Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

Калининград и Европейская интеграция
Владимир Пай-Горский

8-9 сентября с.г. в самом западном регионе России прошла международная конференция Калининград и Европейская интеграция". Она была проведена по инициативе Фонда "Янтарь" (Калининград) и пражского филиала Института Исследований "Восток-Запад" (Нью-Йорк, США) при содействии администрации области и областной Думы.

В конференции приняли участие представители МИД РФ, законодательной и исполнительной властей, деловых кругов региона, а также ученые, дипломаты и гости из семи стран - Белоруссии, Германии, Польши, Литвы, США, Швеции, Чехии. Открыли конференцию исполнительный вице-президент ИИВЗ С. Гейнц и председатель областной Думы В. Устюгов.

Ученые и исследователи влиятельного американского института приехали к нам, чтобы обсудить и проанализировать то влияние, которое может оказать предстоящее расширение ЕС на Калининградскую область. ИИВЗ, с 1981 г. выступает как независимый общественно-политический институт, способствующий развитию демократии, экономической и политической интеграции, международной безопасности, поиску новых форм сотрудничества. Там внимательно следят за теми изменениями и ходом политического развития, которые происходят в России и в Калининградской области. В ИИВЗ посчитали, что на этой конференции будет очень важно выработать и обозначить пути вхождения этой небольшой части России в европейскую интеграцию и рыночную экономику как через участие в Совете Балтийских государств и Центра Европейских инициатив, так и другие формы межрегионального сотрудничества в качестве одного из конструктивных шагов европейской безопасности.

К тому же, стремления местных властей вписаться в европейскую схему приграничного и межрегионального сотрудничества находят свое понимание не только у федерального центра, но и у западных партнеров, в частности, в СЕ, изучающего вопрос об открытии в Калининграде своего информационного центра в качестве координатора для участия региона в работе европейских международных организаций, учитывая их заинтересованность в политической и экономической стабильности на данной эксклавной территории России в центре Европы.

Примерами такого сотрудничества, могут служить конструктивные деловые взаимоотношения приграничных воеводств Польши с землей Бранденбург, Польши со странами ЕС, Псковской области с Эстонией, Дании и Германии и т.д. Так товарооборот Польши со странами ЕС за последнее время вырос с 30 до 80%, и теперь она хотела бы возобновить свои традиционные связи с Россией в новых экономических условиях, и хороший задел в этом могла бы сделать Калининградская область, несмотря на то, что объем промышленного производства в ней за последние шесть лет уменьшился в 2.5 раза.

В нашем регионе в направлении такой интеграции уже проделана значительная работа, несмотря на определенную непоследовательность центральных властей. Так в 1991 г. здесь постановлением Правительства РФ была создана сначала СЭЗ, которая в 1996 г. впоследствии была преобразована в ОЭЗ. Значительным в этом направлении шагом стала разработка Федеральной целевой программы развития ОЭЗ в Калининградской области на 1998-2005 гг, утвержденная Правительством РФ в сентябре 1997 г.

Позитивные результаты в сфере межрегионального сотрудничества может дать участие области в Еврорегионе "Балтика", принятие местных законов о локальных экономических зонах, о развитии туризма, наличие здесь более 1300 предприятий с иностранными инвестициями. Только ТАCIS выделила на развитие ОЭЗ около 2,5 млн. ЭКЮ.

Вместе с тем, некоторые участники конференции высказали свое недоумение по поводу неучастия Калининградской области в работе Еврорегиона "Неман" на фоне успешного взаимодействия в его рамках одной из приграничных областей Белоруссии, опытом которого поделился на конференции председатель Гродненской обладминистрации А.Дубко. В ходе обсуждения повестки дня нашими партнерами из других стран было высказано предложение установить безвизовый въезд в область гражданам европейских стран, который мог бы значительно способствовать процессу интеграции.

С особым интересом присутствующими было встречено выступление В. Худака, вице-президента программы общественного и регионального развития и демократических институтов ИИВЗ, посвященное трансграничному сотрудничеству для экономического развития и укрепления мер доверия, которая может приблизить интеграцию стран Восточной Европы, включая и Калининградскую область в ЕС в том числе и через Европейское соглашение по свободной торговле.

Финансовый кризис в России и его особенно неблагоприятные последствия для региона вызвали серьезную озабоченность у участников конференции. Помимо желания передать свои опыт и знания российским коллегам в рамках взаимовыгодного приграничного и регионального сотрудничества, они высказали ряд рекомендаций и пожеланий по выработке мер, которые могли бы способствовать ускорению выхода из кризиса. Кроме того, они заявили о своей готовности оказать населению Калининградской области посильную помощь и поддержку.

Координатор проекта TACIS в Калининграде С. Дюар выразил сожаление по поводу того, что ЕС не включил область в рамки программы PHARE и тем самым ограничил ее развитие по сравнению со своими ближайшими соседями - Польшей и Литвой.

В ходе заключительного этапа обсуждения представитель госдепартамента США Камерон Мунтер обобщил стремления всех присутствующих привлечь внимание к проблемам вхождения Калининградской области в Европу и помочь стереть барьеры во взаимоотношениях между Востоком и Западом, объединения и сотрудничества балтийских стран.

Подводя итоги конференции, следует отметить, что она послужит вкладом в определении для области путей интеграции не только в Балтийском регионе, но и в экономическую систему всей Европы.

*****

На вопросы нашего корреспондента ответил один из участников конференции - Владимир Георгиевич Поздоровкин, руководитель Междепартаментской рабочей группы МИД по Калининградской области, старший советник Департамента по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественно-политическими организациями.

