Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

От земли Франца-Иосифа до берегов Антарктиды
Винер Опекунов, капитан дальнего плавания
фото Татьяны Тарасенко

В Северном Ледовитом ...
Второй летний сезон научно-исследовательское судно "Академик Сергей Вавилов" провело в Арктике за Полярным кругом. Экспедиция была организована Институтом океанологии имени П.П.Ширшова Российской Академии наук в рамках Федеральной программы "Мировой океан".

Программа прошлого года состояла из двух частей - океанологических исследований под руководством профессора Ю.А.Иванова и исследований Морской арктической комплексной экспедиции ( МАКЭ), которую возглавлял известный полярный ученый П.В.Боярский. В научный состав входили 77 человек, среди которых были доктора наук, главные специалисты и старшие научные сотрудники разного профиля, инженеры, техники, лаборанты, студенты-практиканты из столичных вузов.

Океанологи провели исследования на разрезах между Землей Франца-Иосифа и Новой Землей и в проливе Карские Ворота. На научных полигонах выставлялись автотонные буйковые станции для измерения течений, проводились гидрофизические съемки с высоким горизонтальным разрешением. В результате обработки и анализа данных этих исследований были определены пути распространения вод арктического и североатлантического происхождения в Баренцевом море, описана гидрохимическая структура этих вод и степень трансформации при их распространении по акватории моря. Ученые получили интересные научные результаты, имеющие важное народнохозяйственное значение.

Особый интерес для всех участников экспедиции представляли исследования МАКЭ, отряд которой в составе 17 человек осуществлял высадки на берега арктических земель.

8 сентября 1997 г. мы подошли к мысу Флора - самой южной оконечности архипелага Земля Франса-Иосифа. Все члены экспедиции поднялись на верхнюю палубу несмотря на то, что падали крупные хлопья снега. Заработали видеокамеры и фотоаппараты: все стремились запечатлеть этот момент. Здесь в 1894-1896 г. зимовала английская экспедиция Джексона. Сюда приходили в начале XX века первый ледокол "Ермак" под командованием адмирала С. Макарова, который оставил здесь запасы угля и продовольствия. На этот мыс добрался после мучительных скитаний по льдам Арктики штурман В. Альбанов с бесследно исчезнувшей шхуной "Святая Анна" из экспедиции Г. Брусилова. Здесь его приняли на борт "Святого великомученика Фоки" в 1914 г. уцелевшие участники экспедиции Г. Седова. На этот мыс высаживались также другие полярные исследователи.

Продвигаясь сквозь битый лед на север, мы пересекли 80-йо с.ш. и в тот же день достигли острова Гукера, где в бухте Тихой в 1913-1914 г. на судне "Святой великомученик Фока" зимовала экспедиция Г.Седова. На этот раз нам повезло: бухта Тихая была почти свободна ото льда, и наше судно смогло стать на якорь. Но вечером при температуре воздуха -2о С разыгралась метель, и палубы судна стало заносить снегом. Появилось внутреннее беспокойство: что же будет к утру? Какие неожиданности нам преподнесет Арктика?

Это было на широте 80о20', откуда до Северного полюса оставалось всего 580 миль. Именно отсюда, из этой бухты, в конце февраля 1914 г. предприняли отчаянную попытку достичь полюса Георгий Седов с двумя матросами - Григорием Линником и Александром Пустошным. Как известно, Г. Седов отправился в опасный путь тяжело больным, и 5 марта 1914 г., отойдя от судна всего на сто с лишним километров, скончался на морском льду близ берега о. Рудольфа, самого северного в архипелаге. Матросы похоронили Г. Седова среди камней острова, а сами с большим трудом возвратились через две недели на свое судно...

...9 сентября установилась ясная солнечная погода, и мы увидели на берегу мыса Седова строения закрытой сейчас полярной станции. Здесь в 1928 г. принимал участие в зимовке известный теперь всему миру российский полярный исследователь И.Папанин.

Поселок полярников состоит из более десятка больших деревянных домов, радиомачты, метеобудки и других вспомогательных помещений. Туда и направились участники МАКЭ на рабочем катере и надувной резиновой лодке.

В сторону севера просматривалось через пролив чистое ото льдов пространство, и мы с П.В. Боярским стали мечтать о дальнейшем продвижении в сторону о. Рудольфа к месту захоронения Г. Седова. Но ледовая обстановка в Арктике очень переменчива. Чаще всего архипелаг находится в сплошном льду, и только в редкие годы его проливы бывают свободными для прохода.

