Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В БАЛТИЙСКОЙ МОРСКОЙ ЗОНЕ В КОНЦЕ ХХ ВЕКА И ЕЕ ПЕРСПЕКТИВЫ В ХХI ВЕКЕ
Адмирал Владимир Егоров, командующий Балтийским флотом

Старейший военно-морской флот России - Балтийский флот - 18 мая 2003 г. готовится отметить свой трехвековой юбилей в третьем тысячелетии. Существование Балтийского флота в Балтийском регионе является объективной и исторически оправданной необходимостью, одним из непременных условий безопасности России. Историческая миссия Балтийского флота заключается в том, что как и три века назад он был, есть и будет передовым бастионом обороны, а также обеспечения национальной безопасности и интересов России на ее западных рубежах.

В последнее десятилетие XX века геополитическая ситуация в мире и Балтийском регионе претерпела кардинальные изменения вследствие распада Варшавского Договора и Советского Союза, расширения НАТО на Восток (включение в НАТО в 1999 г. Польши, Венгрии и Чехии).

Несмотря на тот факт, что доктринальные установки и стратегические концепции подавляющего большинства стран мира рассматривают войну как величайшее национальное бедствие и угрозу физического существования человеческой цивилизации, военная сила в межгосударственных отношениях продолжает оставаться традиционным средством достижения политических целей. Более того, в последнее десятилетие прямое применение военной силы все больше связывается с миротворческой деятельностью США и НАТО по принуждению к миру коллективными усилиями (Иракский кризис 1991 г., Балканский кризис 1999 г.).

Таким образом, мы констатируем, что на пороге XXI века военно-политическая обстановка в мире остается динамичной и характеризуется: с одной стороны снижением угрозы возникновения мировой войны, с другой - обострением конфликт ных ситуаций в отдельных странах и регионах, т.к. прежние союзники стали соперниками, противники - партнерами; все меньшим количеством нейтральных государств; нарушением биполярного баланса и интересов; изменением характера, масштабов и содержанием угроз и безопасности; расширением НАТО на Восток; возведением всяческих препятствий любыми формами добровольной интеграции нашей страны с другими членами СНГ (события в Минске 17 октября 1999 г., действия оппозиции Белоруссии против объединения с Россией).

Планы расширения блока НАТО несмотря на официально объявленное его военно-политическим руководством стремление к развитию отношений партнерства с европейскими государствами и программы "Партнерство ради мира" направлены: на заполнение "вакуума" военной силы в Европе после распада Варшавского Договора и СССР, создание эффективного механизма воздействия на развитие военно-политической и военно-стратегической обстановки в Балтийском регионе, объявленном США зоной своих жизненно важных интересов, а также на существенное ограничение в регионе роли и влияния России. Основой присутствия США и НАТО в регионе, всестороннего расширения и углубления отношений является подписанная в январе 1998 г. американо-балтийская хартия о партнерстве. Это позволяет на пороге XXI века США и НАТО планомерно увеличивать объемы военной, военно-технической и экономической помощи странам Балтии, осуществлять активное освоение объектов их инфраструктуры. При финансовой поддержке США ведется реконструкция аэродрома Эмари (Эстония) и военно-морской базы Лиепая (Латвия), осуществляются безвозмездные поставки вооружения (в 1997 г. на сумму 1,5 млн. долл., в 1998 г. - 4,1 млн. долл.) и обучение военнослужащих стран Балтии в военно-учебных заведениях США.

Практическое освоение инфраструктуры Балтийского региона осуществляется под прикрытием программы "Партнерство ради мира". С 1998 г. на территориях, сопредельных с Калининградской областью государств (Польши, Литвы), а также Латвии и Эстонии, активизировалась деятельность вооруженных сил США и НАТО в ходе ставших уже традиционными учений серии "Балтийская операция", "Балтийский вызов". В частности на учениях "Балтик Челендж-98" были отработаны вопросы переброски частей и техники вооруженных сил США воздушным и морским путем на территории стран Балтии.

Особенностью реализации программы "Партнерство ради мира" для стран Балтии является создание объединенных формирований вооруженных сил Литвы, Латвии и Эстонии, соответствующих стандарту блока НАТО.

В настоящее время в НАТО создан специальный рабочий орган - комитет по организации помощи странам Балтии в создании объединенной балтийской дивизии кораблей, объединенной системы контроля воздушного пространства и управления воздушным движением, балтийского военного колледжа (все будет завершено по планам до 2003 г.).

