ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВОДНОГО ТУРИЗМА И ЯХТИНГА В КАЛИНИНГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ
Вадим ГОРШКОВ
Мировая индустрия водного туризма и яхтинга интенсивно развивается и
сегодня имеет многомиллиардный оборот, что особенно характерно для приморских
городов. В этой сфере бизнеса во многих странах задействованы сотни тысяч
людей. Туристическая же карта России представляет собой в этой области
почти сплошное белое пятно.
Расположенный в самой западной части России Калининградский регион в
силу ряда особенностей имеет прекрасное и выгодное географическое положение.
Мягкий климат и благоприятные природные условия могут быть привлекательными
здесь как для туристов, так и отдыхающих.
Калининград, Балтийск, Пионерский, Светлогорск имеют непосредственный
выход в море, в Калининградский и Вислинский заливы. По рекам Преголя
и Дейма имеется выход в Куршский залив.
Балтийское море связывает Калининградскую область со многими приморскими
городами Европы, а расстояния до них не соизмеримо малы по сравнению с
удаленностью любых других городов и портов России: 40 миль до Фромборга,
60 миль до Гданьска и Гдыни, 90 миль до Клайпеды, 180 миль до Карлскруны,
400 миль до Киля. В то же время расстояние до ближайшего порта России
- Санкт-Петербурга - 600 миль.
Все эти факторы создали уникальные для региона возможности для развития
уважаемого и престижного во всем мире яхтенного и водного туризма. С их
учетом следует принимать во внимание перспективу дальнейшего развития
в Калининградской области Особой экономической зоны и в связи с этим -
повышенный интерес стран Европы к самому западному региону России. Сегодня
эти возможности и условия, к сожалению, городом и областью используются
не в полной мере.
Начиная от морских ворот нашей области - разбитого, необорудованного
и опасного для стоянки малых судов причала пограничного и таможенного
контроля на Балтийской косе - взору мореплавателя и гостей открывается
вид запущенных, неухоженных берегов Калининградского морского канала.
От Балтийска до самого Калининграда не имеется ни одного хотя бы по минимуму
оборудованного места для швартовки и стоянки яхт, спортивных и прогулочных
судов. На обширной акватории Калининградского залива существует единственная
защищенная от ветра и волны, но необорудованная яхтенная гавань в поселке
Прибрежный (так называемый городской яхт-клуб). Заканчивается судоходство
на реке Преголе искусственной преградой - двухъярусным подъемным железнодорожным
мостом, за которым в центре города пустуют прекрасные, пригодные для стоянки
спортивных и туристических судов набережные.
Неоднократно пришедшие издалека иностранные гостевые яхты, покрутившись
в Калининградском морском канале и не найдя себе подходящего места для
швартовки, разочарованные уходили из России, разнося по миру свои впечатления
о путешествии в "каменный век" в центре Европы. Тем не менее,
руководство Морской администрации порта Калининград уже дважды прекрасно
организовывало прием больших делегаций парусных туристических судов, а
на период празднова ния 300-летия Российского флота в 1996 г. в Морской
порт Калининграда прибыл представительный отряд Международного парусного
союза и Турен-яхтклуба Германии в количестве 24 гостевых яхт из 6 стран
Европы. Визит в Морском порту превратился в красочный праздник и вызвал
живой интерес у горожан и гостей. Здесь уместно привести пример и из истории
значимости для приморского города развития водных путей и приобщения горожан
к мореплаванию и отдыху на воде.
Еще Петр I много думал над тем, чтобы привить своим подданным любовь
к морскому делу, к хождению на гребных и парусных судах. Понимая, что
одними указами этого не добиться, он принял решение - не строить через
Неву мостов. А так как Петербург весь был изрезан притоками Невы и каналами,
то жители его поневоле вынуждены были приниматься за строительство лодок
и парусных судов и содействовать развитию водного транспорта...
Аналог истории наиболее характерен для приморского города Калининграда
с учетом, конечно, наличия более современных методов и форм решения задач.