Ваше мнение о конференции?
Вопросы, касающиеся продолжающихся интеграционных процессов в Европе и вовлечённости в них Российской Федерации, и в частности её Калининградской области, весьма актуальны. Главная цель европейской интеграции заключается в том, чтобы достичь баланса интересов между его участниками. Содержание обсуждений, состоявшихся в ходе данной конференции, свидетельствует о том, что такое понимание относительно главной цели имеется.

Какова на Ваш взгляд роль международных и внешнеэкономических связей Калининградской области в реализации политики Российской Федерации?
Роль международных и внешнеэкономических связей области в реализации внешнеполитического курса России значительна. Они вплетены в ткань российской внешней политики, особенно, на балтийском направлении. Совместными и скоординированными действиями мы претворяем в жизнь стратегическую цель России в Балтийском регионе, заключающуюся во всемерной реализации потенциала добрососедства между нашей страной и государствами Балтии, создании конструктивной модели отношений на принципах поощрения региональной экономической интеграции, двустороннего экономического сотрудничества, неделимости безопасности государств, уважения прав человека и национальных меньшинств.

Есть все основания утверждать, что влияние геополитической ситуации в Балтийском регионе будет и далее возрастать. В этой связи Калининград превращается в один из региональных центров внешней политики России на Балтике и, в значительной степени, проводником российских интересов в Европе, особенно в условиях предполагаемого расширения НАТО и ЕС.

Что составляет законодательную и нормативную базу для осуществления внешних связей области?
Законодательная и нормативная база для ведения международной и внешнеполитической деятельности субъектов Российской Федерации определена Конституцией РФ (ст. 72), Законами РФ и Указом Президента РФ, Законами Калининградской области, Договором о разграничениями предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Калининградской областьи, международными договорами и соглашениями, определяющими рамки межрегионального сотрудничества российских регионов с зарубежными партнерами.

Могли бы Вы, хотя бы в самой краткой форме охарактеризовать международные и внешнеэкономические связи Калининградской области.
Внешние связи Калининградской области активно развиваются как на двусторонней, так и на многосторонней основах.

Наиболее динамично, по вполне понятным причинам, осуществляется сотрудничество области с зарубежными партнерами из Литвы и Польши, которое опирается на солидную договорно-правовую базу. Для реализации имеющихся российско-литовских и российско-польских договоренностей на калининградском направлении созданы соответствующие механизмы: Российско-польский Совет по сотрудничеству между Калининградской областью и северо-восточными воеводствами Польши, Российско-литовская рабочая группа по вопросам сотрудничества между Калининградской областью и регионами Литвы в составе Российско-литовской межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому, культурному и гуманитарному сотрудничеству. Возможности этих механизмов задействованы в интересах жизнеобеспечения и развития Калининградской области.

Хорошие перспективы имеют внешние связи области с регионами Германии, Белоруссии, Швеции, Дании.

Что же касается многосторонней формы сотрудничества Калининградской области, то она претворяется в жизнь в рамках созданного в феврале 1998 г. Еврорегиона "Балтика". Первые признаки его деятельности вселяют оптимизм по поводу будущего этого объединения. Подчеркну, что Калининградская область пока является первым и единственным субъектом РФ, вышедшем на уровень еврорегионального сотрудничества с зарубежными партнерами. В этой связи мы рассматриваем область как своего рода полигон, на котором отрабатывается российское участие в данном виде приграничного сотрудничества. Его результаты будут важны для других российских регионов, проявляющих интерес к этой проблеме (Еврорегионы).

Говоря о внешних связях Калининградской области, хочу подчеркнуть, что область не является субъектом международного права, и с учетом данного фактора речь здесь может идти только о формате двустороннего сотрудничества России с тем или иным зарубежным государством на калининградском направлении. Любое отступление от этого принципа будет означать нарушение действующего российского законодательства.

Несколько слов, пожалуйста, о возможностях сотрудничества России и ЕС на калининградском направлении?

Тема сотрудничества между Россией и ЕС на калининградском векторе приобретает все большую актуальность, что обусловлено наличием возрастающего к ней практического интереса с обеих сторон. Необходимо использовать возможности этого сотрудничества в целях создания и укрепления атмосферы безопасности и конструктивного торгово-экономического партнерства в Балтийском регионе. Реализация соответствующих согласованных проектов в отношении Калининградской области имеет важное значение в деле жизнеобеспечения и развития этого субъекта Российской Федерации. С учетом данного обстоятельства важно наладить интенсивный поиск разумных и допускающих нестандартный подход вариантов взаимодействия России и ЕС на данном участке.

В то же время планы расширения ЕС на Восток с перспективой выхода на границы Калининградской области после вступления в него Польши и Литвы могут поставить под вопрос развивающееся приграничное сотрудничество потому, что необходимость подведения национальных законодательств Польши и Литвы под стандарты ЕС приведет к ужесточению, либо отмене тех юридических норм, которые сегодня обеспечивают должные условия для развития приграничных партнерских связей между Литвой, Польшей и Калининградской областью РФ. Примеры, подтверждающие такие опасения, уже появились.

Поэтому для российской стороны крайне важно сохранить и развить потенциал межрегионального и приграничного сотрудничества области с зарубежными партнерами и не допустить негативных последствий для ее жизнеобеспечения в связи с возможным расширением ЕС до ее границ.

Калининградская область уже сегодня стала непременным участником практически всех региональных процессов, представляя в них интересы России.

Важно сделать все возможное, чтобы сохранить и развить потенциал не только двусторонних межгосударственных отношений, но и еврорегионального процесса, а также исключить возможность того, чтобы блоковые интересы на Балтике привели к искусственному созданию ситуаций, ставящих под сомнение позитивный процесс межрегионального и приграничного сотрудничества.

 

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
Kaliningrad Banners Exchange Network.
Hosted by uCoz