Восточная Балтика - пример добрососедства и конструктивного межрегионального
сотрудничества в Европе
Романов Сергей Леонидович родился в 1955 г. в г. Москве. В 1978 г.
закончил Московский государственный институт международных отношений,
в 1996 г. — с отличием Дипломатическую академию МИД РФ. 1978-1982, 1990-1994
гг. — работа в советских и российских загранучреждениях ГДР и ФРГ. С 1994
г. — старший советник Департамента по связям с субъектами Федерации, парламентом
и общественно-политическими организациями МИД РФ. Автор более 20 публикаций
в российских СМИ о Германии, а также международного сотрудничества субъектов
РФ
Регион Балтийского моря по многим параметрам имеет исключительно важное
значение не только для создания зоны безопасности и доверия на Севере
Европы, но и для развития общеевропейских интеграционных процессов, в
том числе и на региональном уровне. Одним из наглядных примеров успешного
международного трансграничного сотрудничества являются конструктивные,
взаимовыгодные добрососедские связи между сопредельными приграничными
территориями РФ и Финляндии, на протяжении ряда лет успешно сотрудничающими
в экономической, гуманитарной и культурной сферах и решающими в конструктивном
ключе многие проблемы, представляющие взаимный интерес.
В последние годы одним из приоритетных вопросов российско-финляндских
отношений стало развитие прямого практического сотрудничества между Финляндией
и прилегающими к ней территориями России, в том числе Ленинградской областью
и Санкт-Петербургом.
Заметный дополнительный импульс взаимодействию Финляндии с регионами Северо-Запада
России придало стремление финнов наполнить практическим содержанием инициируемую
ими в рамках Евросоюза концепцию т.н. “Северного измерения ЕС”. В этих
целях активно пропагандируются потенциальные возможности российского Северо-Запада,
перспективы развития промышленности в этих регионах, конкретные проекты,
которые готовы к практической реализации.
Как известно, правовой базой развития приграничного сотрудничества этих
регионов с Финляндией явилось межправительственное российско-финляндское
соглашение от 20 января 1992 г., которое впервые во внешнеполитической
практике России дало право четырем субъектам Федерации на развитие прямых
контактов с правительственными структурами зарубежного государства, включая
возможность создания совместных рабочих групп и подписания конкретных
нормативных документов.
Созданная в соответствии с соглашением 1992 г. рабочая группа “Ленинградская
область — губерния Кюми” в течение последних лет активно развивала сотрудничество
по таким направлениям, как охрана окружающей среды и радиационная безопасность,
сельское хозяйство, развитие малого и среднего предпринимательства, сотрудничество
правоохранительных органов и спасательных служб, социальная сфера и культурный
обмен. Ежегодно совместно с финскими специалистами на территории Ленинградской
области осуществлялось порядка 20 проектов: построены и введены в действие
важные сельскохозяйственные объекты, решались проблемы, связанные с загрязнением
акватории Финского залива, тушились пожары и работали спасательные службы
в приграничье.
Основные направления и приоритеты взаимодействия финской стороны определяет
Стратегия деятельности Финляндии по сопредельным регионам, которая была
одобрена руководством страны в мае 1996 г., особенно подчеркивающая важное
значение совершенствования отношений с соседними странами, содействие
укреплению демократии и рыночной экономики, улучшению состояния окружающей
среды. Соответствующий мониторинг за реализацией этой стратегии осуществляет
специальная Комиссия министров по вопросам сотрудничества сопредельных
регионов, которую возглавил Премьер-министр Финляндии г-н Липпонен.
Плодотворная совместная работа в эти годы способствовала созданию на российско-финляндской
границе климата взаимопонимания и дружеского содействия между управленческими
структурами обоих регионов и между конкретными участниками проектов, что,
в свою очередь привело к росту объемов торгово-экономического сотрудничества
Ленинградской области с Финляндией.
