Система комплексной компьютеризации судовых холодильных установок
Ю.Н.Сластихин, доцент, заведующий кафедрой ХКМУ БГА
Кафедра “Холодильные и компрессорные машины и установки” Балтийской государственной
академии рыбопромыслового флота в результате многолетних трудов под руководством
профессора Л.И. Константинова и профессора Л.Г. Мельниченко разработала
не имеющую отечественных и зарубежных аналогов теорию математического
моделирования судовых холодильных установок, позволяющую решать неограниченный
круг задач проектирования, анализа и эксплуатации судовых холодильных
установок (СХУ).
На основе этой теории под руководством профессора Л.Г. Мельниченко была
разработана и внедрена система комплексной компьютеризации при изучении
спецдисциплин от 1-го до 5-го курсов по специальности “Техника и физика
низких температур” (специализация -"Холодильные машины и установки").
В систему комплексной компьютеризации (СКК) входят такие разделы, как
системы автоматизированного проектирования (САПР) отдельных оптимизированных
узлов декомпозиции СХУ, САПР оптимизированной СХУ в целом, синтезирование
различных холодильных установок, анализ их работы и прогнозирование параметров
в любом диапазоне переменных режимов в различных условиях промысла.
Особое место в СКК занимают тренажеры на базе персональных компьютеров
для всех узлов декомпозиции, генераторов и потребителей холода и СХУ в
целом.
СКК включает в себя прикладные программы, необходимые для теоретических
исследований, таких как расчет ресурсных характеристик: расчет оптимизации
оттайки воздухоохладителей, очистка конденсаторов, износа деталей компрессоров,
обработки статистической информации и ряд других.
По всем разделам СКК имеются обучающие системы, позволяющие эффективно
освоить новый материал и закрепить полученные знания.
Алгоритмическое и программное обеспечение.
I. Системы автоматизированного проектирования оптимизированных узлов
декомпозиции и СХУ в целом (задачи синтеза) включают следующие укрупненные
блоки:
- массивы исходных данных;
- тепловые и конструктивные расчеты с построением графиков;
- расчеты массогабаритных и экономических показателей;
- расчет целевой функции на основе принятого критерия оптимизации;
- графопостроение полученных конструктивных решений синтезированных
объектов.
II. Прогнозирование эффекта синтезированных объектов (задачи анализа
работы СХУ).
Эти задачи включают в себя следующие укрупненные блоки:
- массивы исходных данных, включающие конструктивные параметры объектов
и вероятные диапазоны переменных условий работы;
- расчет параметров, определяющих эффект узла декомпозиции в заданных
изменяющихся условиях работы с построением графика характеристик;
- аппроксимация поля величин, определяющих эффект, создаваемый узлом
декомпозиции с выводом уравнения его математической модели;
- оценку точности полученного уравнения математической модели.
Программное обеспечение по разделам I и II выполнено на языках FORTRAN
(V), ACAD и AUTOLISP.
III. Тренажеры на базе математического моделирования, созданные на
кафедре ХКМУ БГАРФ, охватывают все узлы, комплексы и СХУ в целом.
Алгоритмы и программы, включают следующие укрупненные блоки:
- блок создания и вывода на дисплей схемы СХУ и ее фрагментов. В программах
предусмотрены элементы анимации (изображения характера движения) сред
и конструктивных элементов;
- ввод файла математической модели СХУ;
- решение задач по анализу рабочих процессов СХУ с выводом на дисплей
фрагментов схемы, заданных изменяющихся условий работы СХУ и ее расчетных
параметров;
- программирование задач по эксплуатации СХУ;
- решение задач по эксплуатации с выводом на дисплей порядка выполняемых
операций на схеме СХУ;
- результирующий анализ выполнения задач обучающимися с оценкой правильности
решения задачи.
Программное обеспечение по разделу III выполнено на языке BORLAND C++
3.1.
IV. Прикладные задачи.
Алгоритмы и программы этих задач имеют индивидуальный характер, разработаны
на языке FORTRAN (V) в соответствии с постановкой задачи предлагаемых
исследований.
V. Обучающие системы.
Эти системы соответствуют всем задачам, перечисленным в разделах I-IV,
а также программному материалу по изучаемым спецдисциплинам. Обучающие
системы содержат следующие укрупненные блоки:
- исходные данные, содержащие перечень проверяемых вопросов;
- информацию для проверки знаний по заданным вопросам в вариантах текстовых
и графических форм;
- оценку качества ответов и рекомендации - ссылки на рекомендуемые
источники для дополнительного изучения при недостаточном уровне ответов.
Разработанная СКК включает более 200 авторских алгоритмов и программ,
имеющих высокий уровень интеллекта и позволяющих при вводе минимального
количества исходных данных получить детальные проработки с большим объемом
адекватных выходных параметров.
Созданная система комплексной компьютеризации (СКК) может широко использоваться
в учебном процессе, в процессе исследовательских работ, в практике проектирования
и эксплуатации СХУ.
|