К середине дня , когда участники МАКЭ возвратились на судно, нагруженные разной утварью, предназначенной для передачи в Музей Мирового океана, погода стала быстро меняться. Небо заволокло тяжелыми облаками, с севера стали надвигаться в нашу сторону ледовые поля.

Через несколько часов путь на север был полностью перекрыт льдами. Более того, лед продолжал наступать на юг и стал заполнять все проливы. Льды начали запирать выход из бухты Тихой, и судно могло попасть в ледовую ловушку. Мы поспешили сняться с якоря, чтобы вовремя успеть пробиться на юг к чистой воде.

На следующий день мы предприняли еще две попытки пробиться на север через другие проливы - к о. Алджера и к Земле Вильчека. Но каждый раз наш путь преграждали сплошные ледовые поля на широте 80о20-21', и приходилось разворачиваться обратно на юг. Но все равно эта широта осталась рекордной для нашего судна "Академик Сергей Вавилов", куда оно никогда раньше не заходило. Ближе к полюсу пробивались только ледоколы.

Состоялись интересные высадки на остров Вайгач - в бухты Долгую, Лямчина, Варнека, где участники МАКЭ встречались с местными рыбаками и оленеводами. Там удалось наблюдать большие стада оленей и обнаружить в бинокль настоящего белого медведя, занесенного в Красную книгу.

Посещение острова Вайгач закончилось находкой деревянного изображения идола, которому с давних пор поклонялись жители Севера. Здесь же многие впервые увидели редкое растение "золотой корень", не уступающее по своим лекарственным свойствам женьшеню...

В этом году с августа по октябрь ученые-океанологи и другие специалисты снова проводили комплексные исследования в различных районах Баренцева моря. Иногда спрашивают, есть ли в этом необходимость, когда хорошо известно, что этот район Мирового океана изучен не только учеными, но и практически перепахан вдоль и поперек тралами неутомимых рыбаков? Оказывается, такая необходимость существует: сама жизнь ставит перед льдами все новые и новые проблемы.

Во-первых, происходят значительные изменения климата планеты, а погодные условия на территории нашей страны во многом зависят от климата арктического бассейна. Установить и в какой-то мере предсказать эти изменения - одна из существующих задач науки. В этой связи важной задачей экспедиции являлось исследование истории формирования гидрологической системы и климата Западной Арктики в течение послеледникового периода, а также исследование истории развития двух ветвей потока атлантических вод - восточного (в Баренцевом море) и северного (к западу от Шпицбергена).

Во-вторых, начинается промышленное освоение запасов нефти и газа в районе т.н. Печорского моря - между островами Колгусь, Вайгач и Тиманским берегом материка. Необходимо установить базовые показатели экологического состояния этой части Баренцева моря.

В-третьих, льды Арктики находятся в постоянном движении. К примеру, за три года льды сибирских рек могут совершить путь от моря Лаптевых до Шпицбергена. Эти льды, несущие в себе массу ценнейшей научной информации, мы изучали вблизи архипелага Земли Франца-Иосифа.

Существует много других проблем, связанных с охраной окружающей среды Севера. В настоящее время под эгидой ООН и заинтересованных прибрежных государств готовится проект Полярного Кодекса - комплекса мер по предупреждению загрязнения арктических и антарктических вод и экологической безопасности в этих регионах.

...Жизнь а Арктике течет по своим законам: после короткого лета наступила полярная ночь, с морозами, метелями, северными сияниями. Однако в этом рейсе нам еще удалось понаблюдать гуляющих по льдам белых медведей, которые чувствуют себя там, среди царства льдов, настоящими хозяевами природы. Мы, конечно, старались ничем не мешать им. Кстати, интересный случай произошел четыре года назад на арктическом острове Виктория, расположенном на 80-мо с.ш. вблизи Земли Франца-Иосифа. Наши ученые высадились на шлюпке на берег, чтобы посетить заброшенную научную станцию. Капитан судна, которое стояло рядом на якоре, дал в этот момент длинный приветственный гудок. И произошло самое неожиданное: со всех окон и дверей уцелевших деревянных домов стали выскакивать огромные белые медведи вместе с малыми медвежатами. Остолбенев от удивления, ученые насчитали семнадцать животных, но ни у кого не поднялась рука выстрелить из карабина даже в воздух. Они без шума вернулись к шлюпке и посчитали благоразумным возвратиться восвояси на судно...

Многообразная природа Северного Ледовитого океана требует к себе самого бережного отношения.

