Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

«ВОРОТА БАЛТИКИ» ОТКРЫВАЮТ ПУТЬ К ВОЗРОЖДЕНИЮ ГАНЗЕЙСКИХ ТРАДИЦИЙ
Виктор Николаевич Кошелев
, заместитель главы Балтийского городского округа по делам пространственного планирования и внешним связям,
Андрей Николаевич Мошков, Ассистент координатора международных проектов

В конце 2003 г. в рамках программы Interreg IIIB дан старт международному проекту “Ворота Балтики” (Baltic Gateway), который объединяет 38 партнеров семи стран (Германии, Швеции, Дании, Польши, Латвии, Литвы и России). От российской стороны в состав управляющего комитета проекта вошли заместитель главы администрации Калининградской области Игорь Краснянский и заместитель главы Балтийского городского округа по делам пространственного планирования и внешним связям Виктор Кошелев.

Администрация Балтийского городского округа является партнером в проекте наряду с региональными и местными властями стран региона Балтийского моря, национальными компаниями и представителями бизнес сообществ.

О своем участии в проекте в качестве ассоциированных партеров также заявили лены Швеции Кальмар, Круноберг и Клайпедский округ Литвы.

В связи с предстоящим вступлением России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) перед нашей страной встают новые требования ко всем сферам социально-экономических отношений. Для Калининградской области в этом свете особую важность представляет развитие транспортной инфраструктуры на новом трансконтинентальном пути Америка - Европа - Россия - Азия. Она может сыграть важную роль во взаимодействии европейской и российской экономических групп с выходом на азиатско-тихоокеанское экономическое пространство в роли «пилотного» региона сотрудничества России и ЕС, выполняя функции транзитного экономического моста и активного участника процессов экономической интеграции.

Развитие международных транспортных путей в Калининградской области сформирует некие зоны развития с высокой долей сервисных услуг, ориентированных на удовлетворение требований грузоперевозчиков и туристов, на развитие новых производств, расширение сферы малого и среднего бизнеса, а следовательно – увеличение поступлений в бюджет.

На объединенном заседании транспортного совета Еврокомиссии и министров транспорта ассоциированных государств было рекомендовано сделать анализ потребностей транспортной инфраструктуры стран-кандидатов в ЕС для включения в единую общеевропейскую систему. Оценка потребностей транспортной инфраструктуры уже проводилась в ходе реализации проектов SEBTrans, BALTICOM, TransLogis, финансировавшихся по программе INTERREG IIC.
“Ворота Балтики” - логическое продолжение предпринятых усилий. Baltic Gateway объединит результаты таких проектов как BSR Interreg IIC SEBTrans, TransLogis, BALTICOM, Baltic Bridge, VASAB 2010+, USUN и Matros, которые обозначили темы общего интереса, относящиеся к транспортному сообщению в южной части Балтийского моря.

Российская сторона, как участник проекта, может получить софинансирование благодаря программе Тасис, в связи с чем встает задача скоординировать в этом направлении усилия местных и региональных властей, образовательных и научных учреждений, представителей бизнеса и некоммерческих организаций.

На конференции, в городе Карлскруна (Швеция), посвященной старту проекта “Ворота Балтики” был принят меморандум в отношении потенциала развития транспортной системы южной части Балтийского моря.

Меморандум
Роль и потенциал Южной Балтики

1. “Ворота Балтики” - регион в стадии становления
Южная часть региона Балтийского моря исторически развивалась благодаря морской торговле между прибрежными государствами. Ее экономическое процветание достигло кульминации в средневековье, когда Ганзейский Союз объединил 160 городов в общую торговую сеть. Хотя времена изменились, морские пути сохраняют свою основную роль в действующих и будущих транспортных системах.

Гармоничное развитие Южной Балтики страдало в последние годы из-за политического и экономического разделения. Теперь этот регион восстанавливает свою специфику, появляется возможность использования новых перспектив, связанных с процессом европейской интеграции, которые в дальнейшем создадут общий рынок, превратив Балтику во внутреннее море Евросоюза.
Южной его части предопределена роль связующего звена, соединяющего старых и новых членов Европейского союза со странами на востоке. Посредством своего экономического, демографического и культурного потенциала регион может не только обслуживать транзитные потоки, но и оказывать услуги по производству и перераспределению предметов потребления во всем мире. Функция ворот Юга Балтики должна в связи с этим быть воспринята в трех измерениях:

  1. межконтинентальный - как альтернативный маршрут для обмена товарами между двумя основными экономическими рынками Северной Америки и Дальнего Востока;
  2. межрегиональный - в масштабе расширяющегося Европейского союза и его внешних соседний из СНГ;
  3. макрорегиональный - на внутренней Балтийской арене.

