Наши реквизиты

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

РОЖДЕННЫЙ НА БАЛТИКЕ
Владимир СУЛЬЖЕНКО

Этого дня ждали давно, более десяти лет. Ждали и на Балтике, в Калининграде и Санкт-Петербурге, ждали на Севере. Наконец 28 января с.г. в Балтийске на большом противолодочном корабле "Адмирал Чабаненко" впервые был торжественно поднят Андреевский флаг. В этот день в состав ВМФ России официально вошел боевой корабль первого ранга, по многим параметрам существенно отличающийся от построенных ранее. Поздравляя со знаменательным событием всех, кто причастен к рождению нового БПК, министр обороны России маршал РФ Игорь Сергеев в телеграмме выразил особую признательность коллективу завода "Янтарь", который в непростых условиях сумел-таки завершить начатое в конце 80-х годов строительство и создал корабль, отвечающий самым современным требованиям. А экипажу министр напомнил заповедь Петра I - "Флаг перед неприятелем не спускать ни при каких обстоятельствах".

В церемонии подъема флага приняли участие командующий Балтийским флотом адмирал Владимир Егоров, полномочный представитель Президента РФ в Калининградской области Александр Орлов, первый заместитель начальника строительства и расквартирования войск МО РФ генерал-лейтенант Виктор Аистов, генеральный директор АО "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" Алексей Жиренко, а также сыновья и внучка адмирала А.Т. Чабаненко, имя которого носит корабль, - Андрей Андреевич, Владимир Андреевич и Ирина Владимировна Чабаненко. Все они, выступая на митинге, подчеркивали неординарность события и то, что в нынешних условиях ввод нового корабля в строй сродни подвигу, который стал возможен лишь благодаря совместным титаническим усилиям кораблестроителей и военных моряков.

История создания новейшего российского БПК проекта 1155.1 началась еще в 70-е годы. В этот период в странах, владеющих "ключами от моря", приходят к пониманию, что строить крупнотоннажные специализированные корабли становится слишком дорогим удовольствием. Мировые морские державы начинают разрабатывать многоцелевые. Идея единого надводного корабля занимает умы и отечественных конструкторов. Однако, как сказал главный конструктор "Адмирала Чабаненко" Валентин Мишин, ряд производственно-технических проблем не позволил тогда воплотить задуманное в металле.

В СССР на стапелях закладываются разнотипные разработки Северного ПКБ - эсминец 956-го проекта и БПК 1155-го. В 1979 г. заместителю главного конструктора 956-го В.П.Мишину предлагают возглавить работы по пр. 1155. Головной в этой серии БПК "Удалой" был готов процентов на 60. После сдачи его флоту под руководством нового главного конструктора проекта прорабатываются вопросы дальнейшей модернизации серии. Первые наброски появились в 1982 г. В чертежах вырисовывается совершенно новый корабль, хотя внешне он мало чем отличается от "Удалого". Среди заметных невооруженному глазу новшеств - противокорабельные ракеты "Москит-М", одна спаренная 130-мм артустановка, комплекс противоторпедной защиты "Удав", ряд систем ПВО - "Кинжал", "Кортик". В корпусе от постороннего взгляда скрыты современная ГЭУ, более мощный по сравнению с установленным на пр. 1155, гидроакустический комплекс, способный обнаружить ПЛА противника под слоем температурного скачка, единая система управления контуром ПВО, ряд других боевых систем, разработанных на цифровой элементной базе. В итоге суммарный боевой потенциал "Адмирала Чабаненко" вырос в 2,5 раза по сравнению с БПК пр. 1155 или эсминцем пр. 956. Как утверждает главный конструктор, по основным характеристикам новый корабль соответствует мировому уровню. Фактически он не противолодочный, а многоцелевой, как и задумывалось изначально. "Начинка" его почти на 50 % отличается от прототипа - БПК серии "Удалой". Вооружив "новостройку" современными противокорабельными ракетами, хотя их количество и не столь велико, разработчики обеспечили кораблю серьезное преимущество в бою. Ведь эти сверхзвуковые ракеты по своим характеристикам конкурентов не имеют. Что касается систем ПВО, то как заметил после стрельб один из представителей промышленности, этими комплексами можно по чайкам стрелять без промаха. Кстати, при проектировании были предусмотрены возможности дальнейшей модернизации, установки новых систем вооружения и техники. Срок службы нового БПК его главный конструктор определил в 25 лет. Естественно, при условии выполнения всех положенных ремонтов.

