Наши реквизиты

к оглавлениюследующая статья
БАЛТИЙСКИЙ ФОРУМ В КАЛИНИНГРАДЕ

5-6 марта в курортном городе Светлогорске Калининградской области состоялась 11-я сессия Совета государств Балтийского моря (СГБМ).

Совет государств Балтийского моря был учрежден в марте 1992 г. в Копенгагене на конференции министров иностранных дел стран Балтийского моря. В него вошли Германия, Дания, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия, Финляндия, Швеция, Эстония, а также комиссия Европейского сообщества. В 1995 г. в состав СГБМ была принята Исландия. Таким странам, как Великобритания, Италия, США, Франция, Украина и Нидерланды, был предоставлен статус наблюдателей на министерских сессиях.

В апреле 2000 г. (г. Коллинг, Дания) на встрече глав правительств государств Балтийского моря было принято решение о том, что СГБМ будет координировать все многостороннее межправительственное сотрудничество в рамках группы стран СГБМ, однако "профильные" министерства и ведомства государств региона по-прежнему будут отвечать за практическое взаимодействие по конкретным направлениям.

Сессии СГБМ на уровне министерств иностранных дел созываются ежегодно на территории страны-председателя Совета. С 30 июня 2001 г. по 30 июня 2002 г. председательствовать в Совете будет Россия.

В рамках СГБМ учрежден институт Комиссара по демократическому развитию. В перечне его обязанностей - обеспечение прав человека. С октября 2000 г. этот пост занимает Х. Дайн (Дания).

Осенью 2000 г. в Калининградском госуниверситете начал действовать Еврофакультет - программа СГБМ по подготовке специалистов в области экономики и права. Ранее аналогичные программы были запущены в университетах Риги, Вильнюса и Тарту.

Рабочими структурами СГБМ являются Комитет старших должностных лиц (КСДЛ), заседания которого проводятся почти ежемесячно, а также рабочие группы по содействию демократическим институтам, экономическому сотрудничеству, ядерной и радиационной безопасности. Техническую поддержку действующему Председателю и КСДЛ СГБМ оказывает Секретариат СГБМ (с октября 1998 г. функционирует на постоянной основе в Стокгольме).

В 1996 г. создана группа личных представителей глав правительств государств Балтийского моря по борьбе с организованной преступностью, незаконной торговлей наркотиками, оружием, нелегальной миграцией, а в апреле 2000 г. - аналогичная группа по борьбе с распространением инфекционных заболеваний.

Наиболее интенсивно балтийское сотрудничество развивается в области энергетики, экологии, транспорта, экономики, образования и культуры. Успешно осуществляется взаимодействие между пограничными, таможенными и спасательными службами государств Балтийского моря. В последнее время начата работа по развитию регионального сотрудничества в области информационных технологий.

Под эгидой Совета действуют около 60 различных структур, наиболее заметными из которых являются Комиссия по охране морской среды Балтийского моря (ХЕЛКОМ), Конференция по субрегиональному сотрудничеству, Союз Балтийских городов, Ассоциация торговых палат, Консультативный совет деловых кругов балтийских стран.

На сессии в Светлогорске делегации России, Польши и Литвы возглавлялись премьер-министрами, делегацию Европейской комиссии возглавлял Кристофер Паттен, почетным гостем был приглашен бывший министр иностранных дел Германии Ганс-Дитрих Геншер. Также в работе сессии участвовали представители правительственных и неправительственных организаций различных регионов, и не только Балтийского. Завершилась сессия принятием Декларации.

Основным содержанием сессии было обсуждение наиболее актуальных проблем экономического и социального развития Балтийского региона. И, конечно, в первую очередь говорилось о перспективах развития Калининградской области в условиях полного окружения ее странами Европейского Союза. И хотя конкретных решений по этому вопросу принято не было, значимость проведенного мероприятия для Калининградской области можно оценить по названию статьи в одной из местных газет - "Два дня, которые потрясли регион".

Действительно, в течение этих дней было сказано так много хорошего о решении калининградских проблем, что на мгновение поверилось, что через несколько лет уровень жизни в области будет соизмерим с уровнем жизни наших ближайших соседей.

Во всяком случае, у калининградцев появилась надежда на то, что для области создадут относительно стабильные условия на более или менее длительный срок. Ведь все преимущества, которые ранее давались Законом об особом экономическом статусе области, часто нивелировались всевозможными правительственными и ведомственными решениями, постоянными слухами об отмене или пересмотре Закона и т.д. Все это вызывало глухое недовольство Москвой, ее медлительностью и хаотичностью в принятии решений о Калининграде, и стимулировало всевозможные сепаратистские настроения.

