Спасательный круг морских ворот России Виктор Кошелев, заместитель главы Балтийского городского округа по внешним связям В России налицо финансовая нестабильность. Катастрофически не хватает средств для выплаты заработной платы всем категориям работающих и служащих как в гражданской, так и в военной сферах. Проблематичной становится выплата пенсий, социальных пособий и мн. др. Бастуют шахтеры. Люди требуют оплаты за свой труд. Однако очень слабо слышны голоса, где взять на это деньги. Каковы же причины отсутствия денег в стране? Их великое множество. На одной из них хотелось бы остановиться, при этом обратить особое внимание на необходимость использования природных, трудовых и финансовых ресурсов, потенциальных возможностей Балтийского городского округа - морских ворот России. Округ - лишь малая составляющая часть России. В стране уже возникло понимание того, что сейчас жизненно важно провести анализ использования природных, трудовых, финансовых ресурсов, производственных мощностей, используемых не рационально и не по назначению. Затем требуется решить вопрос об их привлечении в народное хозяйство с целью наиболее эффективного использования и получения дополнительных финансовых поступлений в бюджеты различных уровней. Один из способов увеличения доходной части бюджета - это развитие различных производств, выпускающих конкурентоспособную продукцию. Однако это весьма затратный и длительный процесс получения прибыли, особенно на этапе создания предприятия и освоения производства. Имеется второй способ, более короткий - это развитие международного обмена социальными и культурными услугами. На мировой рынок поступают прежде всего, услуги, связанные с обслуживанием трудовой деятельности. Наиболее заметную роль в этом обмене играют социальные услуги. Прежде всего, это туризм. Около 0,5 млрд. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Стабильный рост международного туризма в последние годы является следствием общего повышения уровня жизни, особенно в промышленно развитых странах, развития инфраструктуры транспорта, усиления тенденции к экономическому и культурному сближению народов. Считается, что помимо затрат на проезд затраты на питание составляют 40 %, проезд внутри страны - 8 %, проживание - 30 % и прочие услуги. Для некоторых стран туризм стал одной из основных экспортных отраслей, приносящих огромную прибыль хозяйствующим субъектам и, как следствие этого, поступлений в бюджет. Если говорить о наших соседях, то в польском городе-побратиме Крыница Морска переизбыток туристов. В летний сезон там отдыхает в день от 20 до 50 тысяч туристов из Польши, Германии, России при населении в 1200 человек. Город является вторым в Польше по наполнению бюджета на душу населения. Гданьск посещают до 8 млн. туристов в год. В хорошем положении находятся города Сопот и Гдыня. Это позволяет городам, расположенным на побережье Балтийского моря по соседству с нами устойчиво развиваться, улучшая стандарты жизни его населения. Например, наш город-побратим Карлскруна, главная военно-морская база Швеции, ранее имевшая закрытые для посещения иностранцами территории. С 1 апреля 1998 г. все ограничения упразднены. Сегодня город живет под девизом "Город Карлскруна - место встреч на Балтийском море". С целью увеличения поступлений в бюджет и повышения жизненного уровня жителей города в нем на средства коммуны был спроектирован и всего лишь за год построен грузопассажирский терминал. 18 июня 1998г. состоялось его открытие. Обычно в таких случаях перерезается ленточка, символизирующая начало работы. Здесь же все было иначе. Дети из польского города Гдыня и шведского города Карлскруна связали две ленточки, символизирующие флаги этих государств. Представитель военных властей при этом сказал, что они подарили коммуне эту территорию для повышения благосостояния ее жителей, среди которых, естественно, сами военнослужащие и члены их семей. Сегодня это собственность коммуны, являющаяся практически спасательным кругом бюджета города. Фотография, на которой мы видим городского архитектора господина Киндлунда и начальника отдела стратегического развития Карлскруны господина Альмлефа, является тому подтверждением. Города-побратимы Гдыня и Карлскруна давно открыли между собой судоходную грузопассажирскую линию с паромными терминалами-близнецами. Только одним паромом в 1997 г. было перевезено 160 тыс. туристов и 30 тыс. легковых и грузовых автомобилей. Это позволило получить совокупный доход дополнительно по 100 миллионов долл. США. Сегодня линию обслуживает крупнейшая судоходная компания Stena Linе. Шведская и польская стороны крайне заинтересованы в создании подобной линии в город Балтийск. Территория, на