Проведенная в Финляндии в 1996 г. реформа структуры приграничного сотрудничества
значительно расширила возможности развития сопредельных связей. В состав
вновь сформированной совместной региональной подгруппы “Ленинградская
область - Финляндия” с финской стороны вошли представители центральных
исполнительных властей. Благодаря работе, проведенной министерствами и
ведомствами Финляндии и Ленинградской области, в апреле 1997 г., состоялось
первое совместное заседание региональной подгруппы, на котором была утверждена
Программа сотрудничества, определившая задачи, цели и приоритетные направления
взаимодействия, а также 33 совместных проекта для реализации их на территории
Ленинградской области. Основными направлениями сопредельных связей стали:
развитие приграничной инфраструктуры, включая транспорт и телекоммуникации,
социально-экономическое развитие приграничных территорий, содействие развитию
промышленности и предпринимательства, охрана окружающей среды и радиационная
безопасность, сельское и лесное хозяйство, здравоохранение и социальное
обеспечение, региональное управление и местное самоуправление.
В сфере развития приграничной инфраструктуры совместные усилия направляются
в основном на развитие транспортного коридора N№ 9, который является одной
из главных трасс сообщения между Востоком и Западом. Наибольшее внимание
уделяется строительству и реконструкции контрольно-пропускных пунктов,
автомобильных дорог и железнодорожных магистралей, телематике, обустройству
приграничного г. Светогорска, созданию условий для развития предпринимательской
деятельности в приграничье. Учитывая крупномасшбность проектов, управленческие
структуры уже сегодня ищут возможности по привлечению дополнительного
их финансирования из международных финансовых фондов и институтов.
В целях улучшения экологического состояния сопредельных территорий Ленинградской
области и Финляндии, а также акватории Балтийского моря, Финского залива
и Ладожского озера продолжаются совместные работы по очистке сточных вод,
сокращению выбросов вредных веществ в атмосферу, осуществляется ряд природоохранных
мер, направленных на неистощительное лесопользование и сохранение биологического
разнообразия природы. Особое место занимает проблема обеспечения радиационной
безопасности на приграничных территориях, причем сотрудничество направлено,
прежде всего, на повышение уровня технической и эксплуатационной безопасности
на Ленинградской атомной электростанции, создание информационной сети
центров радиационного контроля.
Уже несколько лет успешно осуществляются проекты в области сельского
хозяйства, формирования информационно-консультативных и маркетинговых
услуг на территории Ленинградской области.
Много внимания органы власти по обе стороны границы уделяют вопросам
здравоохранения и социального обеспечения. Ярким примером тому может служить
совместный проект по возведению в Ленинградской области домов для престарелых.
Говоря о новых перспективных направлениях приграничного сотрудничества,
особое внимание следует уделить сфере регионального управления и местного
самоуправления.
Высоко оценивая значение установившихся взаимовыгодных контактов Ленинградской
области с приграничными губерниями и центральными министерствами Финляндии,
нельзя не отметить одну из проблем приграничного сотрудничества - дефицит
финансирования согласованных и реализуемых проектов. До сих пор не решены
предусмотренные параграфом 6 Соглашения 1992 г. вопросы, связанные с освобождением
финских поставок и услуг, идущих по государственной линии, от таможенных
пошлин и налогов.
Принципиально новые элементы в приграничное сотрудничество внесло вхождение
Финляндии в ЕС. Проводимая Европейским Союзом политика на максимальное
делегирование властных полномочий органам местного самоуправления (в случае
с Финляндией - коммунальным региональным союзам) определила для российской
стороны в их лице новых партнеров по приграничному взаимодействию, занимающихся,
главным образом, европейскими программами технической помощи и являющихся
основным связующим звеном с европейскими структурами и финансовыми институтами.
В 1996 г., во многом благодаря содействию финляндских региональных властей,
была принята поправка к программе ТАСИС, позволяющая расходовать до 10%
средств на прямые инвестиции в приграничные регионы, что предопределило
осуществление подпрограммы ТАСИС/СБС - “Трансграничное сотрудничество”.
Из выделенных в 1996 г. средств на эту подпрограмму в объеме 30 млн. ЭКЮ,
на долю проектов на совместной с Финляндией границе пришлось примерно
5 млн. ЭКЮ, которые использованы для финансирования расходов по обустройству
контрольно-пропускных пунктов.