Калининградцам в большей степени, нежели жителям других регионов России
известно, какую популярность в Европе и во всем мире имеют водный туризм
и яхтинг, и какой неповторимый колорит и облик имеют схожие с Калининградом
по географическому положению приморские города Германии, Голландии, Дании,
многих других стран и даже некогда полной таких же запретов и предрассудков
Польши.
В новых условиях в интересах развития и процветания культурного морского
центра на западе России настало время решения вопроса о создании в Калининградской
области благоприятных и общепринятых в международной практике условий
для развития инфраструктуры водного туризма, парусного спорта и яхтинга,
морской индустрии.
Полагается, что в основу концепции развития инфраструктуры водного туризма
и яхтинга в Калининградской области должны войти возрождение и реконструкция
уже существующей системы базирования спортивных, туристических и прогулочных
судов, создание элементов яхтенного сервиса, развитие отечественного яхтенного
и малого судостроения, создание в Калининградской области "марин"
- специализированных учреждений (портов), выполняющих задачи высокого
уровня обслуживания и сервиса в районах массового отдыха на воде.
Использование выгодных географических и природных условий области позволяет
осуществить последовательное освоение районов и мест стоянки яхт, спортивных
и прогулочных судов в порту Балтийске, Светлом, на побережье Калининградского
залива, Земландского полуострова и в центре Калининграда.
На первом этапе реализации концепции целесообразным видится создание
Калининградского городского центра водного туризма и отдыха на основе
яхтенной гавани калининградского яхт-клуба в поселке Прибрежный.
С учетом реальных перспектив застройки города и расширения его городской
черты к Калининградскому заливу видится разумным рассматривать зону отдыха
для калининградцев и гостей на участке побережья залива Ушаковский, Форелевого
озера и Голубых озер.
Удобство расположения городского центра туризма и отдыха характеризуется
наличием протяженных удобных пляжей на побережье залива Ушаковский и Голубых
озер, довольно обширной акваторией Ка лининградского залива и озер, что
позволит рассчитывать на отдых большого количества горожан и гостей. Близость
от центра города, наличие подъездных путей и маршрутного городского транспорта
на автомагистрали Калининград - Мамоново дополняют преимущества в расположении
цивилизованного места массового отдыха.
Логическим этапом в развитии инфраструктуры водного туризма, спорта и
яхтинга будет открытие судоходства на период летней навигации для гостевых
и отечественных яхт в центр города до эстакадного моста со стоянкой у
набережной острова Кнайпхоф, на котором расположен Кафедральный собор
и могила Канта, а также у спортивного комплекса "Юность".
Общая протяженность причального фронта набережных острова Кнайпхоф и
спорткомплекса "Юность" составляет 400 м и позволяет разместить
до 30 крупных яхт в один корпус или 60 яхт в 2 корпуса.
Стоянка туристических катеров и гостевых яхт с высотой мачт до 10 м возможна
у набережной острова Кнайпхоф за эстакадным мостом вверх по реке Преголя.
Указанные набережные находятся в хорошем состоянии и не требуют дополнительных
финансовых затрат. Изготовление приспособлений (рымов) для швартовки к
набережной, трапов и плавпричалов также не потребует серьезных расходов.
Набережные могут быть дополнительно оборудованы электрощитами, водопроводом,
туалетами и душевой. За соответствующие услуги, предоставляемые яхтам
и катерам, в бюджет города будут поступать средства аналогично источникам
от платных автостоянок.
Места стоянки хорошо защищены от ветра и волнения. В то же время сами
яхты не будут создавать помех судоходству в индустриальной части реки.
Вода в городской части реки загрязнена в меньшей степени, чем в нижнем
течение Преголи, где расположены заводы, судовые мастерские и порты.
Сами яхты являются объектами повышенного интереса для жителей города
и его гостей, а в период проведения в городе праздников и зрелищных мероприятий
вносят дополнительный колорит в общий облик цивилизованного приморского
города.
