Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлению

ОТКРЫТИЕ АРХИПЕЛАГА ЗЕМЛЯ ФРАНЦА-ИОСИФА: ГЕНИАЛЬНОЕ ПРЕДСКАЗАНИЕ В КАБИНЕТЕ УЧЁНОГО-ГЕОГРАФА
Николай Васильевич Вехов, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Российского НИИ культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва Министерства культуры РФ и РАН

Шла вторая половина XIX века. Далеко позади осталась эпоха Великих географических открытий. За несколько прошедших столетий совершено первое кругосветное путешествие, и проложены торговые пути вокруг Африки в Китай и Индию за чаем, шелками и пряностями, мир узнал о существовании Американского континента, несметных богатствах индейцев, попробовал табак и кофе, переселенцы стали обживать Австралию и Новую Зеландию. Путешественникам уже становилось "тесно" в Америке, Африке и Азии: многие горные вершины, реки и озера оказались покоренными, а тайны полудиких народов, их обычаи и нравы, образ жизни перестали пугать просвещенных европейцев.

На географической карте лишь две области Земли еще зияли белыми пятнами - ее полюса, Арктика и Антарктика. Но они меньше привлекали человека. Ведь мало кому хотелось добровольно испытать все прелести путешествий в страны холода и льда, да еще неизвестно зачем, какие могли быть здесь богатства?

Большинство из нас совершенно правильно и осознанно представляет, что все географические открытия были сделаны случайно путешественниками во время экспедиций. Тем, наверное, и прекрасно само путешествие и его предназначение: неизвестно, а что откроется за поворотом реки, за вершиной горы или за горизонтом. Сейчас же хочу рассказать об одном географическом открытии в Северном полушарии, пожалуй, самом крупном в XIX веке, которое было предсказано в тиши кабинета ученого. Вернее, был очерчен и научно обоснован район будущих поисков неизвестной земли, которая после открытия получила имя эрцгерцога Франца-Иосифа.

ставалось только организовать экспедицию, но и это, как показала история, было делом весьма сложным...

В Императорском русском географическом обществе
18 декабря 1870 г. на объединенном заседании отделений математической и физической географии Императорского русского географического общества (ИРГО) слушался доклад о программе и снаряжении специальной экспедиции в северные моря. Доклад был подготовлен на основе предложений, внесенных в ИРГО ученым-метеорологом и географом А.И. Воейковым вместе с купцом-золотопромышленником и меценатом М.К. Сидоровым, отстаивавшими отечественные приоритеты в освоении Сибири и Севера. В подготовке доклада и программы экспедиции принимали участие все выдающиеся ученые того времени, радевшие за процветание России как северной державы: А.И. Воейков, М.А. Рыкачев, Н.А. Ивашинцев, С.И. Зеленский, барон Н.Г. Шиллинг, Ф.Б. Шмидт, Ф.Р. Остен-Сакен, П.П. Семенов, А.И. Шренк и Ф.Ф. Яржинский. Честь доложить основные положения программы будущей экспедиции и редакционную работу над ней была предоставлена молодому, но уже заслужившему авторитет у коллег, ученому Петру Алексеевичу Кропоткину. Выходец из московской династии графов Кропоткиных, он закончил Пажеский гвардейский корпус и успел совершить в 1860-х годах несколько экспедиций по Сибири и Дальнему Востоку, состоялся как специалист гляциолог, метеоролог, геолог и географ с самыми широкими научными интересами. Но особенно занимали П.А. Кропоткина проблемы ледникового периода в Евразии и связанные с ним перестройки рельефа суши, история флоры и фауны. Поэтому и неудивительно, что вся руководящая работа по предлагаемому проекту легла на плечи молодого графа Кропоткина.