В то же время Евросоюзом осуществляется программа ИНТЕРРЕГ-2, предназначенная
для поддержки пограничных регионов стран-членов ЕС в части обустройства
их приграничной инфраструктуры. Для реализации этой программы в Финляндии
созданы три региональные группы, в том числе “Юго- Восточная Финляндия”,
в состав которой вошли руководители трех приграничных региональных Союзов
“Южная Карелия”, “Кюменлааксо”, “Южное Саво”.
Исходя из понимания необходимости наиболее оптимального использования
европейских финансовых средств в пограничных регионах Финляндии и России,
решением МВД Финляндии в состав группы “Юго-Восточная Финляндия” в качестве
наблюдателей были введены представители Ленинградской области и Санкт-Петербурга.
Таким образом, путем регулярных встреч, взаимных консультаций во время
заседаний рабочей группы решаются вопросы состыковки программ ИНТЕРРЕГ-2
и ТАСИС/СБС, согласования и совмещения проектов, связанных с реализацией
вышеназванных европейских программ, осуществляется координация планов
развития сопредельных регионов на региональном уровне.
В настоящее время прорабатываются проекты в области развития транспортной
инфраструктуры, охраны окружающей среды, осуществляемые по линии европрограмм
ТАСИС и ИНТЕРРЕГ-2. Идет согласование и других проектов в сфере развития
малого и среднего предпринимательства, планирования использования земельных
ресурсов.
Нужно также отметить, что помимо межрегиональных контактов существует
большой потенциал российско-финляндского взаимодействия, инициируемый
с мест общественными организациями, муниципалитетами Финляндии и муниципальными
образованиями Ленинградской области. В настоящее время прорабатывается
идея создания т.н. “двойного” города “Светогорск-Иматра”, предусматривающая
тесное взаимодействие муниципальных органов власти уникальной пары городов,
расположенных непосредственно на границе ЕС и России. Осуществление подобного
проекта могло бы стать не только хорошим примером сотрудничества местных
органов власти, но и дать мощный импульс экономическому развитию всего
региона.
Значительным вкладом в развитие сопредельных связей могло бы стать также
и создание свободных таможенных зон в приграничье. Первый опыт в этом
деле уже имеется. Речь идет о формировании в г. Выборг на базе Выборгского
приборостроительного завода, Выборгского судостроительного завода и Выборгского
морского торгового порта свободной таможенной зоны производственного типа.
Совершенно очевидно, что в случае ее создания, все учредители будут иметь
огромную экономическую выгоду.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что приграничное сотрудничество
с Финляндией сегодня стало как никогда многопланово и перспективно. В
эту работу вовлечен широкий круг управленческих структур в Центре и на
местах, конкретные фирмы, организации, люди. Как показывает практика,
многие приграничные проекты, начинавшиеся на основе взаимодействия региональных
и местных властей, активно продолжают реализовываться и дальше, но уже
самостоятельно. То есть приграничное сотрудничество вносит реальный вклад
в создание условий для “транспарентности” границы между нашими странами
и активно содействует экономическому развитию приграничных регионов.
Санкт-Петербург для Финляндии имеет особое притяжение, так как специфика
торгово-экономических отношений с Россией определяется как общей границей
между нашими странами, финским знанием российского рынка, так и многолетним
опытом совместной работы, единой железнодорожной колеёй.
Это позволяет рассматривать характер двусторонних отношений с позиции
постепенного вхождения России в реальные хозяйственно-экономические связи
Европы. На общем фоне динамичных связей Финляндии с субъектами Федерации
можно выделить ряд интересных примеров, появление новых, более эффективных
форм сотрудничества, создание новых механизмов постоянного взаимодействия
с деловыми кругами Финляндии. Так, в 1997 г. губернатор Санкт-Петербурга
и представители ряда ведущих финских компаний договорились о создании
Группы финских советников Администрации города по вопросам торгово-экономического
сотрудничества С.-Петербурга и Финляндии. Состоялся ряд совместных встреч,
определен и реализуется конкретный план действий.
