Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
ВРЕМЯ ПОДВОДИТЬ ИТОГИ - Союз немецких судовладельцев говорит об ухудшении ситуации в мировом торговом флоте
Вадим Газизов

В конце каждого года Союз немецких судовладельцев подводит в Гамбурге итоги деятельности мировых судоходных компаний и дает оценку состояния мирового судоходства и судостроения за текущий год. 1998 г. тоже не был исключением. Был сделан общий вывод о том, что экономические предпосылки для морского судоходства и морских перевозок в 1998 г. значительно ухудшились. Эксперты Союза не исключают, что такая же ситуация будет иметь место и в этом году. Они считают, что финансовые и экономические кризисы, охватившие Азию, Латинскую Америку и Россию, поразили рынки морских перевозок гораздо больше, чем это прогнозировалось ранее. Ситуация в области международных морских перевозок будет в перспективе еще более тяжелой - так считают немецкие судовладельцы.

По сравнению с двумя прошедшими годами фрахтовые ставки в трамповом судоходстве1 и трамповых контейнерных перевозках уменьшились в 1998 г. на 50 %. Неравномерность грузовых потоков, обусловленная необходимостью поставок грузов в различные кризисные регионы, привела к повышению цен на контейнерные перевозки. Кроме того, по мнению ведущих экспертов Союза, колебание курса доллара также негативно сказалось на способности некоторых немецких судоходных компаний конкурировать в области оплаты морских перевозок. Поэтому аналитики Союза склонны к мнению, что в ближайшее время ожидать каких-либо быстрых изменений к улучшению ситуации не следует.

Характеризуя состояние торгового судоходства Германии, немецкие судовладельцы пришли к выводу, что за прошедшие два года судовой состав судоходных компаний благодаря значительным инвестициям постоянно модернизировался и пополнялся современными судами. По состоянию на 1 сентября 1998 г. в распоряжении немецких судовладельцев на международных и внутренних перевозках находилось около 1700 судов общим тоннажем 17,1 млн. брутто-регистровых т. Из этого числа 800 судов плавают под немецким флагом, 530 из которых внесены в Международный судоходный регистр (Internationales Seeschiffahrtsregister). Остальные 900 судов плавают под флагами государств с т.н. открытым судовым регистром. В докладе Союза отмечается, что количество судов и их суммарный тоннаж как среди осуществляющих перевозки под немецким флагом, так и под флагами других стран значительно возросли. Немецкие судоходные компании по-прежнему занимают ведущее место в мире и в области контейнерных перевозок.

С другой стороны, увеличение общего количества судов привело к быстрому росту объема предложений, которые значительно превысили спрос, поскольку спрос на морские перевозки из-за региональных экономических кризисов значительно ослаб. Однако ситуация с занятостью немецкого руководящего персонала судоходных компаний улучшилась. Рост численности торгового флота в целом привел к тому, что после долгого перерыва опять появился стабильный рынок квалифицированной рабочей силы. В докладе отмечается, что спрос на квалифицированный руководящий персонал превышает в настоящее время предложение.
Что касается состояния мирового торгового флота, то в систему международных морских перевозок в 1998 г. включились новые суда грузоподъемностью 34,1 млн. дедвейт-тонн2 (в 1997 г. - 38,7 дедвейт-тонн). Кроме пополнения торгового флота новыми судами имели место и определенные потери. В частности, были списаны и разделаны на металлолом непригодные для работы суда общей грузоподъемностью 24,6 млн. т, прочие потери составили 0,8 млн. т. По данным Бременского института экономики морского судоходства и логистики прирост грузоподъемности мирового торгового флота составил 2,4 %, а общий его тоннаж - 751 млн. дедвейт-тонн.

Грузоподъемность флота танкеров увеличилась на 7,4 млн. дедвейт-тонн. В процентном отношении она составила 38,4 %, что является значительной частью общей грузоподъемности мирового торгового флота. Примерно такой же прирост грузоподъемности отмечается и в области контейнерных перевозок. По данным экспертов Союза контейнеровозы сегодня составляют 7,8 % общей численности мирового торгового флота. В 1997 г. эта цифра составляла 7,0 %.
Значительно уменьшились показатели по перевозкам сухих навалочных грузов, грузоподъемность флота сухогрузов составила 3,7 млн.дедвейт-тонн. Сократилось также количество рудовозов, чья грузоподъемность составила 36,6 %. На прочие грузовые суда и суда типа Ро-Ро приходится 13,2 %. За последние годы эта цифра практически не изменилась. Если говорить о возрасте тружеников торгового флота, то 52 % танкеров, 41 % грузовых судов и 23 % контейнеровозов находятся в строю более 15 лет.

Интересна статистика использования государственных флагов, под которыми торговые суда бороздят просторы морей и океанов. Она показывает, что ведущее место занимают флаги государств с т.н. открытым судовым регистром. Более половины судов мирового торгового флота (51,7 %) внесены в эти регистры. Они используют действующие в этих государствах гибкие правила и соответствующие преимущества по их эксплуатации. Первое место среди стран, чей флаг используют суда торгового флота, занимает Панама. Сегодня 19 % всех судов мира ходят под панамским флагом. Второе место занимает Либерия (12 %). Значительно отстает от них и занимает 3 место Греция (5,8 %). За ней следуют Багамы (5,2 %), Мальта (5,1 %), Кипр (4,8 %) и Норвегия (4,5 %). Немецкий флаг развевается только над 1,2 % торговых кораблей - это двадцатое место в мире.

