ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ, ПРОЕКТИРОВАНИЯ, ПОСТРОЙКИ И ОБОРУДОВАНИЯ МАЛОМЕРНЫХ
СУДОВ ПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА
В. С. Красюк КГТУ (Калининград)
Приказом Госкомрыболовства России N№ 156 от 15.06.1999 г. утверждены
Правила классификации, проектирования, постройки и оборудования маломерных
судов промыслового флота (Правила), разработанные институтом Гипрорыбфлот
совместно с кафедрой кораблестроения КГТУ.
Правила распространяются на маломерные самоходные и несамоходные суда
всех форм собственности, не поднадзорные Морскому Регистру судоходства
и Российскому Речному Регистру, куда относятся самоходные суда с мощностью
главного двигателя менее 55 кВт (75 л.с.) и несамоходные суда валовой
вместимостью менее 80 единиц.
Правила распространяются и на беспалубные суда (лодки) длиной 4,5 м и
более (кроме гребных).
Правилами предусматривается также введение Государственного надзора за
маломерными судами рыбопромыслового флота России, в обязанности которого
входит рассмотрение и одобрение технической документации на постройку,
модернизацию и переоборудование судов, а также периодическое освидетельствование
и выдача документов, свидетельствующих о безопасности судна.
В правилах излагаются требования и нормы, выполнение которых в части
мореходных качеств судна, прочности, конструкции и водонепроницаемости
корпуса, устройств, систем, трубопроводов, механической установки, электрорадионавигационного
оборудования должно обеспечивать безопасность эксплуатации судов.
Структура и организация работы органов Государственного надзора будут
в значительной степени аналогичны таковым Морского и Речного Регистров,
но практика применения норм и требований к судам будет более гибкой.
Так, органы надзора могут частично или полностью освободить судно от
выполнения отдельных положений и требований Правил, если сочтут их применение
нецелесообразным или невозможным при определенных условиях и в конкретных
обстоятельствах, о чем на судно выдается особое свидетельство об изъятии
из Правил.
Органы надзора также могут соответствующим Актом о равноценной замене
разрешить замену определенного оборудования, материала или средства, а
также замену принятия каких-либо мер другими, если будет доказано, что
они являются не менее эффективными, чем соответствующие, предусмотренные
Правилами.
Правила полностью учитывают действующее в России подразделение судов
на маломерные по мощности главного двигателя, что определяет их неподнадзорность
национальным и классификационным обществам (Морской и Речной Регистры)
и что оправдано большим разнообразием природных условий различных регионов
России. Это следует учитывать в условиях развивающейся международной торгово-экономической
интеграции, с тем, чтобы облегчить торгово-промышленный обмен маломерными
рыболовными судами при введении интернациональных норм.
Дело в том, что в настоящее время нет общепризнанного и в достаточной
степени строго определенного и обоснованного понятия и определения маломерного
судна, однозначно отделяющего его от других типов судов, таких, например,
как малотоннажные.
Это, в свою очередь, не дает возможности сформулировать интернациональные
классификационные признаки маломерного судна и разработать интернациональные
или региональные нормативы правил.
В большинстве стран и международных организациях (IМО) "малой мерой",
которая дает основание отнести судно к маломерному, является длина судна
с верхним пределом 24-м (80 футов), допуская в этом диапазоне такие различия
судов по другим важным классификационным признакам, что длина судна в
большой степени теряет свое определяющее значение в классификации судна.
Отнесение к маломерным самоходным судам по мощности двигателя при отсутствии
ограничений в размерах судов может привести к появлению самоходных судов
с малой энерговооруженностью, которые могут скорее считаться маломощными,
а не маломерными, в то время как несамоходные, регламентируемые валовой
вместимостью (тоннажем), с большим основанием могут считаться малотоннажными.
Основное влияние на подход и принципы нормирования качеств маломерных
судов оказывают природно-экологические, промысловые и экономические условия
страны и ее регионов.
Так, открытое морское побережье страны или региона, лишенное защищенных
мелководных бухт и заливов, предопределяет эксплуатацию маломерного флота
в довольно удаленных от берега и относительно глубоководных промысловых
районах, что, в свою очередь, для получения приемлемых экономических показателей
требует использования на судне:
- - активных методов и орудий лова;
- - наличия на судне оборудования для первичной обработки улова и рефрижерации
для сохранения его качества;
- - более длительных рейсов в погодных условиях открытого моря.
Это, в свою очередь, заставляет:
- - увеличивать мощность энергетической установки для получения тяги,
нужной для активных орудий лова и большей скорости свободного хода;
- - ужесточить требования к безопасности плавания судов и нормам мореходных
качеств;
- - существенно не ограничивать удаление судов от берега и убежищ, поскольку
обычно районы промысла удалены от берега довольно далеко.
Такие условия в России имеются на Дальнем Востоке и Камчатке, где основной
состав маломерного флота поднадзорен Морскому Регистру.
Если же в стране или регионе имеются многочисленные мелководные прибрежные
участки моря с закрытыми заливами и бухтами и значительные внутренние
водоемы и устья рек, где и располагаются промыслы маломерных судов, где
по экологическим и природоохранным условиям запрещено применение активных
орудий лова, то состав и технические характеристики маломерных промысловых
судов при приемлемом уровне экономической эффективности их эксплуатации
в условиях определенного экономического строя страны будут существенно
отличаться от вышеописанных.
В этом случае суда будут маломощными, малотоннажными, в основном беспалубными,
с короткими рейсами, что и имеет место в бассейнах севера, запада и юга
России.
В заключение следует отметить, что отнесение судов к маломерным по тем
или иным классификационным признакам, в свою очередь, определяющим образом
влияет на их архитектуру и нормируемые технические характеристики и качества,
имея в виду естественное стремление судовладельцев снизить меры норм при
постройке судов, особенно если нормы снижают экономическую эффективность
судов.
Примером этого может служить эволюция судов шотландского прибрежного
рыболовного флота после введения в 1975 г. "Правил обеспечения безопасности
рыболовных судов 1975", которые увеличивают и ужесточают требования
к судам в зависимости от их длины: менее 10,0 м, менее 12,0 м, менее 16,5
м, менее 24,4 м и более 24,4 м, причем к судам менее 12,0 не предъявляюется
требования к остойчивости и надводному борту, а только к спасательным
средствам и противопожарному снабжению.
В результате, к 1989 г. типовыми рыболовными судами Шотландии стали суда
длиной 9,95 м, 11,99 м, 16,25 м, 24,39 м, что для обеспечения их рентабельности
и удовлетворения нормам повлекло за собой необходимость:
- - увеличить полноту, ширину и осадку судов, одновременно доведя отношение
длины к ширине до небывалых размеров значений 2,0-3,0 для того, чтобы
увеличить объем трюма и рентабельность и одновременно удовлетворить
нормы остойчивости;
- - соответственно увеличить мощность главных двигателей на 30-50%,
доведя ее значение до 200-300 кВт на судах длиной 16-24 м;
- - вынести из трюма на палубу в длинные рубки все служебные и производственные
помещения, оставив в корпусе только трюм и машинное отделение, что приведет
к резкому увеличению высоты центра тяжести судна, его боковой парусности
и ветровых кренящих моментов.
|