ЭКРАНОПЛАНЫ: СОВРЕМЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Виктор Иванович Денисов
Владимир Николаевич Круглеевский
Евгений Алексеевич Варнавских
Александр Олегович Тараканов
Экраноплан - быстроходное транспортное средство (платформа), сочетающее
в себе преимущества морского корабля и самолета, использующего для движения
эффект значительного возрастания подъемной силы аэродинамического крыла
вблизи "экрана" - относительно ровной поверхности земли (степь,
пустыня) или воды (река, озеро, море, океан, включая лед). Высокая скорость
достигается за счет резкого снижения сопротивления движению после его
полного отрыва от воды. Одна из основных особенносте экраноплана заключается
в том, что для полета на "экранной" высоте (от двух до 12-15
м для крупнотоннажных машин) требуется значительно меньшая мощность двигателей
по сравнению с самолетами такого же веса.
Первые неоднократные попытки создания экранопланов в начале XX века предпринимались
финским инженером Каарио, шведским - Троенгом, американским
- Уорнером и другими. Однако эти работы не были доведены до создания
практических образцов из-за нерешенности таких проблем, как обеспечение
достаточной устойчивости движения, создание надежной автоматики и мощных
двигателей.
В начале 1960-х годов все эти проблемы удалось решить выдающемуся нижегородскому
конструктору Ростиславу Евгеньевичу Алексееву, который своими работами
обеспечил несомненное лидерство России в создании экранопланов. Под его
руководством впервые в мире был создан полноразмерный экспериментальный
экраноплан "КМ" ("Корабль-Макет" или
"Каспийский Монстр"). До настоящего времени он является
рекордсменом, у которого скорость движения над водой превышала 500 км
в час при полетной массе в 500 т.
Логичным результатом усилий Р.Е. Алексеева стало принятие в 1979
г. на вооружение ВМФ СССР первого в мире малого десантного экраноплана
"Орленок" (проект 904). В 1981 и 1983 годах были построены
и сданы в эксплуатацию еще два "Орленка". Всего же было
построено 5 таких экранопланов, два из которых использовались в качестве
испытательных стендов, а три - в составе дивизиона боевых экранопланов
Каспийской флотилии.
Другое направление работ по созданию машин нового типа предполагало разработку
экранопланов ударного назначения. В 1989 г. ВМФ СССР принял в опытную
эксплуатацию ракетный экраноплан "Лунь" (проект 903)
водоизмещением около 350 т и скоростью более 500 км/час. Он был вооружен
шестью противокорабельными ракетами "Москит" и необходимым
радиотехническим оборудованием. В течение пяти лет он проходил всесторонние
испытания и показал полное соответствие требованиям, которые были предъявлены
ВМФ к аппаратам такого типа.
В оперативно-тактическом плане экраноплан "Лунь" отличается
целым рядом преимуществ перед любым другим средством доставки противокорабельных
ракет (например, малозаметность для корабельных радаров из-за сочетания
высокой скорости с малой высотой движения к цели). Показательно, что военные
специалисты США этот экраноплан метко назвали "Убийца авианосцев".
В 1990-1991 годах с участием ракетного экраноплана "Лунь"
на Каспийском море были проведены учения по спасению людей в море. Эти
учения красноречиво показали, что по совокупности решаемых задач и удобству
применения корабельных спасательных средств экранопланы являются отличными
морскими спасателями. Действительно, надводные корабли не способны быстро
прибыть в район аварии, а авиация не всегда способна оказать действенную
помощь, т.к. не может выполнить посадку в штормовых условиях в районе
терпящего бедствия корабля или судна. Со-временные гидросамолеты и вертолеты
имеют по сравнению с экранопланами существенно меньшую грузоподъемность,
дальность или мореходность, а эти качества, прежде всего, необходимы спасателю.
Следует отметить, что при создании опытных военных экранопланов большое
внимание уделялось обеспечению высокой мореходности по взлету и посадке.
Поэтому экранопланы "Орленок" и "Лунь"
имеют повышенные весовые запасы для обеспечения прочности и живучести.
Несмотря на это, их экономические показатели не уступают существующим
транспортным самолетам с аналогичным весом.
Кроме того, имеющийся опыт эксплуатации экранопланов показал их неприхотливость
в базировании. Так, экранопланы "Орленок" в течение шести
лет базировались на пляже (до постройки береговой площадки). А экраноплан
"Лунь" между выходами в море в течение всех испытаний
с 1986 по 1991 г. находился на плаву в небольшой заводи на территории
филиала судостроительного завода.
В целом, накопленный опыт по созданию и эксплуатации боевых экранопланов
подтвердил высокую эффективность этого нового вида военной техники. Более
того, военные экранопланы являются более эффективным средством в сравнении
с другими при решении ряда специфических военно-морских задач - ударных,
противолодочных, разведывательных, поисково-спасательных, десантных и
других, включая возможность создания высокомобильных сил быстрого реагирования.
Однако, наряду с военным, экранопланы могут иметь серьезное коммерческое
применение в любых странах, имеющих выход к морю. Это обусловлено тем,
что, удовлетворяя непрерывно растущую потребность в повышении скорости
морского транспорта, экранопланы могут заполнить имеющийся пробел между
кораблями и самолетами. Благодаря морскому происхождению экранопланов
их операционная стоимость ниже по сравнению с самолетами. Одновременно
с этим обеспечивается высокий комфорт при их эксплуатации и большая безопасность,
чем у самолетов. Кроме того, их эксплуатация отличается гораздо более
низкими требованиями к инфраструктуре базирования, чем для самолетов.