Один из ключевых факторов, определяющих эффективность региона как “Ворот Балтики” - это качество и доступность к транспортной инфраструктуре. Европейская Комиссия недавно отметила, что транспортная система должна быть оптимизирована, чтобы отвечать требованиям расширения ЕС и устойчивого развития. Должно быть найдено более согласованное решение на европейском, национальном и региональном уровнях о том, как противодействовать неравномерному развитию звеньев транспортной системы, скоплению транспорта на главных артериях и вредному воздействию на окружающую среду и здоровье людей.

В Белом Документе по Европейской транспортной политике до 2010 г. Комиссия обозначила ряд мер по смягчению ограничения развития в транспортном секторе. Среди них четыре имеют фундаментальное значение для будущего Южной части Балтийского моря:

  • пересмотр и расширение TEN (трансъевропейской транспортной сети),
  • увеличение интенсивности транспортировки груза по железной дороге,
  • создание подлинно действенных морских магистралей,
  • новое измерение для морской безопасности.

Процветание Южной Балтики как морских ворот региона полностью зависит от следующих требований:

  • Развитие сети мультимодальных транспортных коридоров (земля-море), обеспечивающих в качестве приоритета движение грузового транспорта;
  • Развитие сети вторичных транспортных связей с целью улучшения доступа от коридоров на местные и региональные рынки;
  • Обеспечение высокого уровня взаимодействия между видами транспорта с акцентом на железные дороги и короткие морские перевозки;
  • Развитие инновационных решений в транспортной (грузовой) логистике, особенно в отношении портовых операций.

Функция региона в качестве своеобразных ворот может быть реально достижимой, только если эта роль реализована и портовыми городами, соответственно связывая их с внутренними районами, расположенными вглубь от прибрежной полосы.

Достижение вышеперечисленного предоставит Южной части Балтики более конкурентоспособное положение по сравнению с другими областями в части затрат на транспортные операции и сбережения времени при торговых операциях. Это, в свою очередь, приведет к повышению деловой активности, росту частных инвестиций в местную и региональную экономику.

2. Точка отсчета для проекта Baltic Gateway (“Ворота Балтики”)
Трехгодичный проект исходит из сложившийся ситуации, связанной с расширением Европейского Союза и восстановлением интенсивных экономических связей в регионе Балтийского моря.

Во-первых, он учитывает и признает динамичный процесс консультаций по пересмотру Руководством ЕС подходов к развитию Трансъевропейской транспортной сети.
Во-вторых, он учитывает решения, предпринимаемые национальными властями по размещению и графикам освоения инвестиций в транспортную инфраструктуру.
В-третьих, он основывается на пожеланиях местных и региональных сообществ в Южной части Балтийского моря обеспечить лучшую доступность к центру Европы.

Группа Van Miert’а одобрила список наиболее важных приоритетов в деле содействия межнациональному торговому обмену на внутренних рынках и взаимодействия между различными видами транспорта.

Одним из самых важных результатов, включенных в отчет от 30 июня 2003 г., является список приоритетных проектов в области транспорта и транспортной сети. Они расцениваются как наиболее содействующие экономической и социальной интеграции расширенного Европейского Союза. Эти проекты разделены на 4 категории, в зависимости от их полноты и реализма в финансировании и возможности своевременно начать работы.

Текущие и будущие инвестиции в развитие дорожной и железнодорожной инфраструктуры в Южной части Балтийского моря - один из главных приоритетов.

Шведская дорожная и ж/д инфрастуктура в проекте “Скандинавский Треугольник” и автострада, и железнодорожная ветка из Гданьска по завершении их строительства и реконструкции создадут вертикальную фундаментальную часть транспортной системы для этих территорий.

Отдельный приоритет, одобренный Группой - морские маршруты, объединяющие порты, расположенные на главных европейских осях, которые могут содействовать росту интенсивности движения. Одно из обозначенных направлений инвестирования - автострада, связывающая страны Балтийского моря с центральными и западными странами.

