СОТРУДНИЧЕСТВО СЕВЕРО-ГЕРМАНСКОЙ ЗЕМЛИ ШЛЕЗВИГ-ГОЛЬШТЕЙН
С РЕГИОНАМИ РОССИИ
Сергей РОМАНОВ, старший советник Департамента по связям с субъектами
Федерации, парламентом и общественно-политическими организациями МИД РФ.
Изменения, произошедшие в последние годы в Европе, и рас ши рение ЕС
обусловили пересмотр географического и политического статуса германской
федеральной земли Шлезвиг-Гольштейн, превратив ее из окраины ЕС в один
из основных центров пересечения общеевропейских интересов. Эта земля ФРГ
уже давно заслуженно признана в качестве лидирующей движущей силы в активно
протекающем в последние годы процессе углубления и расширения международной
субрегиональной кооперации на Балтике, сама идея которой родилась здесь
еще в 1988 г. Именно здесь, став уже традицией, регулярно проходят такие
крупные мероприятия, затрагивающие интересы политической, экономической
и культурной жизни всех стран, расположенных по берегам Балтийского моря,
как "Кильская неделя", "Дни Ганзейской экономики",
Шлезвиг-Гольштейнский музыкальный фестиваль и т.д., а также расположены
штаб-квартиры и немецкие секретариаты многочисленных общебалтийских международных
организаций, в том числе "В888С", "ВССА", "Рго
Ваlticа Forum" и других. В этой связи необходимо отметить, что государства
этого региона и их административно-территориальные единицы как исторически,
так и в повседневной жизни тесно связаны общими интересами и проблемами,
а сам он относится сегодня к числу наиболее перспективных и динамично
развивающихся районов Европы, располагает разветвленной транспортной инфраструктурой,
богатыми запасами сырья, полезных ископаемых, сильным торгово-промышленным
потенциалом, широкой сетью научно-исследовательских учреждений на Востоке
и Западе, выделяется растущим региональным самосознанием, представляет
интересы более чем 50 млн. человек населения стран, расположенных на балтийских
берегах, что в немалой степени и определяет динамику его развития.
Самая северная земля Германии - Шлезвиг-Гольштейн (население около 2,7
млн. чел., площадь территории - 15 730 км2, административная
столица - г. Киль) занимает свое особое место в развитии российско-германских
связей с учетом исторического аспекта, положения дел в настоящее время
и перспектив на будущее. Ее специфическое геополитическое положение (выход
к двум морям - Северному и Балтийскому), относительная по сравнению с
другими землями ФРГ географическая близость к российской территории, традиционно
удобные транспортные пути, включая наличие Кильского канала, общность
экономических интересов в рамках балтийского сотрудничества создают хорошие
предпосылки для развития и углубления взаимодействия в различных областях,
и прежде всего с Северо-Запад ным регионом России.
Открытые в Мальме (Швеция), Гданьске (Польша), Таллинне (Эстония) и Калининграде
(Россия) представительства Шлезвиг-Гольштейна также способствуют установлению
новых контактов между различными государственными и региональными структурами
балтийских государств, успешной реализации совместных проектов.
В 1996 г. экспорт из Шлезвиг-Гольш тей на в страны Балтики составил
около 2,5 млрд. DМ (17,38% от общего его объема), причем на Финляндию
пришлось 5,24%, Швецию - 13,44%, Данию - 38,07%, Норвегию - 12,64%, Эстонию
- 50,93%, Латвию - 0,79%, Литву - 1,41%, Польшу - 15,59%, Россию - 12,11%.
Импорт же из балтийских стран составил около 5 млрд. DМ (33,55% от
общего его объема), причем из Финляндии - 9,84%, Швеции - 27,39%, Норвегии
- 8,93%, Дании - 43,13%, Эс то нии- 0,47%, Латвии - 0,82%, Литвы
- 0,66%, Польши - 6,38%, России - 2,43%.
