"АТЛАНТНИРО" И "АТЛАНТИДА" - КАЛИНИНГРАДСКИЕ СУДА РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОЙ
НАУКИ Отечественная рыбная промышленность переживает тяжелые времена - это известно всем. Флот стареет и выходит из строя без равноценной замены. В Калининградской области из 172 единиц добывающих судов 61 судно эксплуатируется сверх установленного срока службы, а еще 33 имеют возраст свыше 20 лет. Общий вылов рыбы сокращается. Если в 1991 г. калининградские рыбаки выловили 655 тыс. т рыбы, то в 1998 г. - всего 293 тыс. т. Тем не менее, промысел в Атлантическом океане прежде всего в экономических зонах стран западного побережья Африки продолжает оставаться в центре стратегических интересов нашей рыбодобывающей индустрии. Это связано с тем, что из 6 млн. т рыбы, которые необходимо вылавливать по оценкам минимально необходимого уровня потребления населением России в собственной экономической зоне, мы в самом лучшем случае можем выловить только 4 млн. А с учетом ожидаемого снижения запасов трески Баренцова моря и дальневосточного минтая эта цифра окажется еще меньше. Остальную рыбу необходимо будет добывать в экономических зонах стран бассейна Атлантического океана и в районах свободного рыболовства, которые с учетом наблюдающихся тенденций в международно-правовом регулировании рыболовства могут в ближайшие годы обрести статус жестко регулируемых в плане использования биоресурсов районов. В связи с этим изучение состояния рыбных ресурсов и разработка рационального режима их эксплуатации за пределами экономической зоны России приобретает первостепенное значение. Главным условием доступа к биологическим ресурсам океана за пределами
собственной экономической зоны является их изучение с целью определения
величины общего допустимого вылова. Это закреплено в Конвенции ООН по
морскому праву (1980 г.). Поскольку отечественный промысел в экономических
зонах иногосударств, как правило, осуществляется в рамках межправительственных
соглашений России с этими странами, российская сторона в обязательном
порядке выполняет совместные с иностранными коллегами оценки состояния
запасов. Основой изучения морских биологических ресурсов являются морские экспедиции.
Дело в том, что как и любой живой организм, популяции промысловых рыб
имеют годичный цикл в своем развитии. Раз в год нерестятся, давая пополнение
популяции, переходящей из одного возрастного класса в другой, формируют
запас, определенную долю которого можно без ущерба для воспроизводства
популяции вынимать промыслом. Очевидно, что необходимы прямые наблюдения
и оценки запасов непосредственно в море. И эти оценки должны выполняться
не реже одного раза в год. Вот почему научно-исследовательский флот отечественной
рыбохозяйственной науки является основой основ эффективного функционирования
рыбной промышленности. В 70-80-е годы организационная структура морских
исследований имела различные формы. В силу различных причин было выгоднее
содержать научно-исследовательские суда в составе морских организаций,
таких как управление "Запрыбпромразведка", а институт на правах
арендатора фрахтовал эти суда и выполнял научно-исследовательские экспедиции
в море. Для примера можно сказать, что в середине 80-х годов институт
выполнял до 30 морских научно-исследовательских экспедиций в год. В 1998
г. состоялось всего 4 экспедиции, из них 2 - в Балтийское море (25-30
суток). С изменением форм собственности судовладельцев упомянутое управление
"Запрыбпромразведка" сначала в результате акционирования стало
АО "Рыбпрогноз", а после очередной реорганизации превратилось
в АО "Атлантрыбфлот", которое в настоящий момент переживает
очередную организационную перестройку и в основном занято борьбой за сиюминутное
выживание. Вследствие этого руководством отрасли было принято решение
передать научно-исследовательские суда, которых осталось считанные единицы,
в собственность АтлантНИРО. В начале этого года институту были переданы
3 судна: 2 научно-исследовательских судна типа "Атлантик-833"
- "Атлантида" и "АтлантНИРО", а также катер "Орленок",
который предназначен для выполнения оценок запасов в Куршском и Вислинском