Таким образом, экранопланы могут быть вне конкуренции для решения ряда
задач скоростных грузопассажирских перевозок, а также охраны водных районов
и рыболовства, контроля окружающей среды, борьбы с контрабандой и наркобизнесом.
В настоящее время ряд стран уже проявляет все больший интерес к экранопланам.
На этом фоне Россия, имеющая приоритет, является лидером в создании крупнотоннажных
экранопланов. Однако, для сохранения и использования этого лидерства,
как в военных, так и в коммерческих целях, необходимо четко обозначить
не только преимущества экранопланов, но и проблемы, требующие безотлагательного
решения. В связи с экономическими и политическими изменениями в общественной
жизни экранопланы "Орленок" уже длительное время не эксплуатируются;
после успешного завершения опытной эксплуатации был законсервирован экраноплан
"Лунь", а строительство экраноплана "Спасатель"
(проект 09037) практически прекращено.
Для продолжения работ и дальнейшего развития весьма перспективной и экономически
выгодной экранопланной тематики в новых условиях предложена концепция
организации скоростной морской транспортной линии (Э-МОСТ) между Калининградом
и Санкт-Петербургом. На начальном этапе она может функционировать с использованием
уже существующих экранопланов ВМФ по акватории Балтийского моря в обход
всех визовых ограничений. Это обеспечит регулярную круглосуточную перевозку
пассажиров и грузов в интересах любых заинтересованных ведомств с временем
в пути два часа в любом направлении. Первые перевозки могут быть начаты
уже через год после принятия решения о создании такой линии. Создание
полноценной транспортной линии между Калининградом и Санкт-Петербургом
на базе экранопланов может быть организована в два этапа.
На первом этапе (2004-2006 гг.) предполагается организация опытной
эксплуатации двух транспортных экранопланов. Прототипом первого из них
может быть поисково-спасательный экраноплан "Спасатель",
который с 1990 г. находится в стадии строительства в г. Нижний Новгород.
В настоящее время его готовность составляет около 95%, а объем выполненных
работ позволяет в течение 6 месяцев подготовить экраноплан к спуску на
воду и осуществить транспортировку к месту достройки и испытаний. Заводом-изготовителем
и Проектантом уже проработана возможность достройки экраноплана в регионе
Балтийского моря и проведение испытаний на акватории Ладожского озера.
Таким образом, в течение года в России может быть создан первый транспортный
экраноплан. Первоначально он будет функционировать под эгидой ВМФ России
в статусе военного корабля, что позволяет осуществлять транспортные перевозки
до окончания сертификации экранопланов как гражданских грузопассажирских
транспортных средств.
Испытания и опытная эксплуатация экраноплана "Спасатель"
позволят организовать подготовку экипажей; отработать маршрут движения,
вопросы базирования и технического обслуживания для других экранопланов;
решить правовые вопросы грузопассажирских перевозок, включая вопросы международного
морского права и страхования; раскрыть и продемонстрировать заинтересованным
министерствам, ведомствам и потенциальным инвесторам транспортные возможности
экранопланов, в том числе по поиску и спасению людей в море, доставке
аварийно-спасательных групп в район терпящих бедствие кораблей и судов,
эвакуации людей с прибрежных и островных зон стихийных бедствий и т.д.
В период с 2004 по 2006 г. создается второй транспортный экраноплан путем
переоборудования ракетного экраноплана "Лунь", и осуществляется
его буксировка на Балтику в район эксплуатации.
В 2005-2006 годах, с учетом результатов испытаний и опытной эксплуатации
первого транспортного экраноплана разрабатывается проект комфортабельного
грузопассажирского экраноплана для транспортной линии между Калининградом
и Санкт-Петербургом. Одновременно в районе г. Калининграда, а также на
западном берегу о. Котлин (г. Кронштадт) или на побережье Финского залива
в ближайших пригородах Санкт-Петербурга создаются временные пункты базирования
транспортных экранопланов.
На втором этапе (2007-2010 гг.), в соответствии с новым проектом, на
выбранном по конкурсу заводе строится серия из 3-5 пассажирских экранопланов
и создаются пункты их постоянного бази-рования на Балтике в окрестностях
Калининграда и Санкт-Петербурга. Одновременно с этим проводится сертификация
экранопланов в качестве транспортных пассажирских средств, создается инфраструктура
эксплуатации экранопланов гражданского назначения и разрабатывается правовая
база выполнения регулярных перевозок с их использованием в международных
водах.
Таким образом, реализация предлагаемой концепции обеспечит создание скоростных
морских, экономически выгодных и имеющих высокую надежность функционирования,
грузопассажирских транспортных линий на базе экранопланов в различных
регионах мира. Это особенно актуально для приморских стран, которые широко
используют морские перевозки в районах, опасных для морского судоходства
и отличающихся резкими изменениями погодно-климатических условий. В качестве
возможных вариантов на основе использования экранопланов могут быть реализованы
такие международные коммерческие проекты в акватории Балтийского моря,
как скоростные транспортные линии Санкт-Петербург - Хельсинки и Санкт-Петербург
- Стокгольм.
|