Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

НЕЗВАННЫЕ ГОСТИ
Елена Ежова, Атлантическое отделение института океанологии РАН

Каждый, кто побывал в Калининградском морском торговом или рыбном порту, знает - в порту существует строгая пропускная система. Порты - огромные, напряженно работающие предприятия, и там не место любопытствующим. И мало кому придет в голову мысль о том, что огромное количество "незаконно въехавших" в Россию "иностранцев" ежедневно присутствует на борту многих судов и незаметно для нас распространяется по территории области. Конечно, речь идет не о людях и даже не о животных и паразитах, прибывших с корабельными грузами - как таможенная, так и карантинная службы работают в регионе с высокой степенью профессионализма. Проблема, к которой хотелось бы привлечь внимание, совершенно новая для нашего сознания, не так уж давно, всего 2-3 десятилетия, как она активно дискутируется и в других странах.

Речь идет о проблеме водных видов вселенцев, точнее - о ненамеренном вселении человеком в водоемы чужеродных организмов из отдаленных регионов, чаще всего других морей, океанов и континентов. Одним из главных способов перемещения "непрошенных гостей" по планете является, по оценке специалистов, т.н. балластный транспорт и, в несколько меньшей степени - корабельные обрастания. О переселении организмов-обрастателей в другие водоемы достаточно широко известно, механизм этого явления понятен и не специалисту. Тот, кто никогда не касался вопроса устройства корабля, будь то торговое, пассажирское, военное или любое другое судно, обычно не задумывается, каким способом достигается устойчивость судна на воде, как она регулируется при изменении степени загрузки.

Как известно морякам, это достигается, главным образом, за счет заполнения водой многочисленных корабельных танков и их освобождения по мере необходимости. Для того, чтобы понять, почему такой острой стала проблема водных видов вселенцев в последние десятилетия, нужно знать как заполняются и освобождаются корабельные танки и принять во внимание современную интенсивность и географию мореплавания. География проста, она включает весь мир, в том числе и для калининградских портов. Количество судов, еженедельно приходящих сюда из других стран и покидающих их, исчисляется десятками в любом более менее крупном порту. Балластные воды в большинстве случаев закачиваются и сливаются прямо у причала порта. Вот так, легко и просто, мириады микроскопических "безбилетников" попадают на борт корабля и отправляются в трансокеанское плавание. Не все из них доберутся живыми до конечного пункта, многие "сойдут" на промежуточных стоянках, при догрузках и разгрузках судна, далеко не все выживут на новой родине. Но процент их достаточно велик. По мнению ученых, полностью акклиматизируются в новом месте 5-10 % интродуцентов, причем около 10% становятся массовыми видами. Подсчитано, что ежедневно с балластными водами через океаны переносится более 3000 видов (!) животных и растений, что не идет ни в какое сравнение с масштабами естественного расселения организмов по планете, которое существовало миллионы лет и сформировало современный облик планеты.

Таким образом, за последние 100-200 лет морской транспорт стал более мощным фактором расселения организмов, чем существущие в природе, и степень его воздействия непрерывно возрастает. Последствия этого довольно серьезны. В настоящее время наибольший экономический ущерб и нарушения экологического равновесия наблюдаются в прибрежной зоне атлантического и тихоокеанского побережий Северной Америки. Около трехсот видов вселенцев из Европы, Юго-Восточной Азии, Новой Зеландии зарегистрировано в североамериканских водах. 40 из них - за последние несколько лет. Скорость вселения составляла от 1 вида за 36 недель до 1850 в год, а с 1970-х примерно раз в 24 недели вселяется еще один новый вид.

Один из ярких примеров - вселение моллюска Dreissena polymorpha из понто-каспийского бассейна в систему американских Великих озер. Обрастая отверстия водозаборных насосов, водовыпусков и внутренние поверхности водоводов, дрейссены нарушили деятельность многих гидротехнических сооружений в 18 штатах США и 2 провинциях Канады. Прямой экономический ущерб к 2000 г. составит более 5 миллиардов долларов. Другой достаточно драматический пример - вселение североамериканского гребневика Mnemiopsis leydyi в Черное и Азовское моря. Это довольно крупный, всеядный планктонный организм, потребляющий огромные количества планктонных ракообразных и личинок рыб. Впервые мнемиопсис был обнаружен в Черном море в 1982 г., а к концу 80-х анчоусовый промысел в Азовском море был практически разрушен, уловы в Черном море также резко снизились: из-за отсутствия естественных врагов гребневик стал массовой формой и подорвал кормовую базу планктоноядных рыб. Вселение европейского краба Carcinus maenas в североамериканские прибрежные воды привело к упадку многих фирм по разведению промысловых моллюсков (устрицы, гребешки, рудитапесы).