В докладе П.А. Кропоткина на заседании двух географических отделений ИРГО была представлена первая в отечественной истории и географии подробная комплексная программа по исследованию Российской Арктики. Опубликованная затем отдельной брошюрой, эта программа имела внушительный объем - немногим меньше 100 страниц типографского текста. Знакомясь с ней в фондах Российской государственной публичной исторической библиотеки, я с удивлением обнаружил, что ее внешний вид не свидетельствует о большом спросе на сей научный труд. Изданная в 1871 г., она была как новенькая: обложка не потрепана, края страниц без потертостей, какие можно заметить при чтении часто запрашиваемых книг, отсутствовали карандашные пометки и иные признаки пользования ее читателями. И у меня возник законный вывод: так значит, эта программа вообще мало знакома отечественным исследователям! Вот почему в североведческой научной литературе часто встречаются "открытия", которые уже более 130 лет назад сделали наши соотечественники, хотя уровень информации и знаний тогда были совершенно иными. Недаром же эта программа была полностью (!) взята на вооружение организованным в начале 1930-х годов Всесоюзным Арктическим институтом, ведущим отечественным учреждением, специализирующимся на изучении Арктики в самом широком смысле, и государственным акционерным предприятием "Северный морской путь".

Что же было положено в основу предлагаемой программы исследования Арктики, которая нашла единогласное одобрение собравшихся в этот день на заседании в ИРГО? Намечалась организация многолетних исследований, по размаху сравнимых разве что с теми, которые ставились перед Великой Северной экспедицией, открывшей и описавшей северные рубежи азиатской России, границы суши, Камчатку, Берингов пролив, мыс Дежнева и другие географические объекты. Ученые второй половины XIX века намечали всестороннее изучение океана: его географии и биологии, ледовых условий и погоды Арктики, закономерностей льдообразования, течений, полярных сияний, магнитных явлений, гидрологии северных морей и рек, островной суши и материкового побережья, залежей полезных ископаемых; определение природных ресурсов региона и вовлечения Севера и Арктики в сферу хозяйственной деятельности Российской империи. Значительный уклон делался и на освоение биологических ресурсов, запасов рыбы и морского зверя, и на организацию транспортных коммуникаций из Европы в Азию.

Намечалось завершить составление точных карт Арктики, выяснить пределы суши и реальные очертания островов и целых архипелагов и, тем самым, закрыть ещё сохраняющиеся "белые пятна" - найти загадочные земли типа легендарных Земель Джиллиса, Петермана и Санникова. Обсуждались и географические районы их поисков в высоких широтах Арктики. Именно данный раздел интересует нас больше всего. Ведь он содержит выводы из материалов наблюдений за дрейфом полярных льдов, проведенных бароном Н.Г. Шиллингом. В программе прямо указано, что между Шпицбергеном и северной частью архипелага Новая Земля лежит еще какая-то доселе неизвестная земля — огромный остров или архипелаг, протяженный по широте и заметно нарушающий дрейф арктических льдов в этой части Арктики. Это было своего рода сенсацией - молодой моряк, барон Николай Густавович Шиллинг высказал гипотезу о существовании в этой части Арктики еще никем не открытой суши.

В заключительной части доклада комиссия настоятельно рекомендовала организовать уже в 1871 г. рекогносцировочную экспедицию в Новоземельское (Баренцево) и Карское моря, а в 1872 и 1873 гг. - расширенную комплексную экспедицию, построить специально для нее судно, обладающее всеми качествами для ледового плавания. Определены были и штат экспедиции, куда, кроме ее начальника и капитана судна, входили специалисты по отдельным разделам работ, и стоимость затрат (не более 15 тыс. руб.). Даже была оговорка, что до постройки специального корабля ледового класса можно было бы арендовать паровое судно Российского флота или же воспользоваться парусными купеческими шхунами, взятыми в аренду у промышленников России или Норвегии. Начальником экспедиции единодушно рекомендовали назначить П.А. Кропоткина.
Но правительство, получив обоснование и программу экспедиции, где были обозначены и финансовые стороны планируемых грандиозных мероприятий, отказало Географическому обществу. Не убедили правительственных чиновников ни научные доводы, ни призывы прогрессивной общественности, радевшей за Россию могучую и крепкую. И это, увы, было не в первый раз. Вот пример, так сказать, экскурс в отечественную историю середины XIX века. Энергичный купец-золотопромышленник и меценат М.К. Сидоров, кстати, один из двух авторов предложений по организации исследований и экспедиции в Арктику, потратил "на пробивание" правительственных бюрократов все свое состояние - 1,5 млн. руб. Чего только он не предпринимал: на собственные деньги организовывал экспедиции по поиску транспортных путей из Сибири и Севера в Европу, учреждал премии капитанам, желающим прокладывать пути по ледовитым морям, участвовал во всех выставках за рубежом и в России с экспонатами, демонстрирующими богатства Севера и Сибири, выделял деньги на школы и приюты для коренных народов и много другое. Все пошло прахом.