заливах Балтийского моря. "АтлантНИРО" и "Атлантида" - универсальные суда, способные проводить (и проводившие) исследования в любом районе Мирового океана от Арктики до Антарктики. За прошедшие годы они немало походили в океане под руководством капитанов Николая Кохана и Ивана Гниломедова. Здесь пришлось поработать, пожалуй, почти всем научным сотрудникам Атлантического НИИ рыбного хозяйства и океанографии. Длина судов составляет 62,2 м, мощность двух главных двигателей - 1200 л.с. Многочисленные лаборатории оснащены самым современным научным оборудованием, которое не жалея сил эксплуатируют 10-12 научных сотрудников, часто вместе с 3-4 иностранными коллегами во время выполнения работ по межправительственным соглашениям. Столь многочисленному и компетентному персоналу по плечу большие задачи. И действительно — коллектив ученых не оставляет без внимания практически ни один из аспектов состояния экологической системы этих вод. Естественно, что любое изучение сложно устроенных цепей жизни невозможно проводить без знания условий, в которых существуют составляющие систему виды. На борту каждого из судов находится океанографический комплекс "Нейл Браун", датчик которого на длинном кабеле при помощи лебедки может опускаться до глубины 3000 м. И через каждый метр он определяет температуру воды, ее соленость и плотность, что позволяет судить о том, в каком состоянии в период исследований пребывают весьма изменчивые глубинные морские течения. На датчике установлены специальные резервуары для сбора проб морской воды с разных глубин. Эти пробы используются для определения содержания в воде кислорода и питательных биогенных веществ. Полученные сведения оказываются крайне полезными для описания динамики пищевых ресурсов, доступных микроскопическим водорослям - фундаменту пирамиды, на которой основана вся океанская жизнь. Комплекс спутниковой аппаратуры МЕМОСАТ, разработанный отечественными учеными из ВНИРО (Москва), позволяет в любой точке Мирового океана по несколько раз в день принимать с искусственных спутников Земли информацию о распределении температуры воды на океанской поверхности в пределах огромных акваторий. Это дает возможность ежедневно следить за крупномасштабной динамикой приповерхностных течений. В местах их столкновений образуются так называемые фронтальные зоны, в которых концентрируются рыбные косяки. Поэтому спутниковые снимки оказываются полезным подспорьем как при планировании научных исследований, так и для разработки рекомендаций рыбакам, промышляющим поблизости от района работ. Изучение первичной продуктивности вод показывает ученым распределение
в океане уже упоминавшихся микроскопических водорослей и дает возможность
точно определить скорость создания органического вещества: сколько миллиграммов
с квадратного метра в сутки. Одновременно ведущиеся сборы этих водорослей,
которые осаждаются на ультратонких фильтрах, дают возможность определять
в береговых условиях видовой состав и судить о его межгодовых изменениях.
Не будем забывать, что страшные "красные приливы", губящие все живое на
обширных акваториях, вызываются именно такими крошечными растительными
организмами. Мощный акустический комплекс Е-500 "Симрад" позволяет оценивать численность и биомассу морских рыб по маршруту движения судна. Для расшифровки акустических сигналов периодически приходится выполнять контрольные траления. В каждом улове определяется видовой состав, а для каждого из видов рыб - размеры и масса тела. При вскрытии устанавливается их биологическое состояние: нерестовые это рыбы или же наоборот - нагуливающие жир, а также чем они питаются. Обширные морозильные камеры позволяют привезти для берегового исследования и музейного хранения даже больших морских животных, а также технологические, паразитологические и биохимические пробы. Параллельно с этими инструментальными наблюдениями научные сотрудники проводят визуальные учеты морских птиц, китов и дельфинов в целях оценки их численности и влияния на окружающую среду. НИС "АтлантНИРО", успевшее провести исследования и в Тихом океане, и в Арктике, и в Антарктике, с 1994 г. неотрывно работает в водах Центрально-Восточной Атлантики, этой вотчине Калининградских рыбаков. Если вести отсчет от легендарной экспедиции научно-промысловой перспективной разведки БалтНИРО на БМРТ "Казань" в 1957 г., то история отечественного промысла и научных исследований здесь насчитывает уже более 30 лет. В соответствии с межправительствеными соглашениями России с Марокко и Мавританией это судно "АтлантНИРО" два раза в год проводит экспедиции по комплексному изучению ресурсов прибрежных вод этих африканских государств, которыми последовательно руководили С. Кудерский и М. Полищук. В кратких перерывах между рейсами оно успевает выполнить учетные съемки промысловых рыб в Балтийском море. В текущем году его у африканских берегов заменит "Атлантида", которая затем в конце 1999 г. должна будет отправиться в Антарктику для изучения современного состояния запасов криля. "Атлантиду" судьба тоже помотала по свету. Но в отличие от предыдущего судна, работавшего в высоких широтах лишь эпизодически, она большую часть своей жизни провела далеко за 50-ми параллелями северной и южной широты в холоде, жестоких штормах, обледенении и невероятно тяжелых условиях работы для экипажей. В последние годы это судно в основном работает на крайнем севере Атлантики в рамках программы совместных исследований с Полярным институтом рыбного хозяйства и океанографии (ПИНРО, Мурманск). Летом 1999 г. там будет работать научная группа на