Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

Роль Военно-Морского Флота в обеспечении безопасности судоходства и рыболовства
Станислав Булгаков, начальник кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин БВМИ им. А.А. Ушакова, кандидат исторических наук, доцент.

Сфера деятельности Военно-Морского Флота в военное и мирное время - Мировой океан. Значение океанских акваторий возрастает, и это объясняется рядом факторов. Быстрое истощение сырьевых ресурсов на континентах и увеличивающиеся потребности человечества переводят стрелку жизненно важных вопросов большинства, и в первую очередь стран с развитой экономикой, на освоение Мирового океана.

В недрах морского дна заключены огромные топливно-энергетические ресурсы. Богатые месторождения нефти и газа открыты в Персидском и Мексиканских заливах, Южно-Китайском и Северном морях, у побережья Западной Африки. Только разведанные запасы нефти в океанах составляют около 600 млрд. т (почти 1/4 от мировых), в том числе почти половина в Атлантическом океане. Работы по разведке и добыче нефти и газа на акватории Мирового океана осуществляют более 120 стран. Великобритания, например, 70% своих потребностей в топливе удовлетворяет за счет добычи нефти и газа в Северном море. Ожидается, что объемы морской добычи нефти будут возрастать и в Калининградской области, а также в соседней Литве.

Практически неисчерпаемы химические и минеральные кладовые Мирового океана. Подсчитано, что в океанских водах сосредоточено 4 млрд. 110 млн. т урана, 685 млн. т никеля, 5 млн. 480 тыс. т золота, миллиарды тонн магния, миллионы тонн серебра и других элементов таблицы Менделеева. Сегодня из морской воды успешно получают магний, калий, бром, йод, поваренную соль и другие вещества. У острова Ньюфаундленд ведутся разработки железной и медной руд. В Мексиканском заливе со дна добывают серу. Ведется также морская добыча олова, ториевой и титановой руд, а также алмазов, жемчуга, различных строительных материалов.

Проводятся широкомасштабные работы по извлечению из морской воды редких элементов. Все это свидетельствует о том, что многие потребности экономики уже в ближайшем будущем будут в значительной степени удовлетворяться за счет использования сырьевых ресурсов Мирового океана.

Усиливается интерес к нему и в связи с возрастающими возможностями использования энергии щкеанских вод. По оценкам ученых, энергия морских приливов в сотни раз превышает ее годовой запас всех рек земного шара. В этом кроется неистощимый источник энергии, рожденный океаном. Активно используется, например, сила прибрежного ветра в таких странах как Дания, Германия, Швеция. Недавно начали осваивать этот источник энергии с помощью датчан и в Калининградской области.

И, разумеется, Мировой океан имеет важнейшее значение для судоходства и международной торговли. По океанам и морям пролегают главные товарные пути мира, связывающие континенты, страны и народы. Невозможно хозяйственное функционирование без морского судоходства целых государств (Великобритания, Япония и др.), а также отдельных регионов России (Дальний Восток, Крайний Север, Калининградская область и т.д.). Через моря и океаны Россия связана более чем со 120 странами мира, в то время как сухопутную границу имеет только с 18 государствами. Во всем мире проявляется тенденция к дальнейшему развитию морского транспорта, повышению его роли в экономике государств. По оценке ученых, себестоимость морских перевозок на 40-50% ниже железнодорожных и более чем в 20 раз меньше автодорожных. Отсюда вытекает и возрастающее значение морских портов в самом западном российском регионе.

Повышается также интерес государств к прокладке нефте- и газопроводов по водным акваториям, что влечет за собой большие экономические выгоды.

Значение Мирового океана велико и в деле снятия остроты продовольственной проблемы, стоящей перед человечеством - использования различных биологических ресурсов моря как животного, так и растительного происхождения.

Добыча рыбы и других промысловых видов морских организмов в водах океана ведется интенсивно. Так, если в конце XIX века среднегодовой мировой улов рыбы составлял примерно 40 тыс. т, то сегодня, в конце XX века добыча достигает нескольких десятков миллионов т рыбы и других морских организмов. Поскольку все страны Балтийского бассейна занимаются рыбным промыслом, рыбная отрасль играет существенную роль и в экономике Калининградской области, обеспечивая занятость значительной части населения. Однако отсутствие эффективного контроля за выполнением положений Женевской конвенции о рыболовстве (1958 г.) и норм Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.) порождает хищничество (браконьерство) даже в 200-мильной исключительной экономической зоне нашей страны со стороны промысловиков. По оценке специалистов, на Дальнем Востоке Россия теряет ежегодно сотни миллионов долларов от незаконной добычи рыбы и морепродуктов. Поэтому на повестку дня остро встает вопрос о необходимости регулирования и контроля за нормами вылова в водах России. Мировой океан огромен, однако, заинтересованность всех стран в использовании его ресурсов столь велика, что наряду с международными правовыми нормами, регламентирующими судоходство, промысел и научные исследования, должна быть в достаточной степени крепкой морская мощь государства.

Исключительная роль Мирового океана для Российского государства зафиксирована в Указе Президента РФ N 11 от 17 января 1997 г. "О концепции федеральной целевой программы "Мировой океан". Реализация этой программы станет гарантией повышение обороноспособности страны на морских рубежах, укрепления ее экономического и сырьевого потенциала, улучшит снабжение населения морепродуктами, обеспечит защиту от стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, происходящих в Мировом океане.

Защитить интересы государства в Мировом океане может только сильный Военно-Морской Флот.

В качестве угрозы государственным интересам России в Мировом океане, кроме непосредственной вооруженной агрессии, можно рассматривать различные ситуации.