Эти высокобюджетные инвестиции дополнены транспортными инфраструктурными проектами, определенными в соответствии с требованиями национальных автодорожных, железнодорожных и морских администраций стран Южной Балтики. Их цель - устранить узкие места в сбалансированных транспортных и пассажирских потоках, чтобы сократить дистанцию в доступе на рынки разных регионов.

Инвестиционные предложения в области развития транспорта, сформулированные на европейском и национальном уровнях, все же далеки от удовлетворительных. Эффективного товаро- и пассажирооборота невозможно достичь, если общеевропейская транспортная политика не будет увязана с планами регионального экономического развития. Сеть национальных и региональных авто- и железных дорог должна быть дополнена трассами и магистралями с тем, чтобы обеспечить доступ к главным транспортным осям удаленных районов Юга Балтики. Все инвестиции должны планироваться с учетом возможности взаимодействия между различными видами транспорта и отражать стратегические интересы частного сектора.

Имея это в виду, проект Baltic Gateway будет опираться на рекомендации уже реализованного проекта ‘MATROS’ программы Interreg IIC, который определил стратегию развития морского транспорта в регионе Балтийского моря.

3. Задачи и вызовы проекта “Baltic Gateway” (“Ворота Балтики”)
Идея проекта состоит в определении и обеспечении средств развития всеобъемлющей высококачественной транспортной системы и системы транспортных услуг. Они предназначены для обеспечения доступности в пределах Южной Балтики и совершенствования связей как между Европейским Союзом и Россией, так и между основными экономическими центрами по основным межконтинентальным торговым маршрутам. Усиленные и уравновешенные товаро- и пассажиропотоки будут оказывать воздействие на экономический рост и устойчивое развитие региона.

Проект определяет создание эффективной системы, обслуживающей межконтинентальные, межнациональные и приграничные (макрорегиональные) потоки в Южной Балтике посредством:

  • Интеграции морских путей и внутренних связей районов, удаленных от прибрежной полосы с портами и их логистическими центрами и терминалами как действующих мультимодальных узлов;
  • Подготовки и определения приоритетных инвестиционных вложений, намеченных европейскими и национальными властями, направленных на решение проблем упущенных транспортных связей и устранения узких мест, и, в то же время, объединения межнациональных транспортных коридоров и национальных транспортных осей с внутрирегиональными коммуникациями;
  • Развития эффективных рыночных подходов, которые определят необходимую степень сбалансированности различных видов транспорта;
  • Развития и внедрения инновационных решений в обслуживании грузовых и пассажирских потоков, как например, интеллектуальной системы движения (intelligent traffic systems /ITS/) и системы контроля обработки опасных грузов;
  • Развития платформ сотрудничества между административным и управленческим аппаратом, научными кругами и бизнесом, для того, чтобы определить потенциалы и проложить путь к будущим инвестициям в области интермодальных перевозок. Эта платформа должна также служить диалогом между портами и городами в контексте политики их развития как своеобразных транспортных и торговых ворот;
  • Обеспечения альтернативных путей для загруженных наземных коридоров.

По этим причинам проект предусматривает исследование концепции ‘морских магистралей’, с целью обеспечения конкурентоспособности и привлекательности морских маршрутов Юга Балтики для потоков движения, как предложено Европейской Комиссией.

Его другим приоритетом будет являться рассмотрение вопроса о включении и учете дополнительных транспортных связей при обсуждении пересмотра модели транспортной системы в расширенном Европейском Союзе. Эти дополнительные вторичные связи играют фундаментальную роль в обеспечении лучшей возможности соединения выделенных территорий и областей с высокопроизводительной транспортной сетью.

4. Направления деятельности в проекте “Baltic Gateway” (“Ворота Балтики”)
Проект будет реализован по четырем направлениям (в рамках 4-х пакетов работ)
Рабочий пакет 1 имеет дело с перспективами развития Южной части региона Балтийского моря в европейской и глобальной перспективе с целью определения потребностей для того, чтобы преобразовать эту область в своеобразные транспортные ворота Балтики. Среди планов - также исследование предполагаемого влияния на пересмотр TEN (трансъевропейской транспортной сети) и TINA (Оценки потребностей транспортной инфраструктуры VI критского коридора) в контексте устойчивого развития, региональной интеграции и согласованности Южной Балтики. Результаты этого направления будут содержать альтернативные решения, основанные на инструментах оценки территориального воздействия.

