Остойчивость судна - одно из важнейших условий его безопасной
эксплуатации
Ю. Л. Маков, кандидат технических наук, доцент кафедры кораблестроения
Калининградского государственного технического университета.
Автор более 60 научных работ в области остойчивости, непотопляемости,
ходкости и качки судов.
Нынешнее состояние нашего флота оставляет желать много лучшего. Среди
прочих бед - катастрофическое старение флота. А это значит, что на одно
из первых мест выдвигается проблема безопасности плавания. По данным ИМО
(Международная Морская Организация) примерно в 70% аварий судов все решал
"человеческий фактор".
Года два назад мне пришлось в соответствии с представлением Западной
транспортной прокуратуры проводить занятия с капитанами на курсах повышения
квалификации в ВИПК. И вот здесь выяснилось, что многие капитаны недостаточно
разбираются в вопросах остойчивости, не знают свойств своего судна. Так
было на теплоходе "Сырве", когда были нарушены все требования
к остойчивости, и капитан сам толкал судно на грань гибели. Так было на
"Балтийских зорях", когда капитан, желая спасти судно, выбросился
на риф, не осознавая, что судну в этом состоянии ничто не угрожало, что
остойчивость его была вполне достаточна, хотя у него и был затоплен отсек.
Судовладельцы несут колоссальные убытки.
Одной из мер исправления этого положения является повышение квалификации
капитанов. И здесь мы сталкиваемся с проблемой специальной литературы.
Уже многие годы такая литература вообще не издается.
Поэтому и возникла мысль - написать такую книгу.
Я убежден, что формальное выполнение требований различных инструкций,
уставов и т.п. недостаточно для грамотной безаварийной эксплуатации судна
или ведения борьбы за его спасание. Между тем, мое многолетнее общение
с судоводителями и судомеханиками показывает, что многие из них не понимают
физических основ поведения их судна в море. У ряда моряков существует
слепая вера в непогрешимость их расчетов, в частности, остойчивости судна.
Они не дают себе отчет в том, что при разработке схем таких расчетов могли
быть заложены существенные допущения, которые в ряде случаев могут просто
обесценить конечный числовой результат.
Готовящаяся книга (она будет называться "Остойчивость: Что это такое?
Диалоги с капитаном"), ставит целью помочь судоводителям, командному
составу понять физические основы поведения судна в море в различных условиях
плавания. Это позволит более грамотно, осмысленно, экономически эффективно
и безопасно вести эксплуатацию судна.
О чем эта книга? Поведение судна в море определяется его мореходными
качествами. Для удобства их изучения они были искусственно "разложены
по разным полочкам": плавучесть, остойчивость, непотопляемость и
т.д. Между ними нет четкой физической границы. В книге рассматриваются
такие вопросы, как плавучесть и посадка судна, влияния груза (в том числе
жидкого) на его остойчивость, накренение судна под действием статического
и динамического кренящего момента, возникновение кренящего момента от
действия ветра, непотопляемость судна, физические основы нормирования
остойчивости и непотопляемости и требования, предъявляемые к ним Российским
Морским Регистром Судоходства и Международной Морской Организацией (ИМО),
информационное обеспечение остойчивости и непотопляемости, остойчивость
судна в различных условиях плавания. В приложениях будут приведены современные
информационные материалы, позволяющие вручную на судне решать практически
все задачи, которые раньше были под силу только компьютеру.
Книга написана на основе курса лекций, которые я читаю студентам факультета
"Судостроения и энергетики" Калининградского государственного
технического университета, капитанам судов в Институте повышения квалификации
руководящих работников и специалистов рыбного хозяйства. В книге использованы
результаты многолетних работ автора и коллектива Отраслевой научно-исследовательской
лаборатории мореходных качеств промысловых судов при КГТУ, опыт работы
в Штабе спасательных операций "Калининградрыбпрома", мои многочисленные
встречи и беседы с капитанами промысловых и транспортных судов.
Книга написана в форме диалога с воображаемым капитаном. Многие его вопросы
на самом деле задавались капитанами во время занятий. Некоторые вопросы
придумал я сам, потому что они важны для понимания проблемы и на них у
меня есть хороший (как мне кажется) ответ. Я старался не злоупотреблять
использованием формул, хотя совсем без них обойтись не удалось. За кажущейся
легкостью изложения скрываются иногда очень серьезные вещи. И хотя я старался
о сложных вещах говорить просто, прочтение книги потребует некоторых усилий.
Я надеюсь пригласить капитана совместно поразмышлять о свойствах его
судна, понять, надо ли производить в том или ином случае какие-либо расчеты
(на многие практические вопросы можно ответить, не делая никаких расчетов),
и, если надо, то почему их делать так, а не иначе, и как интерпретировать
полученные результаты.
Если такая книга вызовет интерес у специалистов соответствующих служб
судовладельцев, судоводителей, читателей, редакция журнала будет рада
узнать об этом.
|