Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлению

"ВИТЯЗЬ" НА ПРЕГОЛЕ
Виктор Стрюк
, заместитель директора по научной работе Музея Мирового океана, кандидат географических наук

Калининградцы и гости города, наверное, привыкли, что недалеко от Дворца спорта "Юность" стоит огромное океанское судно с русским названием "Витязь". Многие даже побывали на нем, пройдя по палубам, заглянув в кают-компанию, машинное отделение, ходовую рубку и столовую команды. Жизнь любого судна коротка, всего 20-30 лет, и его ждет забвение. И только избранные остаются наплаву, становясь музеями, как свидетели великого прошлого. "Витязю" выпало счастье остаться в истории, и этот год для него юбилейный - ему исполняется 60 лет, и мы хотим перелистать календарь его удивительной жизни, которая продолжается. Итак, вперед в прошлое!

1939-1945 годы
Первое имя этого судна - "Марс". Хотя оно и было названо именем бога войны, предназначалось для мирных целей. Судно было построено в 1939 г. в Германии как сухогруз для перевозки фруктов. Инженер Генрих Тамм, ходивший когда-то на "Марсе", так пишет о нем: - Это было необычайно красивое судно. Окрашенное в кремовый цвет, изящной формы, с прекрасными стройными линиями, оно больше походило на яхту. Для того времени оно было новинкой судостроения, особенно надежным считался сделанный на заводе Мейера штевень буг (нос корабля), который обеспечивал стабильность хода. "Марс" принадлежал к категории высокого класса. Грузовое судно предназначалось для 38 человек экипажа и 12 пассажиров. Прекрасные, обитые деревом каюты были выдержаны в стиле подражания средневековым жилым комнатам. Не верилось, что находишься на борту судна. Подвесные лестницы, картины, панели из красного дерева и богато украшенные потолки. Сразу скажем, что немного осталось от того внутреннего великолепия, но и сейчас, проходя уже по "Витязю", можно увидеть красоту внутренних интерьеров в кают-компании, салоне команды, курительном салоне. В полной мере это оценил и Джеймс Камерун, автор нашумевшего "Титаника", посетивший "Витязь" в феврале 1998 г.
Во время войны "Марс" возит целлюлозу из Скандинавии, а затем становится военным госпиталем на 600 мест. В январе-апреле 1945 г. вывозит беженцев из осажденных советскими войсками Кенигсберга и Пиллау, совершив свой последний рейс 13 апреля. Более 20 000 беженцев обязано ему своей жизнью. Через 50 лет 13 апреля 1995 г. на "Витязе" собрались российские и немецкие ветераны на акцию "Надежда и примирение", в море состоялась акция возложения венка, а на территории музея была посажена липа, привезенная специально для этого дня из немецкого Дуйсбурга членом городского парламента Клаусом Давидом.
Закончилась война, и по репарации судно оказалось сначала в Великобритании с новым названием "Вперед, империя". Этот период жизни судна практически неизучен, хотя известно, что портом приписки был Ливерпуль, и находилось оно там меньше года, после чего было передано СССР и стояло в Ленинграде.

1946-1949 годы
31 января 1946 г. был образован Институт океанологии АН СССР, и ему было необходимо научное океанское судно. Осенью 1946 г. известный полярник, министр морского флота П.П.Ширшов командировал сотрудника института, впоследствии известного морского биолога В.Г. Богорова и капитана С.И. Ушакова в Ленинград для выбора судна. Потом В.Г. Богоров вспоминал: "Когда мы подьезжали к бухте, где стоял трофейный флот, мы увидели с пригорка это корабль и сразу указали на него. Это был "Марс". Переоборудование судна было проведено в 1947-1948 гг. на заводах в г. Висмаре (Германия), а также в Ленинграде, Риге, Одессе и Владивостоке по проекту Центрального проектно-конструкторского бюро N№ 1 Министерства морского флота. При перестройке судна была удлинена его средняя надстройка, в которой разместились лаборатории, служебные и жилые каюты. Бывшие грузовые твиндеки трех трюмов были переоборудованы в жилые каюты, комнату отдыха, санитарные и служебные помещения. Были установлены дизель-генераторы, дополнительные танки для топлива и воды. В результате судно было готово принять 136 членов экспедиций с автономностью плавания 120 суток.
Уникальность судна была обеспечена научным оборудованием. Прежде всего, это глубоководная лебедка, позволившая становиться на якорь на глубинах до 11 км. До сих пор судну принадлежит мировой рекорд по глубине постановки на якорь. Не менее уникальной была и глубоководная траловая лебедка, с которой можно вести траление на глубинах до 11 км. На судне имелось 14 лабораторий, научная библиотека, хранилища коллекций и проб. Оставалось дать ему новое имя и выйти в первый рейс.
После английского имени уже в нашей стране судно называлось "Экватор", "Адмирал Макаров", но прославило его имя "Витязь". Это имя судно получило в честь знаменитых корветов "Витязь" XIX века. Первый "Витязь" - винтовой корвет, на котором в 1870-1871 гг. к берегам Новой Гвинеи совершил плавание известный руский этнограф Н.Н. Миклухо-Маклай. Интересно, но об этом мало знают, что Н.Н. Миклухо-Маклай проводил океанографические измерения в период плавания, в частности измерял температуру воды на глубинах до 2 км. Второй "Витязь" - парусно-винтовой корвет, на котором в 1886-1889 гг. знаменитый русский адмирал, ученый, кораблестроитель С.О. Макаров руководил кругосветным плаванием, явившимся крупным вкладом в изучение Мирового океана.