Рабочий пакет 2 обеспечивает стратегическую оценку социально-экономических и пространственных эффектов в пределах выбранных транснациональных транспортных коридоров и их морских связей, для обеспечения доступа к их потенциалу с целью улучшения транспортных связей и достижимости в Южной Балтике. Исследования внесут вклад в подготовку определенных инвестиций в области транспортной инфраструктуры.

Рабочий пакет 3 объединит общественные и частные организации в представлении более надежного, эффективного и экологически безопасного использования существующей транспортной инфраструктуры. Усилия будут направлены на улучшение обеспечения услуг в сфере интермодальных перевозок грузового транспорта.

Рабочий пакет 4 нацелен на политическую поддержку в отношении утверждения ожидаемых результатов. В рамках этого направления будет осуществляться маркетинг деятельности по проекту на европейских и национальных форумах, обеспечивая продвижение проектных результатов и их эффективность.

5. Дополнительное значение проекта Baltic Gateway (“Ворота Балтики”)
Идея проекта заключается не в том, чтобы дублировать мероприятия, реализованные в уже завершенных транспортных проектах Южной Балтики. Суть его в том, чтобы, собрав ранее сформулированные прогнозы развития транспортных потоков и экономических тенденций и увязав их с текущими данными, дать заключения о соответствии выработанных рекомендаций сложившимся политическим и экономическим тенденциям и обстоятельствам.

Судя по существующим концепциям развития транспорта и пространственного развития, проект определит общий стратегический подход к уникальным возможностям экономического роста Южной Балтики, связанных с его особыми социально-экономическими факторами и географическим расположением. Усилия будут направлены на разработку общих перспектив развития в межрегиональном масштабе, осознания важности проекта Baltic Gateway (Ворота Балтики), который установит связь с реализующимися проектами ‘SEBTrans-Link’ ‘STRING II’, ‘South Baltic Arc’ программы Interreg IIIB для региона Балтийского моря и многих других, с целью их дополнения исследованиями, не запланированными в рамках того или иного проекта.
Этим будет получено всестороннее представление о развитии транспортной системы Южной Балтики. Это может являться инструментом для продвижения результатов исследований, проведенных в пределах отдельно взятых коридоров, с учетом методологии оценки территориального влияния крупномасштабных инвестиций, и продвижения их дальше как общих решений для всего региона.

Понимание необходимости объединения мер транспортной политики в контексте регионального экономического развития будет поднято на уровень:

  1. (1) высших чиновников в области транспорта, вовлеченных в процесс пересмотра руководящих принципов Сообщества для развития Трансъевропейской транспортной сети, включая рабочую группу, которая уполномочена министерствами транспорта стран региона Балтийского моря для дальнейшего развития концепции “магистралей Балтийского моря”,
  2. (2) политиков, ответственных за общественные действия на европейском, национальном, региональном и местном уровнях,
  3. (3) пан-балтийских организаций, имеющих дело с региональным сотрудничеством, пространственным планированием и экономическим развитием, включая Балтийский Форум Развития (Baltic Development Forum), Субрегиональное сотрудничество стран Балтийского моря (BSSSC), Конференции морских периферийных регионов Европы (The Baltic Sea Commission of the Conference of Peripheral Maritime Regions of Europe) и Комитет по Пространственному Развитию VASAB 2010,
  4. (4) представителей частного сектора, намеренных вкладывать инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры
  5. (5) организаций, оперирующих на рынке перевалки грузов,
  6. (6) групп лоббирования, обеспечивающих продвижение устойчивых транспортных решений.
    Проект поможет развитию новых контактов и началу межнационального и взаимно-секторного сотрудничества на стадии его реализации. Вследствие проводимых действий, общественные и частные товарищества и компании будут определять возможность вложения инвестиций в инфраструктуру, развивать и апробировать инновационные решения в области перевалки груза и внедрения ITS.

Проект позволит определить стратегическую структуру для последующих инвестиций, осуществляемых национальными, региональными и местными властями. Это будет являться дальнейшим шагом на пути к формированию для региона функции своеобразных транспортных ворот Южной Балтики.

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
Rambler's Top100
Hosted by uCoz