КАЛИНИНГРАДСКИЙ КРЮИНГ
Вадим Владимирович Мамонтов, председатель Совета Калининградской региональной
(территориальной) Общественной организации Российского Профессионального
союза моряков
Развитие крюинга, то есть коммерческой комплектации экипажей,
в нашем регионе сталкивается, пожалуй, с теми же проблемами, что и
любое другое малое или среднее предпринимательство. Все началось в
1991 г. с «Морского центра» под управлением Леонида Наумова, преподавателя
Института повышения квалификации кадров флота рыбной промышленности.
Тогда это была единственная фирма, занимавшаяся трудоустройством плавсостава
за рубеж. Первопроходцы из «Морского центра» поговаривали о необходимости
создания единой региональной биржи труда для моряков и рыбаков, и
лично Л. Наумов вел переговоры о долевом финансировании этой непонятной
структуры с крупнейшими судовладельцами Калининграда, тогда директорами
государственных предприятий. Переговоры провалились: госфеодалы были
совершенно не заинтересованы в обмене кадрами, да и боялись того,
что наиболее квалифицированные специалисты уйдут к конкурентам, тем
более за рубеж, безвозвратно.
«Морской центр» не смог удержать позицию лидера. Сразу после либерализации
цен, введения свободы внешнеэкономической деятельности и приватизации
государственного флота рынок труда стал развиваться лавинообразно. Не
прошло и года, как в Калининграде появились агентства «Балт-Марко», «Л
& Е» - кстати, эти пионеры местного крюинга работают до сих пор -
и разнообразные искатели наживы, а то и просто эпизодические мошенники,
исчезнувшие вместе с деньгами и обещаниями. Сегодня в Калининграде зарегистрировано
55 агентств, имеющих государственную лицензию, характеристику действующих
(в виде таблицы) мы приводим ниже.
Интересно, что лишь в 1996 г. государство решило лицензировать подобный
вид коммерческой деятельности: именно тогда появился нормативный акт «Положение
о деятельности, связанной с трудоустройством граждан РФ за границу», и
был определен контролирующий орган - Федеральная миграционная служба РФ.
То есть несколько лет моряки отправлялись на суда под иностранным флагом
без какого-либо пригляда и контроля. Подчеркиваем, именно без «какого-либо»,
ведь в те годы профсоюз тоже создавался заново, оформлял членство в МФТ-ITF,
приобретал необходимый опыт.
Соответственно, об этой эпохе «безвременья», когда калининградские моряки,
понятия не имевшие о том, что такое контракт, и какими должны быть минимальные
трудовые стандарты, попадали в переплет, можно было бы рассказать многое…
Но применительно к тематике статьи подчеркнем существенное: рабочая сила
калининградских моряков как товар, прежде неизвестный на международном
рынке, продвигалась на этот самый рынок со всеми соответствующими приключениями.
Ведь калининградский крюинг не имел самостоятельного доступа к иностранным
судовладельцам. По сути, в первые годы деятельность крюинга сводилась
к двух-, а то и трехступенчатому посредничеству. Для примера, греческий
судовладелец «Nikolakis» заказывал экипаж польскому агентству «Stan Shipping»,
оно отдавало часть вакансий «Балт-Марко», которое делилось ими с «Л &
Е». И понадобились годы, чтобы агентства, ныне действующие в Калининграде,
приобрели необходимый опыт и установили непосредственный контакт с судовладельцами.
К тому же калининградский регион в течение десятилетий был краем рыбной
промышленности. Даже единственное пароходство - ныне ОАО «Западное пароходство»
- традиционно относилось к отрасли речного судоходства, т.е. судов ограниченного
плавания, и насчитывало в лучшие времена не более 40 теплоходов смешанного
плавания с общей численностью плавсостава 900 человек. Для сравнения,
по нашим данным (подтвержденным службой дипломирования капитана морского
торгового порта) в Калининграде числится 6250 специалистов, имеющих право
работать на судах морского транспортного флота в соответствии с требованиями
Конвенции.
Для сопоставления, во времена расцвета советского флота рыбной промышленности,
оснащенного современными судами неограниченного района плавания, в Калининграде
насчитывалось примерно 17000 работников плавсостава. И с учетом того,
что флот, приписанный к порту Калининград, сократился настолько, что просто
исчез, тот факт, что каждый третий рыбак стал моряком и получил работу
на международном рынке труда, говорит о многом: прежде всего, о качестве
нашего морского образования и профессиональных качествах наших моряков,
которые «сами себя сделали».