которой сегодня расположен Балтийский городской округ, всегда была в зоне стратегических интересов стран ближнего окружения. В разное время она принадлежала датчанам, шведам, немцам, французам, русским. Оценив важность геополитического положения территории, шведский король Густав Адольф II высадил здесь крупный морской десант. По его приказу была заложена крепость - основа будущего города Пиллау. Привилегии города ему были даны в 1725 г. Во время Семилетней войны с 1758 по 1762 год этой территорией управляли русские. С целью защиты своего рейдового торгового флота от ветров и обледенения они построили дамбу, получившую название "Русская дамба". Она положила начало строительства порта и в будущем стала прародителем внутренней гавани города Пиллау. В 1939 г. Германия начала строительство портовой инфраструктуры военного назначения. Первый крейсер ошвартовался в военной гавани в 1944 г. Из-за поражения Германии во Второй мировой войне строительство порта не было завершено, а бассейны N 3 и N 4 не получили должного развития и во время социализма территория бассейна N 3 практически более 50 лет не использовалась рационально ни в военных, ни в народнохозяйственных целях. Ранее в нем швартовалась китобойная база "Юрий Долгорукий" и другие суда. Сейчас в нем находятся затопленные корабли и ведется разделка судов на металлолом. Прилегающая к бассейну территория находится в запустении. Подобных мест в Европе нет. Каждый клочок земли у них приносит прибыль. В связи с переходом России на новые условия хозяйствования - социально-рыночную экономику - в Балтийском городском округе начался процесс создания инфраструктуры гражданского назначения. В течение шести лет в основном это был процесс саморегулирования, в котором люди, попавшие в сложную жизненную ситуацию, заполнили свободные ниши в бизнесе. Большую часть их составляли бывшие военнослужащие, члены их семей и мигранты, прибывающие в округ из республик бывшего СССР. Создавшаяся критическая масса хозяйствующих субъектов позволила увеличить собственную доходную часть бюджета с 27 % до 49%. Теперь наступает период государственного и муниципального регулирования развития рыночной экономики на местах. Наряду с главной военно-морской базой БФ в Балтийском городском округе необходимо создать инфраструктуру гражданского назначения с использованием всех ресурсов. Необходимо создать четко сбалансированную инфраструктуру муниципального образования в сочетании с военно-морской базой БФ. Экономические интересы не должны быть в ущерб обороноспособности страны и наоборот решение вопросов обороны не должно ограничивать экономическую свободу. Здесь крайне важно использовать богатый опыт стран с рыночной ориентацией. Естественно они, не забывая об обороноспособности своих стран, интенсивно развивают гражданские порты. Пример городов Карлскруна и Гдыня показывает разумность такого подхода. С целью увеличения финансовых поступлений в России, пополнения бюджета Балтийска, развития туризма и транспортной инфраструктуры нам следует ускорить развитие малого и среднего бизнеса, которые позволят решить комплекс задач жизнеобеспечения линейного грузопассажирского судоходства. Чтобы решить эту задачу, нам необходимо создать грузопассажирский терминал-близнец по типу терминалов в этих городах. Он должен будет работать с технологиями на уровне мировых стандартов. Оформление таможенно-пограничных формальностей должно укладываться в те же временные рамки, что и у наших соседей. Наиболее подходящее место для него, не требующее больших затрат - бассейн N? 3. Это может быть важнейшей позицией в планах развития Калининградской области. В бассейне в очень короткий срок можно будет создать грузопассажирский терминал и открыть судоходные линии на Россию, Швецию, Данию, Германию, Литву, Латвию. Тогда это позволит получить поток туристов и грузов через порт города Балтийска. На первом этапе будет транзитный туристский поток, но он позволит дать начало развитию курортно-рекреационной зоны с туристско-экскурсионной деятельностью. Транзитный грузовой поток обеспечит эту зону всем необходимым - от продуктов питания и товаров народного потребления, до строительных материалов. В конечном счете это создаст условия для прироста прибыли местным предприятиям и еще большего их развития. Следовательно, увеличится собственная доходная масса в бюджет округа, области, страны. Бассейн N 3 - важнейший объект в развитии Балтийского городского округа и Калининградской области в целом, создании грузопассажирского потока в Россию и обратно, обеспечении возврата финансовых ресурсов из-за рубежа. Строительство грузопассажирского терминала в бассейне N 3 позволит получить следующие выгоды:
| |