Несмотря на ликвидацию клиринговых расчетов с Финляндией и замораживание
банковских счетов во Внешэкономбанке, в целом удалось сохранить товарные
позиции на рынке Финляндии основных поставщиков города, в том числе во
многом благодаря работе совместных предприятий и предприятий со 100% иностранным
капиталом. В Санкт-Петербурге на конец 1997 г. зарегистрировано 1 439
предприятий, филиалов и представительств с участием финского капитала.
По количеству совместных предприятий, зарегистрированных в Санкт-Петербурге,
одно из первых мест занимает Финляндия. Большую поддержку предпринимателям
Финляндии и России оказывает Финско-Российская торговая палата, которая
в 1996 г. отметила свой 50-летний юбилей.
По объемам экспорта и импорта с Санкт-Петербургом Финляндия также занимает
ведущие места по сравнению с другими странами.
В то же время наличие нерешенных проблем оказывает сдерживающее влияние
на развитие торговли. К ним относятся: несовершенство договорно-правовой
базы отношений, отсутствие кредитно-финансовых механизмов содействиЯ торговле
и недостаточнаЯ государственнаЯ поддержка как в Финляндии, так и в России.
Таким образом можно констатировать, что качественно нового уровня развития
торгово-экономического сотрудничества удастся достигнуть лишь с помощью
определенных мер государственного стимулирования как со стороны России,
так и со стороны Финляндии. А это, в первую очередь, выработка согласованной
концепции сторон на правительственном уровне для решения валютно-финансовых,
правовых и иных проблем.
Вопросами, вышедшими в последнее время на политический уровень, стали
такие сферы, как транспортное сообщение между странами, незаконные сборы
на российской территории с финских транспортных средств и граждан, недостаточная
пропускная способность КПП на российско-финляндской границе.
Отрадно, что последовательная позиция Финляндии по сотрудничеству и взаимодействию
с Россией в рамках программ и соглашений с ЕС создает дополнительные возможности
для развития и укрепления двусторонних связей, прежде всего торгово-экономических.
После вступления Финляндии в ЕС практическое воплощение получила концепция
“ворот на Восток”, т.е. развитие конкретных направлений взаимодействия
России и ЕС через Финляндию или при ее содействии. Реальным видится и
подключение к приграничному сотрудничеству финляндских и международных
финансовых источников.
Активное взаимодействие наших стран в сопредельных регионах также формирует
позитивный климат для торгово-экономического сотрудничества. В целом это
является результатом конструктивной работы деловых кругов, реализации
смежных двусторонних соглашений, поскольку в эту деятельность вовлечен
широкий круг управленческих структур в центре и на местах, конкретные
фирмы и организации. Как показывает опыт, многие приграничные проекты
после краткого стартового этапа бюджетного финансирования с финской стороны
продолжаются, но уже на коммерческой основе.
Новым направлением развития международных и внешнеэкономических связей
Санкт-Петербурга, как субъекта Российской Федерации, является его участие
в работе региональных организаций стран Балтийского моря. Так, разработан
проект Рамочного Соглашения по трансграничному сотрудничеству (ТАСИС/СБС)
в регионе Балтийского моря. Проект предусматривает создание механизма
координации программ ФАРЕ, ИНТЕРРЕГ-2 и ТАСИС в Санкт-Петербурге с целью
реализации проектов регионального значения для привлечения дополнительного
финансирования к проектам сопредельного взаимодействия.
Связи Санкт-Петербурга и Финляндии осуществляются и в рамках санкт-петербургской-финляндской
подгруппы по сотрудничеству сопредельных регионов, которая принимает активное
участие в работе Межправительственной Российско-Финляндской группы по
сотрудничеству сопредельных регионов, чья роль состоит в оптимальном сочетании
государственной координации и поддержки с региональными интересами и инициативой,
в обеспечении благоприятных условий для осуществления согласованных программ.
За период с 1993 по 1996 гг. в рамках этой подгруппы выполнены работы
по 20 совместным проектам. Из них 50% - экологические. Реализация крупнейшего
экологического проекта Европы “Реконструкция канализационных сетей под
Невским проспектом без вскрытия дорожного покрытия” позволила в течение
20 месяцев отремонтировать канализационные сети центральной магистрали
города без остановки транспорта и не нарушая привычный ритм городской
жизни (май 1996 г.). Большая предварительная работа проводится Администрацией
Санкт-Петербурга совместно с финской стороной по разработке проекта “Строительство
завода по переработке сложных отходов промышленности (Красный Бор)”. Евросоюзом
в ноябре 1996 г. принято решение о его финансировании в размере 1 млн.
