Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

"АКАДЕМИК КУРЧАТОВ" - ВСЕ БЫЛО БУДТО ВЧЕРА!
Виктор СТРЮК, заместитель директора по научной работе Музея Мирового океана, кандидат географических наук, неоднократный участник экспедиций на "Академике Курчатове"

В 1957 г. флагман отечественной океанологии легендарный "Витязь" вышел в Мировой океан для участия в Международной программе МГГ. Работы "Витязя" в 50-х - начале 60-х годов (а они велись в Тихом, а затем в Индийском океанах) вывели нашу страну в лидеры по изучению Мирового океана. Чтобы закрепить приоритет, возникла настоятельная необходимость строительства новых научных судов, оснащенных современной исследовательской аппаратурой. Отдел морских экспедиционных работ АН СССР во главе с И.Д. Папаниным предложил строить новое экспедиционное судно на базе проекта корпуса и энергетической установки серийного пассажирского теплохода. Разработка технического проекта и строительство головного судна выполнялись верфью им. Матиаса Тезена в Висмаре (ГДР) при участии и под наблюдением советских специалистов.

И вот настало 21 декабря 1966 г., когда из Калининграда в свой первый экспедиционный рейс вышло головное судно серии современных научно-исследовательских судов "Академик Курчатов". Оно было названо в честь выдающегося советского физика-атомщика, трижды Героя Социалистического Труда Игоря Васильевича Курчатова (1903-1960). Позже были построены однотипные для АН СССР и Гидрометеослужбы НИС "Профессор Визе", "Профессор Зубов", "Академик Королев", "Академик Ширшов", "Академик Вернадский" и "Дмитрий Менделеев".

Портом приписки судна "Академик Курчатов" стал Калининград, а базой - Атлантическое отделение Института океанологии им. П.П.Ширшова. Основным объектом для изучения определен Атлантический океан, хотя потом маршруты экспедиций "Академика Курчатова" прошли через все океаны.

Это был поистине плавучий исследовательский институт, где в корпусе длиной почти 125 м разместились 24 лаборатории для проведения изысканий по физике моря, атмосферы и космического пространства, физике Земли, геологии, химии и биологии. На судне имелось множество вспомогательных подсобных научных помещений. При постройке судна лаборатории были неплохо оснащены научной аппаратурой. Приведем выдержки из экспертного заключения, составленного во время приемки судна от судоверфи:

..."Академик Курчатов" является первоклассным экспедиционным судном, способным обеспечить выполнение широкого комплекса научных исследований в открытом океане в течение длительного времени. Высокая скорость хода обеспечивает быстрое прохождение судна в район работ и значительно экономит время перехода из одного района в другой. Отличная маневренность, обеспеченная противодрейфовым устройством и активным рулем, позволяет осуществлять сложные маневры при производстве работ на станциях, полигонах и при буйковых постановках. Активные успокоители качки, уменьшающие ее в 3,5 раза, обеспечат спокойные условия для работы в лабораториях даже во время шторма.

Большие размеры лабораторий, оснащение их регистрационной и аналитической аппаратурой позволяют значительную часть обработки собираемой информации и материалов выполнить во время рейса.

Эксплуатационные возможности этого суд на (автономность, скорость хода, маневренность, оборудование навигационными приборами и др.) и его научно-техническая оснащенность неизбежно заставят ученых пересмотреть целый ряд считающихся незыблемыми организационных и методических положений в проведении океанологических экспедиций и перейти на новые научно-организационные формы их подготовки и проведения."

Бытовые условия участников экспедиций были великолепными: одно-двух местные каюты, оснащенные кондиционерами; удобные кают-компания и салон команды; конференц-зал; библиотека. Все создавало прекрасные условия для отдыха.

И "Академик Курчатов" оправдал все ожидания: 50 экспедиционных рейсов, более 6 000 научных станций, работы во всех океанах, научные открытия, участие в крупных международных программах, достойное представление отечественной науки в десятках портов захода.