Тем не менее, в этих нестабильных и финансово скромных условиях промышленники и предприниматели, администрации разных уровней области приспособились развивать экономику и решать социальные проблемы. Этому способствовало, вероятно, и то, что у многих калининградцев была возможность чаще (в сравнении с остальными россиянами) бывать в Польше, Литве, других странах и видеть темпы их развития, перенимать положительный опыт, осваивать новые технологии, находить партнеров по бизнесу. И накопленному потенциалу осталось лишь создать стабильные условия (и не обязательно льготные), чтобы получить видимый результат.

Большой вклад в теоретическое решение проблем Калининградской области внесли западные эксперты в рамках многочисленных консалтинговых проектов, в период реализации которых происходило взаимное изучение друг друга.

Результаты одного такого проекта под названием "Рекомендации по расширению торговли и инвестиций в Калининградском регионе", подготовленные Консультативным советом бизнеса при СГБМ, были представлены на сессии в Светлогорске.

Считаем интересными некоторые положения данной работы:

Вопрос о Калининграде вызывает особый интерес в академических кругах, среди экспертов по вопросам внешней политики и должностных лиц ЕС. Характерно, что за пределами самого Калининграда судьба этого региона не входит в круг вопросов, которые волнуют достаточно значительное число бизнесменов.

Причина этого весьма проста - Калининград сегодня не играет сколь либо важной экономической роли и пока не рассматривается как особенно интересное или перспективное место для развития торговли или инвестирования капитала. Такое отношение делового сообщества вполне рационально. Население Калининграда по европейским меркам бедное, составляет оно менее миллиона человек, и на сегодня нет достаточно весомых причин, по которым инвестиции в Калининграде должны быть выгодны для компании-инвестора.

Это влечет за собой два вывода. Во-первых, для того, чтобы называть Калининград Воротами или Гонконгом Балтийского моря, то есть для идеи, которая высказывалась различными людьми, не хватает реальной почвы. Во-вторых, Калининграду предстоит заслужить свою новую роль в Европе путем объединения усилий его жителей, политиков и чиновников этого региона и России в целом. Роль Европейского Союза и соседних стран заключается в том, чтобы оказать поддержку и содействие, а также разработать трансграничные структуры, которые помогут обеспечить экономическое развитие Калининграда.

Портовые сооружения
Развитие уникального незамерзающего порта часто принимается за ключевой момент в перспективах Калининграда как транспортного узла в регионе Балтийского моря. Доля Калининградского порта в общем обороте грузов по весу во всех портах от российско-финской до российско-польской границы составляет всего лишь 4%, что свидетельствует о том, что сегодня Калининградский порт не играет жизненно важную роль, даже если такой расчет и может быть некорректен, так как он не учитывает добавленной стоимости, создаваемой за счет обслуживания, предоставляемого портом по различным грузам. Тем не менее, и сравнительно небольшие порты могут добиваться успеха и получать прибыли в определенных нишах.

Развитию портового обслуживания в Калининграде препятствует ряд обстоятельств:

- Калининградский порт расположен в черте города Калининграда, вверх по течению реки Преголи, и зайти в него можно лишь по узкому и мелкому углубленному каналу длиной 42 км через Вислинский залив. Поэтому на сегодня порт может в обычных условиях принимать лишь суда грузоподъемностью менее 25 тыс. т.
- Существуют планы реконструкции военно-морской базы в Балтийске для создания там торгового порта. Это позволило бы приблизить портовые сооружения к открытому морю. Для осуществления таких инвестиций потребуется также дополнительно реконструировать автомобильную и железную дороги.
- Экспорт из России почти целиком состоит из энергоносителей (газ и нефть) и сырьевых материалов, включая полезные ископаемые и древесину. Обычно для обработки такого груза требуются специальные терминалы. Калининград сегодня играет важную роль в экспорте удобрений из Украины и России.
- Импорт в Россию обычно состоит из потребительских товаров и промышленной продукции. Такие грузы обычно транспортируются в контейнерах. Очень большая доля импортных товаров предназначена для Москвы и, в некоторой степени, для Санкт-Петербурга, выступающих в качестве пунктов конечного назначения, либо через них эти товары развозятся по России. С точки зрения такого назначения расположение Калининграда не слишком удобно.
- Для импорта в Россию через Калининград необходимо дважды пересечь границы, прежде чем товар окажется в материковой части России. Даже если удастся эффективно организовать транзит, все это повлечет дополнительные расходы времени и средств.
- Уже сегодня существует напряженная конкуренция, и можно ожидать, что она еще более обострится между портами Балтийского моря. Далее, значительная часть импорта в Россию поступает из западной Европы, а поэтому в будущем, по мере реконструкции железнодорожных маршрутов в Польше, Белоруссии и России, большее значение могут приобрести прямые перевозки по железной дороге.

Рекомендации
Маловероятно, что Калининград будет играть важную роль в качестве порта. Однако в связи с тем, что сегодня существует спрос на услуги Калининградского порта, этот порт может быть конкурентоспособным в перевозке ряда грузов.

