РОССИЙСКО-ДАТСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ
ЗАЩИТЫ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ ОТ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И ЗАГРЯЗНЕНИЯ СУДОВЫМИ ОТХОДАМИ
доктор Сёрен П. Петерсен, заместитель управляющего профильными проектами,
"Карл Бро Груп а/с", Дания
1. Введение
В связи с полузакрытым характером Балтики морская среда в этой зоне подвергается
сильному влиянию человеческой деятельности, в результате чего на экологию
оказывается серьезное воздействие. Для защиты чувствительной морской среды
Балтики страны, прилегающие к Балтийскому морю, создали и подписали в
1974 г. Хельсинкскую конвенцию об экологической защите зоны Балтийского
моря [1]. Два обязательства, последовавшие за ее ратификацией, заключались
в создании возможностей бороться с разливами нефти на море и в обеспечении
средств надлежащего приема судовых и грузовых отходов во всех балтийских
портах.
В качестве выполнения части международной программы экологического содействия
Организация датского экологического сотрудничества в Восточной Европе
(DANCEE), управляемая Датским агентством по охране окружающей среды, оказала
финансовую поддержку ряду взаимосвязанных проектов по сотрудничеству в
восточной Балтике, касающихся общенационального/регионального планирования
мер готовности и реагирования на аварийные разливы нефти в море, а также
планирования сбора и переработки судовых отходов в портах восточной части
Балтийского моря. Данные проекты могут рассматриваться как вклад Дании
в международное сотрудничество по выполнению обязательств, налагаемых
Хельсинкской конвенцией. Два из них, как описано далее в этой статье,
были учреждены как проекты российско-датского сотрудничества с заключением
договора с датской консалтинговой компанией "Карл Бро Груп а/с".
2. Внесение исправлений и дополнений в Региональный план чрезвычайных
мер по ликвидации аварийных разливов нефти в российской зоне реагирования
на Балтике
Все возрастающая деятельность, связанная с морскими перевозками нефти
и иных опасных веществ, импортом/экспортом через нефтяные терминалы и
разведкой/разработкой нефтяных ресурсов на Балтике, вызывает обеспокоенность
в связи с возможной опасностью, угрожающей окружающей среде, и ухудшением
состояния экономических и природных ресурсов в случае аварийных разливов.
Вследствие этого ответственные российские службы пересматривают и обновляют
региональные возможности реагирования в случае аварийных разливов в Балтийском
море с целью защиты морской среды, ее природных ресурсов и курортных сооружений
от загрязнения нефтью и иными вредными веществами. В 2000 г. конкретный
проект российско-датского сотрудничества по внесению изменений и дополнений
в региональный план ликвидации разливов нефти был соответствующим образом
согласован с имеющимися средствами совместного финансирования программы
DANCEE.
Государственная морская аварийная и спасательно-координационная служба
(Госморспасслужба) при Министерстве транспорта России несет полную ответственность
за ликвидацию разливов нефти в открытом морском пространстве России. Служба
признает - в свете увеличивающейся судоходной активности в Балтийском
море - необходимость пересмотра Регионального плана чрезвычайных мер на
случай аварийных разливов нефти для Российской зоны реагирования на Балтике.
Особое внимание уделяется требованиям готовности и реагирования на случай
разливов в Калининградской области в связи с общей недостаточностью средств
и мер для ликвидации разливов в открытом морском пространстве в данном
регионе.
В сентябре 2001 г. была начата фаза реализации текущего проекта датско-российского
сотрудничества по обновлению Российского регионального плана чрезвычайных
мер на случай аварийных разливов нефти. Проектные расходы финансируются
совместно программой DANCEE и российским Министерством транспорта. Основным
подрядчиком является датская консалтинговая компания "Карл Бро а/с"
в сотрудничестве с датским производителем оборудования для ликвидации
разливов нефти - компанией "Ро-Клин Десми А/С" и Центральным
научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом морского
флота, г. Санкт-Петербург. Насколько это возможно, проект опирается на
опыт ранее осуществленных подобных проектов для государственных служб
в Эстонии, Латвии и Литве.
В предшествующем проекту технико-экономическом обосновании была дана
оценка общей российской структуры чрезвычайных мер (институциональной/по
оборудованию) на случай разливов нефти в российских зонах реагирования
на Балтике, охватывающих Ленинградскую и Калининградскую области. Оценка
включала рекомендации по закупке в реализационной части проекта оборудования
для ликвидации разливов. Данное оборудование для ликвидации, примерная
общая стоимость которого составляет 1,1 млн. долл. США, будет находиться
в ведении специальных морских департаментов Службы как уполномоченных
российских органов, борющихся с разливами нефти в морском пространстве.
Закупленное оборудование планируется поставить весной 2002 г.
Общая долгосрочная цель проекта - внести вклад в защиту и устойчивое
использование природных ресурсов и курортных сооружений на побережье Восточной
Балтики путем минимизации последствий и воздействий нефтяного загрязнения,
вызываемого случайными или намеренными разливами нефти с кораблей и иных
потенциальных источников нефтяного загрязнения. Основная краткосрочная
цель проектов - оказать содействие в выполнении требований Хельсинкской
Конвенции и Конвенции OPRC [2,3] путем увеличения институциональной и
технической способности ликвидировать случайные или намеренные нефтяные
загрязнения в российской региональной зоне реагирования.