850 тыс. экю.
Одной из главных задач российско-финляндского сотрудничества является
создание регионального информационного Центра логистики торговли между
Финляндией и Санкт-Петербургом, что позволит ускорить и упросить процедуры
прохождения грузов всеми видами транспорта.
Развитию связей сопредельных регионов уделяет большое внимание и Правительство
Финляндии. Об этом свидетельствуют изменения в структуре работы региональных
подгрупп с финляндской стороны.
Экономическая подоплека этого взаимодействия такова, что участников (а
большинство проектов финансируется общими усилиями) несколько. Свою долю
вносит и ЕС через программы ТАСИС и ФАРЕ. Так, в настоящее время в Санкт-Петербурге
по программе ЕС “Бистро” реализуются 5 российско-финских проектов на общую
сумму более 600 тыс. долл. США.
Финское правительство платит из специальной статьи государственного бюджета.
Свою часть должна внести и российская сторона, причем, как правило, до
половины стоимости каждого проекта. Правительство России предоставляет
таможенные и другие льготы предприятиям-участникам российско-финских проектов.
В свете губернской реформы, осуществляемой в настоящее время в Финляндии,
все больше полномочий, в том числе и по установлению внешних связей, передается
теперь на местные уровни. Для Санкт-Петербурга это особенно важно, учитывая
успешное сотрудничество с приграничными территориями Финляндии: Кюменлааксо,
Южная Карелия, Южная Саво.
Определены и приоритетные направления дальнейшего взаимодействия России
и Финляндии на ближайшую перспективу: развитие транспортного сообщениЯ
между нашими странами, охрана окружающей среды, развитие портовой инфраструктуры
Балтийского морЯ, научно-техническое сотрудничество. Основной приоритет
— развитие транспорта. Уже сейчас ведутся работы по созданию автомобильной
дороги Хельсинки-Санкт-Петербург-Москва, объездной дороги вокруг Петербурга,
а в области железнодорожного транспорта - по сокращению времени нахождения
в пути пассажиров и грузов.
Изучается возможность совместной деятельности властей и предпринимательских
структур Санкт-Петербурга и Финляндии по созданию международного межбанковского
центра для обслуживания денежных потоков в Северо-Западном регионе, по
развитию малой авиации, речного туризма, по созданию гарантийного фонда
для привлечения иностранных инвестиций в экономику города на Неве.
15 января 1998 г. в Санкт-Петербурге состоялась пятая встреча сопредседателей
санкт-петербургской-финляндской подгруппы сотрудничества сопредельных
регионов, на которой был одобрен проект Программы приграничного сотрудничества
между Санкт-Петербургом и Финляндией на период 1998-2000 гг.
Согласно ей взаимодействие в области охраны окружающей среды будет направлено,
прежде всего, на очистку бытовых и промышленных сточных вод, развитие
водоснабжения, реконструкцию водопроводных и канализационных сетей, а
также на рационализацию водосбора и потребления воды, развитие систем
содержания и управления канализационных сетей, переработку сложных отходов,
повышение эффективности сбора и утилизацию бытового мусора.
Будет продолжена работа по сбору нефтепродуктов с акваторий Невской Губы
и Финского залива, по повышению готовности предотвращения аварийных разливов
нефти, очистке загрязненных почв и переработке медицинских отходов.
Стороны продолжат сотрудничество по обмену информацией и развитию Аварийно-технического
Центра “Радиевый институт” в Санкт-Петербурге.
Совместная деятельность в области транспорта сосредоточится на развитии
коридора Турку-Хельсинки-Санкт-Петербург-Москва (дорога Е-18). Важными
задачами в этой области являются также строительство объездной дороги
вокруг Санкт-Петербурга, обустройство городских магистралей и улучшение
безопасности движения. Будут продолжены работы по модернизации железнодорожной
линии Хельсинки - Санкт-Петербург с целью сокращения времени в пути пассажиров
и транспортировки грузов.
