств по наиболее изнашиваемой
нижней опоре составляет: для БМРТ - 5,3 года, для РТМ - 4,4 года, т.е.
межремонтный период этих устройств может быть принят 4 года.
Раньше схема 4-летнего эксплуатационного ремонтного периода (ЭРП) рулевых
устройств представлялась в следующем виде, где СР и КР — соответственно
средний и капитальный ремонт:
Согласно этой схеме через каждый год при постановке судна на техническое
обслуживание с докованием выполнялся средний (капитальный) ремонт устройства.
Подобная регламентация проведения ремонтов не улучшает в целом техническое
состояние устройства, которое практически за год эксплуатации не может
претерпеть серьезных изменений, а только приводит к лишним затратам на
ремонт судна.
Динамическая система не исключает выполнение судового текущего ремонта,
проводимого при стоянке судна в порту. Данная схема ЭРП рулевых устройств
исключает проведение средних ремонтов при техническом обслуживании с докованием
судна. То же самое можно сказать о защищенной подводной части корпуса
судна, валогребном комплексе и донно-забортной арматуре на основании проведенных
исследований в различных организациях морского, речного и промыслового
флота и опыта эксплуатации судов морского флота с четырехгодичным межремонтным
периодом.
Таким образом, используя все новое, можно перевести суда промыслового
флота на удлиненный межремонтный период эксплуатации, что позволит увеличить
эксплуатационное время, снизить затраты на техническое обслуживание и
ремонт, освободить производственные мощности и судоподъемные средства
судоремонтных заводов для ремонта судов, которые в нем крайне нуждаются.
|