Идея всеобъемлющего развития международных и межрегиональных связей в
этом районе Европы в последние годы завоевала многих приверженцев.
Углубление здесь субрегиональной кооперации мира отвечает сов ре менной
линии ЕС, провозгласившего тезис "От Европы государств - к Европе
регионов".
Земельный парламент Шлезвиг-Гольштейна уделяет большое внимание вопросам
развития межгосударственного и межрегионального взаимодействия в балтийском
бассейне. На состоявшемся здесь с 1997 г. форуме по вопросам балтийского
сотрудничества была подчеркнута необходимость полномасштабного вовлечения
субъектов России, имеющих выход к Балтийскому морю, в систему международной
кооперации. Прежде всего имеются в виду Санкт-Петербург, Ленинградская
и Калининградская области.
Основным мотивом интеграционных процессов на Балтике, по мнению министра
юстиции, федеральных и европейских отношений земли Шлезвиг-Гольштейн Г.
Вальтера, является обеспечение стабильности через сотрудничество.
Парламент и правительство Шлезвиг-Гольштейна готовы поддерживать проекты,
направленные на развитие российских регионов, имеющих выход к Балтийскому
морю.
В этой связи имеется в виду пойти двумя путями:
- осуществлять сотрудничество с российскими балтийскими регионами
в рамках специальных траншей таких программ, как ТАСИС или ФАРЕ;
- содействовать сотрудничеству на уров ненеправительственных организаций,
вузов, церквей, профсоюзов или торгово-промышленных палат.
При этом участие российских организаций рассматривается как неотъемлемая
составная часть сотрудничества.
Немецкими властями сочтено также целесообразным развивать всесторонние
контакты на уровне партнерских городов. Здесь большое внимание отводится
Гамбургу в его взаимодействии с Санкт-Петербургом и Ленинградской областью.
Что касается Калининградской области, то проблема для германской стороны,
по его словам, заключается в том, что внутри России до сих пор окончательно
не определен статус этого субъекта Федерации: является ли он военно-политическим
плацдармом или это действительно особая экономическая зона.
Как отметил Г. Вальтер, в сфере двустороннего взаимодействия с Россией
на уровне регионов большой опыт накоплен у Финляндии, успешно развивающей
сотрудничество с Ленинградской областью. Оно базируется и поддерживается
традиционными историческими связями, которые остаются сильными.
Вопрос о расширении НАТО на Восток, по мнению Х.-В.Аренса - председатель
ландтага, вообще, не является той темой, которую необходимо было бы затрагивать,
говоря о развитии интеграционных процессов в бассейне Балтийского моря.
Однако вопрос балтийской интеграции - это вопрос о расширении Европейского
Союза на Восток, это та проблема, которую возможно обсуждать и решать.
На уровне земельных правительств Шлезвиг-Гольштейн и Гамбург планируют
усилить сотрудничество между собой с целью укрепления своих позиций в
балтийской зоне. Первый бургомистр Гамбурга Рунде и премьер-министр Шлезвиг-Гольштейна
Симонис в июле 1998 г. заявили о необходимости тесного взаимодействия
на Севере Германии. К этому процессу предполагается также подключить Мекленбург-Предпомеранию
и Нижнюю Саксонию.
Таким образом, представляется, что взаимодействие с Россией на Балтике
могло бы стать катализатором к формированию альтернативной системы сотрудничества
в Европе, которое в свою очередь могло бы способствовать созданию партнерских
отношений в этом регионе вне рамок ЕС и определенным образом препятствовать
распространению НАТО на Восток.
В общей сложности земля Шлезвиг-Гольштейн поддерживает контакты на уровне
городов, округов и общин со 163 партнерами из-за рубежа, из них 18 приходится
на государства-республики бывшего СССР (Эстонию - 11, Россию - 3, Латвию
- 2, Беларусь и Литву - по 1). Координирует работу по развитию партнерских
связей с городами и районами на территории бывшего СССР земельное Немецкое
общество дружбы Запад-Восток (Deutsche Freundschafts ge sellschaft West-Ost
in Schles wig-Holstein e.V.), преобразованное из бывшего Германо-Советского
общества дружбы.
