НОВОЕ КАЧЕСТВО БАРКА "КРУЗЕНШТЕРН"
Александр Ремесло, старший научный сотрудник АтлантНИРО, кандидат
географических наук
История знаменитого парусника "Крузенштерн" на считывает уже
более 73 лет. С 1926 по 1938 г. барк в качестве грузового судна под немецким
флагом совершил серию продолжительных плаваний к берегам Южной Америки
и Австралии, установив абсолютный рекорд скорости среди парусных судов
своего класса: всего за 67 суток им был пройден путь от Гамбурга до австралийского
порта Виктория. Во время Второй мировой войны красивое парусное судно
использовалось в качестве баржи для перевозки грузов на короткие расстояния.
В 1946 г. барк перешел в собственность Советского Союза и вплоть до 1966
г. входил в состав Гидрографической службы Министерства обороны. В этот
период на борту судна были проведены обширные гидроакустические, геологические
исследования, получены новые данные по структуре и динамике глубинных
течений Северной Атлантики. На борту "Крузенштерна" работали
многие известные ученые-океанологи. Песня одного из них, популярного барда,
доктора наук Александра Городницкого "Паруса Крузенштерна" известна
многим.
В 1961 г. барк в качестве вспомогательного судна участвовал в событиях,
впоследствии названных Карибским кризисом.
В 1966 г. последний винджаммер был передан Министерству рыбного хозяйства
СССР и получил статус учебного судна. С этого времени "Крузенштерн"
становится постоянным участником престижных парусных гонок и регат, при
этом, как правило, входя в число победителей.
В 1995-1996 г. в честь 300-летия Российского флота барк совершил кругосветное
плавание, в общих чертах повторив маршрут первой русской кругосветной
экспедиции под командованием И.Ф. Крузенштерна. В его ходе научной группой
при содействии штурманского состава и экипажа судна были собраны достаточно
разнообразные гидро метериологические и биологические данные, обширные
музейные экспонаты. Работа научной группы АтлантНИРО и Музея Мирового
океана получила высокую оценку у специалистов.
Еще во время кругосветного плавания возникла идея о создании стационарной
научной лаборатории на борту судна, которая в дальнейшем нашла поддержку
и понимание у руководителей Балтийской государственной академии рыбопромыслового
флота, АтлантНИРО и в Государственном комитете Российской Федерации по
рыболовству и была воплощена в жизнь. На борту судна была установлена
гидрологическая лебедка для проведения глубоководных исследований, закуплено
современное дорогостоящее оборудование. Был заключен договор между Атлант
НИРО и БГА о проведении совместных научных исследований.
Уже в первых двух весенних рейсах в 1998-1999 гг. на традиционных для
"Крузенштерна" маршрутах от Калининграда до Канарских островов
выполнены комплексные метеорологические наблюдения, оборудованы гидрологические
станции на стандартных "вековых" разрезах, получены интересные
данные о загрязнении поверхности моря нефтепродуктами, количественном
и видовом распределении морских птиц и гидробионтов.
Таким образом, история барка продолжается, и "Крузенштерн"
приобрел новое качество: на его борту помимо основной задачи по подготовке
командного состава рыбной отрасли России стали проводиться регулярные
научно-исследовательские работы.
|