Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В БГА И ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И АТТЕСТАЦИИ Александр Пимошенко

Рыночная экономика и децентрализация всех сфер жизни потребовали коренного пересмотра концепции подготовки профессиональных кадров и изменения образовательных программ.

1. В академии в числе немногих вузов России разработана и успешно реализуется целевая ступенчатая многоуровневая система подготовки морских кадров и повышения квалификации. В состав академии включены Морской лицей, Морской колледж, Институт повышения квалификации, Региональный аттестационный центр, Балтийский научно-тренажерный центр.

Созданный учебно-научно-производственный комплекс позволяет теперь гибко реагировать на потребности региона в кадрах различного профиля. Академией совместно с Морским колледжем разработаны учебные планы дополнительного образования для инженеров-судоводителей, механиков, радистов. Существенно изменены и учебные программы с целью усиления подготовки выпускников в области рыночной экономики, международного права и рабочего владения английским языком. Уже сегодня откорректированные образовательные программы морских специальностей удовлетворяют требованиям Международных конвенций по подготовке, дипломированию и несению вахт, безопасности мореплавания, охране морской среды от загрязнения с судов.

Уменьшение размерности судов рыбопромыслового флота, сокращение экипажей рыболовных и транспортных судов, требования международных конвенций по подготовке кадров для флота вызывают необходимость подготовки морских специалистов широкого профиля и расширения их обучения по смежным специальностям. В этих целях усилена подготовка судовых механиков по электрооборудованию судов, холодильной технике, технологическому оборудованию, судоводителей - по промрыболовству, радиоинженеров - по электронике и т.п.

2. В Калининградском регионе интенсивно развивается транспортный комплекс, который способствует развитию экономических и торговых связей между Россией, соседними государствами, Республикой Беларусь и западноевропейскими странами. Транспортный комплекс по экономической значимости стал вторым после рыбопромышленного комплекса в регионе. Поэтому в новых экономических условиях возникла острая необходимость в подготовке специалистов экономико-управленческого и коммерческого направлений, обеспечивающих рыбную отрасль и транспортный комплекс региона.

В системе высшей школы академия всегда относилась к категории транспортных вузов, готовящих специалистов для сферы повышенной опасности. Поэтому по заказу администрации Калининградской области разработаны Концепция и Перспективный план открытия новых специальностей и специализаций, которые согласованы со службой занятости области и Госкомрыболовством. Согласно этому плану открыты новые специальности: "Менеджмент", "Маркетинг", "Организация перевозок и управление на транспорте". Планируется открытие в ближайшие годы новых "транспортных" специальностей: "Механизация погрузочных работ", "Сети связи и системы коммуникаций" и др. Подготовка их будет вестись в кооперации с другими вузами страны.

3. В трудных условиях бюджетного финансирования в целях более широкого привлечения внебюджетных средств принимаются меры по увеличению приема студентов на платной основе и оказанию платных услуг специалистам флотов на курсах повышения квалификации и переподготовки кадров. Это позволяет значительно улучшить состояние финансирования вуза.

В академии вводится единая государственная система повышения квалификации, переподготовки и контроля профессиональной компетентности кадров, как это предусмотрено постановлениями Госкомвуза N? 13 от 27.12.95 г. "Об учреждении форм документов государственного образца о повышении квалификации и профессиональной подготовки специалистов", Правительства РФ от 26.06.95 г. "Об учреждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного специального образования (повышения квалификации) специалистов и требований МОТ".

Проблемы повышения квалификации и аттестации моряков

Существующая в настоящее время система дипломирования персонала транспортных и промысловых судов основана на присвоении соответствующих морских званий, подтверждаемых наличием рабочих дипломов в зависимости от так называемого плавценза. Международные конвенции ПДМНВ-78/95, ПДНВ-Р(95) и МКУБ (95), ратифицированные Российской Федерацией в 1996 г., коренным образом меняют квалификационные требования к персоналу как судов торгового, так и промыслового флотов. При этом учитывается грузовместимость, мощность СЭУ и район плавания. Вводимая единая система контроля компетентности специалистов, опирающаяся на учреждения дополнительного специального образования, представляет собой возможность контроля сочетания минимального объема знаний и опыта.