1949-1979 годы
Этот период, наверное, для судна был самым счастливым - 65 экспедиций во всех океанах, более 800 000 пройденных морских миль, 7943 научных станции, открытия, заходы в экзотические страны, встречи с интересными людьми. Это время в мировой океанологии называют эпохой "Витязя". О научных достижениях, выполненных на судне, написаны многочисленные труды, монографии, статьи на многих языках. Кратко об этом написать довольно трудно, но это сделал начальник последнего рейса "Витязя" - доктор географических наук А.А. Аксенов.
Первый период работ - это всестороннее изучение Берингового, Охотского и Японского морей, а также исследования по программам Международного геофизического года, участие в Международной индоокеанской экспедиции и в советско-американском эксперименте "Полимод".
В эпоху "Витязя" был собран уникальный материал и сделано множество открытий в разных областях океанологии. На картах появились новые географические названия подводных гор и глубоководных желобов. Только крупных открытий в Тихом и Индийском океанах было 27. В Мариинской впадине измерена наибольшая глубина - 11 022 м.
Особенно важным было изучение глубоводных желобов, их морфологии, осадков, но главное — особенностей динамики вод в желобах и в придонном слое воды. Эта проблема возникла в то время в связи с идеей захоронения отходов атомной промышленности на дне глубоководных океанических впадин. Считалось, что придонные воды не могут перемешиваться с поверхностными, и что такие могильники не принесут никакого вреда. Специальные исследования "Витязя" четко показали недопустимость таких захоронений ввиду активной придонной циркуляции вод.
Геофизические работы, проводившиеся на "Витязе", позволили высказать обоснованные гипотезы о строении земной коры вообще, а впоследствии выработать новые представления о глобальной эволюции Земли. Заметные результаты были получены в результате работ геологов, гидрологов, гидрохимиков, биофизиков.
Но ни в одной области океанологии не было сделано так много и столь значительных открытий, как в биологии. Описано 1176 новых видов животных и растений. Новые таксоны более высокого ранга включают 171 род и 26 семейств.
В области ихтиологии были получены новые материалы по районам обитания промысловых рыб, описано много новых видов и составлена обширная коллекция. Хорошо знакомая сейчас сайра как промысловая рыба была впервые изучена на "Витязе". Особый раздел составили исследования головоногих моллюсков - основные результаты эспедиций относятся к их систематике и распределению в океане. Исследования бентоса занимали важное место в экспедициях "Витязя". Академик Л.А. Зенкевич писал, что работы на "Витязе" доказали: Мировой океан - это целостный природный обьект с теснейшим взаимодействием всех свойственных ему параметров, образующий единую сложную биологическую систему со своей определенной структурой.
Еще два выдающихся научных открытия непосредственно связаны с исследованиями "Витязя": обнаружение достаточно разнообразной фауны на больших глубинах (от 6000 м до максимальных) и открытие нового типа животных - погонофор.
В 1957 г. "Витязь" вышел в свой первый заграничный рейс, и с тех пор 100 портов 49 стран мира встречали его как представителя нашей страны. Есть такая избитая фраза "посол мира и дружбы". Наверное таким послом и был "Витязь" в портах заходов. На его борт поднимались Кусто и Хейердал, губернаторы и премьер-министры, послы и космонавты. Часто на заходах устраивали дни открытых дверей и люди часами ждали, чтобы подняться на борт судна. Ученые 14 стран работали на "Витязе". А последний рейс судно совершило в 1979 г. вокруг Европы. И тогда еще раз потвердилась его всемирная известность, ведь при заходах в порты Франции, Испании, Португалии, Великобритании, Дании "Витязь" посещался учеными из этих стран, специально приезжавшими для личного знакомства со знаменитым кораблем науки.
Нельзя сказать и о том, что "Витязь" всей своей жизнью был связан с Владивостоком, и членами экипажа были дальневосточники. Жители Дальнего Востока гордились им и говорили ленинградцам:
"У вас есть "Аврора", а у нас - "Витязь". 7 марта 1977 г. дальневосточники прощались со своим любимым кораблем. Прощание "Витязя" с портом было торжественным и немного грустным. На митинг у борта судна собрались ветераны экипажа, находившиеся на заслуженном отдыхе, портовые рабочие, моряки. Под звуки оркестра буксир отвел корабль на середину бухты. Знаменитый гудок "Витязя" разнесся над бухтой Золотой Рог, и очередной 61-й рейс начался. А сейчас в каюте капитана на музейном "Витязе" на почетном месте висит фотография судна в этой бухте. А на корме по-прежнему красуется порт приписки - Владивосток, и все дальневосточники - гости Калининграда стараются побывать на "Витязе", гордости и славе Дальнего Востока.