Это, например, ведение военных действий между третьими странами в каком-либо районе Мирового океана, которые могут неблагоприятно влиять на нашу экономическую деятельность (судоходство, рыбный промысел, нефте- и газодобыча и т.д.) и научные исследования по изучению океана. Для вывода из строя нефтедобывающей платформы или вышки в море, по мнению зарубежных специалистов, достаточно попадания одной-двух торпед или двух-трех авиабомб. Влиять на недопущение развязывания локальных конфликтов способен также только боеспособный Военно-Морской Флот.

Среди них и блокадные действия, ограничивающие судоходство и иную экономическую деятельность.

И военно-морское присутствие с целью воспрепятствовать реализации национальных интересов России в Мировом океане; дискриминация закрепленных прав на рыболовство и иную деятельность в установленных акваториях и отчуждение их; нарушение норм международного морского права, в результате чего может создаваться угроза жизни людей, свободе мореплавания и экономической деятельности; нарушение норм экологической безопасности; акты терроризма и пиратства.

Согласно Конвенции об открытом море 1958 г. (ст. 14) и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 100) установлено, что все государства обязаны содействовать уничтожению пиратства в открытом море. Пиратство как акт захвата морских судов, грабежа их груза, насилия над экипажем и пассажирами, несмотря на древнее происхождение, существует и в наше время. Отечественные суда неоднократно подвергались пиратским актам в Южно-Китайском море, Малаккском проливе и других акваториях Мирового океана.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 107) определяет, что захват за пиратство может осуществляться только военными кораблями, либо другими судами, состоящими на правительственной службе.

Проблеме борьбы с пиратством и терроризмом уделялось особое внимание и на российско-американской конференции по международному морскому праву, прошедшей в Москве в декабре 1997 г.

Целями действий ВМФ России в Мировом океане в мирное время для обеспечения экономической деятельности являются: обеспечение свободы и безопасности мореплавания, обеспечение безопасности экономической деятельности, обеспечение гарантированного доступа к ресурсам морей и океанов, обеспечение неприкосновенности морских ресурсов в экономических зонах России.

В соответствии с Конвенцией ООН 1982 г., прибрежное государство (в том числе и Россия) определяет допустимый улов биоресурсов в своей экономической зоне. Оно может устанавливать правила, регламентирующие выдачу разрешений на ведение промысла, на использование оборудования, формы оплаты, установление сезонов и районов промысла, количество промысловых судов, определение квот вылова и другие.

Корабли ВМФ обеспечивают соблюдение этих правил в своей экономической зоне и не допускают противоправных действий против российских рыболовных судов в зонах других государств.

Исходя из целей действий определяются и задачи Военно-Морского Флота в мирное время. Одна из основных - обеспечение безопасности судоходства и рыболовства. Не случайно в Постановлении Правительства РФ от 3 июля 1997 г. N 813 "О создании и функционировании глобальной морской системы связи при бедствии и обеспечении безопасности" подчеркивается: "Министерству обороны РФ и Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды обеспечить, начиная с 1997 г. подготовку и доставку навигационной и метеорологической информации по безопасности на море морским администрациям (капитанам) портов и соответствующим береговым радиостанциям для ее последующей передачи на прибрежные и удаленные морские районы".

Среди них и контроль за экономической и иной деятельностью других стран в Мировом океане, представляющих определенную угрозу интересам России; участие в акциях гуманитарного характера (перевозка гуманитарной помощи, эвакуация граждан и т.д.); обеспечение научно-исследовательской деятельности.

Сотрудничество военного и гражданского флотов по обеспечению безопасности отечественного судоходства осуществляется по различным направлениям. Одним из них является разработка технологий строительства судов. Опыт военного судостроения используется и для различных гражданских ведомств. Все приборы местоопределения судов в море разработаны и созданы учреждениями и предприятиями Министерства обороны.

Военные корабли участвуют также в поисково-спасательном обеспечении гражданских судов. Гидрометеорологические исследования, осуществляемые военными моряками, находят широкое применение в транспортном и промысловом флотах.

Гидрографическая служба МО выпускает навигационные карты, обеспечивающие безопасность всех судов в море. На XV Международной Гидрографической конференции, в которой приняли участие и представители Главного Управления навигации и Океанографии (ГУНиО МО) России, проходившей в апреле 1997 г. в Монако, рассматривался вопрос о создании электронных навигационных карт.

Из всего навигационного обеспечения Гидрографическая служба МО на 75% занята вопросами безопасности общего мореплавания, и лишь на одну четверть ВМФ. В этом просматривается тесное взаимодействие военного и гражданских морских ведомств. Недостаточное навигационно-гидрографическое обеспечение может привести к тяжелым экологическим последствиям и большим материальным затратам. Вспомним аварию английского танкера у берегов Литвы, случившуюся более 10 лет назад. Нефтепродукты, вылившиеся из танкера, нанесли серьезный ущерб экологии прибрежных территорий Литвы, Латвии и Калининградской области.

В настоящее время увеличивается интенсивность морских перевозок, расширяется география торговых партнеров, возрастает число военных конфликтов вблизи важных морских коммуникаций (Персидский залив, Суэцкий канал, Балканы, Адриатика и т.д.), удаляются районы морских промыслов, растет число случаев дискредитации российских моряков за границей.

В этой обстановке только сильный, океанский, сбалансированный и современный Военно-Морской Флот способен отстаивать национальные интересы страны в любом регионе Мирового океана.

 

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
Rambler's Top100
Kaliningrad Banners Exchange Network.
Hosted by uCoz