ФЕНОМЕН ХЕЛЬСИНКИ
Владимир Пай-Горский
Будучи морским городом, Хельсинки вне всякого сомнения является одной
из красивейших европейских столиц. Несмотря на относительную молодость,
основные вехи североевропейской истории присутствуют в нем повсюду.
Это сравнительно молодой город (ему не полных 450 лет), который был основан
в 1550 г. шведским королем Густавом Васа в качестве порта в противовес
Ревелю (Таллинну) в борьбе за лидерство в торговле на Балтике. Общая со
Швецией история на протяжении более пятисот лет и единая с Россией столетняя
история отчетливо прослеживаются здесь и сегодня.
Порт Хельсинки - главный и самый большой грузовой порт в Финляндии, а
также один из крупнейших на Балтике. Он специализируется на контейнерных
и грузовых трейлерных перевозках. Кроме того, это крупнейший пассажирский
порт, откуда выполняются рейсы по всей Балтике. Нарастание движения и
грузовых оборотов в порту вызывает необходимость строительства гавани,
более удаленной от городского центра, на востоке города, которое начнется
в 2000 г., что более оптимально приблизит маршруты морского импорта и
экспорта. Помимо судов и скоростных паромов, курсирующих в направлении
Стокгольма, Гамбурга и других портов, в последнее время увеличивается
движение между государствами Балтии и Санкт-Петербургом. В зимнее время,
когда Финский залив покрывается льдом, пути для судов расчищаются современными
ледоколами отечественной постройки. Финский торговый флот состоит большей
частью из предназначенных для пассажирских и грузовых перевозок роскошных
автопаромов и автоматизированных контейнерных и сухогрузных судов. В настоящее
время по древним восточным путям викингов ходят большие теплоходы и автопаромы,
перевозящие ежегодно более 3,5 млн. пассажиров. Суда в порту Хельсинки
являются одной из главных отличительных особенностей города. Размер и
горизонтальная форма их иллюминаторов создают неотразимое впечатление
архитектурного феномена в сердце города. Видимые со многих точек Хельсинки
и со множества его улиц, эти громады, раскрашенные в национальные цвета
Финляндии, смотрятся особенно великолепно, создавая неповторимые образы
и городские метафоры столицы. Ведь она - прежде всего город-порт, поэтому
здесь и пассажирский порт, обслуживающий около 3 млн. пассажиров в год,
и морской терминал Катаяновка для паромов, и обширная территория судоверфи.
О морской истории столицы напоминают и памятники - монумент жертвам кораблекрушения,
который в 1897 г. стал первой скульптурой, установленной в Хельсинки,
памятник мореплаванию, памятник первооткрывателю Северного Морского пути
- морскому путешественнику и исследователю 19 века А. Норденшельду.
На территории 185 кв. км в столице проживает около 546 тыс. жителей,
а в регионе Большого Хельсинки - около миллиона человек из более, чем
пятимиллионного населения страны. Город стал столицей в 1812 г. после
того, как Россия в ходе участия в наполеоновских войнах в 1809 г. отвоевала
Финляндию у Швеции и приняла ее под подданство российского императора
в качестве Великого княжества Финляндского. В 1917 г. город стал столицей
независимой Финляндии. Во время Второй мировой войны Хельсинки наряду
с Лондоном и Москвой был в числе неоккупированных за все время войны столиц
стран, принимавших в ней участие.
После войны Хельсинки был местом проведения многих важных международных
мероприятий, в частности таких как Олимпийские игры 1952 г., Консультативная
встреча по ограничению стратегических наступательных вооружений в 1970
г, Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 г., совещание
по поводу 10-летия СБСЕ в 1985 г., саммит президентов России и США в 1997
г. и многих других.
В 2000 г. столица Финляндской республики будет праздновать 450-ю годовщину
со дня своего основания. В этом же году Хельсинки станет одним из культурных
центров Европы наряду с Авиньоном, Бергеном, Болоньей, Брюсселем, Краковом,
Прагой, Рейкьявиком и Сантьяго-де-Кампостелой.
По своему облику город чем-то напоминает Санкт-Петербург, хотя в отличие
от последнего в глаза бросается чистота и ухоженность. Сенатская площадь
в центре Хельсинки в обрамлении величественных зданий представляет собой
единый ансамбль в стиле ампир. В ее центре находится памятник российскому
императору Александру Второму. Над площадью возвышается лютеранский Кафедральный
собор, здесь же расположены главный корпус Хельсинского университета,
Университетская библиотека и здание Госсовета, в котором в настоящее время
работает правительство страны.