Кроме того, в польском городе Щецине (Польша, как известно, непосредственно граничит с Калининградской областью), обозначив четкую грань Россия-НАТО, без всяких буферных зон завершается формирование штаба объединенного польско-германо-датского армейского корпуса "Северо-Восток".

Все вышеизложенное на пороге XXI века означает:

  • в геополитическом плане - это угроза дальнейшей изоляции Российской Федерации в Балтийском регионе, в том числе и в отстаивании наших интересов в двусторонних отношениях со странами Балтии, Польши, Германии, Швеции, Дании и Финляндии;
  • в военно-стратегическом плане - это существенное ухудшение стратегического положения России в Балтийском море; облегчение контроля со стороны НАТО за основными российскими коммуникациями в Балтийском море; значительное сокращение подлетного времени ракет и авиации до российских объектов, увеличение их досягаемости до рубежа Архангельск, Нижний Новгород, Воронеж. Использование в интересах Северо-Атлантического альянса инфраструктуры стран Балтии и Польши закрепляет НАТО на стратегически важном для России побережье Балтийского моря, превращает Калининградскую область в "окруженную" часть РФ.

При этом следует отметить, что после окончания "холодной войны" Россия, ее военно-морской флот, в том числе и Балтийский, переживают не лучшие времена. Распад Варшавского Договора и СССР и как следствие - вывод войск и сил из "дальнего" и "ближнего" зарубежья в 1991-1994 гг. лишили флот важнейших элементов системы базирования, судоремонтных и судостроительных предприятий, казарменного и жилищного фонда. Система базирования флота оказалась разобщенной территориями стран Балтии. С начала вывода соединений и частей флота из сопредельных стран по настоящее время на Балтийском флоте сокращено 60 тыс. человек, в том числе 16 тыс. офицеров, мичманов и прапорщиков. По корабельному и личному составу флот сократился в три раза.

В сложившихся условиях в XXI веке военно-политическую обстановку можно охарактеризовать следующими положениями:

  1. Безопасность России на Балтике сопряжена с возможностью эскалации в регионе конфликтных ситуаций, которые могут иметь место в силу возможных территориальных претензий к России со стороны стран Балтии, Польши, Германии, в том числе и по вопросу статуса Калининградской области.
  2. Все увеличивающиеся потребности человеческого общества приводят к быстрому истощению ресурсов на континентах и естественной ориентации на освоение богатейших запасов Мирового океана и Балтийского моря - этих неисчерпаемых источников разнообразных пищевых ресурсов, промышленного сырья, энергии, которые к тому же позволяют осуществлять экономически самые выгодные прямые сообщения между всеми прибрежными странами мира (например, по сухопутной границе в 14,5 тыс. км Россия соприкасается только с 18 государствами, а по морю она связана со 127 странами).  Ученые считают, что в середине XXI века более половины нефти и газа будет добываться со дна океанов и морей. Поэтому в использовании возможностей Балтийского моря заинтересованы практически все его прибрежные страны. Учитывая, что водная акватория Балтийского моря с воздушным пространством над ним и морским дном является достоянием всех стран Балтийского моря с равными правами на использование его благ, свободой мореплавания вне территориальных вод, свободой экономической деятельности за исключением экономических зон, едиными для всех нормами международного морского права - загрязнение жизненно важного морского пространства интенсивной военно-морской деятельностью Балтийских стран, ВМС НАТО и США может привести к критическому состоянию окружающей сре ды Балтийского моря и стать причиной межгосударственных противоречий, спровоцировать конфликтные ситуации (а может быть и военные).
  3. Фактором, не способствующим снижению военного противостояния в акватории Мирового океана и Балтийского региона, является то, что ВМС США и НАТО, обладая мощным потенциалом для внезапного нападения с морского направления, высокоманевренные и мобильные, остаются единственным элементом Вооруженных Сил, не включенным в договорный процесс об их ограничениях и сокращениях, что существенно затрудняет контроль над их военно-морской деятельностью и повышает непредсказуемость последствий ее осуществления. Поэтому главная угроза в третьем тысячелетии для стран Балтийского региона исходит не из космоса, а с моря. Подтверждением этому является масштабность и эффективность участия ВМС США и НАТО в многочисленных локальных и региональных войнах и вооруженных конфликтах после Второй мировой войны.
  4. Научно-технический прогресс также способствует появлению новых опасностей и угроз, так как приоритетное развитие систем и средств предупреждения о ракетно-ядерном нападении, ПВО и ПРО, оружия на новых физических принципах в совокупности может привести к критическому снижению роли ядерного сдерживания и непредсказуемости применения обычных средств поражения, с эффективностью превышающей ядерное оружие.
  5. В современных условиях и в перспективе отчетливо просматривается тенденция по повышению роли информационного ресурса государства и его стратегическое значение в общей системе оборонительного потенциала. Важнейшим его элементом являются системы и средства стратегического предупреждения, управления войсками и оружием, навигации, разведки, радиоэлектронной борьбы. Достижение информационного превосходства дает возможность опережать соперника в принятии военно-политических решений и будет являться основой успеха в военных действиях (Иракский кризис 1991 г., Балканский кризис 1999 г.).
  6. Серьезную озабоченность мирового сообщества на пороге третьего тысячелетия стали вызывать терроризм, наркобизнес, подрывная деятельность мафиозных структур, религиозный фанатизм, конфликты на национальной и этнической почве. Из 180 стран, существующих в мире, только около 20 считаются этнически однородными, остальные обладают значительным потенциалом конфликтности (в частности страны Балтии).