борту "АтлантНИРО". Именно большие научные возможности этих судов и большой вклад "АтлантНИРО" в международное научное сотрудничество и предопределили то, что ему была предоставлена честь представлять морскую науку нашей Родины на очередной Всемирной выставке "ЭКСПО-98", которая проходила с 25 мая по 30 сентября 1998 г. в г. Лиссабоне (Португалия) под девизом "Океан - всеобщее наследие будущего человечества". Об этой выставке вы могли подробно прочитать в N№ 3 журнала за 1998 г. Основная цель экспонирования НИС "АтлантНИРО" состояла в демонстрации научного оборудования и приборов, предназначенных для изучения биологических ресурсов Мирового океана, показа достижений отечественной океанологической науки в области экспедиционных исследований. Когда было получено известие об участии в ЭКСПО, судно только что вернулось из одного рейса и через месяц должно было вновь уходить к океан. Времени на какие-либо особые приготовления к выставке не было. Частично на берегу, а в основном уже на пути к Лиссабону экипаж и научная группа покрасили палубы и помещения, подготовили научное оборудование к демонстрации. Благодаря четкой и слаженной работе всех служб судна, а также самоотверженным усилиям всех членов экипажа, судно под руководством начальника экспедиции в кратчайшие сроки было всесторонне подготовлено к демонстрации на Всемирной выставке "ЭКСПО-98". В судовых условиях было изготовлено большое количество информационных материалов об истории судна, его технических характеристиках, возможностях в части экспедиционных исследований биологических ресурсов океана. На входе в каждую лабораторию, а также у каждого научного прибора или аппарата были размещены информационные листки на русском, английском и португальском языках. Последние делали уже в Лиссабоне, прибегнув к помощи переводчиц - студенток МГИМО. Разработали маршрут для посетителей и гостей судна из расчета прохождения каждой группы из 15 человек в течение 20 минут. Для вручения почетным посетителям были изготовлены красочные вымпелы и проспекты судна, значки с символикой АтлантНИРО, и сувениры, закупленные в Калининграде. 11 июня судно пришвартовалось у специального причала Всемирной выставки. А 12 июня, в день Российской Федерации на выставке, с 10 часов утра оно открылось для посетителей. У трапа был установлен специально изготовленный стенд с информацией о судне. Экскурсии проводили на английском, французском и португальском языках. По приблизительным оценкам за два дня на "АтлантНИРО" побывало более 1000 человек, причем это количество определялось только пропускной способностью (15-20 человек в течение 20 минут). Желающих посмотреть судно было гораздо больше, и возникшая с утра очередь к вечеру не уменьшалась. В книге отзывов осталось много благодарственных записей, в которых отмечалось прекрасное техническое состояние судна, высокий уровень его научно-технического оснащения, компетентность научных сотрудников, гостеприимство и доброжелательность экипажа. Судно посетили также отечественные и иностранные журналисты. В этот же день капитан судна Н.И.Кохан и начальник экспедиции П.П. Чернышков присутствовали на подъеме Государственного флага России на "ЭКСПО-98" и на открытии Российского павильона. На это мероприятие прибыла официальная российская делегация во главе с вице-премьером правительства РФ О.Н. Сысуевым, которая вечером посетила НИС "АтлантНИРО" и ознакомилась с судном. (Сам глава делегации принять участие в этом мероприятии не смог по причине очень раннего вылета в Москву на следующий день). Представление судна на выставке дало возможность показать мировой общественности и научному сообществу, что Россия продолжает находиться на передовых рубежах изучения океана и освоения его биологических ресурсов. 14 июня 1998 г. судно вышло из порта Лиссабон и направилось в очередную экспедицию. Она была юбилейной - двадцатой, но далеко не последней. Исследования "АтлантНИРО" у берегов Западной Африки продолжаются, и до ближайшего рейса осталось совсем немного. После ремонта на судоверфи г. Гданьска (Польша) судно пребывает в прекрасном состоянии и недавно ушло в новый научно-исследовательский рейс к африканским берегам. Теперь суда вместе с немногочисленной управленческой мини-структурой перешли в собственность АтлантНИРО. Это существенно облегчит планирование и проведение научных исследований, сроки которых и продолжительность не нужно будет согласовывать с судовладельцем. Кроме того, как известно "дитя без глазу" не только у семи нянек - достаточно и двух. При единственном хозяине возникают совершенно иные возможности для экономного и рационального использования средств, т.к. организовать совместную экспедицию будет значительно проще. Поэтому есть надежда, что новая жизнь, которая начнется с 1999 г. у "АтлантНИРО" и "Атлантиды" будет долгой, нужной и продуктивной.
|
|
|