МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАЛИНИНГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА
Анатолий Васильевич Загородний, доцент, начальник Управления международных
связей
В 1994 г. старейшее учебное заведение рыбной отрасли России - Калининградский
технический институт рыбной промышленности и хозяйства (до 1958 г. - Московский
вуз) был преобразован в государственный технический университет. Таким
образом, в истории вуза, берущего начало с рыбохозяйственного отделения
Московского сельскохозяйственного института, была открыта новая страница.
В настоящее время в его составе 9 факультетов: биоресурсов и природопользования,
промышленного рыболовства, механико-технологический, судостроения и энергетики,
автоматизации производства и управления, экономический, гуманитарной подготовки,
фундаментальной подготовки, повышения квалификации специалистов; а также
инженерно-строительное отделение, подготовительное отделение для иностранных
граждан, центры довузовской подготовки и профессиональной подготовки бухгалтеров.
Профессорско-преподавательский состав тридцати пяти кафедр университета
ведет подготовку специалистов по программам высшего профессионального
образования (в соответствии с государственными образовательными стандартами
Российской Федерации):
- - бакалавров менеджмента, экономики, техники и технологии, сельского
хозяйства, рыболовства, рыбного хозяйства, экологии и природопользования
(срок обучения - 4 года с правом продолжения обучения в течение года
по соответствующей специальности или в двухлетней магистратуре);
- - дипломированных специалистов: экономистов, менеджеров, инженеров
(по 19-ти специальностям — в области энергетики, машиностроения, кораблестроения,
пищевых машин и оборудования, технологии продуктов питания, автоматики
и управления, информатики и вычислительной техники, эксплуатации энергетических
установок, электрооборудования и автоматики судов, строительства, промышленного
рыболовства, водопользования, безопасности технологических процессов
и производств), информатиков, ихтиологов-рыбоводов, агрономов, зооинженеров
(срок обучения — 5 лет с правом поступления в аспирантуру);
- - магистров техники и технологий, рыбного хозяйства (срок обучения
— 2 года после бакалавриата с правом поступления в аспирантуру).
В университете имеется аспирантура для получения ученой степени кандидата
наук по экономическим, техническим, естественнонаучным, математическим
и рыбохозяйственным специальностям, и докторантура для получения ученой
степени доктора наук по рыбохозяйственным направлениям.
На штатных должностях научно-педагогического состава в университете работают
540 преподавателей. Ученые степени и звания имеют 350 преподавателей;
65 из них профессора, доктора наук, 285 - доценты, кандидаты наук.
Ежегодно в университете обучается 6 000 студентов, в том числе по очной
форме - 4 000 студентов.
В университете реализуются разнообразные дополнительные образовательные
программы - повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов,
изучения иностранных языков и русского языка как иностранного, компьютерной
подготовки, по бухучету, аудиту и финансовому менеджменту и др. (с выдачей
удостоверений, свидетельств, сертификатов и дипломов государственного
образца).
Исследовательская деятельность университета направлена в основном на
изучение биологических ресурсов Мирового Океана, Балтийского моря и внутренних
водоемов, изучение перспектив рыболовства и рыбоводства, на создание новых
технологий обработки продуктов питания, агрономии и зоотехнии, изучение
рационального использования традиционных и нетрадиционных источников энергии,
проблем автоматизированных систем управления производством, информационных
технологий, проблем судостроения, гражданского строительства и архитектуры,
проблем экологии и безопасности жизнедеятельности.
Управление международных связей планирует и организует международную
деятельность КГТУ, которая осуществляется по уже сложившимся за последние
годы следующим основным направлениям:
- - установление новых контактов и развитие сотрудничества с зарубежными
учебными заведениями и научно-исследовательскими организациями на основе
договоров о сотрудничестве;
- - обмен студентами и преподавателями;
- - стажировки преподавателей, аспирантов, студентов;
- - участие в совместных научных исследованиях и разработках, международных
проектах в рамках деятельности международных фондов и программ;
- - совершенствование языковой подготовки студентов и преподавателей.
