Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлению

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВОДНОГО ТУРИЗМА И ЯХТИНГА В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Вадим ГОРШКОВ

Мировая индустрия водного туризма и яхтинга интенсивно развивается и сегодня имеет многомиллиардный оборот, что особенно характерно для приморских городов. В этой сфере бизнеса во многих странах задействованы сотни тысяч людей. Туристическая же карта России представляет собой в этой области почти сплошное белое пятно.

Расположенный в самой западной части России Калининградский регион в силу ряда особенностей имеет прекрасное и выгодное географическое положение. Мягкий климат и благоприятные природные условия могут быть привлекательными здесь как для туристов, так и отдыхающих.

Калининград, Балтийск, Пионерский, Светлогорск имеют непосредственный выход в море, в Калининградский и Вислинский заливы. По рекам Преголя и Дейма имеется выход в Куршский залив.

Балтийское море связывает Калининградскую область со многими приморскими городами Европы, а расстояния до них не соизмеримо малы по сравнению с удаленностью любых других городов и портов России: 40 миль до Фромборга, 60 миль до Гданьска и Гдыни, 90 миль до Клайпеды, 180 миль до Карлскруны, 400 миль до Киля. В то же время расстояние до ближайшего порта России - Санкт-Петербурга - 600 миль.

Все эти факторы создали уникальные для региона возможности для развития уважаемого и престижного во всем мире яхтенного и водного туризма. С их учетом следует принимать во внимание перспективу дальнейшего развития в Калининградской области Особой экономической зоны и в связи с этим - повышенный интерес стран Европы к самому западному региону России. Сегодня эти возможности и условия, к сожалению, городом и областью используются не в полной мере.

Начиная от морских ворот нашей области - разбитого, необорудованного и опасного для стоянки малых судов причала пограничного и таможенного контроля на Балтийской косе - взору мореплавателя и гостей открывается вид запущенных, неухоженных берегов Калининградского морского канала.

От Балтийска до самого Калининграда не имеется ни одного хотя бы по минимуму оборудованного места для швартовки и стоянки яхт, спортивных и прогулочных судов. На обширной акватории Калининградского залива существует единственная защищенная от ветра и волны, но необорудованная яхтенная гавань в поселке Прибрежный (так называемый городской яхт-клуб). Заканчивается судоходство на реке Преголе искусственной преградой - двухъярусным подъемным железнодорожным мостом, за которым в центре города пустуют прекрасные, пригодные для стоянки спортивных и туристических судов набережные.

Неоднократно пришедшие издалека иностранные гостевые яхты, покрутившись в Калининградском морском канале и не найдя себе подходящего места для швартовки, разочарованные уходили из России, разнося по миру свои впечатления о путешествии в "каменный век" в центре Европы. Тем не менее, руководство Морской администрации порта Калининград уже дважды прекрасно организовывало прием больших делегаций парусных туристических судов, а на период празднова ния 300-летия Российского флота в 1996 г. в Морской порт Калининграда прибыл представительный отряд Международного парусного союза и Турен-яхтклуба Германии в количестве 24 гостевых яхт из 6 стран Европы. Визит в Морском порту превратился в красочный праздник и вызвал живой интерес у горожан и гостей. Здесь уместно привести пример и из истории значимости для приморского города развития водных путей и приобщения горожан к мореплаванию и отдыху на воде.

Еще Петр I много думал над тем, чтобы привить своим подданным любовь к морскому делу, к хождению на гребных и парусных судах. Понимая, что одними указами этого не добиться, он принял решение - не строить через Неву мостов. А так как Петербург весь был изрезан притоками Невы и каналами, то жители его поневоле вынуждены были приниматься за строительство лодок и парусных судов и содействовать развитию водного транспорта...

Аналог истории наиболее характерен для приморского города Калининграда с учетом, конечно, наличия более современных методов и форм решения задач.

Калининградцам в большей степени, нежели жителям других регионов России известно, какую популярность в Европе и во всем мире имеют водный туризм и яхтинг, и какой неповторимый колорит и облик имеют схожие с Калининградом по географическому положению приморские города Германии, Голландии, Дании, многих других стран и даже некогда полной таких же запретов и предрассудков Польши.

В новых условиях в интересах развития и процветания культурного морского центра на западе России настало время решения вопроса о создании в Калининградской области благоприятных и общепринятых в международной практике условий для развития инфраструктуры водного туризма, парусного спорта и яхтинга, морской индустрии.

Полагается, что в основу концепции развития инфраструктуры водного туризма и яхтинга в Калининградской области должны войти возрождение и реконструкция уже существующей системы базирования спортивных, туристических и прогулочных судов, создание элементов яхтенного сервиса, развитие отечественного яхтенного и малого судостроения, создание в Калининградской области "марин" - специализированных учреждений (портов), выполняющих задачи высокого уровня обслуживания и сервиса в районах массового отдыха на воде.

Использование выгодных географических и природных условий области позволяет осуществить последовательное освоение районов и мест стоянки яхт, спортивных и прогулочных судов в порту Балтийске, Светлом, на побережье Калининградского залива, Земландского полуострова и в центре Калининграда.

На первом этапе реализации концепции целесообразным видится создание Калининградского городского центра водного туризма и отдыха на основе яхтенной гавани калининградского яхт-клуба в поселке Прибрежный.

С учетом реальных перспектив застройки города и расширения его городской черты к Калининградскому заливу видится разумным рассматривать зону отдыха для калининградцев и гостей на участке побережья залива Ушаковский, Форелевого озера и Голубых озер.