Конкретно конвенция ПДНВ-Р(95) определяет изменение требований к квалификации судоводителей рыболовных судов при несении ими вахты на промысле и переходах в зависимости от района плавания и длины судна.

Конвенция МКУБ(95) признает необходимым получение должностным лицом комсостава на судне и в аппарате управления судовладельца дополнительных обязанностей по организации и контролю за безопасной эксплуатацией судна, охраной окружающей среды и оказанию помощи судам, терпящим бедствие.

Единая система контроля профессиональной компетентности персонала предусматривает три уровня квалификации работников:

  1. 1-й квалификационный (вспомогательный) уровень - исполнитель работы, руководитель младшего управленческого звена;
  2. 2-й квалификационный уровень (эксплуатации) - руководители среднего управленческого звена;
  3. 3-й квалификационный уровень (управления) - руководители высшего управленческого звена.

На основании стандарта под компетентностью понимается объем знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения должностных обязанностей. Традиционно морские ВУЗы и СУЗы готовили специалистов первого и второго квалификационных уровней. Специалистов третьего уровня управления (руководителя высшего управленческого звена) готовили на курсах повышения квалификации с выдачей удостоверений или свидетельств.

В Международных конвенциях ПДНМВ-78(95) и ПДНВ-Р(95) речь идет о дипломах (sеrtificates) вахтенных помощников капитана, старшего помощника капитана и капитана судов морского и промыслового флота в зависимости от грузовместимости, длины судна и района плавания, а также дипломах вахтенных механиков, второго механика и старшего механика судов в зависимости от мощности главной энергетической установки и района плавания. Понятие "диплом" в конвенциях определено как документ, дающий право его владельцу занимать указанную в нем должность.

Следует отметить, что в нашей стране, которая стремится к интеграции с мировым рынком труда, Министерством труда и социального развития РФ и Госкомитетом РФ по высшему образованию вводится единая государственная система контроля профессиональной компетентности кадров с помощью сети образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), как это предписывается МОТ, ИМО и другими организациями.

В соответствии с вышеуказанными постановлениями Гос ком вуза от 27.12.95 г. N? 13 и Правительства Российской Федерации от 26.06.95 г. на территории РФ введены следующие документы государственного образца для лиц, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку:

  1. Удостоверении о кратковременном повышении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме от 73 до 100 часов (зачет или экзамен по изучаемой дисциплине);
  2. Свидетельство о повышении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов (зачеты и экзамены по изучаемым дисциплинам);
  3. Диплом о профессиональной переподготовке - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 часов (экзамены по дисциплинам и защита дипломной работы или проекта).

Таким образом, повышение квалификации морских специалистов сегодня сводится к переобучению в двух направлениях, которые должны иметь свои образовательные программы:

  • повышение квалификации в связи с предоставлением кандидату получения права занимать новую должность, в том числе и на судах больших, чем указано в выданном ранее дипломе;
  • проверка уровня компетентности персонала для возможностей подтверждения времени действия или продления выданных ранее дипломов (т.е. периодическая аттестация).

В настоящее время "Положение о подготовке, дипломировании моряков и несении вахт" в соответствии с требованиями названных конвенций согласовано с Министерством труда (устраняются замечания, учитываются предложения) и будут переданы в Минюст, Госдуму, Правительство и ИМО.

Однако есть настоятельная необходимость в регионах проводить работу по созданию тренажерной техники для переобучения и аттестации моряков.

В Балтийской государственной академии во исполнение требований Международной конвенции создан Балтийский морской тренажерный центр, в котором сосредоточены все необходимые тренажеры (получен Сертификат Минтранса РФ) и региональный аттестационный центр. Аттестация ведется специалистами служб главных капитанов рыбного и торгового портов и преподавателями академии с использованием компьютерных программ, одобренных ИМО и отвечающих МКУБ. Морякам выдается сертификат международного образца. Завершена работа по внедрению систем качества международного стандарта ИСО 9001 (центр успешно прошел экспертизу Морского регистра судоходства). Два специалиста центра получили документы сертифицированных аудиторов стандарта ИСО 9001. В настоящее время ведется динамический контроль качества учебного процесса в БМТЦ, зарегистрированного в ИМО.

 

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
Rambler's Top100
Kaliningrad Banners Exchange Network.
Hosted by uCoz