Если говорить об истинной национальной принадлежности судовладельцев, то греческие судоходные компании составляют 16,5 % мирового торгового флота, японские — 12,1 %. Третье и четвертое места занимают соответственно норвежские (7,1 %) и американские (5,8 %) судовладельцы. Германия занимает восьмое место (2,9 %), однако в области контейнерных перевозок она уверенно удерживает первое.

Согласно докладу Союза немецких судовладельцев заказы на строительство новых судов для мирового торгового флота возросли по тоннажу с 49 млн. т в 1997 г. до 55,6 млн. т в 1998 г. Значительную часть составляют заказы на строительство нефтеналивных судов. Что касается контейнеровозов, то по данным Регистра Ллойда в 1998 г. существовали заказы и находились в постройке 262 контейнеровоза общей грузоподъемностью 505 тыс. т, в том числе 62 единицы грузоподъемностью от 2 000 до 4 000 т и 38 единиц - более 4 000 т.

Ведущее место по получению заказов на постройку судов всех типов в прошедшем году занимали японские (42,7 %) и южнокорейские (33,4 %) судостроительные компании. С большим отставанием за ними следуют немецкие (4 %) и китайские (3,3 %) судоверфи. Аналитики отмечают, что и в области судостроения ситуация с лидерством не меняется практически в течение последних 10 лет. Так по данным журнала "Marine-Rundschau" в 1989 г. ведущее место в мире по тоннажу построенных судов занимала Япония. На втором месте также находилась Южная Корея. Германия и Китай делили третье и четвертое места (по 4,1 %).3

Проблемы национального судоходства отражены в докладе отдельно. По состоянию на 30 сентября 1998 г. из общего числа торговых судов немецкому торговому флоту и немецким судовладельцам принадлежат 1729 судов под немецким или иностранным флагом с тоннажем 17,16 млн. брутто-регистровых т. По сравнению с 1997 г. это означает увеличение численности судового состава на 113 единиц, а общего тоннажа на 2,84 млн. брт. Эти цифры показывают стремительный рост немецкого торгового флота за последние 5 лет. Еще в 1993 г. общее количество судов составляло только 946 единиц, а их тоннаж - 5,1 млн брт. при общей грузоподъемности 6,3 млн. дедвейт-тонн.4

В течение первых 9 месяцев 1998 г. немецкие судоверфи построили 109 новых судов общей грузоподъемностью 2,34 дедвейт-тонн, на что было затрачено 5,8 млрд. марок. В начале октября 1998 г. было заказано и находилось в постройке еще 203 торговых судна, затраты на постройку которых составили более 8 млрд. марок. Будут построены 81 контейнеровоз, 73 судна для перевозки тарного, 10 для навалочного груза, 10 для транспортировки химических продуктов и 6 для жидких веществ, 6 судов типа Ро-Ро и одно пассажирское судно.

Эксперты и аналитики Союза немецких судовладельцев считают, что в ближайшей перспективе структура грузооборота в международном морском торговом судоходстве будет все более и более разделяться по т.н. характерным признакам груза. Эта тенденция уже имела место в начале 90-х годов, о чем свидетельствует характеристика судового состава немецкого торгового флота в 1993 г. со следующими предназначениями судов:

  • - суда типа Ро-Ро,
  • - суда для тарного груза,
  • - суда-холодильники,
  • - контейнеровозы,
  • - многоцелевые суда-сухогрузы,
  • - специальные транспортные суда,
  • - суда для навалочного груза,
  • - нефтеналивные танкеры,
  • - угле-рудовозы,
  • - танкеры для перевозки газа,
  • - танкеры для химических продуктов

Основной причиной для постройки новых судов различного предназначения послужил тот факт, что в XXI веке еще более интенсивным станет разделение мировой экономики. Причем не только между индустриально развитыми странами - в этом процессе примут участие и развивающиеся. Уже сейчас наблюдается значительный рост морских перебросок таких промышленных товаров, как машины, станки, оборудование, продукция химических предприятий, что значительно благоприятствует развитию морского судоходства.

В морском судостроении по-прежнему будет иметь место тенденция, направленная против гигантомании, особенно при постройке нефтеналивных судов. Танкера в 500 тыс. т, видимо, не будут больше сходить со стапелей судоверфей. Оптимальный вариант их грузоподъемности будет находиться в пределах 200-300 тыс. т. Что касается угле-рудовозов, то здесь наоборот наблюдается тенденция к увеличению их грузоподъемности до 300 тыс. т. Иными словами, в XXI веке разнообразие типов морских судов будет расширяться, а их водоизмещение по возможности сокращаться. Основное же внимание по-прежнему будет уделяться постройке контейнеровозов.
Высока вероятность того, что уже в этом году грузовые потоки на основных маршрутах международных морских перевозок станут более насыщенными, что повлечет за собой увеличение количества используемых для этих целей морских судов самых различных типов. Но это увеличение, по мнению морских экономистов, уже не будет таким резким, как в начале 70-х годов.

 

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

Rambler's Top100
Hosted by uCoz