Помимо содействия установлению и расширению двусторонних партнерских
связей между городами, округами и районами эта организация ведет активную
работу в области культурного обмена, организуя музыкальные фестивали,
выставки, дни культуры, обмен делегациями школьников и студентов. В конце
1994 г. ее силами были созданы курсы изучения русского языка. Главный
город земли - Киль поддерживает партнерские связи сразу с двумя российскими
городами - Калининградом и Советском. Сходство масштабов городов, географического
положения и особенностей экономической ориентации как морских портов и
центров судостроения, статуса как главных городов области и земли предопределяют
лучшие перспективы для дальнейшего развития партнерства Калининграда и
Киля. Контакты двух городов охватывают несколько сфер культурной и общественной
жизни: обмен визитами на уровне руководства мэрий, совместную организацию
художественных выставок, музыкальных и фольклорных концертов, студенческий
и школьный обмен, визиты военных кораблей, презентации городов-партнеров.
В рамках партнерских связей этих двух культурных центров успешно развивается
сотрудничество старейших университетов - Калининградского имени Альбертуса
(основан в 1544 г.) и Кильского имени Кристиана Альбрехта (основан в 1665
г.). Помимо расширяющегося студенческого и научного обмена оно включает
разработку совместных научно-исследовательских проектов, в частности в
области сельского хозяйства и пищевой индустрии.
Расширение двусторонних профессиональных контактов затрагивает и сферу
правоохранительных органов. С 1992 г. берут начало тесные связи Управления
внутренних дел Калининградской области и полиции Шлезвиг-Гольштейна. Наряду
со ставшими уже традиционными визитами делегаций во главе с руководством
обеих полицейских служб контакты УВД Калининградской области и полиции
Шлезвиг-Гольштейна охватывают обмен в сфере профессиональной переподготовки
сотрудников, взаимодействие в оперативно-розыскной деятельности в отношении
отдельных преступных групп, приобретающих уже международный характер,
помощь немецкой стороны в техническом оснащении милицейской службы Калининградской
области, проведение благотворительных акций и т.д.
Активную работу проводит "Союз содействия образованию молодежи и
установлению экономических контактов Северная Германия-Калининград"
в г. Любеке, действующий в тесном контакте с Торгово-промышленной палатой
этого важного экономического центра на севере ФРГ. Сфера деятельности
Союза включает в себя организацию стажировок и практики для российских
студентов и слушателей на различных предприятиях, фирмах, учреждениях
и банках юго-восточной части земли Шлезвиг-Гольштейн, помощь немецким
предпринимателям в поиске и выборе экономических партнеров в России, проведение
акций гуманитарной помощи, различного рода информационно-справочные услуги,
касающиеся региона Калининградской области. В структуре Союза создано
представительство в России - "Ганзейское бюро Калининград".
Возрождение и дальнейшее развитие ганзейских традиций содействия экономическому
сотрудничеству и торговле применительно к современным условиям рассматривалось
немецкой стороной как один из движущих мотивов к установлению партнерских
связей между городами Любек и Новгород, входившими в свое время в состав
Ганзейского Союза. Первичные предложения по подобному проекту были обсуждены
в 1994 г. во время визита в Любек представителей администрации г. Новгорода.
Хорошим примером партнерства на т.н. "местном" уровне являются
установившиеся в ноябре 1991 г. контакты Зеленоградского района Калининградской
области с округом Пиннеберг земли Шлезвиг-Гольштейн. Расширение контактов
на уровне администраций и представительных органов обеих сторон способствовало
установлению прямых связей между деловыми и финансовыми кругами района
и округа. Так, в частности, в позитивном ключе развиваются связи "Крайсшпаркассе
Пиннеберг" с Зеленоградским отделением Сбербанка по созданию современного
надежного кредитного института для финансирования модернизации экономики.