Создавая по сути корабль нового класса, в Северном ПКБ "держали в уме" американские эсминцы типа "Спрюенс", а затем - "Орли Берк" (головной вступил в строй в 1991 г.). Им наш, увы, единственный универсальный многоцелевой корабль ничем, по словам Валентина Мишина, не уступает. По некоторым параметрам даже даст фору, несмотря на явно затянувшееся вхождение в боевой состав российского ВМФ.

А заложили "Чабаненко" на "Янтаре" в Калининграде 28 февраля 1989 г., спустили на воду 14 декабря 1992 г. Экипаж справил новоселье в каютах и кубриках в 1993-м. Первым командиром БПК стал капитан 1 ранга Игорь Быков. Он же вывел корабль на ходовые испытания в 1995 г. Но сдача заказа флоту растянулась на долгие годы - пять директоров завода сменились за этот период. Не успев узнать настоящую океанскую волну, корабль крепко сел на финансовые рифы. В течение нескольких лет БПК, готовый на 98 %, фактически прозябал у заводской стенки. А уже собранный на стапеле второй корпус такого же проекта из-за проблем финансирования разрезали. Тем не менее, за эти годы трижды предпринимались попытки сдать "Чабаненко" флоту. В 1997 г. экипаж уже под командованием капитана 1 ранга Михаила Колывушко отработал в море большой комплекс задач, однако тонкий финансовый ручеек быстро иссяк, и БПК, не успев завершить всю программу госиспытаний, вынужден был возвратиться на завод.

В конце прошлого года корабль в третий раз предъявили для государственных испытаний. Их ход контролировал Главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Владимир Куроедов. Были найдены нестандартные решения проблемных вопросов и схемы финансирования. В результате намеченную программу удалось выполнить в максимально сжатые сроки, всего за 17 дней и пройдя 1300 миль.

Сама же организация госиспытаний, по оценке и командира корабля, и ответственного сдатчика завода "Янтарь" Александра Соломатина, выше всяких похвал. План выполнен по суткам практически один к одному.

Топливо, продовольствие, вода, мишени - все поступало по заявкам максимально оперативно. Для Балтийского флота, обеспечивавшего проверку морских и боевых качеств "новостройки", это была задача номер один. Подводная лодка, другие корабли, авиация работали в интересах нового БПК столько, сколько требовалось для подтверждения всех ТТЗ. В ходе испытаний, по словам председателя государственной комиссии по приемке корабля в состав ВМФ, начальника штаба БФ вице-адмирала Александра Бражника, проверены все системы и вооружение корабля, за исключением тех, для которых требуются большие глубины и океанский простор - Балтика, понятное дело, тесновата для корабля такого класса. Выполнены ракетные (использовано 17 ракет), артиллерийские, противолодочные стрельбы, проведены учения по ПВО, облет корабля всеми типами летательных аппаратов. Впервые на его палубу совершили посадки вертолеты Ка-27. Эту задачу выполнял экипаж военного летчика-снайпера подполковника Александра Жеребцова. Кстати, с его помощью был сделан и этот снимок "Адмирала Чабаненко" в море.
Новый корабль, чья дорога к морю оказалась такой долгой и трудной, предназначен для Северного флота. 26 февраля, отдав швартовы, БПК покинул Балтийск и взял курс в высокие широты к новому месту постоянного базирования. Именно там он пройдет окончательную проверку всего своего вооружения и там же будет нести нелегкую ратную службу. Вобрав в себя все достижения завершающегося столетия в области боевого кораблестроения, "Адмирал Чабаненко" по праву может называться кораблем ХХI века.


АНДРЕЙ ТРОФИМОВИЧ ЧАБАНЕНКО (1909-1986) - адмирал, командующий Северным флотом.
В сентябре 1927 г. поступил в Военно-морское училище имени М.В. Фрунзе. Будучи курсантом в 1930 г. участвовал в походе учебных крейсеров "Аврора" и "Комсомолец" на Север с заходами в Берген, Архангельск, Мурманск и Христианзанд.

