Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

УВЕЛИЧЕНИЕ ГРУЗООБОРОТА СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ПОРТ КАЛИНИНГРАД
А. А. Шейнин
, заместитель генерального директора ЗАО “Запрыбсбыт”

Калининградский морской рыбный порт, как и 20 лет назад, является наиболее крупным российским рыбным портом на Балтийском море. По сравнению с 70-80-ми годами перевалка скоропортящихся грузов через порт существенно снизилась. Одной из причин этого является изменение мощностей рыбодобывающих предприятий Калининграда и общее снижение уровня добычи рыбы российскими предприятиями в целом. По логике рынка вакуум стали заполнять импортной рыбопродукцией, которую в основном стали переваливать через порты Литвы, Латвии, Эстонии. А основными поставщиками явились компании из перечисленных стран. Почему импортеры выбирают другие порты, а не Калининградский рыбный порт, вопрос очень непростой, и анализировать такую ситуацию в данной статье мы не будем. Если коротко, то современная ситуация на балтийском транспортно-транзитном рынке характеризуется прежде всего ростом конкурентной борьбы за российские грузопотоки в основном между латвийскими, литовскими и эстонскими портами. Российские порты, в силу отсутствия достаточного продвижения их интересов в высших кругах российской власти, остаются в тени. Высказывания о том, что именно через порты Балтии проходит кратчайший путь с Востока на Запад и с Запада на Восток, спорны. Но борьба за грузы стоит многого. И это не удивительно, так как, например, в Латвии транзит приносит 25% национального дохода.

К сожалению, Калининградская область пока проигрывает в этой борьбе, даже не вступив в неё. Российские, а значит, свои экономические интересы в регионе, на наш взгляд, в одиночку, без поддержки Правительства России, Калининградская область решать будет долго. Но тем не менее, у Калининградской области есть значительные скрытые резервы, которые за последние годы раскрываются все больше и больше благодаря удачной деятельности администрации области, государственных организаций и частных компаний. В их числе ЗАО ”Запрыбсбыт”.

Компания разработала проект увеличения грузооборота скоропортящихся грузов через порты Калининграда и предлагает вниманию читателей наиболее важные моменты проекта.

В настоящее время в порты Калининграда стали поставлять достаточно много рыбопродукции местные производители и импортеры. Кроме этого в порты стали поступать грузы производителей из Мурманска, Архангельска и Санкт-Петербурга. Своевременная и беспрепятственная отгрузка и достаточные мощности холодильников калининградского порта стали привлекательны еще с прошлого года. В связи с увеличением грузопотока порт испытывает дефицит холодильных емкостей. Особо остро такая ситуация проявилась во второй половине 1997 г. при перевалке через Калининград мороженой рыбопродукции, выработанной местными производителями. Начиная с середины августа все имеющиеся холодильные ёмкости КМРП были полностью загружены (10800 т), а на подходе было ещё около 20000 т рыбопродукции. Возникла опасность, что эти грузы пройдут мимо Калининграда. Решение было найдено ЗАО “Запрыбсбыт” путем включения в технологическую цепочку обработки мороженой рыбопродукции холодильников ТОО “Ладушкинское” общим объемом 10000 т. При этом был решен целый комплекс организационных вопросов по минимизации дополнительных расходов, основным из которых было снижение железнодорожного тарифа на прогоне Калининград - Ладушкин протяженностью 29 км. по отношению к действующему тарифу 10-01. Результаты этой работы наглядно видны на рисунке.
Использование холодильников, удаленных от порта, на первом этапе сопряжено с дополнительными затратами на транспорт. Но при длительном хранении за счёт более низких расценок за хранение ( 3,7 руб. в Ладушкино против 4,75 руб. в КМРП) целесообразность работы стала очевидной даже при наличии свободных емкостей в порту.

Перевалка 12706 т мороженой рыбопродукции за 4-й квартал 1997 г. позволила:

1. КМРП за счет портовых сборов и погрузоразгрузочных работ увеличить доход на 768,8 млн. руб.;

2. Железной дороге за счет внутриобластных перевозок увеличить доход на 832,1 млн. руб.;

3. Предотвратить простой судов;

4. Уменьшить свои затраты по хранению продукции на холодильниках ТОО “Ладушкинское” за 4 месяца:

  • - ОАО “КРК”Запрыба” - 201,4 млн. руб.;
  • - ООО “Морская звезда” - 171, 7 млн. руб.;
  • - ОАО “Атлантрыбфлот” - 112,0 млн. руб.;

5. Организовать дополнительные рабочие места в ЗАО “Запрыбсбыт” для 48 человек. Столько же на железной дороге, в порту и ТОО “Ладушкинское” .

Этот эксперимент наглядно показал, что увеличение объемов холодильных ёмкостей привёл к значительному увеличению грузооборота скоропортящихся грузов через все составляющие транспортно-экспедиционного процесса калининградского региона. Кроме того, появилась реальная возможность привлечения в порты Калининграда грузов поставщиков Западного и Северного бассейнов, так как стоимость перевалки на большую часть России, в Беларусь, Украину, Молдову меньше, чем через Санкт- Петербург, Мурманск, Архангельск из-за более выгодного географического положения Калининграда. Только за февраль-март 1998 г. обработано более 4400 т рыбопродукции, произведенной Мурманскими предприятиями. Поэтому сегодня одним из актуальных вопросов увеличения грузооборота портов Калининграда является строительство дополнительных мощностей по хранению скоропортящихся грузов на территориях Калинин-градских портов, завода “Преголь” и строительство первоклассного холодильного терминала для обслуживания крупнотоннажных транспортных рефрижераторов в порту Балтийск. Последний проект, на наш взгляд, является наиболее предпочтительным с точки зрения крупных компаний, которые осуществляют поставки рыбы в Россию судами грузовместимостью свыше 15000 т.

 

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
Rambler's Top100
Hosted by uCoz