Одним из результатов такого сотрудничества явилось совместное участие
в финансировании строительства новой школы в Зеленоградске. В округе Пиннеберг
созданы объединения "Зеленоградск" по содействию развитию партнерских
связей и "Фонд помощи Зеленоградску".
Приведенные примеры двусторонних связей, анализ тенденций их развития
позволяют говорить о перспективах установления земельно-областного партнерства
Шлезвиг-Гольштейна с Калининградской областью в целом.
Важную роль в укреплении российско-германских отношений, традиционных
исторических связей Шлезвиг-Гольштейна с Северо-Западом России играют
научно-исследовательские и культурные центры этой северогерманской земли.
Следует отметить деятельность двух из них:
Академии Балтийского моря в г.Любеке-Травемюнде и Музея славянской культуры
"Вальмузеум" в г. Ольденбурге в Гольштейне, для которых характерен
научно-исторический подход к анализу развития отношений России и Германии,
общности культур двух народов. С учетом наличия Кильского канала, завершения
создания к 2000 г. полностью сухопутного пути из Центральной Европы в
Скандинавию и перспектив строительства автобана от Любека вдоль южного
побережья Балтики через Калининград на Санкт-Петербург значение Шлезвиг-Гольштейна
будет и далее возрастать не только в рамках балтийского сотрудничества,
но и в общеевропейском масштабе.
Особое место в этом процессе занимает Союз государств Балтийского моря
(СГБМ) как одна из основных международных структур, занимающаяся проблемами
углубления и расширения межгосударственного и субрегионального сотрудничества.
Развитие международной кооперации, прежде всего применительно к России,
было достаточно обосновано и в выдвинутой Финляндией 15 сентября 1997
г. инициативе "Северного измерения ЕС".
Целью этой финляндской инициативы является достижение более эффективной
и интенсивной координации политики ЕС в бассейнах Балтийского и Баренцева
морей. С точки зрения определения приоритетов Европейского Союза его внешние
связи должны тесно переплетаться с проблемами решения основных внутренних
задач в рамках ЕС, таких как осуществление качественных структурных преобразований
и развитие единой энергетической системы.
Согласно проведенному финской стороной анализу Северо-Восток Европы после
полномасштабного подключения к нему Балтики как раз и является тем самым
регионом, который после радикальных политических перемен 1989-1990 гг.
стал наиболее перспективным и привлекательным для реализации планов и
программ ЕС по развитию, расширению и углублению системы международной
субрегиональной кооперации во всех сферах.
Федеральное правительство Германии всецело и полностью поддерживает финляндскую
инициативу. Северо-Восток Европы, по его мнению, является регионом, обладающим
значительным экономическим потенциалом, в особенности учитывая огромные
минеральные ресурсы северо-западных областей Российской Федерации. Одновременно
оно четко осознает, что этот регион является также и источником многоликой
потенциальной опасности для всех европейцев, где такие понятия, как "охрана
окружающей среды", "загрязнение радиоактивными отходами"
и "организованная преступность" не являются пустым звуком.
По глубокому убеждению немецкой стороны "Северное измерение"
является оптимальным рычагом, способным активизировать сотрудничество
между ЕС и Россией и перевести его в практическую плоскость. Данная инициатива
является существенной поддержкой усилиям Германии по продвижению в позитивном
ключе процесса реализации потенциала вступившего в силу в конце 1997 г.
Соглашения о партнерстве и кооперации между ЕС и Россией. Следует напомнить,
что 1 300 км российско-финляндской границы - это единственное после расширении
ЕС в 1995 г. место соприкосновения Евросоюза с РФ.
