Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

40 ЛЕТ КИТОБОЙНОЙ ФЛОТИЛИИ "ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ"
Геннадий БУДУЛЕНКО
, кандидат биологических наук, АтлантНИРО

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР N№ 1500р от 30 марта 1959 г. в г. Калининграде была создана Антарктическая китобойная флотилия "Ю. Долгорукий" для добычи китов в Антарктике с целью получения ценной продукции в виде жиров, мяса, муки, витамина "А" в жире, печени и других продуктов, крайне необходимых стране.

В состав флотилии входила китобаза "Юрий Долгорукий" и 17 китобойных судов типа "Мирный" постройки Николаевского судостроительного завода им. Носенко на Украине.

Китобаза "Ю. Долгорукий" — одна из старейших китобаз Советского Союза — была построена и спущена на воду в 1926 г. с верфи в Гамбурге как грузопассажирское судно и имело первоначальное название "Гамбург". В апреле 1945 г. "Гамбург" был затоплен и лишь в сентябре 1950 г. поднят на плав и доставлен для перестройки в Антверпен (Бельгия), затем — в ГДР на предприятие "Варноверфь" в порту Варнемюнде. Перестроенное в китобойную базу судно с новым именем основателя Москвы было спущено на воду в марте 1960 г. и прибыло в порт Балтийск, где 20 июня на судне был поднят государственный флаг. Китобаза имела длину 207,4 м, наибольшую ширину 24,0 м, высоту до верхней палубы 19,4 м, водоизмещение более 39,0 тыс. т, 7 палуб, на которых размещался завод по переработке сырья, морозильное отделение, жилые и общественные помещения, штурманская, промысловая, радио и синоптические рубки, а также научная и производственная лаборатории, госпиталь, вертолетная площадка с ангаром для двух вертолетов. Экипаж китобазы достигал в отдельные годы 530 человек. Китобаза развивала скорость 19-20 узлов, которая достигалась с помощью паротурбинной установки. Это была самая скоростная из отечественных китобаз. Китобойные суда водоизмещением 1 270 т имели длину 63,6 м, ширину 9,5 м, высоту борта до 7,2 м, оснащены 4-мя дизель-генераторами мощностью 900 л.с. каждый и развивали скорость до 17,4 узлов. Экипаж судна составлял, как правило, 31 человек. Всего в экспедиции флотилии участвовало около 1 060 человек.

С 1960 по 1975 гг. АКФ "Юрий Долгорукий" провела 15 экспедиций в Антарктику, успешно выполняя и перевыполняя производственные задания, ведя промысел китов во всех промысловых районах южно-полярных вод Атлантического, Индийского и Тихого океанов, не однажды совершая кругополярные рейсы с пересечением линии дат и заходом за Полярный круг.

В первую экспедицию флотилия вышла 16 ноября 1960 г. под командованием капитана-директора Ф. И. Самольянова и совершила южно-полярный рейс вокруг Антарктиды, двигаясь от Южной Африки на восток. Плановое задание по добыче китов было выполнено на 111,7 %. Наилучших результатов по добыче китов добились экипажи китобойных судов "Сильный" (капитан А.К. Дорменко, гарпунер С.С. Григорьев), "Скользящий" (капитан Ф.Т. Проценко, гарпунер Н.И. Кошкарев) и "Старательный" (капитан О.Г. Сазонов, гарпунер Б.И. Туминас).

Описание маршрутов и районов работы каждой экспедиции заняли бы слишком много времени, но следует отметить, что за 15-летний период были обследованы воды от экватора до льдов Антарктиды, прибрежных вод Южной Америки, центральной и южной Африки, Австралии и многих островов во всех морях и океанах Южного полушария. В результате проведенных исследований получены ценные материалы по распределению, времени и месту образования концентраций китов, криля, кальмаров, рыб, тюлений, котиков, птиц и других организмов.

В первых экспедициях флотилия имела план по добыче около 100 тыс. т сырья, из которых получены сотни тонн различной продукции. В последних экспедициях в связи с ужесточением контроля за выполнением квот по вылову и уменьшением усилий (флот китобойных судов был сокращен до 12-13 единиц) план по добыче сырья был снижен до 70-80 тыс. т. Выполнение рейсовых заданий приведено в табл. 1.

