Политика рыболовства в Европейском Союзе
В.В. Агеев, доцент кафедры социальных наук Калининградского государственного
технического университета
При подписании в 1957 году в Риме договора об образовании Европейского
экономического сообщества политике рыболовства была уделена отдельная
38-я статья. В ней были названы цели политики рыболовства интеграционной
группировки в Западной Европе: гарантирование соответствующего уровня
жизни лицам, занятым в среде рыболовства, избежание скачков цен на рыбную
продукцию, обеспечение снабжения и доставки потребителям продукции по
установленным ценам, сохранение и защита рыбных запасов.
В качестве инструментов политики рыболовства ЕЭС назывались определенный
рыночный порядок, создание которого предусматривалось другими статьями
договора, поддержка организаций-производителей рыбной продукции, установление
общего объема вылавливаемой рыбы в территориальных водах сообщества и
их разграничение между странами-участниками ЕЭС. Исключение при этом составляли
отдельные береговые районы, имеющие особое значение для рыболовства в
Европе.
Содержание ст. 38 Договора об образовании ЕЭС имеет одинаковую силу в
равной степени для сельского хозяйства, торговли и рыболовства сообщества.
В процессе формирования общих интеграционных рыночных правил для этих
трех отраслей Совет Министров ЕЭС в 1970 г. принял Постановление об общей
организации рынка рыбопродуктов. Это постановление в измененной редакции
повторно принималось в 1976 и 1987 гг.
Расширение Европейского сообщества в северном направлении значительно
расширило его рыболовные районы, все чаще рыболовная проблематика становилась
предметом многосторонних обсуждений в ЕС. Великобритания, Ирландия и Дания,
став членами сообщества, добились отдельных уступок для своих рыбаков,
например, шести и двенадцатимильных рыболовных зон, которые просуществовали
до 1989 г. Следует отметить, что с середины 70-х годов проблемами разделения
зон рыболовства в Европе занимались международные организации, действовавшие
вне рамок Европейского Сообщества. На 3-й конференции по морскому праву,
проводимой под эгидой ООН, ее участники не пришли к согласию из-за того,
что большинство представителей настаивало на введении 200 мильных рыболовных
зон. Позднее, в 1977 г. Европейское сообщество также присоединилось к
этим требованиям.
После многолетних международных споров по этим вопросам и введения новых
рыболовных зон рядом стран площадь международных районов рыбодобычи значительно
сократилась. Страны, чьи национальные рыболовные зоны граничили с международными
районами добычи рыбы, стали проявлять особую заботу о сохранении своих
прав на лов рыбы в этих местах. Учитывая сложившуюся обстановку в мире,
Европейское сообщество в 70-80-е годы заключило многочисленные соглашения
по вопросам рыбной ловли с третьими странами.
Соблюдая международные правила о сохранении рыбных запасов в Мировом
океане путем ежегодного установления допустимых общих объемов вылова рыбы
и величиной назначаемых квот, Европейское сообщество стремилось приспосабливаться
к обстановке, не допуская снижения поставок рыбопродукции на свой рынок.
Очередное расширение рыболовных зон ЕС происходило после 1986 г., когда
сообщество расширило свои границы в южном направлении. После принятия
в ЕС Греции, Испании, Португалии общее количество рыбаков в Сообществе
удвоилось. Для отдельных новых членов сообщества (Испании, Португалии)
были установлены переходные сроки, касающиеся и правил рыболовства. Это
выражалось в некоторых ограничениях на право вылавливать рыбу в территориальных
водах и установленных рыболовных зонах других стран ЕС.
После заключения Маастрихского договора (07.02.1992) в ЕС предпринимались
попытки по совершенствованию политики рыболовства. В 1993 г. были приняты
трехлетние программы по развитию рыболовных флотов Европейского союза.
Они предусматривали сокращение затрат на рыболовство в зависимости от
видов вылавливаемых рыб и способов ловли. Такое сокращение составило 20%
и распространялось на траловые рыболовные суда и те виды рыб, запасы которых
в море находятся под угрозой. На 15% были сокращены ассигнования на лов
донных видов рыб. В рамках реформы рыболовецких структур Европейского
союза в 90-х годах был введен единый инструмент финансирования этой отрасли.
Правила содействия и поддержки политики рыболовства в ЕС, имевшие силу
до 1993 г., были отменены. В официальных документах комиссии ЕС сообщалось,
что дальнейшие шаги Евросоюза по совершенствованию политики рыболовства
страны-члены Союза будут предпринимать в зависимости от объема выделяемых
им средств и содержания планируемых программ.
В целом в ходе интеграционного процесса западноевропейских стран можно
выделить следующие основные тенденции развития политики рыболовства:
- - разработку и внедрение договорных положений, создание правового
инструментария;
- - финансирование отрасли из специального бюджета;
- - формирование рыночных условий для осуществления политики рыболовства;
- - совершенствование и координацию структурной политики рыболовства;
- - сохранение и совместное использование рыбных запасов, включая контроль
над соблюдением установленных квот вылова рыбы и способов ее добычи.
|