По мнению немецких экспертов, данная инициатива Финляндии полностью отвечает
интересам этого государства. В то же время она согласуется и с интересами
Норвегии, уже не только поддержавшей ее, но и выдвинувшей свои предложения,
расширяющие и дополняющие финляндскую концепцию. Одновременно она напрямую
затрагивает и интересы России, давая ей возможность подключиться к реализации
конкрет ных совместных проектов на Балтике и системе субрегиональной кооперации
в этом регионе в целом. "Северное измерение" вовлекает в сферу
межгосударственного сотрудничества и прибалтийские страны, претендующие
на вступление в ЕС. Учитывая их неоднозначные отношения с Россией, "Северное
измерение" призвано смягчить разногласие между ней и Эстонией, Латвией
и Литвой. В целом же взаимоотношения РФ с прибалтийскими соседями является
лакмусовой бумажкой способностей России адаптироваться к общеевропейским
требованиям.
В принятой на 7 межпарламентской Конференции стран Балтики резолюции
подчеркнута важная роль региона Балтийского моря как связующего звена
между государствами-членами ЕС и другими странами, особенно в части создания
атмосферы добрососедства и взаимопонимания между Россией и другими балтийским
государства ми. В ней содержится также требование к Комиссии Европейских
Сообществ более успешно и планомерно проводить курс на сближение позиций
различных политических сил в деле реализации принятого курса на общеевропейскую
интеграцию, в особенности в части, затрагивающей компетенцию структурных
фондов и программ ЕС ФАРЕ и ТАСИС с целью их взаимной адаптации и создания
соответствующих условий для успешного осуществления совместных международных
проектов не только на государственном, но и на межрегиональном уровне.
Было также выдвинуто предложение рассмотреть возможность привлечения средств
обеих программ на реализацию не только проектов подготовки стран-кандидатов
к вступлению в ЕС, но и для поддержки экономики России и других стран
СНГ; пересмотреть в ближайшее время положение о программе ТАСИС, адаптировав
ее к требованиям выдвинутой инициативы "Северного измерения ЕС",
определив основные магистральные направления привлечения инвестиций для
оказания ей необходимого технического содействия. В резолюции содержится
призыв к национальным правительствам всячески способствовать странам-кандидатам
на вступление в ЕС в сжатые сроки ознакомиться с практикой и требованиями
ЕвроСоюза, а России облегчить выполнение положений, содержащихся в Соглашении
о партнерстве и кооперации между ЕС и РФ.
В настоящее время на Балтике осуществляется более 1 000 региональных
подпрограмм, в которых задействованы как ФРГ, так и Российская Федерация.
С учетом специфики этой части континента многие совместные проекты направлены
на оптимизацию транспортной инфраструктуры в этом районе, развитие
судоходства и паромного сообщения, портового и аэродромного хозяйства
сторон-участниц, создание унифицированной информационной инфраструктуры,
подготовку квалифицированных национальных кадров в этих сферах. Самое
пристальное внимание уделяется вопросам экологии, совместному преодолению
последствий техногенных катастроф. Многие совместные мероприятия нацелены
на всестороннее развитие туризма, расширение культурных научных обменов,
углубление приграничных связей балтийских стран.
Германия, как один из наиболее экономически развитых членов ЕС, принимает
в этих процессах самое непосредственное участие, оказывая реализации планов
интен сификации и эффективизации субрегиональной кооперации и интеграции
на Балтике не только материальное и финансовое, но и политическое содействие.
Особенно активно задействованы на этом направлении северные земли ФРГ,
и прежде всего Шлезвиг-Гольштейн, генерирующий все новые и новые инициативы,
провозгласив тезис "Балтика - наш общий дом". В отношении России
активность этой земли уже вышла далеко за рамки поддержания ставших уже
традиционными связей с Калининградской и Ленинградской областями, Санкт-Петербургом,
и в настоящее время она, особенно после провозглашения "Северного
измерения ЕС", распространяется на другие российские регионы, включая,
прежде всего Карелию, Мурманскую, Архангельскую, Новгородскую и Псковскую
области, позволяя с уверенностью констатировать, что германо-российское
межрегиональное сотрудничество вступило в новую фазу своего развития,
приобрело углубленный характер и нацелено на долгосрочную перспективу.
|