В рамках программы ТЕДИМ по развитию телематики перевозок в регионе Балтийского
моря будет продолжена деятельность по различным подпроектам. Одним из
них является развитие логистической сети Санкт-Петербурга как часть более
крупных проектов этой программы.
В области здравоохранения и социальной сферы сотрудничество будет направлено
на профилактику, диагностику и лечение инфекционных заболеваний. Продолжены
работы по развитию гериатрического обслуживания населения в Санкт-Петербурге,
включая обучение кадров. Изучаются возможности взаимодействия по формированию
концепций первичной медико-социальной помощи и рационального использования
коечного фонда. Оно будет направлено на развитие деятельности негосударственных
организаций в области здравоохранения и социального обеспечения, продолжена
работа по переподготовке офицеров, уволенных в запас, совместная деятельность
по оказанию содействия в организации обучения рабочей силы и в области
трудовых отношений.
Дальнейшее развитие получит сотрудничество, направленное на поддержку
предпринимательства в “Северной столице” путем поощрения инвестиций и
улучшения инвестиционного климата, содействия созданию благоприятного
налогового режима в рамках компетенции сторон по правовым вопросам в сфере
инвестиционного и налогового законодательства, хозяйственного права, развития
предпринимательства и малого бизнеса путем обмена правовой информацией,
проведения семинаров и иных встреч.
В целях улучшения предпринимательской деятельности продолжится работа
по развитию статистики, а также в области правовой защиты интеллектуальной
собственности и повышения конкурентоспособности продукции предприятий
Санкт-Петербурга.
В сфере развития органов управления администрации Санкт-Петербурга совместная
работа сосредоточится на поддержке развития систем управления городских
и местных административных структур.
Предполагается расширить обмен опытом между Администрацией Санкт-Петербурга
и органами государственного и муниципального управления Финляндии, а также
содействовать повышению квалификации служащих Санкт-Петербурга в различных
областях управления городским хозяйством.
В сфере образования совместная работа сосредоточится на совершенствовании
системы управления, включая подготовку руководящих кадров, а также на
развитии профессионального образования, в частности в области телекоммуникаций,
перевозок и логистики, здравоохранения и социального обеспечения, охраны
окружающей среды и профессионального специализированного образования.
Признано целесообразным продолжить взаимодействие правоохранительных
органов. Оно будет, прежде всего, направлено на повышение безопасности
личности, предпринимательства и туризма на территории обеих сторон. Основная
цель борьбы с преступностью - борьба с наркобизнесом, экономической преступностью,
“отмыванием” денежной массы, организованной преступностью и контрабандой.
Спасательные службы сторон будут содействовать развитию системы оповещения
о чрезвычайных ситуациях и системы оказания взаимной помощи, прежде всего
в случаях крупных аварий.
В настоящее время в большинстве развитых стран четко прослеживается тенденция
заметного изменения подхода к решению региональных проблем. Они рассматриваются
уже не в качестве второстепенного аспекта межгосударственных связей, лишь
дополняющего их общую картину, а как самостоятельное важное направление
общей экономической политики. На смену мелкомасштабным мероприятиям текущего
характера пришли крупномасштабные и рассчитанные на долгосрочный период
программы регионального развития. В России диспропорции между различными
субъектами Федерации очень значительны, поэтому становится насущной необходимостью
четко определить принципы и цели национальной политики. Практический и
теоретический потенциал стран ЕС, накопивших большой и разносторонний
опыт в области трансграничного сотрудничества, может оказаться крайне
полезным как для России в целом, так и для ее регионов в частности. Свое
практическое воплощение эта потребность как раз и находит в анализе межрегиональных
связей российских и финских сопредельных административно-территориальных
единиц.
Посредством их динамичного развития оба государства, успешно взаимодействующие,
в том числе, и в Восточной Балтике, наглядно демонстрируют мировому сообществу
бесценный политический пример строительства добрососедских межгосударственных
отношений в XX веке: от противостояния и войны - до перманентного и прочного
состояния мира, дружбы и сотрудничества.
|