Университетом установлены образовательные и научные связи с рядом вузов
и научно-исследовательских организаций стран Европы, Азии, Америки. Перспективное
научное сотрудничество особенно интенсивно развивается со странами Балтийского
региона: Польшей, Германией, Данией, Швецией, Финляндией, Англией, а также
странами ближнего зарубежья, что подтверждается заключением более 30 договоров
о сотрудничестве с вузами этих стран.
В течение более чем 30 лет университет принимает на обучение иностранных
студентов. За этот период выпущено более 500 специалистов для стран Африки,
Азии, Европы, Латинской Америки и Ближнего Востока.
Так как обучение в университете ведется на русском языке, иностранные
студенты проходят подготовительный курс, где они в течение 10 месяцев
изучают русский язык, а также совершенствуют свои знания по математике,
физике, химии и биологии. Используемая современная методика преподавания
русского языка позволяет иностранному студенту в дальнейшем проходить
обучение в университете по выбранной специальности.
Студенты КГТУ имеют возможность обучаться в течение семестра в вузах-партнерах
университета. Участие в конкурсных программах различных фондов предоставляет
дополнительные возможности обучения за рубежом как для студентов, так
и для аспирантов и докторантов.
Преподаватели и студенты постоянно принимают участие в международных
конференциях, семинарах, выставках. В КГТУ регулярно проводятся международные
конференции и семинары с участием отечественных и зарубежных специалистов
в области науки и образования.
Отличительной особенностью последних лет явилось активное развитие сотрудничества
с соседними странами Балтийского региона и странами СНГ: Швецией, Данией,
Литвой, Польшей, Белоруссией.
Так, за 2001 г. были заключены соглашения о сотрудничестве со следующими
высшими учебными заведениями и организациями:
- Клайпедский университет (Литва);
- Литовский институт садоводства;
- Гродненский государственный аграрный университет (Беларусь);
- Белорусский государственный университет информатики и электроники;
- Белорусская государственная сельскохозяйственная академия;
- Хохшуле Висмар (Германия).
Несмотря на эту сложившуюся тенденцию, в мае 2002 г. подписано важное
Соглашение между КГТУ и Национальным университетом Хосе Фаустино Санчес
Каррион (Перу) в области подготовки кадров для перуанской рыбной промышленности,
которая в настоящее время переживает период серьезной реорганизации и
развития. Если в прежние годы ее основной продукцией являлась рыбная мука,
то на перспективу планируется особое внимание уделять выпуску пищевой
продукции из сырья, добываемого в перуанской экономической зоне. А так
как именно российские специалисты накопили наибольший опыт в добыче рыбы
в этой экономической зоне, Правительство Перу обратилось за помощью к
России в реализации одной из основных задач в развитии своей рыбной промышленности:
подготовки квалифицированных кадров.
С этой целью Калининградский государственный технический университет
посетила представительная делегация во главе с ректором Национального
университета из Уачо.
После знакомства с основными рыбохозяйственными факультетами КГТУ специалисты
из Перу, высоко оценив состояние учебно-лабораторной базы и уровень подготовки
специалистов в университете, твердо решили установить тесное сотрудничество
с Калининградом, что было отражено в подробной рабочей программе, которая
помимо прочего включает их намерение как можно скорее начать обучение
своих специалистов у нас: уже в текущем году на годичную переподготовку
прибудет 7 человек из числа ранее окончивших российские вузы по рыбохозяйственным
направлениям.
Со 2 по 8 июня текущего года делегация преподавателей КГТУ и КГУ стала
участницей экологической недели Германии.
В первые дни делегация посетила выставку достижений немецких научных
и производственных организаций в сфере охраны природы и ресурсосбережения,
которая была организована и проведена Немецким экологическим фондом и
администрацией Президента ФРГ. Выставочные павильоны располагались на
территории парка президентского дворца. Фирмы-участницы не платили за
выставочные площади - все (в том числе и обильное питание, оркестры, памятные
сувениры и т.д.) было оплачено Фондом и спонсорами. Президент Германии
каждый день выступал с короткими речами перед участниками выставки, а
затем обходил павильоны. Для короткого приветствия президент подошел и
к российской делегации, которую представляли калининградцы, приглашенные
Немецким экологическим фондом.
