СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ В РОССИИ, ПОЛЬШЕ И ЛИТВЕ По материалам семинара "Специальные экономические зоны в России, Польше, Литве и Латвии", Немецко-русский дом, Калининград, 14 мая 1998 г. Особая Экономическая Зона в Калининградской области РФ Основой функционирования ОЭЗ являются заложенные в законе о ней нормы, определяющие льготы региона:
В настоящее время предпринимаются также другие шаги для дальнейшего развития ОЭЗ в области. Постановлением правительства РФ в сентябре 1997 г. утверждена Федеральная Целевая Программа Развития Особой Экономической Зоны в Калининградской области на 1998-2000 годы. В программу вошли 67 инвестиционных проектов. В соответствии с программой приоритетными направлениями инвестирования являются: транспортный комплекс, высокотехнологическое машиностроение, туристско-рекреационный комплекс, янтарная отрасль, рыбопромышленный комплекс и некоторые другие направления. Реализация программы требует государственной поддержки строительства и модернизации объектов инфрастуктуры и жизнеобеспечения региона. На эти цели за счет средств федерального бюджета на возвратной и безвозвратной основе предполагается выделить 6,8 млрд. рублей ( в ценах 1998 г.). Для реализации программных мероприятий предусматривается также использование средств бюджета области, собственных средств предприятий, иностранных инвестиций, заемного капитала. На региональном уровне по инициативе администрации области в октябре 1997 г. областной Думой принят закон "О локальных свободных экономических зонах в Калининградской области". Его суть состоит в том, что на территории области в отдельных точках (это может быть одно или комплекс технологически связанных предприятий) вводится дополнительная система льгот, определяемая на областном и местном уровнях. Закон определяет правовую основу создания таких зон в области. В стадии разработки и утверждения как на федеральном, так и на региональном уровнях, находится в настоящее время еще ряд документов по совершенствованию нормативно-правовой базы, направленных на ускорение социально-экономического развития области. Уже перечисленные и другие принимаемые меры по развитию области дают для деловых людей хорошие перспективы для бизнеса в регионе и способствуют созданию благоприятного инвестиционного климата в Калининградской области. Таким образом, можно выделить следующие предпосылки для успешного партнерства в Калининградской области:
Экономические Зоны в Польской Республике Oбщие правила создания и функционирования СЭЗ в Польше. Руководство СЭЗ возлагается на указанного в распоряжении управляющего. Может им быть исключительно акционерное общество или товарищество с ограниченной ответственностью, где Государственная Казна имеет большинство голосов, которые могут быть отданы на общем собрании совладельцев. Государственная Казна имеет право назначать и освобождать от должности большинство членов ее Правления и Контрольного Совета. Государственную Казну представляет Министр Казны. Задачей управляющего является проведение мероприятий, направленных на развитие экономической деятельности в СЭЗ. Предприниматели, работающие в СЭЗ, имеют право на освобождение от налогов на основании разрешения, выданного на определенное время Министром Экономики. Министр Экономики путем распоряжения поручает управляющему проведение процедур, ведущих к установлению разрешений, а также самих разрешений, позволяющих вести хозяйственную деятельность на территории СЭЗ. Выбор предпринимателей, которые получают разрешение на хозяйственную деятельность в СЭЗ, происходит путем торгов или переговоров. Однако в случае обоснованного важного экономического значения для хозяйства страны, Министр Экономики может отойти от этой формы предоставления разрешений. Разрешение может истечь или быть отменено в случаях, определенных законом. Указ Совета Министров, создающий СЭЗ, может определять предмет или сферу деятельности, проведение которой на территории СЭЗ не требует разрешения. В СЭЗ не требуется разрешения на проведение следующих видов деятельности: монтажные работы; ремонт, консервация и ремонт машин, оборудования и других предметов, используемых в хозяйственной деятельности на территории СЭЗ; строительные работы; услуги в торговой сфере; ремонт механических транспортных средств и мотоциклов, а также предметов личного и домашнего пользования; гостиничные и ресторанные услуги; транспортные, складские и финансовые услуги, а также услуги, связанные с недвижимостью, сферой администрации и народной обороны, юридически гарантируемой социальной защитой; услуги образования, здравоохранения, а также коммунальные, другие социальные и индивидуальные услуги. Деятельность, запрещенная в СЭЗ Налоговые освобождения, преференции, льготы в рамках СЭЗ и условия
