Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлению

В ПОИСКАХ ПОГИБШИХ КОРАБЛЕЙ

Остовы морских красавцев хранят в себе или миллионы, или гроши, скрывают бесценные произведения искусства или сгнившее тряпье, но они как магнитом притягивают искателей сокровищ всего мира.

…В затемненной каюте поискового судна идет просмотр негативов, отснятых роботом на дне Атлантического океана на глубине 2 500 м . Томми Томпсон, просматривающий снимки, не верит своим глазам. "Этого не может быть", — шепчет он и чувствует, как мурашки побежали по его спине. На кадрах, на первый взгляд ничем не отличающихся от тех, которые он изучает вот уже 15 лет, среди водорослей и тины невыразительно появляется ковер из золотых монет. Теперь 36-летний Томми Томпсон уже может сказать, что счастье существует. В поиски останков парохода "Central Ameriсa", который затонул осенью 1857 г., вложено немало. Но все окупится. Этот пароход, который шел с Кубы в Нью-Йорк и стал жертвой жесточайшего шторма, имел на борту груз золота стоимостью свыше миллиарда долларов.

На затонувших судах можно найти не только драгоценные украшения и монеты. Два года назад в районе Ботнического залива была обнаружена шведская шхуна "Joenkoeping", которая затонула в 1916 г. после торпедирования немецкой подводной лодкой. Ее трюмы хранили несколько десятков тысяч литров благородных напитков, коньяка и шампанского разлива начала нашего века. Стоимость груза была оценена в несколько десятков миллионов долларов.

Вести о затонувших сокровищах расходятся быстро. Растет и число любителей подводных приключений. Поле их деятельности безгранично. Только в прибрежных водах США покоятся на дне несколько тысяч судов. Еще больше скрывают воды Средиземного моря. Но больше всего погибло кораблей на пути из Америки в Европу. Испанцы потеряли на нем как минимум одну пятую часть перевозимого золота, а извлечено на поверхность только несколько процентов этого.

Но одного энтузиазма искателям уже недостаточно, а специальные приспособления для исследования на больших глубинах стоят немалых средств. Поэтому бесценные богатства, хранящиеся на дне морей, не являются для Томпсона самоцелью. Он поглощен идеей сконструировать идеальный аппарат для работы на больших глубинах. А найденные останки кораблей должны, по его мнению, служить стимулом для спонсоров, которые финансово поддержат создание такого приспособления.

ИГЛА В СТОГЕ СЕНА

Времена романтиков, когда искатели сокровищ полагались только на свои знания и улыбку фортуны, минули безвозвратно. В мрачных глубинах морей и океанов шныряют теперь стаи подводных авантюристов, оснащенных сонарами, лазерами, сверхчувствительными камерами и подводными детекторами металлов. Их поисковые суда оборудованы специальными лабораториями, нашпигованы всевозможной электроникой и компьютерами. Теперь можно добраться почти до любого объекта на любой глубине. Но настоящее приключение в погоне за сокровищами, как и раньше, не начинается в морских глубинах. Оно начинается в библиотеках, среди фолиантов, покрытых пылью веков и архивах.

Перелистывая старые документы, реестры торговых фирм и страховых компаний, можно основательно познакомиться с судьбами кораблей и обстоятельствами их гибели. Даже легенды могут стать верными подсказками. Однако точное местонахождение корпуса затонувшего корабля представляет собой довольно сложную головоломку. В ее мозаику должны гармонично вписаться все элементы. Ошибка зачастую стоит целого состояния.

ГРУДА МЕТАЛЛА
Везет не всем. Мечтой датчанина Карстена Рее было найти немецкую подводную лодку U-534, затопленную за 4 дня до капитуляции Третьего рейха. На ее борту должны были быть сундуки с гитлеровскими сокровищами. После нескольких лет поисков аквалангисты наткнулись у побережья Дании на погруженный в ил корпус субмарины. Карстен приступил к работе, на подъем корпуса со дна он потратил свыше 10 млн. марок. Корпус лодки было решено поместить в специально нанятый сухой док — подальше от любопытных и жадных взоров. Каково же было разочарование кладоискателя, когда вместо ожидаемых сокровищ он обнаружил внутри корпуса ящики заржавелых фашистских орденов и коробки слипшихся презервативов. Карстен не мог залить свое горе даже вином, добытым из офицерского бара. Под действием морской воды вино прокисло.

Не стоящим ломаного гроша оказался и груз, обнаруженный у побережья Филиппин. Это была груда металла, составляющая якобы часть легендарного сокровища Ямасито и представляющая платину стоимостью 480 млн. долл. Сплав этот оказался на 92% состоящим из железа, а за содержащуюся в нем платину можно было бы получить около 100 долларов, в то время как на извлечение "сокровища" было потрачено 15 тысяч.