1979-1990 годы
Этот период можно назвать самым печальным в судьбе судна. Уже в середине 70-х годов, когда стало ясно, что океанская карьера подходит к концу, родилась идея сохранить "Витязь", сделав его музеем. Но где именно причалить ветерану? Поначалу всерьез говорили о Москве, порте пяти морей и сделать это хотели к московской Олимпиаде. Но оказалось трудно океанскому судну в целости добраться по каналам до столицы. Обсуждалась кандидатура Ленинграда, попросили вернуть "Витязь" и дальневосточники. Но в своеобразном конкурсе верх взял Калининград. И 22 апреля 1979г., завершив свой последний 65-й рейс, "Витязь" вошел в воды Преголи. А ведь он уже был здесь - известно, что "Марс" в сентябре 1939 г. заходил в Кенигсберг, и его омывали воды Прегеля. Так верно ли говорят, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку? Но, увы, торжественной передачи судна городу не произошло, т.к. против был Калининградский обком КПСС. И закружилась бумажная круговерть. Писатель Л.В. Почивалов, много сделавший для сохранения "Витязя", писал в "Правде": "Никто не хотел взять на себя полной ответственность за судьбу отечественной реликвии. Все уговаривали друг друга: облисполком уговаривали Академию наук СССР, та в свою очередь уговаривала Министерство судостроительной промышленности взять на профилактический ремонт судно перед постановкой у причала, уговаривали по разным поводам министерства культуры, финансов, рыбного хозяйства, Госплан СССР. Каждый уговаривал другого. И все были вроде бы "за".
Однако многие высокопоставленные чиновники махнули на "Витязь" рукой. Были и такие разговоры: "А ну его! Надоел! На гвозди! Страна нуждается в металле - на переплавку!" Иваны, не помнищие родства! Был отправлен за границу на переплавку легендарный "Ермак", продан знаменитый ледокольный пароход "Седов", пароход-легенда, пароход-символ и гордость освоения северных широт нашего народа. Не могут решить вопрос с ледоколом "Красиным" в Санкт-Петербурге. Такая же судьба ждала и "Витязь".
Но это удивительное судно она хранила! В Калининградском историко-художественном музее была открыта тема "Витязь", потому что его хотели сделать филиалом музея, и ее стала разрабатывать Светлана Сивкова, выпускница кафедры географии океана Калининградского университета. Именно она стала вдохновителем замечательного дела и уверенно повела его ради спасения "Витязя". В период перестройки судьбой судна активно стала заниматься общественность. "Витязь" встал в док на заводе "Янтарь", был организован клуб друзей музея, а итогом долгого пути стало постановление Правительства РСФСР от 12 апреля 1990 г. о создании Музея Мирового океана в городе Калининграде. Первым директором стала Светлана Геннадьевна Сивкова.

