Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья
Остойчивость судна - одно из важнейших условий его безопасной эксплуатации
Ю. Л. Маков, кандидат технических наук, доцент кафедры кораблестроения Калининградского государственного технического университета.

Автор более 60 научных работ в области остойчивости, непотопляемости, ходкости и качки судов.

Нынешнее состояние нашего флота оставляет желать много лучшего. Среди прочих бед - катастрофическое старение флота. А это значит, что на одно из первых мест выдвигается проблема безопасности плавания. По данным ИМО (Международная Морская Организация) примерно в 70% аварий судов все решал "человеческий фактор".

Года два назад мне пришлось в соответствии с представлением Западной транспортной прокуратуры проводить занятия с капитанами на курсах повышения квалификации в ВИПК. И вот здесь выяснилось, что многие капитаны недостаточно разбираются в вопросах остойчивости, не знают свойств своего судна. Так было на теплоходе "Сырве", когда были нарушены все требования к остойчивости, и капитан сам толкал судно на грань гибели. Так было на "Балтийских зорях", когда капитан, желая спасти судно, выбросился на риф, не осознавая, что судну в этом состоянии ничто не угрожало, что остойчивость его была вполне достаточна, хотя у него и был затоплен отсек.

Судовладельцы несут колоссальные убытки.

Одной из мер исправления этого положения является повышение квалификации капитанов. И здесь мы сталкиваемся с проблемой специальной литературы. Уже многие годы такая литература вообще не издается.

Поэтому и возникла мысль - написать такую книгу.

Я убежден, что формальное выполнение требований различных инструкций, уставов и т.п. недостаточно для грамотной безаварийной эксплуатации судна или ведения борьбы за его спасание. Между тем, мое многолетнее общение с судоводителями и судомеханиками показывает, что многие из них не понимают физических основ поведения их судна в море. У ряда моряков существует слепая вера в непогрешимость их расчетов, в частности, остойчивости судна. Они не дают себе отчет в том, что при разработке схем таких расчетов могли быть заложены существенные допущения, которые в ряде случаев могут просто обесценить конечный числовой результат.

Готовящаяся книга (она будет называться "Остойчивость: Что это такое? Диалоги с капитаном"), ставит целью помочь судоводителям, командному составу понять физические основы поведения судна в море в различных условиях плавания. Это позволит более грамотно, осмысленно, экономически эффективно и безопасно вести эксплуатацию судна.

О чем эта книга? Поведение судна в море определяется его мореходными качествами. Для удобства их изучения они были искусственно "разложены по разным полочкам": плавучесть, остойчивость, непотопляемость и т.д. Между ними нет четкой физической границы. В книге рассматриваются такие вопросы, как плавучесть и посадка судна, влияния груза (в том числе жидкого) на его остойчивость, накренение судна под действием статического и динамического кренящего момента, возникновение кренящего момента от действия ветра, непотопляемость судна, физические основы нормирования остойчивости и непотопляемости и требования, предъявляемые к ним Российским Морским Регистром Судоходства и Международной Морской Организацией (ИМО), информационное обеспечение остойчивости и непотопляемости, остойчивость судна в различных условиях плавания. В приложениях будут приведены современные информационные материалы, позволяющие вручную на судне решать практически все задачи, которые раньше были под силу только компьютеру.

Книга написана на основе курса лекций, которые я читаю студентам факультета "Судостроения и энергетики" Калининградского государственного технического университета, капитанам судов в Институте повышения квалификации руководящих работников и специалистов рыбного хозяйства. В книге использованы результаты многолетних работ автора и коллектива Отраслевой научно-исследовательской лаборатории мореходных качеств промысловых судов при КГТУ, опыт работы в Штабе спасательных операций "Калининградрыбпрома", мои многочисленные встречи и беседы с капитанами промысловых и транспортных судов.

Книга написана в форме диалога с воображаемым капитаном. Многие его вопросы на самом деле задавались капитанами во время занятий. Некоторые вопросы придумал я сам, потому что они важны для понимания проблемы и на них у меня есть хороший (как мне кажется) ответ. Я старался не злоупотреблять использованием формул, хотя совсем без них обойтись не удалось. За кажущейся легкостью изложения скрываются иногда очень серьезные вещи. И хотя я старался о сложных вещах говорить просто, прочтение книги потребует некоторых усилий.

Я надеюсь пригласить капитана совместно поразмышлять о свойствах его судна, понять, надо ли производить в том или ином случае какие-либо расчеты (на многие практические вопросы можно ответить, не делая никаких расчетов), и, если надо, то почему их делать так, а не иначе, и как интерпретировать полученные результаты.

Если такая книга вызовет интерес у специалистов соответствующих служб судовладельцев, судоводителей, читателей, редакция журнала будет рада узнать об этом.

 

 
предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

Kaliningrad Banners Exchange Network.

Hosted by uCoz