Работа флотилии выглядит устойчиво с постоянным перевыполнением плановых заданий и является заслугой всех членов экипажей флотилии, капитанов-директоров, капитанов китобойных судов и особенно гарпунеров. Командование АКФ осуществляли опытные капитаны, ранее работавшие на других советских флотилиях: Федор Иванович Самольянов, Федор Трофимович Проценко, Вячеслав Викторович Неболюбов. В процессе многолетней работы на флотилии сложился стабильный коллектив капитанов, гарпунеров, штурманов, радиооператоров, механиков, работников цеха разделки, завода, врачей, синоптиков, вертолетчиков, научных сотрудников, работников камбуза и других служб, обеспечивающих четкую и безотказную работу всех механизмов в сложных условиях.

Назвать лучшие, передовые экипажи с учетом различных показателей по добыче китов, количеству сырья, расходу промыслового снаряжения и другим показателям очень сложно. Тем не менее в течение 15 экспедиций передовиками промысла постоянно являлись Болислав Иосифович Туминас, Семен Семенович Григорьев, Виктор Михайлович Кулаков и другие. Передовые китобойные суда, капитаны и гарпунеры, перевыполнявшие план по добыче китов в каждой экспедиции, приведены в табл. 2.

В течение 15 антарктических экспедиций было добыто около 58 тыс. китов 12 видов, среди которых преобладали кашалоты (45,0%), сейвалы (22,2%), горбатые киты (12,4%) и финвалы (10,8%) /1,2/. Видовой состав добытых китов представлен в таблице 3, рис. 1. Необходимо отметить, что к началу работы калининградской китобойной флотилии, в значительной степени были подорваны запасы настоящих синих китов, южных гладких и некоторых других.
Из сырья усатых и зубатых китов получали различную продукцию: жиры пищевые, медицинские, технические, муку кормовую, мясо мороженое пищевое и кормовое, печень мороженую, витамин "А" в жире, кожсырье, субпродукты, зубы и амбру кашалота. В зависимости от китового сырья выход различных жиров составлял 20-22%, выход муки — около 5%, выход мяса пищевого в первом рейсе — около 2%, а в пятнадцатом — около 12%.

В нашем распоряжении нет данных о затратах на проведение китобойных экспедиций и доходах, полученных от реализации различной продукции. Существующее мнение некоторых экономистов об убыточности китобойного промысла не учитывало валютных поступлений, полученных непосредственно Минрыбхозом от экспорта мясной продукции в Японию и получения из жиров китов дорогостоящих продуктов, используемых в космической технике.

В 1975 г. флотилия прекратила свое существование. В 1982 г. Международная китобойная комиссия ввела мораторий на коммерческую добычу китов и мировой антарктический промысел китов был прекращен. Однако японские китобои продолжали вести научно-исследовательские и поисковые работы по изучению запасов и распределению малых полосатиков Антарктики. По данным организации Гринпис с 1989 г. Япония добыла 800 малых полосатиков, стоимость мяса которых на рынке этой страны составляет 34 долл. США за килограмм и, естественно, является выгодным предприятием. В настоящее время 50 стран из 130 выступают за открытие коммерческого промысла китов.

К сожалению, Россия вряд ли сможет в настоящее время восстановить китобойный промысел ввиду отсутствия флота и естественной убыли личного состава. Тем не менее, вполне возможно участие в смешанных компаниях, в том числе и с иностранным капиталом, так как Россия является членом МКК и может рассчитывать на выделение определенной квоты.

В кратком обзоре промысловой деятельности флотилии не удалось охватить все аспекты работы флотилии, судомеханической, штурманской и промысловой служб, радиослужбы, цеха разделки, жирзавода, мясной, мучной, печеночной линии, работы медиков, синоптиков, вертолетчиков, научной группы, производственной лаборатории и других. Возможно, были допущены некоторые неточности в изложении, поэтому мы надеемся, что китобои — участники этого промысла могут дополнить, уточнить и осветить многие моменты работы флотилии и отдельных служб экипажа китобазы, китобойных судов, что будет надежным вкладом в создание "Истории АКФ Ю. Долгорукий". Все замечания и предложения с благодарностью будут приняты автором.

 

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

Rambler's Top100
Hosted by uCoz