Там, где живут пингвины
В короткий летний антарктический сезон в Антарктиду устремляются тысячи путешественников.

Наше научно-исследовательское судно "Академик Сергей Вавилов", работая в пассажирском варианте, шестой сезон подряд совершает с туристами на борту круизные рейсы между Южной Америкой и Антарктидой. В последние годы этот вид туризма получил большую известность в мире, и несколько крупных американских, канадских, австралийских фирм специализируются на антарктических путешествиях. Эти рейсы обеспечивают пассажирские лайнеры "Марко Поло", "Бремен", с российской стороны кроме нашего судна принимают участие "Алла Тарасова", "Академик Иоффе", "Профессор Мультановский", "Академик Шулейкин" и другие, а ледокол "Капитан Хлебников" совершает ледовые туристические рейсы вокруг Антарктиды. Состоятельные туристы из США, Канады, Англии, Германии, Франции, Австралии, Японии стремятся увидеть своими глазами заснеженную, первозданную красоту далекого материка и его своеобразный животный мир.

В Антарктиду ныне стремятся попасть многие ученые, художники, фотомастера, писатели, другие известные люди и просто любители приключений. Так в красочно оформленной американской книге "Дикий лед" можно увидеть фотографию самого принца Эдварда из Великобритании, путешествующего по Антарктиде. Благодаря умелой рекламе, путешествия на ледовый континент стали не только увлекательными, но и в какой-то степени модными. Только за последний сезон здесь побывало 9212 туристов, из которых 867 человек доставило туда и обратно за 12 коротких челночных рейсов НИС "Академик Сергей Вавилов".

В США создано "Американское полярное общество", которое издает журнал "Полэр Таймс" и рекламную литературу. Секретарь этого общества 60-летний Брайэм Шумакер находился на борту нашего судна в качестве лектора. Он посвятил всю свою жизнь полярным исследованиям и сейчас с горячим энтузиазмом делится своими впечатлениями с туристами. Под стать ему об истории Антарктиды, ее животном и растительном мире увлеченно рассказывают и два других лектора - Джеймс Коллинсон и Стефэн Спиттлер. Надо сказать, что в качестве лекторов во время антарктических путешествий приглашаются преподаватели и ученые университетов, специалисты своего дела. В течение рейса туристам показывают документальные фильмы, слайды, фотоальбомы, и они узнают много нового и интересного об Антарктиде.

В летнее время года воздух прогревается до +7о С, и суровая природа оживает: со склонов гор сползают в воду тяжелые ледники, образуя множество огромных айсбергов, плывущих по течению в северо-восточном направлении; во многих местах обнажаются от снега черные вулканические породы; пологие склоны гор покрываются ковром мха и другой скудной растительности; на узкие прибрежные пляжи выбираются из воды тюлени и морские слоны; многие сотни тысяч пингвинов устраивают на берегу свои колонии и выводят потомство...

Надо сказать, что путешественники - народ исключительно любознательный. Они с детским восторгом наблюдают полет каждой птицы, часами ждут на мостике появления китов, могут подолгу бродить по берегам островов и склонам гор, не переставая удивляться увиденному...

Многие острова Антарктики использовались еще в начале века китобойными судами, которые находили в бухтах убежища от сильных штормов и устраивали здесь базы по переработке китового мяса и жира.

В разное время, в основном после Второй мировой войны, в Антарктике было создано более 40 научных станций из многих стран. Некоторые из них действуют только в летний сезон, часть станций находится в законсервированном виде. В течение рейса мы успели посетить некоторые из них.

В бухте Парадайс между четырех островов высотой от 320 до 798 м на отдельном низком полуостровке расположена аргентинская научная станция: один жилой домик в виде уютного вагончика, лаборатория, будка с метеоприборами, две радиоантенны. Все горы вокруг покрыты ледниками и снегом. Трое аргентинских ученых с радостью приходили к нам на борт с помощью надувного резинового плота.

В хорошо защищенной от всех ветров бухте Порт-Локрый архипелага Пальмер с давних пор базируется британская научная станция. В старое время бухта служила прибежищем для китобойных судов. В зимнее время станция закрывается на консервацию, а в летний туристический сезон на базе станции открывается музей истории освоения Антарктиды, за посещение которого с туристов берется плата 20 долларов.