Некоторым везло больше. Мэлвин Фишер, самый известный из искателей сокровищ, с самого детства был очарован "Островом Сокровищ" Роберта Луиса Стивенсона. В Глен-парке штата Индиана не было ни океанов, ни морей, поэтому одиннадцатилетний Мэл начал нырять в ближайшее озеро. Карьеру аквалангиста он начал через несколько лет на побережье Флориды, где открыл небольшой магазин со снаряжением для подводного плавания. Бизнес расширялся. На заработанные деньги Мэл открыл первый в мире специализированный магазин с разнообразным оснащением для ныряльщиков, а также школу для подводного спорта. Фильмы, снятые во время личных подводных прогулок, он продавал американским телекомпаниям. Он занялся также проектированием и усовершенствованием существующего снаряжения для подводных экспедиций.

Первую свою находку — тысячу золотых монет с испанского парусника, затонувшего у побережья Флориды в 1715 г., — он обнаружил при помощи своего изобретения. Оно было гениально в своей простоте. По специальной трубе, опущенной с палубы судна, нагнеталась насосом чистая вода, что позволяло водолазам основательно осматривать дно, обычно покрытое илом.

ЗОЛОТО ФИШЕРА
К следующей своей удаче Мэл Фишер упрямо шел целых 16 лет. Целью поисков с 1969 г. стал легендарный испанский галеон "Nuestra Senora de Atocha", который затонул во время урагана в 1622 г. Его груз состоял из 40 т серебра и золота. В 1980 г. Фишер случайно наткнулся на подобный испанский галеон, который оказался на дне вследствие того же шторма. Добытый из этого галеона груз состоял из драгоценностей, благородных камней, монет и оценивался в 20 млн. долларов. Последующие годы поисков приносили только разочарование и стоили жизни многим членам экипажа Фишера. Труды были, однако, вознаграждены в 1985 г., когда перед глазами искателей оказались самые большие сокровища со времен открытия в 1930 г. усыпальницы Тутанхамона. Останки "Нуэстры Сеньоры де Аточи" скрывали изделия из золота и серебра, цепочки и слитки, монеты и драгоценности, ценные предметы XVII века, в т.ч. испанское оружие.

Американские власти не сразу позволили Фишеру насладиться обладанием этих сокровищ. Только после сотни судебных разбирательств 64-х летний к тому времени искатель мог легально стать обладателем этих богатств. Дело в том, что в соответствии с конвенцией, подписанной 80 лет назад в Брюсселе, все, что покоится на дне морей и океанов за пределами юрисдикции государств, может принадлежать нашедшему. Несмотря на это, правительства многих стран стараются во многих случаях конфисковать в свою пользу особо ценную добычу. В США все сокровища, выловленные в 12-ти мильной прибрежной зоне, автоматически становятся собственностью государства, но и к тем, что найдены за пределами этой зоны, власти могут иметь серьезные претензии, выражаемые в довольно жесткой форме.

В Польше найденный клад тоже необходимо отдать государству. Взамен можно рассчитывать на вознаграждение в зависимости от возраста находки, или благодарственный диплом.

ЦЕННОСТИ НА ДНЕ БАЛТИКИ
Балтийское море тоже хранит тайны. Список затонувших кораблей составили шведы. Там их зарегистрировано около 10 тыс. единиц. А в реестрах Центрального Морского музея в Гданьске находятся описания уже найденных судов. Аквалангисты и водолазы продолжают добывать из них в основном предметы быта: фарфор, керосиновые лампы, корабельные колокола. В 1969 г. в ходе строительства Северного порта со дна было поднято 11 пушек со шведского галеона "Солен", который пошел ко дну во время битвы под Оливой в 1627 г. В течение нескольких лет были подняты также пушечные ядра, герб шведской династии Вазов, оловянная посуда, медные монеты, черепа. Польские аквалангисты рады каждой находке. Для тех, кто хотя бы раз почувствовал вкус к подводным приключениям, они становятся страстным увлечением. Ничего удивительного — ведь на дне морей и океанов по-прежнему покоятся миллионы долларов.

В прибрежных водах Польши наиболее обильным находками является район полуострова Гельского.

И ОПЯТЬ "ЯНТАРНАЯ КОМНАТА"
Немецкое пассажирское судно "Вильгельм Густлофф" затонуло в январе 1945 г. на траверзе Владиславова, торпедированное советской подводной лодкой С-13. Судно вышло из окруженной советскими войсками Гдыни 30 января 1945 г. На его борту находились немецкие беженцы: моряки с подводных лодок, а также эвакуированные из Гданьска и Гдыни гражданские (по материалам советской прессы на борту находились, в основном, экипажи подводных лодок - прим. редакции), которые успели захватить с собой только самое ценное из вещей и предметов. Молва гласит, что среди ценностей, вывозимых "Вильгельмом Густлоффом" была и "Янтарная комната", доставленная из Кенигсберга. Это была наибольшая в истории мореплавания катастрофа. Считается, что вместе с судном на дно ушло около 10 тыс. пассажиров.

Остов судна до сих пор почивает на дне Балтики в пределах польской экономической зоны. Немцы считают судно морской могилой и запрещают нарушать его покой. Останки корпуса лежат на левом борту, на глубине около 45 м…

Журнал "FOKUS", N№ 7/99, Польша

Сокращенный перевод с польского Евгения Буковскогo

 

 
предыдущая статья к оглавлению
   
Rambler's Top100
Hosted by uCoz