В близких от нас немецких водах (Кильская бухта) насчитывается примерно 170 ненамеренно интродуцированных видов. Балтийское море в целом существенно затронуто этой проблемой. В 1994 г., по данным Шведского агенства окружающей среды, насчитывалось около 60 видов организмов-микроводорослей, в том числе токсических, высших растений и водорослей, зоопланктонных ракообразных, брюхоногих и двустворчатых моллюсков, высших раков, червей, паразитов рыб и самих рыб. Сейчас, по некоторым данным, на Балтике насчитывают около 80 видов вселенцев. В середине 90-х годов в прессе появились сообщения о необычном явлении в Финском заливе - рыбацкие сети были покрыты толстым слоем зловонной серой пасты. Версии о вмешательстве инопланетян или военных не подтвердились. Виновником бед оказался микроскопический ветвистоусый рачок из Каспия Cercopagis pengoi. Массовое развитие этого вида, нового для экосистемы Балтийского моря чревато не столько описанным выше эффектом, сколько сложными изменениями пищевых взаимоотношений: хищный церкопагис, во-первых, выедает более мелких, нехищных ветвистоусых рачков, вытесняет из экосистемы некоторые виды; во-вторых, является сильным конкурентом за корм планктоноядным рыбам; кроме того, сам не является приемлемым кормовым объектом для некоторых рыб из-за длинного острого хвостового шипа. От этого недавнего вселенца Балтийского моря, таким образом, можно ожидать сложных негативных изменений в экосистеме с экономическим ущербом в дальнейшем. В Финляндии форелевые хозяйства в последние годы терпят убытки в связи с новой инфекционной болезнью рыб. Как предполагают, возбудитель ее - также новый организм для Балтийского моря.

В нашем регионе пока не зарегистрировано случаев токсического цветения микроводорослей, как в других частях Балтики, вспышек размножения хищных планктонных ракообразных или болезней рыб, вызванных экзотическими видами. Однако разнообразные пришельцы - морские, солоноватоводные и пресноводные уже не один десяток лет обживают наши калининградские прибрежные воды. Более всего затронуты вселенцами акватории мелководных лагун - Куршской и Вислинской. Распространены неаборигенные для нашей фауны виды и в некоторых пресноводных водоемах, связанных с заливами. Моллюски Potamopyrgus jenkinsi (Новая Зеландия), Dreissena polymorpha (понто-каспийский бассейн), Mya arenaria (Северная Америка), морской червь Marenzelleria viridis (Северная Америка), краб Ritropanopeus harrizi (Северная Америка), рачок Corophium curvispinum (Каспий) чувствуют себя здесь не только как дома, но возможно, даже лучше. Даже виды, появившиеся в акватории в последние несколько лет, успешно конкурируют с местными организмами, занимая лидирующее положение в фауне заливов. Самыми яркими примерами успешного освоения наших прибрежных вод экзотическими вселенцами являются уже упоминавшиеся морской червь маранцеллерия и брюхоногий моллюск потамопиргус. Обитатель североамериканских вод полихета маренцеллерия, которая впервые зарегистрирована в российской части Вислинского залива в 1990 г., в настоящее время является доминирующим элементом донных сообществ нашей части залива. Польские исследователи сообщают, что в польской акватории этот вид кое-где составляет более 90% донного населения. По данным АО ИО РАН за 1996-1998 гг. маренцеллярия встречается не только в наиболее осолоненных частях залива, где всегда встречалась другая, здешняя полихета, но и в местах, где полихеты ранее не отмечались. И частота встречаемости, и обилие американской полихеты выше, чем у местного вида. Аналогичные данные есть также по моллюску потамопиргусу из новозеландских вод. Все это свидетельствует о более высокой конкурентоспособности вселенцев по сравнению с коренными обитателями залива. В то же время, биология вселившихся организмов во многом отлична, а значит другой будет и их роль в цепях питания, вклад в состояние донных осадков, влияние на баланс вещества в придонном слое, а следовательно - на экологическое состояние лагуны в целом.

Исследования, проводившиеся за последние несколько лет в АО ИО РАН, позволяют предположить, что эпицентром их распространения являются портовые акватории, значительную роль играет и Калининградский морской канал вместе с некоторыми особенностями его гидрологии, в частности - сгонно-нагонными явлениями. Факторами, способствующими дальнейшему распространению вселенцев, особенно донных, могут быть речное судоходство и дампинг грунта из канала в прибрежные морские акватории. Сегодня пока трудно оценить, какие именно изменения произошли в лагунных экосистемах из-за вселения новых организмов, и как они отразятся на рыболовстве и экологическом состоянии заливов - нужны дополнительные исследования. Однако можно утверждать с уверенностью - число вселенцев будет неуклонно возрастать и не все окажутся безобидными. Доказательств тому очень много, как в различных регионах мира, так и на Балтике.

Международное сообщество, международные морские организации всерьез обеспокоены проблемой водных вселенцев. Разработаны первые практические руководства, рекомендующие комплекс мер по предотвращению биологического загрязнения прибрежных акваторий. В частности, в 1994 г. Международным советом по использованию морских ресурсов (ICES) опубликован "ICES Code of Practice of the Introdutions and Transfers of Marine Organisms". В Конгрессе США обсуждается весьма строгая мера: к 2000 году запретить заход в американские порты судам, не обменявшим балластные воды в океане. Рекомендации по урегулированию вопросов балластного транспорта организмов готовятся Хельсинкской комиссией. Ученые предлагают различные способы "обеззараживания" балластных вод, например: - обработка электрическим разрядом; - обработка в танках пероксидом водорода; - обмен балласта в открытом океане. Эти и другие способы не позволят выжить большинству привезенных судном организмов, однако, безусловно являются дорогостоящими.

Одним из возможных способов предотвращения нежелательного вселения является специализированный балластный мониторинг - на судах, в портовых акваториях, в связанных с ними водоемах, своего рода карантинный контроль. Практика такого контроля для грузов уже существует. Пора подумать о таком контроле и для воды в танках. Вопрос предотвращения нежелательного вселения водных организмов не простой, дискуссионный. Различными могут быть и подходы к его решению. Но сегодня он уже стоит на повестке дня.

Все мы знаем, что заболевание лучше предупредить, чем его лечить. Давайте внимательно отнесемся к вопросу биологической чистоты наших вод

 

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
Kaliningrad Banners Exchange Network.
Hosted by uCoz