Начальником первого рейса был тогдашний директор Института океанологии им. П.П. Шир шова АН СССР, член-корреспондент АН СССР А.С. Монин. Были проведены успешные испытания всех механизмов и оборудования, включая траловую лебедку до глубин 7 600 м, сделан вывод, что "Академик Курчатов" является первоклассным НИС нового типа, способным выполнять обширные комплексные исследования во всех районах Мирового океана. В том же рейсе судно зашло в Монако, на борт был приглашен знаменитый французский исследователь океанских глубин Жак-Ив Кусто, давший восторженную оценку новому судну.

Второй рейс был посвящен комплексному геолого-геофизическому изучению западной части Индийского океана, которые проводились совместно с "Витязем". Экипаж "Академика Курчатова" готовил торжественную встречу легендарного судна, готовый принять звание флагмана академического флота. Однако капитан "Витязя" М.В. Соболевский посчитал, видимо, что "Витязю" рано на покой, и встреча двух судов была рабочей.

А потом пошли океаны, мили, станции, заходы. "Академик Курчатов" участвовал в крупных международных проектах "Полигон-70", "СИ АР", "ТРОПЭ С-72", "ТРОПЭ С-74", "ПОЛИМОДЕ", "ПГЭП" и другие. Экспедиции возглавляли известные океанологи: Г.Б. Удинцев, В.Г. Корт, Л.А. Зенкевич, Р.В. Озмидов, Н.В. Парин. Несколькими экспедициями успешно руководил бывший директор нашего Атлантического отделения Института океанологии им. П.П. Ширшова К.В. Морошкин. С получением такого судна ученые института АН СССР смогли проводить крупномасштабные океанские исследования, в результате которых защитили кандидатские и докторские диссертации А.Б. Зубин, Р.В. Абрамов, М.В. Руденко, В.В. Сивков, Е.М. Емельянов, В.М. Литвин, В.В. Орленок, В.А. Бубнов, Г.С. Харин и многие другие.

Отдал дань "Академик Курчатов" и изучению родного Балтийского моря, исследуя проблемы нефтегазоносности, геологической истории, биологической продуктивности и загрязнения. Результатом работ стали многочисленные монографии, статьи, рекомендации по рациональному использованию Балтики.

Но основой успешной работы судна был экипаж, каждый член которого подбирался индивидуально. Работать на "Академике Курчатове" было почетно, престижно, интересно, да и денежно. Каждый претендент на какую-либо должность проходил несколько комиссий по кадрам загранплавания. Работа на таком судне имела свою специфику, и не каждый моряк ее понимал. Но "Академику Курчатову" везло на капитанов. Одним из первых капитанов был Э.А. Ребайнс, прошедший большую школу на "Витязе", прекрасно понимавший специфику работы, имевший непререкаемый авторитет среди членов экспедиций. 15 рейсов он возглавлял судно. После безвременной кончины Э.А. Ребайнса бразды правления перешли к Н.В. Апехтину, который руководил судном 10 рейсов. 11 рейсов прослужил капитаном на "Академике Курчатове" В.Г. Касаткин. Сожалею о невозможности перечислить всех капитанов, совершивших по 2-3 рейса, все они заслуживают добрых слов.

"Академик Курчатов" ковал кадры для последующих, более современных судов. Капитанами новых судов стали Н.В. Апехтин, А.М. Коробов, А.Б. Валихов, начинавшие на "Академике Курчатове". Шли на повышение штурмана, механики, матросы, мотористы, прошедшие школу этого замечательного судна. Особенно трудная роль была у первых помощников. Вести воспитательную работу среди академиков и докторов наук, сплотить коллектив на выполнение главной цели было очень сложно. Но на "Академике Курчатове" родились свои традиции, помогавшие решать многие вопросы. Много для этого сделал А.И. Брызгалов, который организовал прекрасную библиотеку. Среди "курчатовских" традиций достаточно вспомнить пельменные авралы, праздники перехода экватора, волейбольные баталии на вертолетной площадке. Каждому именнинику ветеран судна пекарь Валентина Пелевина готовила прекрасный торт. В последний вечер перед заходом в родной порт крутили фильм "Ограбление по-итальянски". Но "курчатовцы" - крепкие ребята, и ежегодно, начиная с 1997 г., 16 февраля в день памяти Э.А. Ребайнса в Музее Мирового океана проводится сбор участников экспедиций на НИС "Академик Курчатов". Бывает до 120 человек, а воспоминаний, речей и рассказам нет конца. Надеемся, что и в 2000 г. такая встреча состоится.

