Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

ФЕНОМЕН ХЕЛЬСИНКИ
Владимир Пай-Горский

Будучи морским городом, Хельсинки вне всякого сомнения является одной из красивейших европейских столиц. Несмотря на относительную молодость, основные вехи североевропейской истории присутствуют в нем повсюду.

Это сравнительно молодой город (ему не полных 450 лет), который был основан в 1550 г. шведским королем Густавом Васа в качестве порта в противовес Ревелю (Таллинну) в борьбе за лидерство в торговле на Балтике. Общая со Швецией история на протяжении более пятисот лет и единая с Россией столетняя история отчетливо прослеживаются здесь и сегодня.

Порт Хельсинки - главный и самый большой грузовой порт в Финляндии, а также один из крупнейших на Балтике. Он специализируется на контейнерных и грузовых трейлерных перевозках. Кроме того, это крупнейший пассажирский порт, откуда выполняются рейсы по всей Балтике. Нарастание движения и грузовых оборотов в порту вызывает необходимость строительства гавани, более удаленной от городского центра, на востоке города, которое начнется в 2000 г., что более оптимально приблизит маршруты морского импорта и экспорта. Помимо судов и скоростных паромов, курсирующих в направлении Стокгольма, Гамбурга и других портов, в последнее время увеличивается движение между государствами Балтии и Санкт-Петербургом. В зимнее время, когда Финский залив покрывается льдом, пути для судов расчищаются современными ледоколами отечественной постройки. Финский торговый флот состоит большей частью из предназначенных для пассажирских и грузовых перевозок роскошных автопаромов и автоматизированных контейнерных и сухогрузных судов. В настоящее время по древним восточным путям викингов ходят большие теплоходы и автопаромы, перевозящие ежегодно более 3,5 млн. пассажиров. Суда в порту Хельсинки являются одной из главных отличительных особенностей города. Размер и горизонтальная форма их иллюминаторов создают неотразимое впечатление архитектурного феномена в сердце города. Видимые со многих точек Хельсинки и со множества его улиц, эти громады, раскрашенные в национальные цвета Финляндии, смотрятся особенно великолепно, создавая неповторимые образы и городские метафоры столицы. Ведь она - прежде всего город-порт, поэтому здесь и пассажирский порт, обслуживающий около 3 млн. пассажиров в год, и морской терминал Катаяновка для паромов, и обширная территория судоверфи. О морской истории столицы напоминают и памятники - монумент жертвам кораблекрушения, который в 1897 г. стал первой скульптурой, установленной в Хельсинки, памятник мореплаванию, памятник первооткрывателю Северного Морского пути - морскому путешественнику и исследователю 19 века А. Норденшельду.

На территории 185 кв. км в столице проживает около 546 тыс. жителей, а в регионе Большого Хельсинки - около миллиона человек из более, чем пятимиллионного населения страны. Город стал столицей в 1812 г. после того, как Россия в ходе участия в наполеоновских войнах в 1809 г. отвоевала Финляндию у Швеции и приняла ее под подданство российского императора в качестве Великого княжества Финляндского. В 1917 г. город стал столицей независимой Финляндии. Во время Второй мировой войны Хельсинки наряду с Лондоном и Москвой был в числе неоккупированных за все время войны столиц стран, принимавших в ней участие.

После войны Хельсинки был местом проведения многих важных международных мероприятий, в частности таких как Олимпийские игры 1952 г., Консультативная встреча по ограничению стратегических наступательных вооружений в 1970 г, Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 г., совещание по поводу 10-летия СБСЕ в 1985 г., саммит президентов России и США в 1997 г. и многих других.

В 2000 г. столица Финляндской республики будет праздновать 450-ю годовщину со дня своего основания. В этом же году Хельсинки станет одним из культурных центров Европы наряду с Авиньоном, Бергеном, Болоньей, Брюсселем, Краковом, Прагой, Рейкьявиком и Сантьяго-де-Кампостелой.

По своему облику город чем-то напоминает Санкт-Петербург, хотя в отличие от последнего в глаза бросается чистота и ухоженность. Сенатская площадь в центре Хельсинки в обрамлении величественных зданий представляет собой единый ансамбль в стиле ампир. В ее центре находится памятник российскому императору Александру Второму. Над площадью возвышается лютеранский Кафедральный собор, здесь же расположены главный корпус Хельсинского университета, Университетская библиотека и здание Госсовета, в котором в настоящее время работает правительство страны.