Для прохода яхт достаточно осуществлять подъем двухъярусного железнодорожного
моста 1-2 раза в сутки на 10-15 минут, как делается это повсеместно в
Голландии и других странах. Разумно оборудовать место временной стоянки
для ожидания разводки двухъярусного моста у причала правой набережной
реки Преголи, непосредственно примыкающего к мосту.
Событие, связанное с открытием судоходства для калининиградцев и гостей
к центру города западного региона России, можно считать равноценным открытию
Петром I "окна в Европу".
Оборудование стоянки яхт у правой набережной реки Преголи в районе о.
Коссе также имеет ряд положительных особенностей как по размерам водной
акватории, так и независимости от расписания подъема двухъярусного моста.
Созрела также очевидная разумная необходимость в обустройстве всей правой
набережной реки Преголи от двухъярусного моста до мелькомбината.
Город Балтийск - морские ворота Калининградской области, и администрация
БГО уже давно приступила к реализации программы, направленной на приобретение
Балтийском внешнего вида, характерного для приморского города. .
В основе концепции и уже существующих программ видится прежде всего необходимость
коренного улучшения экологического состояния водной акватории Калининградской
области. Яхты, будучи сами экологически чистыми типами судов, как лакмусовая
бумага отражают на своих корпусах и бортах состояние окружающей среды.
По приходящейся на душу населения площади водной поверхности в Калининградской
области, доступной для плавания, проведения отдыха на воде и водного туризма,
трудно найти в России, да и в соседних Польше и Литве нечто подобное.
А вот если сравнивать количество приходящихся на душу населения парусных
и моторных туристических и спортивных судов, то мы явно оказываемся на
одном из последних мест, да и в популярности отдыха на воде также отстали
от цивилизованного мира.
В силу ряда причин и особенностей, малое судостроение на индустриальной
основе в нашей стране развития не получило, а производимые на отдельных
предприятиях в малых сериях прогулочные и туристические суда не отличались
высоким качеством.
Закрытость границ и самой Калининградской области в прошлом во многом
способствовали сдерживанию развития целой инфраструктуры как самого водного
туризма, так и малого судостроения. Следствием этих причин явились потеря
хороших морских традиций и культуры, слабого развития молодежного парусного
и других видов водного спорта и туризма.
Калининград и Балтийск - города моряков и судостроителей, имеющие большой
интеллектуальный, профессиональный и промышленный потенциал. Повышение
интенсивности процесса конверсии, производства современных материалов
и технологий в сочетании с программами, связанными с ОЭЗ, создали условия
для интеграции некоторых предприятий в элемент инфраструктуры водного
туризма и яхтинга с ориентацией их на строительство спортивных, прогулочных
судов и яхт не только для бизнесменов разного уровня, но и для массового
покупателя.
Имеемый опыт профессионалов-корабелов, в частности калининградской яхтенной
верфи "Пеликан", мог бы послужить основой для создания конкурентоспособного
специализированного предприятия по проектированию и строительству яхт
и маломерных судов.
Существенной помощью на первом этапе может быть предоставление определенных
льгот такому предприятию на трудном пути его становления.
Сотрудничество и партнерство верфи с аналогичными предприятиями Германии,
Нидерландов, Швеции и Польши способствовало бы внедрению в эту область
современных технологий, производственного опыта, заполнению отечественного
рынка малого судостроения качественной и конкурентоспособной продукцией,
выходу на мировой рынок. Развитие малого судостроения в области создало
бы условия для рождения неотъемлемой части инфраструктуры яхтенного сервиса
отечественных и гостевых (зарубежных) моторных и парусных яхт.
Реализация концепции позволит Калининграду придать облик цивилизованного,
современного и красивого приморского города, даст толчок развитию чартерного,
круизного судоходства и туризма. Следует также учитывать, что этот фактор
может содействовать развитию деловых контактов и повышению посещаемости
самого города иностранными туристами.
|