- Федеральные, региональные и городские власти должны усовершенствовать систему управления Калининградским портом, повысить эффективность и качество работы и снизить расценки.
- Для достижения этой цели федеральные органы власти должны обеспечить устранение необоснованных административных препятствий.
- Необходимо рассмотреть вопрос о переводе ряда операций в Балтийск, имеющего более удобное для доступа расположение. Однако не следует осуществлять крупные инвестиции прежде, чем будут тщательно изучены потенциальные возможности рынка.
- Следует активно развивать ряд соответствующих ниш, в том числе экспорт удобрений, в которых порт может предложить эффективные услуги.

Калининград - центр рыболовного промысла
Очевидно, что в Калининграде имеется ряд сторонников возрождения рыболовного промысла.

Калининград являлся крупным портом для советского рыболовного флота и обслуживал как Балтийское море, так и зоны за пределами территориальных вод. Для этого требовалось много рабочих мест и на судах, и на рыбозаводах на берегу. Сейчас большая часть бывшего рыболовного флота простаивает. Рыболовные суда других государств Балтийского моря продают свой улов в Калининграде или калининградским судам, вышедшим в море.

К сожалению, создается впечатление, что существует мало надежд на резкий рост рыболовного промысла в Калининграде в обозримом будущем:

- Запасы рыбы в Балтийском море резко сократились, и биологи утверждают, что некоторые виды находятся на грани исчезновения. Поэтому правительства государств побережья Балтийского моря пришли к соглашению о введении суровых ограничений на рыбную ловлю.
- Границы экономических зон в Балтийском море оставляют России совсем небольшие сегменты в районе Калининграда и Финского залива. Эти участки недостаточно велики для того, чтобы содержать там растущий рыболовный флот. В результате предстоящего расширения Европейского Союза Балтийское море будет почти полностью открыто для рыболовных судов ЕС, что приведет к еще большему росту конкуренции.
- Численность флота в странах ЕС сокращается, но возрастает его оснащенность все более производительными судами, при строительстве которых частично используются субсидии.
Кроме того, промысел рыбы часто ведется в экономических зонах других стран. Обычно иностранные суда допускаются лишь при условии оплаты лицензии, либо в индивидуальном порядке, либо их собственной страной. Хотя некоторые крупные рыболовные суда смогут найти условия для успешного промысла за пределами территориальных вод, их экономические связи с Калининградом будут весьма слабы.

Заключение
Сегодня в рыбном промысле имеет место очень жесткая конкуренция, а инвестирование средств на приобретение высокопроизводительных судов требует весьма больших расходов. Учитывая скромные рыбные ресурсы, на которые может рассчитывать российский рыболовный флот, у рыбного промысла нет крупных перспектив роста. Политика должна быть направлена на содержание небольшого современного рыболовного флота в Калининграде, который действовал бы в прибрежных водах и тщательно контролировался во избежание добычи сверх допустимого предела. Если уровень воздействия на окружающую среду будет допустимым, может оказаться полезным разведение рыбы в Вислинском и Куршском заливах. Еще одной нишей для Калининграда могло бы стать развитие рыбоперерабатывающей промышленности при условии, что будет иметься возможность покрывать часть поставок по импорту.

Это была точка зрения экспертов торгово-промышленных палат стран Балтийского моря.

Проведению сессии СГБМ предшествовала насыщенная работа российской правительственной делегации с администрацией и промышленниками Калининградской области по решению ключевых вопросов экономического развития области. Большинство из этих вопросов вошло в Федеральную целевую программу.

Одним из пунктов программы по развитию рыбопромышленного комплекса стало следующее:

- для строительства нового рыбопромыслового флота и проведения модернизации существующего необходимо выделять региону не менее 10% от общероссийской квоты на вылов трески в Баренцевом море (20 тыс. т), что позволит ежегодно строить на ПСЗ "Янтарь" по два современных среднетоннажных судна стоимостью 14 млн. долл. каждое.

В отношении транспортного комплекса предполагается:

- провести переговоры с Литвой ... о едином уровне тарифов на транзитные перевозки по железным дорогам Литвы в направлении на Клайпеду и Калининград;
- провести переговоры с ЕС о едином уровне тарифов на транзитные перевозки по территории Литвы во всех направлениях, включая калининградское, после вступления Литвы в ЕС;
- строительство глубоководного порта в Балтийске (пункт Восточный), в том числе паромного терминала для обеспечения устойчивого транспортного сообщения Калининградской области с основной территорией России;
- строительство автодорог: южный обход Калининграда (соединение трансъевропейского коридора Гданьск-Калининград-Рига с московско-вильнюсским направлением), обход Багратионовска (с подъездом к погранпереходу Багратионовск-Безледы), Калининград-Эльблонг (на участке Калининград-госграница, погранпереход Мамоново-2). Завершение строительства обхода Гвардейска и ремонт дороги Калининград-Мамоново; и т.д.

Подготовлено по материалам СМИ и управления по международным делам и ВЭС Калининградской области.

 

к оглавлениюследующая статья

Rambler's Top100
Hosted by uCoz