Исходя из сложившейся военно-политической обстановки в последнем десятилетии XX века в Балтийском регионе и ее развитии в XXI веке президентом страны было принято решение в целях обеспечения национальной безопасности и защиты национальных интересов России на западных ее рубежах создать на территории Калининградской области, окруженной иностранными государствами, качественно новое разновидовое оперативно-стратегическое территориальное объединение Вооруженных Сил, решающее задачи одновременно в трех средах при ведущей роли и сохранении его исторического названия - Балтийский флот, который включает в себя: сбалансированные по родам, классам и подклассам корабельные силы (99 кораблей); морскую авиацию (более 112 боевых и транспортных самолетов и вертолетов); Калининградский район противовоздушной обороны, признанный лучшим в Вооруженных Силах России; сухопутные и береговые войска флота (до 850 танков, 550 систем залпового огня и 350 артиллерийских); единые органы оперативного, технического и тылового обеспечения. В целом, на Западе России создана оборонительная, мобильная, более экономичная структура с сохранением высокой боеготовности и боеспособности. Экзаменом боеспособности Балтийского флота явилось его участие в июне 1999 г. в стратегическом командно-штабном учении "Запад-99" под руководством министра обороны Российской Федерации маршала Игоря Сергеева.

Учения показали, что роль Балтийского флота как фактора стабильности в Балтийском регионе в защите национальных интересов России в Балтийском море исключительно важна и обусловлена:

  • необходимостью обеспечения экономических интересов России прежде всего через выход к морю и организацией морской торговли с Европой, использования морских ресурсов;
  • необходимостью обеспечения военной безопасности России с морского направления одновременно в трех средах, осуществления наблюдения и общего оперативного контроля в Балтийском море;
  • возможностью использования Балтийского флота в качестве эффективного инструмента внешней политики России.

Исторически Россия делала и делает все, чтобы в зоне Балтийского моря шли нормальные мирные процессы, укреплялось доверие и сотрудничество в целях снижения международной напряженности.

Россия с самого своего вступления в число морских держав всегда была сторонницей свободной морской торговли. В 1780 г. императрица России Екатерина II выступила с Декларацией "Вооруженного нейтралитета" для защиты общими силами свободы морской торговли. В ту пору в союз с Россией вошли Швеция. Дания, Голландия, Португалия, Пруссия, Соединенные Американские Штаты и Сицилия.

Военные моряки Балтийского флота на деле содействовали и содействуют укреплению и расширению доверия между флотами на Балтийском море путем взаимных визитов, которые по сути являются военной дипломатией, опережающей зачастую дипломатию политиков. Нам, профессиональным военным, договориться значительно легче, чем политикам. Первые официальные визиты кораблей 1-й минной дивизии Балтийского флота в порты Швеции состоялись в 1911 и 1913 гг. В последнее десятилетие корабли, суда и яхты Балтийского флота заходили в 85 портов 34-х стран Европы, Азии, Африки, Америки. Пункты базирования и аэродромы Балтийского флота 76 раз посещали иностранные военные корабли (109 единиц) и самолеты (12 единиц). Флот 79 раз посещали делегации, возглавляемые высшими военными, военно-морскими должностными лицами и руководителями государственных органов иностранных государств.