И в итоге вся огромная подготовительная работа по организации экспедиции не нашла закономерного продолжения; она стала лишь еще одной страницей истории отечественной науки. Увы, не самой радостной. А П.А. Кропоткин, как один из инициаторов и авторов программы экспедиции, которая вобрала в себя все последние научные достижения, уехал в Финляндию продолжать изучение следов ледникового периода. Так плачевно закончилась история создания и разработки российской программы освоения Арктики. А жаль: в случае ее осуществления Россия бы уже тогда сразу вышла в передовые полярные державы и еще долго бы занимала первенство в освоении Арктики. Но, как оказалось впоследствии, это событие было только первым шагом к будущему сенсационному географическому открытию. Ждать оставалось всего 2-3 года, но тогда об этом еще никто не знал.

Австро-ВенгриЯ приняла арктическую эстафету у русских
Как часто в жизни мы убеждаемся в правдивом значении широко известного изречения "Нет пророка в своем Отечестве!", подразумевая, что того или иного человека, открытие или изобретение ученого, инженера да и простого самоучки, Левши, по заслугам не оценили на Родине. То же самое произошло и с программой экспедиции в северные моря, разработанной при активном участии членов ИРГО. Родившаяся в России идея комплексных исследований Арктики оказалась ненужной русскому правительству, но неожиданно была взята на вооружение австро-венгерскими "полярниками".

Почему именно Австро-Венгрия обратила внимание на "русскую идею"? В середине - второй половине XIX века в число государств, ведущих свои исследования в Арктике, наряду с Норвегией, Швецией, Англией, выдвинулась и Австро-Венгрия. В этот период на географической арене стал заметным немецкий ученый Август Петерман. Знаток географии, неутомимый пропагандист изучения полярных областей, энергичный и предприимчивый издатель, основавший уникальный периодический журнал "Dr. A.Petermanns Mitteilungen aus Justus Perthes Geographischer Austalt", он собрал на страницах своей "географической энциклопедии XIX века" всю информацию об экспедициях на суше и на море, опубликовал сотни карт их маршрутов и мини-репортажей о географических открытиях, научных обществах и их деятельности. Отлично ориентируясь во всей мировой географической литературе, Август Петерман безусловно одним из первых ознакомился с опубликованной российской программой изучения Арктики. И будет неудивительно, если исследователи жизни этого немецкого ученого когда-нибудь обнаружат в его архиве присланную из России брошюру с дарственной надписью либо авторов, либо ученых-географов. И уж он-то знал, как ею воспользоваться и претворить ее в жизнь!

Так вот, А. Петерман стал идейным вдохновителем австро-венгерских арктических экспедиций конца 1860-х - начала 1870-х годов. Именно под гарантии новых открытий он получил деньги на две полярные экспедиции в Гренландию, проведенные на корабле "Германия" в 1869-1870 гг. под руководством КольдевеЯ. Но обе экспедиции оказались неудачными: слишком суровыми были климатические условия в эти годы у берегов Гренландии, и непреодолимыми оказались многолетние льды. Тут как раз и "подоспела" русская программа. И после "гренландских походов" А. Петерман переключил внимание на Западную Арктику, район между Шпицбергеном и Новой Землей. По его мнению, морскую экспедицию следовало бы направить в северную часть Новоземельского моря, которая до сих пор ни разу не посещалась судами.

Снаряженное на частные пожертвования, в 1871 г. в Новоземельское море вышло судно "Исбьёрн" под начальством Карла Вейпрехта, на борту которого был и Юлиус Пайер. В следующем году оба они уже были начальниками главной в их жизни экспедиции, которая принесла им мировую славу первооткрывателей. Экспедицию собрали в небывало короткий срок - всего за пять месяцев. Именно столько времени прошло с момента организации Австрийского полярного общества, под чьим флагом и сформировалась исследовательская группа. Так в 1871 г. Австро-Венгрия впервые вступила на поприще проведения работ севернее полярного круга.
Фото автора

(Окончание в следующем номере)

предыдущая статья к оглавлению
Rambler's Top100
Hosted by uCoz