Подчеркнем главное: сегодня в Калининграде набирают кадры для своего
флота и норвежские судовладельцы, которые оплачивают труд наших моряков
по ставкам ITF (см. в таблице агентство «Северный путь»), и «Marlow Navigation»
(при посредничестве Отдела международных связей Калининградского морского
колледжа), и шведы удобного флага, и голландские судовладельцы второго
регистра… И далее везде.
В худшем положении оказались наши рыбаки: их удел - найм на остатки разнотипного
флота промышленного рыболовства, разбросанного от Сингапура до Намибии
и перешедшего к разномастным иностранным судовладельцам.
Поясним, что прежняя система подготовки кадров флота в Калининграде по-прежнему
функционирует: как и раньше Школа подготовки рядового состава, Мореходный
колледж и Государственная академия ежегодно выпускают молодых специалистов,
не имеющих практического опыта. Примерно пятнадцать процентов от общего
числа выпускников востребованы: например, известная фирма «Marlow Navigation»
ежегодно трудоустраивает 25-30 выпускников Мореходного колледжа. Что же
касается подавляющего большинства «молодости флота», она обретается на
берегу невостребованной.
По нашим подсчетам, калининградский плавсостав транспортного флота занимает
ежегодно до 4-х с половиной тысяч рабочих мест в основном на судах под
удобными флагами. Добавим еще 250 рабочих мест на судах ОАО «Западное
пароходство» под флагом РФ. Суммарно это и есть реальные рабочие места
для калининградских моряков. Однако, по нашим сведениям, калининградские
моряки уходят в рейс и при посредничестве крюинговых агентств государств
Балтии: это еще несколько сотен высококвалифицированных специалистов.
Как представители профсоюза, мы каждый день сталкиваемся с рыбаками и
моряками, которые ищут работу. Причем рыбаки ищут работу любую и соглашаются
на зарплату в 400 долл. США в месяц в условиях рейса неограниченной продолжительности.
С моряками картина совершенно иная: они не столько ищут работу, сколько
она, то есть кадровые вакансии, разыскивает их.
Вместе с тем наличный кадровый потенциал калининградского рынка труда,
по нашему мнению, далеко не востребован. И основная причина этой самой
невостребованности - это, пожалуй, недостаточное умение кадров флота рыбной
промышленности преподнести себя. Некоторые рыбаки так и не смогли адаптироваться,
заставить себя освоить английский и тому подобное. Но разве в современной
России лишь эти работяги не смогли приспособиться?
Что же касается системы государственного лицензирования бизнеса, связанного
с трудоустройством за границу, то это вообще отдельная песня - временами
грустная, а временами разухабистая.
Начнем с того, что прежняя система, внедренная в 1996 г., являлась по
сути уведомительной. Любой коммерсант (или мошенник) мог предоставить
копию соглашения о намерениях с любым иностранным работодателем, достоверность
существования которого никто не проверял, платил минимальный сбор и получал
от государства разрешение. Далее этот бизнес становился неподконтрольным,
и разнообразные платы-сборы с моряков, как правило, нелегальные, и являлись
чистым доходом того или иного «крюинга».
В настоящее время при активном участии нашего профсоюза, содействии Федеральной
миграционной службы и правоохранительных органов ситуация существенно
изменилась. То есть с местного рынка труда исчезли гастролеры и жулики,
но система поборов с трудоустраиваемых в основном осталась. Теперь на
наших глазах снова меняется нормативная база государственного контроля
за деятельностью, связанной с трудоустройством граждан РФ за границу.
В этом году РФ ратифицировала Конвенцию МОТ «О найме и трудоустройстве
моряков», предусматривающую тщательный контроль государства за сборами
и поборами. Впрочем, практическая реализация Конвенции пока что еще не
началась.
И последний штрих. Экономическая важность «калининградского сектора»
на рынке труда уже признана хотя бы международными адвокатами, специализирующимися
на рассмотрении споров, связанных с получением компенсаций и пособий вследствие
травм и иных несчастных случаев. Так, в Калининграде открывается адвокатское
бюро международной фирмы «Павлакис и партнеры» (создана в 1936 г., Греция,
Пирей), которая уже сегодня представляет интересы 20 калининградских семей,
потерявших кормильцев на судах под иностранными флагами. Международные
адвокаты уверены в развитии своего бизнеса. А нам, представителям Российского
профсоюза моряков, хочется, чтобы такой работы у них было поменьше.
|