Удобство расположения городского центра туризма и отдыха характеризуется наличием протяженных удобных пляжей на побережье залива Ушаковский и Голубых озер, довольно обширной акваторией Ка лининградского залива и озер, что позволит рассчитывать на отдых большого количества горожан и гостей. Близость от центра города, наличие подъездных путей и маршрутного городского транспорта на автомагистрали Калининград - Мамоново дополняют преимущества в расположении цивилизованного места массового отдыха.

Логическим этапом в развитии инфраструктуры водного туризма, спорта и яхтинга будет открытие судоходства на период летней навигации для гостевых и отечественных яхт в центр города до эстакадного моста со стоянкой у набережной острова Кнайпхоф, на котором расположен Кафедральный собор и могила Канта, а также у спортивного комплекса "Юность".

Общая протяженность причального фронта набережных острова Кнайпхоф и спорткомплекса "Юность" составляет 400 м и позволяет разместить до 30 крупных яхт в один корпус или 60 яхт в 2 корпуса.

Стоянка туристических катеров и гостевых яхт с высотой мачт до 10 м возможна у набережной острова Кнайпхоф за эстакадным мостом вверх по реке Преголя.

Указанные набережные находятся в хорошем состоянии и не требуют дополнительных финансовых затрат. Изготовление приспособлений (рымов) для швартовки к набережной, трапов и плавпричалов также не потребует серьезных расходов.

Набережные могут быть дополнительно оборудованы электрощитами, водопроводом, туалетами и душевой. За соответствующие услуги, предоставляемые яхтам и катерам, в бюджет города будут поступать средства аналогично источникам от платных автостоянок.

Места стоянки хорошо защищены от ветра и волнения. В то же время сами яхты не будут создавать помех судоходству в индустриальной части реки. Вода в городской части реки загрязнена в меньшей степени, чем в нижнем течение Преголи, где расположены заводы, судовые мастерские и порты.

Сами яхты являются объектами повышенного интереса для жителей города и его гостей, а в период проведения в городе праздников и зрелищных мероприятий вносят дополнительный колорит в общий облик цивилизованного приморского города.

Для прохода яхт достаточно осуществлять подъем двухъярусного железнодорожного моста 1-2 раза в сутки на 10-15 минут, как делается это повсеместно в Голландии и других странах. Разумно оборудовать место временной стоянки для ожидания разводки двухъярусного моста у причала правой набережной реки Преголи, непосредственно примыкающего к мосту.

Событие, связанное с открытием судоходства для калининиградцев и гостей к центру города западного региона России, можно считать равноценным открытию Петром I "окна в Европу".

Оборудование стоянки яхт у правой набережной реки Преголи в районе о. Коссе также имеет ряд положительных особенностей как по размерам водной акватории, так и независимости от расписания подъема двухъярусного моста.

Созрела также очевидная разумная необходимость в обустройстве всей правой набережной реки Преголи от двухъярусного моста до мелькомбината.

Город Балтийск - морские ворота Калининградской области, и администрация БГО уже давно приступила к реализации программы, направленной на приобретение Балтийском внешнего вида, характерного для приморского города. .

В основе концепции и уже существующих программ видится прежде всего необходимость коренного улучшения экологического состояния водной акватории Калининградской области. Яхты, будучи сами экологически чистыми типами судов, как лакмусовая бумага отражают на своих корпусах и бортах состояние окружающей среды.

По приходящейся на душу населения площади водной поверхности в Калининградской области, доступной для плавания, проведения отдыха на воде и водного туризма, трудно найти в России, да и в соседних Польше и Литве нечто подобное. А вот если сравнивать количество приходящихся на душу населения парусных и моторных туристических и спортивных судов, то мы явно оказываемся на одном из последних мест, да и в популярности отдыха на воде также отстали от цивилизованного мира.

В силу ряда причин и особенностей, малое судостроение на индустриальной основе в нашей стране развития не получило, а производимые на отдельных предприятиях в малых сериях прогулочные и туристические суда не отличались высоким качеством.

Закрытость границ и самой Калининградской области в прошлом во многом способствовали сдерживанию развития целой инфраструктуры как самого водного туризма, так и малого судостроения. Следствием этих причин явились потеря хороших морских традиций и культуры, слабого развития молодежного парусного и других видов водного спорта и туризма.

Калининград и Балтийск - города моряков и судостроителей, имеющие большой интеллектуальный, профессиональный и промышленный потенциал. Повышение интенсивности процесса конверсии, производства современных материалов и технологий в сочетании с программами, связанными с ОЭЗ, создали условия для интеграции некоторых предприятий в элемент инфраструктуры водного туризма и яхтинга с ориентацией их на строительство спортивных, прогулочных судов и яхт не только для бизнесменов разного уровня, но и для массового покупателя.

Имеемый опыт профессионалов-корабелов, в частности калининградской яхтенной верфи "Пеликан", мог бы послужить основой для создания конкурентоспособного специализированного предприятия по проектированию и строительству яхт и маломерных судов.

Существенной помощью на первом этапе может быть предоставление определенных льгот такому предприятию на трудном пути его становления.

Сотрудничество и партнерство верфи с аналогичными предприятиями Германии, Нидерландов, Швеции и Польши способствовало бы внедрению в эту область современных технологий, производственного опыта, заполнению отечественного рынка малого судостроения качественной и конкурентоспособной продукцией, выходу на мировой рынок. Развитие малого судостроения в области создало бы условия для рождения неотъемлемой части инфраструктуры яхтенного сервиса отечественных и гостевых (зарубежных) моторных и парусных яхт.

Реализация концепции позволит Калининграду придать облик цивилизованного, современного и красивого приморского города, даст толчок развитию чартерного, круизного судоходства и туризма. Следует также учитывать, что этот фактор может содействовать развитию деловых контактов и повышению посещаемости самого города иностранными туристами.

 

предыдущая статья к оглавлению
Rambler's Top100
Kaliningrad Banners Exchange Network.
Hosted by uCoz