их получения Получение разрешения на деятельность в СЭЗ и возможность использования выше указанных льгот зависит от выполнения индивидуально определенных для каждой СЭЗ условий, в зависимости от уровня инвестиций и количества новых рабочих мест. Предприниматель, который хочет воспользоваться налоговыми льготами, предлагаемыми в СЭЗ, должен ограничить свою деятельность исключительно до границ СЭЗ. Предприниматели, не имеющие права на налоговые освобождения, могут воспользоваться преференциями в виде занесения издержек за куплю нематериальных и юридических ценностей, связанных непосредственно с хозяйственной деятельностью в СЭЗ, в расходы по получению прихода или в виде повышенных амортизационных ставок. Эти преференции могут быть использованы как альтернативный вариант. Кроме этого предприниматели, действующие на территории СЭЗ, освобождаются от уплаты локальных налогов, например, налога на недвижимость. Следующим удобством для потенциальных инвесторов является возможность передачи управляющему СЭЗ начальником районной администрации полномочий по общему праву выдачи административных решений в сфере строительного законодательства на территории СЭЗ. Выгодным решением, касающимся купли недвижимости иностранцами, является ускорение процедуры выдачи разрешений на куплю МВД до одного месяца от момента подачи заявления заинтересованной стороной. До октября 1997 г. на территории Польши было создано 17 СЭЗ, в том числе 2 - имеющие характер технопарков. Свободные Экономические Зоны в Литовской Республике Особенности создания СЭЗ в Литве. В 1995 г., проанализировав все технические условия и возможности, было решено создать в стране три СЭЗ - в Клайпеде, Шауляе и Каунасе. Это города имеют великолепное географическое положение. Они находятся около перспективных международных магистралей, имеют развитую техническую инфраструктуру, богатейший опыт промышленного производства, доступ ко всем энергетическим ресурсам, а также удобную коммуникационную сеть с морским портом в Клайпеде, аэропортами в Каунасе и Шауляе, с железнодорожными ветками. С целью упорядочить процедуру создания и функционирования СЭЗ в Литве 28 июня 1995 г. Сеймом Литвы был принят Основной Закон Литовской Республики о свободных экономических зонах. Целью этого закона было регламентировать хозяйственную деятельность в создаваемых зонах. В Основном Законе намечены разные налоговые, таможенные, финансовые и правовые льготы для хозяйственно-коммерческой деятельности как иностранными, так и местными субъектами, которые в зонах будут создавать предприятия и организации по торговле, производству, финансам, науке и технике. Для хозяйственно-коммерческой и финансовой деятельности в зонах намечены специальные экономические и правовые условия. Зарегистрированные в зоне предприятия платят следующие налоги:
Товар, находящийся в зоне, считается товаром за пределами таможенной территории Литвы. Зарегистрированные в СЭЗ предприятия и физические лица могут использовать различные льготы и привилегии. Предприятия в СЭЗ в течении первых 5 лет деятельности освобождены от подоходного налога на 80 %, а в следующие 5 лет - на 50 %. Управляющий зоной имеет право на 50 % освобождение от налога на землю. Собственный капитал управляющего и предприятий зоны, инвестируемый в СЭЗ, не добавляется к стоимости земли при установлении арендного налога. В случае, если иностранный инвестор приобретает не менее 30 % уставного капитала предприятия, зарегистрированного и действующего в СЭЗ, и одновременно инвестирует не менее 1 млн. долл. США, в течении первых 5 лет полностью освобождается от подоходного налога. Кроме этой льготы, предпринимателям, действующим в СЭЗ, предоставляются и другие привилегии. Основной Закон определяет, что каждая конкретная зона создается отдельным законом, принимаемым Сеймом Литвы. В связи с этим, в 1996 г. были приняты законы о Шауляйской (02.07.96.), Клайпедской (12.09.96.) и Каунасской (22.10.96.) СЭЗ. Целью этих законов является определение территории СЭЗ, назначение действий по использованию имеющейся инфраструктуры для создания условий привлечения иностранных инвесторов. В законах также регламентирован порядок проведения международного конкурса и критерии выбора управляющего зоной. После международных конкурсов по выбору управляющих зонами постановлением правительства Литовской Республики (15.09.97.) управляющим Шауляйской СЭЗ назначено акционерное общество "Шаулю Скридис", Клайпедской - закрытое акционерное общество "Клайпедос Вистимо Групе", в марте этого года конкурсной комиссией был выбран управляющий Каунаской СЭЗ - бельгийский консорциум AOI NV. Теперь это решение должно быть подтверждено правительством. Ожидается, что весной этого года Шауляйская и Клайпедская СЭЗ, а осенью и Каунаская СЭЗ начнут действовать. Это будут первые действующие в Литве СЭЗ.
| |