Цели проекта будут достигнуты при следующих ожидаемых результатах:
- обновленная региональная организация чрезвычайных мер на случай аварийных
разливов нефти;
- утвержденный региональный план чрезвычайных мер на случай аварийных
разливов нефти, включая процедуры готовности и реагирования на разливы;
- поставка и ввод в действие необходимого оборудования и средств реагирования
в Калининградской и Ленинградской областях;
- учебные программы и упражнения в соответствии со стандартами, разработанными
ММО (Международной морской организацией).
Проект осуществляется в тесной связи и координации со всеми участвующими
организациями на региональном и федеральном уровне. Планируется завершить
его к концу 2002 г.
3. Загрязнение судовыми отходами Балтийского моря
Защита морской среды в зоне Балтики от воздействия загрязнения различными
видами судовых отходов регулируется в целом специальным государственным
законодательством, а также правилами и рекомендациями двух международных
конвенций о защите морской окружающей среды: конвенцией MARPOL 73/78 и
Хельсинкской конвенцией 1992 г.
Правила и процедуры, изложенные в конвенции MARPOL и Хельсинкской конвенции
касательно сброса в море нефтесодержащих отходов, осадков, смесей с содержанием
ядовитых жидких веществ и твердого мусора, являются ясными и недвусмысленными.
Жидкие пищевые отходы, нефтесодержащий водяной балласт, сильно загрязненная
нефтью трюмная вода, мусор и прочие отходы не должны скачиваться или сбрасываться
в море в зоне Балтики. Все перечисленные виды отходов должны оставаться
на борту до тех пор, пока суда не достигнут портов назначения. А в этих
портах должны быть адекватные приемные сооружения, где отходы могут быть
собраны и переработаны экологически приемлемым способом. Неочищенные сточные
воды не должны сбрасываться в море менее чем за 12 морских миль от ближайшего
берега.
Опыт целого ряда европейских портов показал, что детальный процесс планирования,
посвященный основным вопросам - оценка видов и объема судовых отходов,
возмещение издержек, собственность (инвестиционная и эксплуатационная)
на сооружения, а также уведомление и декларирование отходов, - необходим
для создания системы управления судовыми отходами в порту, которая соответствовала
бы требованиям конвенции MARPOL 73/78, была бы экономически устойчивой
и не приводила бы к ненужным задержкам судов. Соответственно, недавно
принятая по данному вопросу директива ЕС (от 28 декабря 2000 г.) требует
в числе прочих вопросов, чтобы все европейские порты Союза подготовили
план сбора и переработки отходов и связанных с этим мероприятий, который
облегчит внедрение положений MARPOL 73/78.
Рассмотренные проблемы, касающиеся продолжающихся сбросов судовых отходов
в Балтийское море, нехватки достаточных/адекватных средств для приема
отходов, а также инициатив по улучшению общей ситуации, явились важной
темой международного сотрудничества в рамках конвенции HELCOM (Рекомендации
HELCOM 1/1, 10/5, 10/7, 17/11, 19/7, 19/8, 19/11, 19/12 и 19/13), равно
как и содействия со стороны Международной морской организации (ММО). Особое
внимание было уделено странам, имеющим порты в восточной части Балтийского
моря. В связи с общей переходной экономической ситуацией эти морские порты
по-прежнему сталкиваются с препятствиями на пути к созданию новых и/или
реконструкции существующих портовых сооружений для приема отходов.
В результате программа DANCEE поддержала ряд проектов в восточной Балтике
по разработке планов сбора и переработки судовых отходов в портах Балтийского
моря. Компания "Карл Бро Груп а/с" (Дания) выступила в качестве
главного консультанта в этих проектах: в порту Щецина (Польша), государственном
морском порту Клайпеды (Литва), портах Лиепаи и Риги (Латвия) и порту
Санкт-Петербурга (Россия). Во всех перечисленных проектах был разработан
и соответственно утвержден план сбора и переработки судовых отходов, включая
рекомендации Хельсинкской комиссии, а также с учетом всех требований недавно
принятой директивы ЕС. Проекты включали оценку существующих сооружений
для приема и переработки (при наличии таковых). В некоторых из перечисленных
портов проекты также включали планирование и строительство сооружений
для приема и переработки судовых отходов. Проекты координировались, насколько
это представлялось возможным, с аналогичными шведскими инициативами по
порту г. Калининграда и нескольким польским портам. Федеральным органом,
участвовавшим в указанных проектах в России, являлась Государственная
морская аварийная и спасательно-координационная служба Российской Федерации
(Госморспасслужба) при Министерстве транспорта Российской Федерации.
4. Литература
[1] HELCOM 74/92, Конвенция о защите морской среды Балтийского моря.
[2] Конвенция OPRC, Международная конвенция о готовности, реагировании
и сотрудничестве в борьбе с разливами нефти. ММО, Лондон, 1991 г.
[3] Рекомендации HELCOM 11/13. Рекомендации, касающиеся развития возможностей
страны ликвидировать разливы нефти и иных вредных веществ (14 февраля
1990 г.).
|