Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

ЕЩЕ РАЗ ОБ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Андрей Сергеевич Василисков, ведущий специалист инженерно-технического центра ЗАО "Газ-Ойл"

По мнению многих политиков различного уровня и специалистов ТЭК, существует серьезная опасность для энергетической обеспеченности Калининградской области, т. к. в настоящее время наш полуанклавный регион на 98% получает электроэнергию извне и имеет электрические связи напряжением 110 и 330 КВ с Литовской энергосистемой. Вполне очевидно, что отсутствие прямых связей с российской энергосистемой и стремление стран Балтии перевести электростанции на синхронную работу с энергосистемой Европейского Союза в связи с вхождением их в эту организацию существенно снизят энергетическую безопасность области. С принятием Правительством РФ "Федеральной целевой программы (ФЦП) развития Калининградской области на период до 2010 года" страсти вокруг этой проблемы несколько поутихли. Это связано с тем, что стержнем вышеупомянутой программы является проект строительства Калининградской ТЭЦ-2 мощностью 900 МВт. Именно строительство этого мощного энергоисточника, по мнению авторов программы, и позволит снять проблему энергетической безопасности.

Так ли это на самом деле?

Для начала целесообразно выяснить, что включает в себя понятие "энергетическая безопасность". Четкое определение дано в "Основных положениях энергетической стратегии России на период до 2020 года". Проект этого основополагающего в энергетике документа проходит согласования в заинтересованных министерствах и ведомствах и будет принят в этом году.

Под энергетической безопасностью в "Стратегии" понимается состояние защищенности страны (региона), ее граждан, общества, государства, обслуживающей их экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению.

К числу важнейших принципов обеспечения энергетической безопасности в Стратегии отнесены:

  • принцип заменяемости исчерпаемого ресурса (темпы потребления исчерпаемых ресурсов топлива не должны превышать темпов освоения замещающих их источников энергии);
  • принцип диверсификации видов топлива и энергии (экономика не должна чрезмерно зависеть от какого-либо одного энергоносителя, не допустима моноструктура топливно-энергетического баланса);
  • принцип экологической приемлемости (развитие энергетики не должно сопровождаться увеличением ее негативного воздействия на окружающую среду);
  • принцип приоритетности внутреннего потребления энергоресурсов их экспорту и рационализации структуры экспорта путем перехода от преимущественного экспорта первичных энергоносителей к более широкому экспорту продуктов их переработки.

В этом документе, несмотря на его обобщенность, нашла свое отражение и Калининградская проблематика. Согласно "Стратегии", одним из основных направлений энергетической политики для Северо-Западного экономического района является обеспечение энергетической независимости Калининградской области от сопредельных государств путем диверсификации ее топливоснабжения и развития местной энергетической базы.

Вполне очевидно, что появление нового мощного энергоисточника на территории Калининградской области повысит энергообеспеченность региона, к тому же использование передовых парогазовых установок не окажет существенного негативного влияния на окружающую среду. При этом не совсем понятно, зачем для потребителей области нужна мощность 900 МВт при существующей сегодня максимальной потребности порядка 570 МВт. Можно предположить, что излишки электроэнергии будут продаваться за пределы региона, что само по себе неплохо для экономики региона. Кроме того, авторы проекта обещают обеспечить тепловой энергией практически весь г. Калининград (при этом вопрос передачи теплоэнергии не проработан абсолютно). Положительным является и то, что строительство ТЭЦ-2 способствует появлению крупного налогоплательщика, созданию новых рабочих мест и снижению социальной напряженности.

Но для получения всех вышеперечисленных плюсов необходимо обеспечить ТЭЦ-2 топливом. РАО "ЕЭС России" настаивает на безальтернативном варианте топливоснабжения, а именно - основное и резервное топливо - природный газ. Для обеспечения работы станции мощностью 900 МВт годовой объем газопотребления составит порядка 1200 млн. куб. м. (Для справки: на сегодняшний день вся Калининградская область потреблЯет около 600 млн. куб. м природного газа в год.)

Вот здесь, на мой взгляд, и проявляется по-настоящему проблема энергетической безопасности региона, а именно - в вопросе топливоснабжения.