В ста метрах к югу от Сенатской площади на самом берегу моря находится Рыночная площадь, которая особенно летом является самым оживленным местом в Хельсинки. Здесь же - Президентский дворец, на крыше которого в момент его присутствия, как и в ряде других стран, всегда развевается государственный флаг, городская ратуша и здание посольства Швеции. В западной части площади стоит ставшая символом города скульптура- фонтан Вилле Валгрена - Хавис Аманда. Рыночную площадь украшает также монумент, воздвигнутый в 1835 г. в честь посещения Гельсингфорса царской фамилией. Кстати, финны, в отличие от нас самих и некоторых других народов, даже после обретения независимости бережно сохраняют все, что связано с Россией и своей историей, например, будь то памятники российским самодержцам или названия улиц - в частности Алексанксантеринкату (названа в честь Александра Первого).

Построенная на Хельсинкском рейде 250 лет назад морская крепость Суоменлинна является жемчужиной города, самой известной достопримечательностью на всем побережье Финского залива. Это - крепость, построенная шведами в 1748-1772 гг. для обеспечения безопасности Хельсинки и всего южного побережья Финляндии. Она строилась на средства, выделенные Францией, и должна была стать "Северным Гибралтаром". В крепости стояли войска, она была хорошо вооружена, однако ее военная история оказалась весьма непродолжительной. Весной 1809 г. во время шведско-русской войны после нескольких недель осады российскими войсками несмотря на возможность длительного сопротивления крепость была сдана почти без боя. В 1918 г. для нее наступили мрачные времена - она служила концлагерем для взятых в плен красных, многие из которых погибли там от голода и болезней. Сейчас в крепости художественный центр стран Северной Европы, военно-морское училище Финляндии, несколько музеев, среди которых военный музей "Манееси", подводная лодка-музей "Вессико", музеи береговой артиллерии, таможенный, кукол и игрушек и ряд других. Суоменлина внесена в список памятников мирового наследия ЮНЕСКО, включивший в себя наиболее интересные и представительные объекты мирового зодчества, древней культуры, природные объекты и объекты фауны. Крепость дышит историей как Финляндии, так и других стран Балтийского моря.

Еще одной из достопримечательностей Хельсинки является Олимпийский стадион, построенный для проведения планировавшихся на 1940 г., но так и не состоявшихся из-за Второй мировой войны Олимпийских игр. Свой звездный час стадион пережил во время Олимпийских игр в Хельсинки в 1952 г. Он и сейчас - главная арена спортивных событий Финляндии, его трибуны вмещают более 40 тыс. зрителей. Символ стадиона - 72-х метровая башня, с которой открывается живописный вид на город. В здании стадиона находится также музей спорта.

В Хельсинки 12 театров, среди которых самые значительные - Национальный, Городской и Шведский театры, 12 исторических и культурологических музеев, 5 музеев естественных наук, 33 специализированных и 13 музеев искусств, среди которых Атенеум - главный музей изобразительных искусств Финляндии, музей современного искусства "Киасма", музей маршала Маннергейма - президента Финляндии с 1944 по 1946 г. Национальный музей Финляндии, здание которого выполнено в стиле национального романтизма, интересен не только своими коллекциями, но и как архитектурный памятник. Многие знатоки архитектуры считают самым интересным сооружением Финляндии церковь на площади Темпеленаукио в столице. Церковь построена в скале, сверху видна часть медного купола и часть стены, сложенной из гранита. Отчетливый восточный штрих в облик города Хельсинки вносит православный Успенский собор, построенный в 1868 г. из красного кирпича по проекту русского архитектора А. Горностаева.

Несмотря на то, что в мировой практике сложилась традиция строить метро в городах с населением более миллиона человек, в Хельсинки наряду с развитой и хорошо организованной транспортной сетью успешно функционирует метрополитен. Хотя он и не такой масштабный, как например, в Москве или Стокгольме, тем не менее является неотъемлемой частью его транспортной составляющей. Столица одной из самых северных стран мира оставляет впечатления, которые не могут предложить другие: это и западный мегаполис, соразмерный с современным человеком, современный стиль жизни североевропейской страны, в котором присутствует восточный облик, и колыбель супертехнологий, где всюду в окружении уникальная по красоте природа. Здесь можно встретиться со всеми четырьмя временами года и жизнью, очаровательно бьющимися с ними в такт. Уровень жизни в Хельсинки является самым высоким в Европейском Союзе, членом которого Финляндия является с 1995 г. Положение на границе между зонами влияния Запада и Востока обогатило самобытную финскую культуру и образ жизни как восточными, так и западными идеями.

Находясь в Хельсинки можно ощущать природу совсем по-новому, хотя здесь можно встретить и такие же как в Санкт-Петербурге белые ночи, и ощутить так хорошо знакомое россиянину наслаждение от зимней прогулки по морскому льду. Хельсинки считается "дочерью Балтики", и это действительно так: большое холодное северное море является пульсом финской столицы. Хельсинки - это метрополия, где все функционирует как должно, где природа и ее круговорот являются неотъемлемой частью города, и в этом его феномен.

 

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
Rambler's Top100
Kaliningrad Banners Exchange Network.
Hosted by uCoz