1990-1994 годы
Казалось, что первый, самый трудный шаг в деле спасения "Витязя" сделан, и три отца-основателя Музея Мирового океана: Калининградский горисполком, отвечающий за строительство зданий, благоустройство территории и причальную стенку; Академия наук СССР, отвечающая за ремонт и поддержание наплаву "Витязя", а также содержание экипажа, и Министерство культуры РСФСР, отвечающее за формирование фондов, создание экспозиций и содержание музейного штата, горячо возьмутся за дело. Но у семи нянек дитя оказалось без глаза. Горисполком передал музею участок территории на набережной Преголи с двумя полуразрушенными зданиями, Академия наук 5 ноября 1992 г. передала "Витязь" Министерству культуры России и весь груз финансовых, организационных и прочих проблем легло на его плечи. С начала 1993 г. Музей Мирового океана был включен в список федеральных музеев страны, и тогда же территория, здания и судно оказались у одного хозяина - Министерстства культуры России. Честь и хвала этому министерству, по сути дела давшего новую жизнь легендарному судну.
На заводе "Янтарь" продолжались работы по ремонту судна: была уложена палуба, заменены иллюминаторы, двери, покрашены палубные механизмы, надстройка. В июне 1994 г. оно прошло докование, и приблизился торжественный момент его перехода к месту вечной стоянки на набережной Преголи.
И вот этот день настал. Столь слаженной работы самых разных организаций города трудно было представить. Проведены дноуглубительные работы, повалены мачты судна, чтобы оно прошло под поднятым двухярусным мостом, подняты линии электропередач, разведен стратегический мост, и вот буксиры ведут судно к месту стоянки. После двухярусного моста поднимают мачты судна, и вот он, долгожданный момент: 12 июля 1994 г. "Витязь" с флагами расцвечивания швартуется у причала, гиганский кран устанавливает трап, и на судно поднимается Светлана Сивкова, не скрывающая слез: "Свершилось!". Потом о борт разбивается шампанское, гремит салют, мэр города и капитан поднимают флаг России и праздник начинается. Праздник тех, кто верил в спасение судна, мечтал увидеть его возрожденным, считал важным и необходимым создание музея истории изучения океана !
А 23 октября 1994 г. палубы "Витязя" были открыты для посещения.

1994-1999 годы
Хотя внешне "Витязь" выглядел вполне прилично, но во внутренних помещениях работа только начиналась. Но, как говорят англичане, шаг за шагом, стали вестись ремонто-восстановительные работы. 17 января 1995 г. сбылась еще одна мечта - "Витязь" продолжил свою научную жизнь, с его борта были проведены первые гидрометеорологические измерения, и с тех пор ежедневно с борта "Витязя" ученые Атлантического отделения Института океанологии им.П.П. Ширшова РАН измеряют направление и скорость ветра, прозрачность и уровень реки, температуру и соленость. Оказывается, что место стоянки судна чрезвычайно удобно для прогноза, например, затока соленых вод, что очень актуально для города.
В 1996 г. наша страна отмечала 300-летие Российского Флота, и "Витязь" посетил сам "Петр I". С этого времени набережная, на которой стоит "Витязь", стала носить имя Петра Великого, а в салоне команды открылся салон Петра. В том же году прошла I Международная конференция по истории отечественной океанологии, когда ученые пяти стран собрались на "Витязе". Ремонтировались новые помещения, открывались новые выставки, и сейчас для посетителей открыты кают-компания и салон команды, штурманские рубки и машинное отделение, каюты капитана и старшего помошника, исторические залы и каюты 4-х "Витязей", биологические лаборатории, на палубах и открытой территории можно увидеть океанологическую и морскую технику, в том числе известный подводный обитаемый аппарат "Пайсис", рубку подводной лодки, коллекцию якорей. На "Витязе" собираются радиолюбители, юные моряки, ветераны флота, полярники и для каждого находится место.
Но кто может лучше сказать о "Витязе", если не его посетители, для которых он и служит:

  • — Мы приехали из Храброво и остались очень довольны!
  • — Мне очень понравился корабль "Витязь". Я обязательно приду еще (Павел, 9 лет).
  • — Спасибо за "Витязь"! Привет из Сибири!
  • — Этот музей — достояние России. Здесь очень интересно (г. Черняховск).
  • — "Витязь" — это круто! (Тёма).
  • — Я здесь уже второй раз, но с каждым разом здесь все интересней (Лена).
  • — Благодарим сотрудников музея за содержательную с любовью оформленную экспозицию (Е.Г. Грошев, Санкт-Петербург).
  • — Ухожу, чтобы опять вернуться! (Журавлев Лёха).

Спасибо, Леха, за оценку нашего труда! Приходи еще, тем более , что в этом году будет много интересного, ведь год юбилейный. Вот основные мероприятия, которые пройдут в этом году на "Витязе:

1999 - ... годы
В текущем году планируется завершить на судне реставрационные работы, а в 2000 году приступить к строительству главного корпуса музея с игровым научно-познавательным центром-экспораториумом, морскими аквариумами, экспозициями разнообразных морских коллекций.
В будущем Музей Мирового океана должен стать составной частью научно-культурного морского комплекса, включающего в себя: парусный центр, кафе и сувенирные магазины с морской тематикой, центр морских ремесел, рыбный рынок, многочисленные обьединения по интересам (клубы водолазов, судомоделистов, аквариумистов и других).
Реализация этих планов позволит стать Музею Мирового океана одной из главных достопримечательностей янтарного края России.

Приходите на "Витязь", вдохните запах истории, аромат дальних странствий и почувствуйте тягу человека к Великому океану.

 

предыдущая статья к оглавлению

Rambler's Top100
Hosted by uCoz