Польская станция "Арцтовский" расположена на острове Кинг-Джордж на низком берегу бухточки вблизи мыса Томас. Эта одна из крупнейших антарктических станций представляет собой целый комплекс сооружений: жилые помещения, научные лаборатории, радиометеорологический центр, электростанция, гараж, склады, мастерские, теплица, вертолетная площадка. На берегу рядом с метеобудкой на огромном камне мы разглядели в бинокль изображение Божьей матери. Начальник станции пригласил по радио посетить их базу, но к этому времени штормовой ветер с зарядами снега усилился до 9 баллов, и высадить людей на берег не было возможности.

На острове Дисепшн вулканического происхождения в бухте Уэйлерс находилась британская станция Дисепшн-Айленд, но после повторного извержения вулкана в феврале 1969 г. станция получила сильные повреждения и была закрыта. Сейчас на берегу виднеется стальная ажурная мачта, ангар для самолета, полуразрушенный дом и развалины базы. При этом же извержении вулкана потоками лавы и льдом полностью была разрушена чилийская станция, находившаяся в соседней бухте Пендьюлем.

Однако остров Дисепшн остается излюбленным местом туристов. Во-первых, сам он представляет из себя гигантский кратер вулкана, заполненный водой и окруженный высокими горами, с единственным входом через узкий пролив. Когда судно проходит туда между рифами и скалой Эль-Монолито, нависающей своей громадой над мачтами судна, все туристы цепенеют с замиранием сердца, забывая даже заснять этот миг на фотопленку или видеокассету. Во-вторых, здесь, внутри кратера старого вулкана, бьют из-под земли горячие сернистые источники с температурой воды до 80-90о С. В этом месте многие путешественники непременно хотят искупаться и сфотографироваться.

Незабываемые впечатления остаются от встречи с гигантскими айсбергами. Представьте себе огромную столообразную гору высотой 50 м и длиной 2 км. При этом она скрыта на 300 м под водой. На солнце в прозрачной голубой воде айсберг с многочисленными гротами и пещерами кажется чудотворным созданием, и туристы восторженно кричат, наперебой показывая друг другу его причудливые формы.

Невозможно оторвать взор от красоты Антарктиды в ясную солнечную погоду. Километровые горы, покрытые ледниками и снегом, отражаются в голубизне воды, словно в зеркале. Слева и справа от судна как бы проплывают нагромождения льда различной конфигурации и цвета, создавая какой-то нереальный, сказочный мир. А в это время то тут, то там греются на льдинах тюлени.

Иногда удается встретить в проливах между островами китов, и тогда на верхнюю палубу с биноклями в руках, фотоаппаратами и видеокамерами выскакивают с криком и шумом не только туристы, но и побывавшие не раз в Антарктиде бывалые члены экипажа.

И все же объектом наибольшего внимания туристов остаются пингвины, которых насчитывается несколько видов - императорские, королевские, макарони, дженту, чинстреп и другие. И бывают они разной величины и окраски. О них написано немало научных статей, а их изображение непременно помещается во всех рекламах, книгах и на одежде путешественников. Можно сказать, что пингвины стали поистине олицетворением и символом Антарктики.

При высадке туристов на берег с помощью надувных резиновых "Зодиаков" пингвины не проявляют никакого беспокойства, да и сами путешественники всячески стараются не тревожить их своим присутствием. На этот счет действуют строгие писаные и неписаные правила, которые соблюдаются всеми неукоснительно. Так например, на берегу нельзя прикасаться к животным и птицам, пытаться кормить их, ничего нельзя брать с собой или оставлять что-либо после себя. Сохранить окружающую среду в неприкосновенности - основной закон туризма...

Наш антарктический рейс подходит к концу. Мы прощаемся с суровой красотой Антарктиды и снова пересекаем штормовой пролив Дрейка. Каждый раз, возвращаясь в базовый порт Ушуаю на юге Антарктиды, мы проходим знаменитый мыс Горн. Это еще одна точка нашей планеты, где туристы непременно должны побывать и запечатлеть его вид на память. В проливе Дрейка с шириной более 450 миль между Тихим и Атлантическим океанами почти всегда дуют штормовые ветры, и на крупном волнении судно подвергается неимоверной качке. В старое время преодолеть на парусных судах встречные западные ветры и обогнуть мыс Горн считалось высшим испытанием профессиональной выучки, а потому каждый моряк, совершивший такой переход, имел право носить в левом ухе серьгу - символ морской зрелости, мужества и отваги. Нам же в течение только одного сезона пришлось пересечь этот бурный пролив двадцать четыре раза...

 

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
Rambler's Top100
Kaliningrad Banners Exchange Network.
Hosted by uCoz