В настоящее время природный газ поступает в Калининградскую область из Уренгоя по единой газотранспортной системе ОАО "Газпром" на расстояние свыше 4 тыс. км через 28 компрессорных станций. От компрессорной станции "Минская" газ подается по тупиковому газопроводу Минск-Вильнюс-Калининград на расстояние около 600 км бескомпрессорным способом. Кроме того, газопровод имеет телескопическую форму (диаметр изменяется от 1200 до 500 мм), его производительность ограничена и такие параметры газа, как давление и скорость, в большой степени зависят от величины отбора газа попутными потребителями Беларуси и Литвы. В отдельные зимние дни давление газа в конечной точке газопровода падает до критических значений, что создает предаварийные ситуации в работе технологических объектов газотранспортной системы. При таком положении дел не может быть и речи о газоснабжении ТЭЦ-2 мощностью 900 МВт от существующего газопровода. Теоретически, при условии полномасштабной реконструкции действующего газопровода, его производительность можно увеличить, что позволило бы обеспечить газом 1-й блок ТЭЦ-2 (450 МВт) при наличии резервного вида топлива, отличного от газа. Но все дело в том, что при этом энергетическая безопасность области не повысится, т.к. будет нарушен один из важнейших принципов - диверсификация видов топлива. Доля природного газа в балансе котельно-печного топлива региона возрастет с нынешних 50% до 70%, т.е. произойдет образование моноструктуры баланса, что недопустимо. Иными словами, вся Калининградская область будет "посажена" на газовую трубу, которая проходит по территориям 2-х иностранных государств и которая отработала более половины амортизационного срока. (Для справки: доля газа в балансе котельно-печного топлива в странах Западной Европы составлЯет 20-30%). Кроме того, будет свернута программа газификации области, т.к. вся мощность существующего газопровода будет задействована для газоснабжения ТЭЦ-2.

Строительство второго газопровода в Калининградскую область с целью снабжения 2-го блока ТЭЦ-2 ситуацию не исправит, т.к. зависимость жизнеобеспечения региона от одного вида топлива увеличится еще больше.

Таким образом, повышение энергообеспеченности Калининградской области за счет строительства ТЭЦ-2 (в том виде, как предлагает РАО "ЕЭС России") снижает надежность топливоснабжения всей области и не способствует укреплению энергетической безопасности региона.

Очевидно, что в этой ситуации необходимо искать иные пути решения проблемы энергетической безопасности региона. Вот один из них.

  1. Необходимо выработать региональную научно обоснованную и общественно воспринятую энергетическую политику на основе перспективного топливно-энергетического баланса области как минимум до 2020 г. Баланс должен максимально учитывать возможность использования местных топливных ресурсов (нефть, торф, бурый уголь). Для этой работы необходимо привлечь специалистов Минэнерго, Минэкономразвития, ОАО "Газпром", РАО "ЕЭС России", ведущие НИИ, предприятия ТЭК области.
  2. Отказаться от "гигантомании" в энергетике региона. На первоначальном этапе достаточно провести необходимую реконструкцию существующего газопровода и построить базовый энергоисточник ТЭЦ-2 мощностью 450 МВт, состоящий из 2-х энергоблоков, один из которых (мощностью 200-225 МВт) на природном газе, а второй, как вариант, - на угле с использованием новейших технологий его сжигания. Параллельно с этой работой провести реконструкцию имеющихся в области энергетических мощностей (порядка 150 МВт). Таким образом, в течение 4-5 лет будет полностью удовлетворена потребность Калининградской области в электроэнергии. На последующих этапах, по мере необходимости, наращивать мощность посредством блочных электростанций (по 20-30 МВт) на различных видах топлива.
  3. Создать благоприятный климат (прежде всего инвестиционный) для развития нетрадиционной энергетики, в том числе с использованием возобновляемых источников энергии. Показательным примером в этом вопросе является проект ОАО "Янтарьэнерго" по строительству ветропарка на побережье Балтийского моря суммарной мощностью 5,1 МВт. Наибольший интерес может вызвать проект создания энергетических станций на биотопливе.
  4. Немаловажную роль в обеспечении энергетической безопасности региона может сыграть реализация программы активной энергосберегающей политики.

Выполнение вышеперечисленных мероприятий предполагает, прежде всего, изменение подходов к решению энергетических проблем Калининградской области. В основу положена идея создания гибкого топливно-энергетического комплекса, не зависящего от какого либо одного вида топлива, что в конечном итоге снижает восприимчивость всей экономики региона к угрозам прекращения топливо- и энергоснабжения. Кроме того, предлагаемый подход требует гораздо меньшего единовременного привлечения финансовых средств, в т.ч. и бюджетных.

 

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

Rambler's Top100
Hosted by uCoz