Салон команды и кают-компанию украшали сувениры, связанные со страницами истории суда. В 1971 г. была подарена картина от норвежских рыбаков, спасенных экипажем "Академика Курчатова" во время 10 рейса в район о. Исландия. Кстати, сейчас эта картина в фондах Музея Мирового океана. Яркая страница исследований связана с советско-американским проектом "ПОЛИМОДЕ" в районе Бермудского треугольника в 1977-78 гг. Участие в этом уникальном эксперименте приняли несколько наших судов, среди которых был и "Витязь", завершавший свою экспедиционную жизнь. Участник этого эксперимента В.Д. Егорихин вспоминает интересный случай, произошедший в 26 рейсе "Академика Курчатова". Более 2 суток судно не могло выйти в эфир, но участники экспедиции этому не придали особого значения. А по Калининграду пополз слух: Пропал "Курчатов", да еще в Бермудском треугольнике! Об этом говорили в трамваях, магазинах, родственники оборвали телефоны в отделе флота. Потом судно "нашлось", выйдя на связь через Кубу. Что бы погасить слухи, в "Калининградской правде" опубликовали заметку, что судно продолжает исследования. А этот случай нашел свое место в песне. Вспомним песню В. Высоцкого "На Канатчиковой даче":

"Взволновал нас Рудик крайне -

Сообщением потряс,

Будто наш научный лайнер

В треугольнике погряз,

Сгинул, топливо истратив,

Весь распался на куски.

Двух безумных наших братьев

Подобрали рыбаки."

Трудно сейчас сказать, как об "исчезновении" судна стало известно В. Высоцкому, но из песни слова не выкинешь!

Уникальные исследования были проведены в 30 рейсе "Академика Курчатова" (1980 г.) в Красном море, во время которых осуществлено рекордное погружение подводного обитаемого аппарата "Пайсис" на глубину 2030 м во впадине Чейн с проникновением в горячие рассолы. К тому времени на судне была установлена специальная стрела для спуска подводных обитаемых аппаратов, что существенно расширило его возможности.

Ну а для того, чтобы даже перечислить достижения "Академика Курчатова", вспомнить всех участников его экспедиций, вряд ли хватит места в журнальной статье.

"А что же дальше?" - спросите вы. Последний полнокровный рейс с большим задачами и прекрасными результатами "Академик Курчатов" совершил в 1989 г. Это был по счету 49 рейс, что очень немало для судов такого класса. По традиции он был комплексным: оптики, геологи, биологи, гидрофизики - и всем хватало места на палубах этого замечательного судна. Как участник этого последнего большого рейса могу это засвидетельствовать. Потом был развал Союза, надо было выживать, и флагман советской науки стал возить рыбаков на промыслы, затем "челноков" из Новороссийска в Турцию, а когда грянуло 18 августа 1998 г. - все остановилось. Возить тряпки стало невыгодно, а старина "Академик Курчатов" еще готов к труду, имеет регистровые документы, но никому не нужен. Не может быть!

И вот новая надежда. Производственно-коммерческое предприятие "СТИЛОБАТ" готово использовать "Академик Курчатов" в качестве госпитального судна, и пока оно на ходу - переходить из порта в порт. А когда закончится регистр, в том же качестве оно сможет встать в родном Калининграде, который "Академик Курчатов" не видел уже столько лет.

Будем надеется, что поможет морской бог "Академику Курчатову", как помог он легендарному "Витязю".

Так что наш рассказ о замечательном научно-исследовательском судне "Академик Курчатов" не закончен.

ЖДЕМ ПРОДОЛЖЕНИЯ!

 

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
Rambler's Top100
Kaliningrad Banners Exchange Network.
Hosted by uCoz