Мы радушно принимаем гостей и нам, когда мы приходим с визитами дружбы, оказывают самое сердечное гостеприимство. Надеюсь, так будет и в XXI веке.

После Второй мировой войны Балтийский флот выполнял миротворческие акции по выводу войск и сил флота в 1946 г. с острова Борнхольм (Дания), из Порккала-Удд (Финляндия), а с 1945 по 1956 г. по боевому тралению акватории Балтийского моря для восстановления плавания всех судов в море. Это позволило значительно снизить международную напряженность в Балтийском регионе.

Россия в лице Балтийского флота неукоснительно следуя требованиям Стокгольмской конференции уведомляет страны региона о проведении крупных учений, приглашает наблюдателей и представителей средств массовой информации на учения, беспрепятственно допускает на свою территорию инспекции (не менее 3-х в год). Все это способствует укреплению доверия, чему активно содействует система двусторонних соглашений, заключенных СССР с США (1972 г.), Великобританией (1986 г.), ФРГ (1988 г.), Францией, Канадой и Италией (1989 г.), Нидерландами, Норвегией и Испанией (1990 г.), направленных на предотвращение инцидентов на море за пределами территориальных вод и снижение вероятности возникновения кризисных и конфликтных ситуаций. Отрадно отметить, что за последние десятилетия инцидентов между нашими кораблями и воздушными судами не было.

Балтийским флотом разработан и выполняется "План реализации первоочередных мероприятий по обеспечению экологической безопасности при осуществлении деятельности флота в 1997-2000 годах", который предусматривает:

  • нормативно-правовое и информационное обеспечение экологической безопасности деятельности войск и сил флота;
  • оснащение флота средствами экологического контроля;
  • строительство и реконструкцию береговых объектов современными средствами предотвращения загрязнения окружающей среды;
  • обеспечение экологической безопасности объектов и инфраструктуры при создании и эксплуатации военной техники и военных объектов.

В рамках Плана Балтийский флот в одностороннем порядке сократил количество крупных учений и маневров, а также проявляет сдержанность в повседневной военно-морской деятельности в Балтийском море.

Балтийский флот для закрепления доверия и сотрудничества в военно-морской деятельности неукоснительно выполняет на практике положения концепции "открытого моря", выдвинутой СССР на сессии Генеральной ассамблеи ООН в 1989 г. Положениями концепции предусматривается:

 проведение совместных военно-морских учений и боевой подготовки флотов и армий в регионе. Всего за период с 1994 по 1999 гг. силы Балтийского флота участвовали в совместных военно-морских мероприятиях более 30 раз, в результате чего были отработаны вопросы:

  • предотвращения инцидентов на море;
  • выполнения миротворческих миссий;
  • оказания помощи терпящим бедствие на море;
  • оказания гуманитарной помощи;
  • экологической безопасности и других проблем;
  • обмена визитами;
  • выполнения ответственных и сложных функций по борьбе с минной опасностью и ликвидации взрывоопасных предметов, оставшихся после I и II Мировых войн.

Учитывая сохраняющуюся угрозу миру с морских направлений (в Балтийском регионе в том числе) в наступающем XXI веке встает в практическую плоскость вопрос о расширении мер доверия и контроля над военно-морской деятельностью ВМС и флотов, в том числе в Балтийском море. В этой связи, по нашему мнению, достаточно плодотворной представляется идея о создании Международного центра оперативной информации в Балтийском регионе, способного аккумулировать, обрабатывать и распространять сведения, касающиеся военно-морской деятельности, инцидентов на море и в воздушном пространстве над ним, а также оповещать об опасности, возникшей в результате аварий, экологических бедствий и чрезвычайных ситуаций.

Безусловно, в третьем тысячелетии Балтийский флот будет продолжать и совершенствовать свою деятельность в области сотрудничества и доверия с флотами стран Балтийского моря, в том числе и членов НАТО. Естественно, все это должно быть в XXI веке закреплено в соответствующих межправительственных документах, возможно, даже с определением ответственности за невыполнение взятых обязательств.

 

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
Rambler's Top100
Kaliningrad Banners Exchange Network.
Hosted by uCoz