Интересна история создания Немецкого экологического фонда: он был образован
в 1990 г. за счет средств (2,5 млрд. DM), вырученных государством в результате
приватизации металлургической компании.
Во главе фонда находится наблюдательный Совет из 14 человек: 7 министров
правительства и 7 представителей научной и педагогической общественности,
лидеры неправительственных природоохранных организаций. Фонд считается
частным, так как правительство не имеет права вмешиваться в его деятельность.
В первое время деньги на экологические проекты фонд выплачивал за счет
банковских процентов от основного капитала. Лет пять назад ему разрешили
работать на фондовом рынке, в результате чего к настоящему времени активы
фонда увеличились до 3,5 млрд. евро. В последние годы фонд тратил в среднем
60-70 млн. евро на различные экологические проекты (природоохранные мероприятия,
поддержка малого и среднего бизнеса, стипендии студентам, ежегодная премия
в 500 тыс. евро). В основном эта деятельность направлена на Германию.
Но с недавних пор фонд начал как финансировать проекты в странах Восточной
Европы, так и выплачивать стипендии студентам из этих стран на обучение
в вузах Германии.
Руководство фонда приняло решение начать сотрудничество с Россией с Калининградской
области, где осенью 2002 г. состоялся семинар по обсуждению экологических
проектов, которые, возможно, получат финансирование и будут затем реализованы
с участием немецких фирм. Обучение и стажировки калининградских студентов
и аспирантов в Германии уже начались и будут расширяться.
Следующим крупным шагом к расширению международного сотрудничества КГТУ
станет проект "Развитие трехуровневого экологического образования
в Калининградском государственном техническом университете" в рамках
Программы ТЕМПУС, который начался в апреле этого года. Программа Европейского
Союза TЕМПУС была основана в 1990 г. с целью оказания финансовой поддержки
реформ в высшем образовании. С 1999 г. начался третий период программы,
в котором могут участвовать страны Восточной Европы и некоторые республики
бывшего Советского Союза.
Как известно, с начала реформ в России произошла заметная экологизация
многих сфер деятельности. Во многом это отразилось и на высшем образовании
- для всех специальностей были введены такие обязательные дисциплины,
как "Экология", "Охрана природы", "Экозащитная
техника и технологии" и т.д.; было открыто много экологоориентированных
специальностей; в дипломных проектах выпускников обязательно должен присутствовать
раздел по экологичности проекта. Кроме того, три года назад в КГТУ на
факультете биоресурсов и природопользования было открыто новое направление
подготовки специалистов "Экология и природопользование".
В связи с этим родилась идея подготовить совместно с нашими европейскими
партнерами заявку в один из фондов Европейского Союза, откуда и пришло
положительное решение о финансировании проекта. Таким образом, в 2002
г. среди около двадцати проектов с участием российских вузов, получивших
финансирование ЕС, оказалась и заявка КГТУ. Европейскими партнерами университета
стали вузы четырех стран: Швеции (г. Кальмар), Германии (г. Ольденбург),
Голландии (г. Флесинген) и Бельгии (г. Гент).
Основной целью проекта является развитие трехуровневого экологического
образования (бакалавр-специалист-магистр) в Калининградском государственном
техническом университете.
В период реализации проекта предполагается приобретение оборудования,
которое позволит вести преподавание на более высоком уровне (компьютеры,
видеопроекторы и др.), учебной литературы, лицензионного программного
обеспечения для компьютеров; планируются взаимные поездки преподавателей
и студентов для обмена опытом как в решении экологических проблем, так
и в подготовке специалистов-экологов. Преподаватели совместно будут готовить
учебные программы, курсы лекций, методические пособия для новых дисциплин
и совершенствовать учебное обеспечение уже существующих. Партнеры из западноевропейских
университетов надеются кроме чисто экологических и образовательных вопросов
обсудить существующие в Калининградской области социальные проблемы, уровень
развития демократии, поделиться опытом взаимодействия вузов с административными
и промышленными кругами в условиях рыночной экономики, что позволило бы
нашим университетам и их выпускникам более эффективно адаптироваться к
быстро меняющимся условиям.
|