В феврале 1931 г. состоялся досрочный выпуск из училища, и Андрей Трофимович получил назначение на Черноморский флот вахтенным начальником на подводную лодку А-4, на которой совмещал обязанности штурмана, а затем минера. В мае 1932 г. Чабаненко направили на учебу в Ленинград в Учебный отряд подводного плавания, после окончания которого он вновь вернулся на свою А-4 и занял должность старшего помощника командира. В декабре он был назначен старпомом на ПЛ Д-5, которая в 1933 г. выполнила первый поход на полную автономность и первое на ЧФ испытание на максимальное непрерывное пребывание под водой с использованием средств регенерации. На ней же был совершен дружественный визит в Турцию.

В ноябре 1933 г. Чабаненко получил назначение командиром на подводную лодку М-13, строящуюся для Морских сил Дальнего Востока. Ходовые испытания М-13 проходили на Черном море, а летом 1934 г. вместе с командиром и экипажем по железной дороге она была доставлена во Владивосток. Здесь корабль вошел в 3-й дивизион бригады подводных лодок. За короткое время Андрей Трофимович вывел М-13 в число лучших в бригаде.

В октябре 1934 г. Чабаненко доверили командовать более крупной лодкой - Щ-105. За успешное освоение новой техники и достижения в боевой подготовке в феврале 1936 г. Андрею Трофимовичу присвоили звание капитана 3 ранга.

В апреле 1937 г. под командованием Чабаненко Щ-105 впервые на флоте вышла в море с научной целью, получив правительственное задание по обеспечению гравиметрических съемок, проводившихся Академией наук СССР. Задание было выполнено на "отлично". Осенью того же года Андрея Трофимовича сначала назначили командиром подводной лодки Л-14, а летом 1938 г. - командиром 14-го дивизиона подводных лодок. Одновременно он передавал свой опыт коллегам, преподавая тактику на подводных классах Учебного отряда подплава Тихоокеанского флота. Весной 1940 г. Чабаненко возглавил 2-ю бригаду подводных лодок ТОФ.

С началом Великой Отечественной войны бригада Андрея Трофимовича, как и весь Тихоокеанский флот, перешла на повышенную боевую готовность. После разгрома фашистской Германии, уже в августе 1945 г., бригада, переформированная в 1-ю БПЛ, вместе с моряками-дальневосточниками вступила в боевые действия с последним очагом Второй мировой войны - милитаристской Японией. Под командованием контр-адмирала Чабаненко подводные корабли 1-й бригады топили вражеские суда, принимали участие в Сахалинской наступательной операции, высаживая десант для предотвращения разрушения противником портовых сооружений Маока.

После завершения войны на Тихом океане в октябре 1945 г. Андрея Трофимовича назначили командиром Совгаванской военно-морской базы, а в ноябре 1946 г. направили на Высшие академические курсы при Военно-морской академии. После учебы в мае 1947 г. он вернулся на ТОФ командовать вновь сформированной Южно-Сахалинской ВМБ. Однако уже в декабре его опять откомандировали на учебу в Академию Генерального штаба.

В январе 1951 г. Чабаненко присвоили звание вице-адмирала и назначили начальником штаба 8-го (Северобалтийского) флота, а в апреле 1952 г. - командующим Северным флотом.
"Десять лет на Северном флоте, - писал позднее Андрей Трофимович, - были самыми напряженными и яркими... Удалось добиться создания мощной строительной организации, без которой нельзя было преодолеть отставание в устройстве базирования. Завершил разработку тактики действий подводных лодок в ударно-поисковых и разведывательных завесах и практически отработал на учениях".

В 1953 г. Чабаненко присвоили звание адмирала. После многолетнего руководства Северным флотом в июне 1962 г. Андрей Трофимович назначается помощником начальника Генерального штаба Вооруженных Сил СССР по Военно-Морскому флоту. Здесь он прослужил без малого 10 лет, отдавая на этом посту весь свой богатый опыт командира и организатора. В мае 1972 г. Чабаненко направляют профессором-консультантом в Академию Генерального штаба, а в ноябре 1976 г. он вышел в отставку. 19 декабря 1986 г. адмирала Андрея Трофимовича Чабаненко не стало.

Родина высоко оценила его заслуги, наградив двумя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, двумя орденами Красной Звезды, орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" 3-й степени. Имя адмирала носит на своем борту большой противолодочный корабль.

 

предыдущая статья к оглавлениюследующая статья

Rambler's Top100
Hosted by uCoz