В ста метрах к югу от Сенатской площади на самом берегу моря находится
Рыночная площадь, которая особенно летом является самым оживленным местом
в Хельсинки. Здесь же - Президентский дворец, на крыше которого в момент
его присутствия, как и в ряде других стран, всегда развевается государственный
флаг, городская ратуша и здание посольства Швеции. В западной части площади
стоит ставшая символом города скульптура- фонтан Вилле Валгрена - Хавис
Аманда. Рыночную площадь украшает также монумент, воздвигнутый в 1835
г. в честь посещения Гельсингфорса царской фамилией. Кстати, финны, в
отличие от нас самих и некоторых других народов, даже после обретения
независимости бережно сохраняют все, что связано с Россией и своей историей,
например, будь то памятники российским самодержцам или названия улиц -
в частности Алексанксантеринкату (названа в честь Александра Первого).
Построенная на Хельсинкском рейде 250 лет назад морская крепость Суоменлинна
является жемчужиной города, самой известной достопримечательностью на
всем побережье Финского залива. Это - крепость, построенная шведами в
1748-1772 гг. для обеспечения безопасности Хельсинки и всего южного побережья
Финляндии. Она строилась на средства, выделенные Францией, и должна была
стать "Северным Гибралтаром". В крепости стояли войска, она
была хорошо вооружена, однако ее военная история оказалась весьма непродолжительной.
Весной 1809 г. во время шведско-русской войны после нескольких недель
осады российскими войсками несмотря на возможность длительного сопротивления
крепость была сдана почти без боя. В 1918 г. для нее наступили мрачные
времена - она служила концлагерем для взятых в плен красных, многие из
которых погибли там от голода и болезней. Сейчас в крепости художественный
центр стран Северной Европы, военно-морское училище Финляндии, несколько
музеев, среди которых военный музей "Манееси", подводная лодка-музей
"Вессико", музеи береговой артиллерии, таможенный, кукол и игрушек
и ряд других. Суоменлина внесена в список памятников мирового наследия
ЮНЕСКО, включивший в себя наиболее интересные и представительные объекты
мирового зодчества, древней культуры, природные объекты и объекты фауны.
Крепость дышит историей как Финляндии, так и других стран Балтийского
моря.
Еще одной из достопримечательностей Хельсинки является Олимпийский стадион,
построенный для проведения планировавшихся на 1940 г., но так и не состоявшихся
из-за Второй мировой войны Олимпийских игр. Свой звездный час стадион
пережил во время Олимпийских игр в Хельсинки в 1952 г. Он и сейчас - главная
арена спортивных событий Финляндии, его трибуны вмещают более 40 тыс.
зрителей. Символ стадиона - 72-х метровая башня, с которой открывается
живописный вид на город. В здании стадиона находится также музей спорта.
В Хельсинки 12 театров, среди которых самые значительные - Национальный,
Городской и Шведский театры, 12 исторических и культурологических музеев,
5 музеев естественных наук, 33 специализированных и 13 музеев искусств,
среди которых Атенеум - главный музей изобразительных искусств Финляндии,
музей современного искусства "Киасма", музей маршала Маннергейма
- президента Финляндии с 1944 по 1946 г. Национальный музей Финляндии,
здание которого выполнено в стиле национального романтизма, интересен
не только своими коллекциями, но и как архитектурный памятник. Многие
знатоки архитектуры считают самым интересным сооружением Финляндии церковь
на площади Темпеленаукио в столице. Церковь построена в скале, сверху
видна часть медного купола и часть стены, сложенной из гранита. Отчетливый
восточный штрих в облик города Хельсинки вносит православный Успенский
собор, построенный в 1868 г. из красного кирпича по проекту русского архитектора
А. Горностаева.
Несмотря на то, что в мировой практике сложилась традиция строить метро
в городах с населением более миллиона человек, в Хельсинки наряду с развитой
и хорошо организованной транспортной сетью успешно функционирует метрополитен.
Хотя он и не такой масштабный, как например, в Москве или Стокгольме,
тем не менее является неотъемлемой частью его транспортной составляющей.
Столица одной из самых северных стран мира оставляет впечатления, которые
не могут предложить другие: это и западный мегаполис, соразмерный с современным
человеком, современный стиль жизни североевропейской страны, в котором
присутствует восточный облик, и колыбель супертехнологий, где всюду в
окружении уникальная по красоте природа. Здесь можно встретиться со всеми
четырьмя временами года и жизнью, очаровательно бьющимися с ними в такт.
Уровень жизни в Хельсинки является самым высоким в Европейском Союзе,
членом которого Финляндия является с 1995 г. Положение на границе между
зонами влияния Запада и Востока обогатило самобытную финскую культуру
и образ жизни как восточными, так и западными идеями.
Находясь в Хельсинки можно ощущать природу совсем по-новому, хотя
здесь можно встретить и такие же как в Санкт-Петербурге белые ночи, и
ощутить так хорошо знакомое россиянину наслаждение от зимней прогулки
по морскому льду. Хельсинки считается "дочерью Балтики", и это
действительно так: большое холодное северное море является пульсом финской
столицы. Хельсинки - это метрополия, где все функционирует как должно,
где природа и ее круговорот являются неотъемлемой частью города, и в этом
его феномен.
|